5. Договор поставки товаров для
государственных и муниципальных
нужд.
Поставка товаров для
государственных или муниципальных
нужд – разновидность договора поставки.
Этим договором оформляется закупка товаров,
необходимых государству, в частности,
необходимых для обеспечения нужд обороны
и безопасности страны. Регулируется этот
договор статьями ГК РФ, посвященными
специально этому договору, а также статьями,
посвященными договору поставки, и специальными
законами: «О поставках продукции для
федеральных государственных нужд»; «О
государственном материальном резерве»;
«О государственном оборонном заказе».
Общие положения о поставке
применяются к данному договору,
если правилами о нем не установлено
иное.
Срок выполнения действий по заключению
договора ограничен законом: он определен
либо в 30, либо в 20 дней.
Цена товара – рыночная, финансирование
поставок товара происходит за счет бюджетных
средств и внебюджетных источников РФ.
Участниками договора этого типа являются:
• заказчик (в роли его выступают либо
исполнительные органы власти, либо организации,
уполномоченные ими);
• поставщик (в этой роли выступают предприниматели);
• получатель товара (покупатель).
Предметом договора являются вещи, определяемые
родовыми признаками (только российского
производства); потребность в заказываемых
вещах выявляется из государственных
программ; форма этого договора должна
быть всегда только письменная; оформляется
этот договор двумя документами:
• государственным или муниципальным
контрактом на поставку товаров для государственных
или муниципальных нужд – договором между
заказчиком и поставщиком о передаче товара
либо самому заказчику, либо указанному
им получателю (покупателю);
• договором поставки для
государственных или муниципальных нужд
– договором между поставщиком и получателем
(покупателем), заключаемым на основе контракта
о передаче поставщиком товара покупателю.
Промежуточным документом между ними
является извещение заказчика покупателю
о прикреплении его к поставщику.
В процедуре заключения
договора поставки для государственных
нужд можно выделить следующие этапы:
• определение государственных
или муниципальных нужд в товарах определенного
вида;
• выдача заказа на поставку
товара заказчику;
• размещение заказчиком
заказа (оно может происходить на конкурсах);
• заключение контракта между
поставщиком и заказчиком;
• направление заказчиком
получателю товара (покупателю) извещения
о прикреплении его к определенному поставщику;
• заключение договора поставки
между поставщиком и покупателем на основе
извещения заказчика.
Нарушения, допущенные покупателем:
• невыборка товаров покупателем
в обусловленный срок;
• неоднократная просрочка
оплаты товаров покупателем.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО
ДОГОВОРУ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА
Особенности ответственности
сторон по договору поставки:
• основанием наступления
ответственности является неисполнение
или ненадлежащее исполнение договора;
• ответственность является
полной и строится на основании положений
гл. 25 ГК;
• формы ответственности:
возмещение убытков (реального ущерба
или упущенной выгоды) (ст. 15 ГК); взыскание
договорной неустойки (пени, штрафа); взыскание
уплаты процентов за пользование чужими
деньгами в случае нарушения денежных
обязательств (395, п. 4 ст. 487, ГК): отказ стороны
от исполнения договора, возврат недоброкачественного
или некомплектного товара, приобретение
товара покупателем у другого лица в случае
его недопоставки, принудительная оплата
покупателем невыбранного товара и др.
Предусматривается повышенная ответственность сторон по договору:
• заказчик обязан возместить
убытки, причиненные поставщику, в течение
30 дней со дня передачи товара (при невозмещении
их поставщик вправе отказаться от договора),
а также убытки, причиненные отказом от
возмещения убытков, понесенных поставщиком
при исполнении договора (ст. 533 ГК);
• поставщик обязан уплатить
штраф в размере стоимости товара, определенной
в проекте контракта, в случае необоснованного
уклонения от заключения госконтракта
на поставку товара для федеральных нужд
(п. 2 ст. 5 ФЗ «О поставках продукции для
федеральных государственных нужд» и
других законов), а в случае поставки недоброкачественных
или некомплектных товаров уплатить штраф
в размере 20 % стоимости забракованных
товаров (п. 5 ст. 16 ФЗ «О государственном
материальном резерве»).
Особенности содержания договора:
• заказчик не может отказаться
от заключения контракта с поставщиком,
когда поставщик принял заказ;
• заказчик должен возместить
убытки, возникшие у поставщика в ходе
исполнения им договора, причем в 30-дневный
срок;
• поставщик обязан передавать
товар либо заказчику, либо покупателю;
• покупатель должен платить
за поставленный товар в случаях, когда
товар поступает непосредственно ему,
при этом заказчик является поручителем
и несет с покупателем солидарную ответственность
по договору (ст. 534 ГК), а если товар поступает
заказчику, оплачивать его должен последний.
6. Договор контрактации: понятие,
характеристика, элементы, содержание.
Договор контрактации – договор, по которому производитель сельскохозяйственной
продукции (продавец) обязуется передать
произведенную им продукцию заготовителю
(контрактанту), а последний обязуется
принять и оплатить ее (ст. 535 ГК).
Договор этот применяется
в сфере предпринимательства, им
оформляется передача продукции
одним собственником другому.
Разновидностью договора
является поставка сельскохозяйственной
продукции для государственных нужд.
Особенностью данного вида договора является
то, что он одновременно содержит признаки
двух видов договоров: купли-продажи и
поставки. Это обстоятельство позволяет
считать его разновидностью указанных
двух договоров и обусловливает сложный
состав правовых норм, которыми он регулируется,
и особый порядок их применения.
Правовые нормы, регулирующие
данный договор, должны применяться
в следующей очередности: нормы
о контрактации; нормы о поставке;
нормы о купле-продаже.
Очередность применения правовых
норм, регулирующих договор поставки
сельскохозяйственной продукции для
государственных нужд: нормы о
контрактации; нормы, содержащиеся в
специальном законе (ФЗ «О закупках
и поставках сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия
для государственных нужд»); нормы
ГК РФ о поставках товара для государственных
нужд; специальные законы о поставках
для государственных нужд («О поставках
продукции для федеральных государственных
нужд», «О государственном материальном
резерве»); нормы ГК РФ об общих положениях
договора купли-продажи.
Нормы, специально посвященные
договору контрактации для государственных
нужд, в ГК РФ отсутствуют.
Договор контрактации отличается
от договора поставки по следующим
признакам:
• специальной сферой применения:
он оформляет торговые отношения субъектов
гражданского права, находящихся в городе,
с производителем продукции, осуществляющим
предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной
местности;
• субъектным составом: продавец
является производителем продукции, передаваемой
заготовителю;
• особым характером предмета
договора: им является сельскохозяйственная
продукция, причем произведенная самим
продавцом;
• на исполнение договора
влияют природные факторы, которые нельзя
заранее предвидеть и устранить;
• особенность ответственности
сторон: поставщик отвечает только при
наличии своей вины, несмотря на то, что
является предпринимателем, а предприниматель
по общим правилам должен отвечать в гражданско-правовом
порядке за неисполнение либо ненадлежащее
исполнение и при отсутствии своей вины
(п. 3 ст. 401 ГК);
• законодательство по данному
договору защищает интересы слабой стороны,
которой является производитель.
ЭЛЕМЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА
КОНТРАКТАЦИИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
Стороны – продавец (производитель продукции) и заготовитель (контрактант). Продавцом
может быть только предприниматель (коллективный
или индивидуальный), производящий сельхозпродукцию,
а заготовителем – предприниматель (напр.,
торговая организация, завод) или гос.
орган. Субъектный состав данного договора
является основанием для отнесения этого
договора в науке гражданского права к
разряду торговых (хозяйственных) договоров.
Предметом договора могут быть непереработанная
продукция (зерно); переработанная продукция
(масло); сырье (молоко), т. е. продукция,
произведенная в сельхозотрасли (растениеводстве,
животноводстве, звероводстве) методами
агро – или зоотехники. Она определяется
родовыми признаками и имеет две особенности: 1) зависимость ее производства
от природных факторов (погоды, нашествия
вредителей, инфекционных заболеваний,
эпидемий у животных); 2) в момент заключения договора
она еще не существует, это продукция,
которую необходимо произвести.
Цель закупок: 1) последующая переработка
или продажа продукции; 2) помещение закупленной продукции
на хранение в гос. фонд (ФЗ «О закупках
и поставках сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия для гос. нужд»).
Цена договора определяется по
правилам договора купли-продажи. Условие
о цене не относится к числу существенных
условий договора. Срок договора относится к числу
существенных условий договора. Форма договора должна быть только
письменной.
Порядок заключения договора
и разрешения разногласий аналогичен
договору поставки.
Обязанности продавца – произвести продукцию и передать заготовителю
в согласованном количестве и ассортименте,
предусмотренном договором (ассортимент
является существенным условием договора).
Обязанности заготовителя: принять сельхозпродукцию по месту ее
нахождения и обеспечить вывоз; принять
сельхозпродукцию в месте нахождения
заготовителя, если это предусмотрено
договором и продукция соответствует
условиям договора и представлена в срок,
обусловленный договором; оплатить приобретаемую
продукцию полностью либо частично (но
с последующей доплатой); возвращать производителю
по его требованию отходы от переработки
сельхозпродукции по цене, обусловленной
договором.
Особенности ответственности
сторон: 1) производитель и заготовитель
– гос. орган, не исполнившие договор совсем
либо исполнившие его ненадлежащим образом,
освобождаются от гражданско-правовой
ответственности, если докажут свою невиновность; 2) заготовитель-предприниматель
отвечает и при отсутствии вины, его освобождает
от гражданско-правовой ответственности
лишь наличие непреодолимой силы в процессе
исполнения договора.
7. Договор энергоснабжения: понятие,
характеристика, содержание.
Договор энергоснабжения
– договор, по кот. одна сторона
(энергоснабж. организация) обязуется
подавать энергию (или энергоносители)
через присоединенную сеть другой стороне
(абоненту-потребителю), кот. обязуется
оплачивать ее и обеспечивать установленный
режим и безопасность потребления энергии
(или энергоносителей).
Договор является правовой
формой, оформляющей отношения, связанные
с потреблением энергии, и считается
разновидностью договора купли-продажи.
Виды договора: 1) по предмету: договор снабжения
газом, электроэнергией, водой, нефтью
и нефтепродуктами, тепловой энергией; 2) по субъектному составу договора:
договор энергоснабжения граждан, договор
энергоснабжения предприятий; 3) по другим основаниям: договор
о взаимном резервировании энергоснабжения,
договор о реверсивных перетоках электроэнергии
и др.
Договор регулируется ст.
539–548 ГК, а также специальными нормативными
актами:
• ФЗ «О гос. регулировании
тарифов на электрическую и тепловую энергию
в РФ»; «О естественных монополиях»; «Об
энергосбережении»;
• постановлениями Правительства
РФ «Об утверждении правил предоставления
коммунальных услуг и правил предоставления
услуг по вывозу твердых и жидких бытовых
отходов», «О порядке прекращения или
ограничения подачи электрической и тепловой
энергии и газа организациям-потребителям
при неоплате поданных им (использованных
ими) топливно-энергетических ресурсов»
и др. Особенность правового регулирования: правила об энергоснабжении применяются
к договорам о снабжении различными видами
энергии и энергоносителями (газом, водой,
нефтью и т. д.) в случаях, если иное не установлено
законом или иными правовыми актами.
Продавец обязан подавать энергию соответствующего качества,
обусловленного количества, с соблюдением
режима подачи.
Продавец вправе прекратить или ограничить подачу энергии
без согласия и предупреждения абонента
при ликвидации или предотвращении аварии
с последующим уведомлением абонента;
требовать оплаты использованной энергии.