23. понятие семьи и семейного
статуса. VI СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ
ПРАВО
VI.1. Правовое регулирование
брака и семейных отношений
Семья как элемент социальной организации
сообщества проявляется в правовом
регулировании в двух качествах:
это союз мужчины и женщины
и это наличие в семье детей.
Для государственного признания
семьи оба эти качества существенны
и самостоятельны. Но по своему правовому
содержанию это различные взаимосвязи,
из них следуют различные по своей
природе имущественные последствия
и обязательства личного и
материального свойства.
(VI.1.1) Правовая сущность
брака.
Не всякая семья, не всякие родственного
характера отношения мужчины
и женщины признавались по римскому
праву браком, рождающим правовые
последствия и связанным с
признаваемыми законом взаимоотношениями
участников этого союза. Брак (matrimonium) — «союз мужчины и женщины, соединение
всей жизни, общность божественного и
человеческого права». В этом общем понимании,
сформулированном классическим юристом
Модестином, отразилось подчинение регулирования
брачно-семейных связей правовым нормам
двоякого происхождения: как проявление
требований «человеческого права» брачный
союз подчиняется установлениям гражданского
права (в равной степени публичного и частного),
как проявление требований «божественного
права» брачный союз должен отвечать высшим
предписующим требованиям морального
и религиозного характера, предпосланным
человеческого праву. В канонах римской
юридической культуры брак не был только
частным делом, еще меньше — отношениями
только в рамках частного права: люди не
властны сами и по собственной прихоти
предопределять, каким должен быть брак,
чему в нем можно следовать и чего избегать.
Неоднозначное правовое происхождение
института брака в целом определило сложность
его юридической конструкции в римском
праве. Брак характеризуется (1) взаимностью; в него вступают два
партнера, не имея в виду безусловного
равенства при этом; (2) состоянием физической зрелости и наличием определенных
сексуальных качеств партнеров: не отвечает
своему предназначению и не может рассматриваться
в качестве такового «брак» между людьми
одного пола либо с неопределенными половыми
признаками, а также между партнерами
несоответствующего традиционным представлениям
возраста; (3) согласием партнера, выраженным лично
или его законным представителем: брак
не может и не должен заключаться по принуждению
(Libera matrimonia esse), равно как вступление в
брак не может быть предметом никаких
категорических распоряжений или предписаний
должностных лиц, публичной власти и т.п.;
(4)наличием
половой связи между партнерами в браке:
брак, при котором сексуальные отношения
заранее исключаются или стороны отказываются
от таких, не может считаться действительным;
(5) стремлением партнеров
заключить именно брачный союз: не могут
служить предпосылкой к признанию брака
только сексуальные отношения; (6) постоянной совместной
жизньюсупругов, или, во всяком случае
стремлением к таковой: партнеры в браке
имеют единое местожительство, ведут общее
хозяйство и т.п. Отсутствие любого из
означенных условий ставит под сомнение
правовой смысл брачного союза, переводит
отношения мужчины и женщины в другое
качество либо служит основанием для признания
брака недействительным.
Правовой предпосылкой для заключения
брака было предполагаемое jus conubii в лице,
которое вступало в него. Это право было
также различным в зависимости от правового
качества партнеров. Правильным браком(nuptiae) признавался
союз, заключенный мужчиной и женщиной
одного правового качества; этот брак
заключался в специальных, признанных
законами формах, этот брак рождал все
предусмотренные правом личного и имущественного
характера последствия для супругов. Неправильным
браком (matrimonium), или вообще брачным
союзом, признавался союз между партнерами
разного права (между римлянином и женщиной
другого гражданства, между перегринами
и т.п.); этот брак рождал все правовые последствия
для супругов, но не в соответствии с предписаниями
цивильного права. Наконец, брачное сожительство (contubernium) как
бы оформлялось, когда супруги не обладали
необходимыми личными правовыми качествами
для признания их семейного союза правом;
необходимо было только, чтобы это сожительство
было постоянно и характеризовалось наличием
как бы семейных отношений — последнее
отличало брачное сожительство от случайной
или временной половой связи (adulterium), которая
при определенных обстоятельствах могла
квалифицироваться даже как уголовное
преступление.
Для признания их союза правовым браком
партнеры-супруги должны были обладать
соответствующими личными и социальными
качествами. Не все вообще лица, предполагалось,
могли заключать браки: несовершеннолетние,
безумные, кастраты, рабы исключались
из возможных партнеров по брачному союзу.
При всех правовых качествах брака партнеры
должны были находиться в подобающем для
заключения брака возрасте: мужчины (pubes) иметь не менее
14 лет от роду, женщины быть в возрасте,
определяемом половой зрелостью (viripotens),
т.е. старше 13 лет (в классическую эпоху
—12 лет). До достижения возраста в 60 лет
для мужчин и 55 — для женщин брак полагался
для них обязательно-благожелательным
институтом, после наступления старческого
возраста заключение брачного союза рассматривалось
в качестве предосудительного; в эпоху
рецепции римского права заключение брака
после 80 лет считалось достаточной причиной
для ничтожности этого союза в правовом
смысле. Не мог признаваться в качестве
брака союз между лицами несоответствующего социального
уровня: например, между сенатором
и артисткой, между магистратом и женщиной,
подпадающей под его должностную власть.
При намерении вступить в брак следовало
учитывать религиозные различия возможных
партнеров: правовой брак может, заключен
быть только между лицами единой религии и по правилам одной
религиозной процедуры. Кровнородственные связи также были
препятствием для заключения брака —
правда, в дохристианскую эпоху круг запрещенных
для брака степеней был существенно уже,
нежели в христианскую.
(VI.1.2) Заключение и прекращение
брака.
Собственно заключение брака распадается
на два раздельных в своем правовом
значении события: обручение и собственно
брачная церемония. Эти события
могли следовать одно за другим непосредственно
по времени, но могли быть и отдалены
друг от друга даже несколькими годами.Обручение обязательно предшествует браку: одновременность
делает ничтожными оба события и весь
брак в целом. Во время обручения предполагаемые
будущие брачные партнеры выражают намерение
заключить между ними брак и, как свидетельство
серьезности намерений, обмениваются
подарками подобающей социальному уровню
партнеров стоимости; обручение может
быть совершено и представителями будущих
супругов — их родителями, опекунами и
т.д. Обмен подарками придавал обручению
некий вид частноправовой сделки. Факт
обручения, брачные намерения и факт обмена
подарками закреплялся специальными письменными
документами (в более раннее время — присутствием
свидетелей-гостей). Обручение не было
еще завершенной процедурой заключения
брачного союза: обручение можно было
расторгнуть как по взаимному согласию,
так и в порядке судебной процедуры как
отказ от обязательства. Такое расторжение
не считалось разводом и не могло в дальнейшем
служить препятствием к заключению других
браков партнерами. Однако материальный
ущерб, возникший в результате несостоявшегося
обручения (расход на прием гостей, подарки
и т.п.) должен был возмещаться. Претензии
по поводу морального ущерба в связи с
несостоявшимся браком не принимались.
Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все
предусмотренные правом последствия личного
и имущественного характера, признавался увод
жены в дом мужа; все другие обрядовые
процедуры только символизировали заключение
брака, но не считались формальными условиями
наступления брачных связей. Привод жены
в дом уже создавал основания для последующих
возможных имущественных притязаний,
хотя бы между супругами не последовало
никаких сверх того отношений на тот момент
(собственно, положение о том, рождается
ли брак единственно соитием или же стремлением
к браку, оформилось в дискуссии римских
правоведов по поводу действительности
брака вследствие нахождения только в
доме мужа, либо необходимо было пребывание
в брачной комнате).
Правильный римский брак (в классическую
эпоху) мог заключаться в двух специфических
формах: обрядовой (cum manu mariti) и неформальной
(sine manu mariti). Первая форма заключения брака
предполагала либо религиозную процедуру
символического провозглашения брачного
союза с последующим его освящением, либо
символическую покупку жены от полноправного
ее прежнего домовладыки, либо признание
брака по истечению давности пребывания
жены в доме супруга в течение 1 года без
каких-либо претензий со стороны ее родственников;
все эти виды были историческими и тесно
связанными с сословно-патрицианским
браком древнейшей поры. Вторая форма
заключения брака предполагала заключение
специального брачного соглашения и привод
жены в дом мужа. Различия в этих двух формах
были существенны для имущественных отношений
в семье и для судьбы женщины в случае
прекращения брака. В христианскую эпоху
заключение брака стало проходить посредством
церковной процедуры, но все другие требования
к оформлению брачного союза сохранились.
Прекращался брак, заключенный по всем
требованиям права, также только по правовым
основаниям. Такими были смерть супруга,
заявление об отказе от брачного союза
— развод, утрата супругом его гражданского
правового качества в связи с изменением
сословного положения (тем более — утратой
свободы) или изменением гражданства.
Римский брак допускал разводсупругов (в христианскую эпоху
развод постепенно был запрещен, а основания
к прекращению брака определялись уже
в преимущественной степени требованиями
церковного права). Оформить развод можно
было только в отношении ранее действительного
и прошлого брака, нельзя было требовать
развода в отношении неправового брачного
союза либо еще не оформленного должным
образом. Процедура развода зависела от
форм заключения брака, но в любом случае
она выражала отказ одного из супругов
от продолжения брака и претензию его
на личную и имущественную самостоятельность.
Расторжение брака сопровождалось выяснением
причин развода, и виновная сторона несла
имущественные санкции в виде потери своего
добрачного имущества или штрафов.
Допускался повторный брак, но не ранее
истечения 10 месяцев с момента прекращения
предыдущего, причем здесь не имела значения
причина прекращения прошлого брака. Но
требование о 10 месяцах также не было абсолютным
и допускало уменьшение срока «пристойности».
(VI.1.3) Личные и имущественные
отношения супругов.
Действительный брачный союз предполагал
взаимные права и обязанности
супругов как личного, так и имущественного
характера. Неравенство партнеров
внутри римского брака выражалось в
том, что на жену приходились по преимуществу
требования обязательного характера,
тогда как мужу предоставлялись
значительные права в отношении
жены.
Жена в правильном браке следовала сословному
и гражданскому положению своего мужа.
Ее внутрисемейный статус был подчиненным:
она приравнивалась как бы к дочери, а
муж приобретал над нею власть домовладыки.
Жена не могла жить одна, рецепированное
право прямо ввело в обиход требование
об обязательности ее следовать местожительству
своего мужа. Муж имел право заставить
жену жить в своем доме, прибегнув для
этого или к насильственным действиям,
или к помощи властей. Жена обязывалась
к домашним работам, к поддержанию дома
в состоянии, отвечающем сословному положению
семьи (т.е. ее невыполнение этих требований
делало причину развода уважительной
и для нее влекущей штрафные последствия).
Супруги (и муж в том числе) обязаны были
поддерживать нормальные отношения в
семье как личного, так и сексуального
свойства. Отказ в выполнении супружеского
долга, прелюбодеяние жены (измена мужа
трактовалась римским правом ограничительно
— наравне с двоеженством) также считались
основаниями для требования о прекращении
брака. Прелюбодеяние жены могло караться
домашней саморасправой, на которую имели
право муж и отец жены (но только второй
имел право полностью безнаказанно убить
нарушительницу супружеских устоев).
Имущественные отношения супругов различались
в зависимости от формы заключения брака
по римскому праву. При заключении брака
в обрядовой форме (cum manu) все имущество
жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью
переходили к мужу, он имел право виндикации
на любое принадлежащее жене имущество
как полноправный собственник даже в отношении
ее прежней семьи. Все возможные приобретения
в это имущество (как до, так и после брака)
переходили мужу. Он имел полное право
по распоряжению имуществами жены, при
том, что родственники ее не могли в это
вмешиваться. Известным вознаграждением
жене за такое лишение ее собственнических
прав было предоставление ей прав на наследование
в качестве агнатической родственницы
(см. § VI.3.2). При заключении брака посредством
брачного соглашения (sine manu) в семье действовал
принцип раздельности имуществ супругов.
Управление и распоряжение доходами с
имущества жены принадлежало мужу, но
отчуждать эти имущества муж не имел права
без специального разрешения супруги
либо ее прежнего домовладыки. Прежние
родственники имели право не только предъявить
мужу требования о восстановлении имущества,
но даже иски по поводу злоупотреблений
в управлении им. Но и жена не могла (как
не обладающая jus commercii) никоим образом
самостоятельно распоряжаться этими имуществами
в хозяйственном отношении. Супругам запрещались
при этой форме заключения брака взаимные
дарения (имелись в виду, конечно, прежде
всего, дарения мужу). За женой сохранялось
пассивное право выступать участницей
цивильного оборота: дарить, занимать,
участвовать в управлении имуществами,
наследовать другие имущества. Ответственность
возлагалась также на супругов раздельно,
за исключением случаев конфискации имуществ
по уголовным преступлениям.
Независимо от формы заключения брака
на особом правовом положении находились
две категории брачных имуществ: приданое
и брачные дары.
Приданое (dos) представляло
материальный дар супругу со стороны семьи
жены для возмещения его
возвращались).
(V1.1.4) Отношения между
родителями и детьми.
Специфический институт именно римского
семейного права составляла так
называемая отцовская власть домовладыки в отношении
подвластных детей (patria potestas pater familiae).
Как отмечали сами римские юристы, «ни
один народ не имеет такой власти над детьми,
как римляне». Исключительность положения
детей определялась двумя обстоятельствами:
они не только были в чисто семейной по
основаниям власти родителя, но и состояли
«под властью» особого рода, которой предполагались
дополнительные правовые возможности
родителя по отношению к детям.
По римскому праву родительская власть
над детьми принадлежала только отцу и
только в отношении детей из правильного
брака; объем власти в отношении усыновленных
был несколько иным. Внебрачные дети не
пользовались особым статусом: власть
над ними считалась принадлежащей тому
родителю, кто своим поведением демонстрировал
брак. Власть отца семейства предполагала
следующие права в отношении детей: 1) право
распоряжаться жизнью ребенка в любом
возрасте до достижения им совершеннолетия,
но это право регулировалось нравами и
обычаями, а также требовало участия семейного
совета; 2) право оставить новорожденного
безнадзорным (это право отмирает только
с христианской эпохой); 3) право-обязанность
отвечать за правонарушения, совершенные
детьми; ответственность могла быть личной
или же отцу предоставлялось право выдать
ребенка истцу головой; 4) право продать
сына или дочь в рабство — в силу имущественных
интересов семьи или в наказание; однако
эта продажа не была длительной, а также
не могла (в древнейшую эпоху) осуществляться
более 3 раз; 5) право на виндикационный
иск в отношении лиц удерживающих его
детей (таким образом, похищение детей
приравнивалось к краже собственности
с соответствующими последствиями).расходов
в браке по содержанию супруги. Передача
приданого, как правило, составляла особый
обрядовый акт либо оформлялось особым
документом отдельно от событий заключения
брака. Считалось, что сохранение приданого
в целости — в интересах не только семьи,
но и сообщества. Поэтому римское право
строго придерживалось принципа определения
имущества как приданого в качестве постоянного:
оно не могло быть заменено другим, даже
большей стоимости или ценности, не могло
изменять своего статуса. В течение брака
приданое признавалось во власти мужа,
фактически он был его пользователем:
имел право на все доходы, но нес издержки
по управлению и обязывался к возмещению
ущерба. Документ о передаче приданого
должен был содержать условия и оговорки
относительно судьбы приданого при прекращении
брака (идет ли оно после смерти жены мужу,
после смерти мужа —.жене, пределы возможных
вычетов из стоимости приданого и т.п.).
Приданое категорически воспрещалось
отчуждать в течение брака. При разводе
судьба приданого зависела от признания
той или другой стороны виновной в этом;
в этом же случае приданое пользовалось
некоторыми привилегиями во взысканиях
со стороны кредиторов.
Брачные
дары (dos propter nuptias) представляли как
бы «антиприданое», это был подарок жене
от мужа соответственно с их общественным
положением в ходе заключения брака, которым
супруга как бы обеспечивалась на случай
вдовства. Делать брачные дары требовали
правила общественного приличия, хотя
стороны не могли заявлять претензии об
отсутствии таковых. Основным условием
для признания брачного дара в качестве
такового было поднесение его строго до
заключения брака, но не в связи с обручением
(дары по поводу обручения имели специальное
положение, при незаключении брака или
при его прекращении они не
Дети, в общем принципе, не обладали
до своего освобождения из-под власти
отца-домовладыки никаким самостоятельным
имуществом. Однако признавались исключения,
вызванные требованиями публичного
правопорядка. Так, все приобретенное
подвластным сыном на войне считалось
только его личной собственностью.
На таком же положении были приобретения
на гражданской службе. Самостоятельным
имуществом детей (как дочерей, так
и сыновей) считалось то, что получено
по наследству от матери или из ее семьи.
Отцовская власть над детьми прекращалась
только со смертью домовладыки или посредством
особого высвобождения из-под власти.
Высвобождение было или добровольным
актом домовладыки (manumissio), который приравнивался
по форме к освобождению раба на свободу;
или принудительно-правовым (за нарушения
обязанностей родителя в отношении детей,
троекратную продажу в рабство, при утрате
родителем своего статуса); или по силе
частного права (сын имел право выкупиться
из-под власти — или реально, или путем
символического судебного процесса, если
отец отказывал в добровольной manumissio).
Дочери ни в коем случае не приобретали
личной и имущественной самостоятельности:
они могли только перейти под власть другого
домовладыки — их брата, племянника, не
говоря уже о старших родственниках.
VI.2. Опека и попечительство
Самостоятельность в сфере частного
права и тем самым полноправность
не были в римской юридической
традиции обстоятельством безусловным
и непреходящим. Признавалось, что
существуют условия, при которых
возможность активного участия
в коммерческом обороте и в
установлении вообще частноправовых отношений
(то, что в позднейшее время стало
пониматься как дееспособность) ограничивается в пользу других лиц.
Таким образом, римское право исходило
из того, что могут быть субъекты с частичным
или с ограниченным статусом. Такие ограничения
правового положения лиц. происходили
по поводу опеки или попечительства. Предметом
опеки или попечительства могли быть только
лица (personae), притом вполне говорить о законном
содержании опеки и попечительства можно
только в отношении лиц равнозначного
гражданского и сословного статуса.
(VI.2.1) Образование отношений
опеки и попечительства.
Установление правового покровительства
одного лица в отношении других,
которые в силу традиции или прямых
требований закона признавались нуждающимися в опеке, или «охраняющем управлении» (tutela от
tueri — охранять, соблюдать), происходило
в разных формах, определяемых только
качеством лиц, нуждающихся в опеке или
попечительстве. Исторически первым видом
опеки была обязательная опека домовладыки
в отношении всех членов своей семьи и
всех подвластных, которая по своему содержанию
ничем не отличалась от обычных в римской
семье различий между положением подвластных
родственников и домовладыки как persona
sui juris. В дальнейшем получила развитие
завещательная опека, которая устанавливалась
по завещанию домовладыки в отношении
наследника, если он не обладал необходимыми
качествами, которые бы сделали его лицом
«своего права». Еще позднее исторически
возникает опека наставленная, когда опекун
назначался по решению уполномоченного
на то магистрата в отношении лиц, признанных
в этом нуждающимися по своим правовым
или социальным качествам. Опека в отношении
других лиц была неотъемлемым, свойством
правового положения домовладыки в своей
семье. Назначение опекуна во втором и
в третьем видах образования опеки рассматривалось
не только как право, но и развилось в своего
рода общественную повинность (minus publicum).
Нельзя было отказаться от принятия опеки
иначе как представив веские и признаваемые
традицией уважительными причины для
этого. Участие магистратов в установлении
опеки обеспечивало известную долю подконтрольности
отношений по поводу опеки и попечительства
со стороны публичной власти.
Формы «охраняющего управления» в главном
различались по тому, в отношении кого
устанавливались опека или попечительство.
Опека
несовершеннолетних (tutela impuberium) устанавливалась
временно, до достижения опекаемым лицом
требуемого возрастного качества. В интересах
опеки несовершеннолетние подразделялись
на детей, подростков и юношество. Детьми (infantes) считались лица в возрасте
до 7 лет (условно: не говорящие); они не
имели абсолютно никакого участия в гражданском
обороте, любое их волеизъявление было
изначально ничтожно.Подростками (infantes majores) считались
лица в возрасте от 7 до 12/14 лет (различия
последней возрастной грани обуславливались
разным временем наступления половой
зрелости для девочек и мальчиков); они
имели право совершать сделки чистого
приобретения без согласия и участия опекуна,
однако других прав в распоряжении имуществом
у них не было.Юношество (совершеннолетние — pubes)
считалось до наступления возраста в 25
лет. Юноши находились под особым покровительством
закона, поскольку уже могли вступать
в брак; для них предписывалось благожелательное
попечительство, т.е. они сами должны испросить
у властей себе попечителя (куратора),
без участия которого имущественные распоряжения
их и любые сделки были недействительны.
Но если куратор не был испрошен, то они
обладали полной правовой самостоятельностью.
Опека
над женщинами (tutela mulierum) устанавливалась
постоянно и не зависела от наступления
совершеннолетия женщины, но была уже
по содержанию, нежели опека над детьми
и подростками. Обязательность наличия
опекуна при женщине определялась, во-первых,
общим ограниченным публично-правовым
статусом лиц женского пола вне зависимости
даже от их сословного положения, во-вторых,
считалась необходимой «в силу присущего
женщине легкомыслия». Опекун обязан быть
и при замужней, и при незамужней женщине,
но его назначение осуществлялось во втором
случае по личному пожеланию женщины (и,
как правило, становилось формальным).
Опекун не имел прав ни в отношении личности
женщины, ни над ее имуществом, но соучаствовал
только в совершении тех юридических действий,
которые нуждались в гарантии и в его утверждении
по законам. Женщины не могли занимать
общественных должностей, не могли быть
ни опекунами, ни попечителями. Но, в свою
очередь, пользовались рядом традиционных
правовых привилегий по причине «неразумности
пола» (imbecilitas sexus): они могли ссылаться
на неведение законов, им запрещалась
ответственность за чужие долги. В этих
вторых ситуациях, когда они требовались
по условиям гражданского оборота, и необходимо
было участие и гарантия опекуна.
Попечительством
(сurа) считался особый вид законной
опеки (т.е. устанавливаемой только по
решению властей) в отношении сумасшедших
и безумных (с. furiosi), а также расточителей
(с. prodigi). Попечительство устанавливалось
по решению магистрата, который исследовал
психическое состояние и социальное поведение
интересующего лица. В отношении безумных
могло быть принято решение о полной их
недееспособности — тогда попечитель
полностью принимал на себя ведение дел
и возможных судебных процессов опекаемого,
но могло быть признано наличие «светлых
промежутков» — тогда действия опекаемого,
совершенные в эти промежутки, имели полную
правовую силу. В отношении расточителей
принималось решение об их ограниченной
дееспособности, прежде всего в активном
распоряжении их имуществами: они не могли
совершать сделки отчуждения, заключать
обязательства личного характера и т.п.,
но они сохраняли все права по приобретению
имущества, несли ответственность за причиненный
их действиями вред и др.
(VI.2.2.) Требования к личности
и действиям опекуна.
Опекунство или попечительство
признавалось преимущественно мужской
обязанностью (не говоря уже о подразумеваемом
полноправии и гражданском качестве
лица). Опекуном или попечителем
ни в коем случае не могли быть раб,
вообще лицо более низкого сословного
положения, женщина, иностранец; не могли
быть несовершеннолетние, сумасшедшие
или безумные, глухие, немые. В более
позднее время допускалось, что
в отношении несовершеннолетних
может быть установлена опека
матери или бабки со стороны отца.
Опекун назначался не только для управления
имуществом опекаемого, но и для
воспитания его (если речь шла о несовершеннолетних);
в случае опеки над девушками
подразумеваемой обязанностью опекуна
была выдача ее по достижении совершеннолетия
замуж. В случае попечительства или
опеки над женщинами обязанное
лицо должно было в определенных границах
надзирать и за общественным поведением
опекаемых. От опеки или от попечительства
нельзя было отказаться без уважительных
причин; такими были отправление государственных
обязанностей, неграмотность, болезнь,
возраст свыше 70 лет, ученые занятия,
частые отлучки по общественным или
государственным делам, изменение
места жительства, занятость управлением
казенными имениями. Нельзя было также
брать на себя более трех опек. Опека
не должна была осуществляться непременно
лично; если уже был один опекун или
попечитель — нельзя было брать
второго, но допускалось, что могут
быть вспомогательные опекуны или
попечители, т.е. те, кто реально осуществлял
исполнение воспитательных или управительных
обязанностей, а формально ответственным
за опеку было другое лицо.
Опекун (или попечитель) не должен был
обогащаться за счет имущества опекаемого
лица, он не имел права отчуждать все имущество
целиком, а также особые ценности, находящиеся
в составе имущества. Он не мог быть участником
сделок по поводу опекаемого имущества,
одной из сторон, в которой был он сам:
т.е. не мог от имени опекаемого дарить
себе, продавать, сдавать в наем и т.п. Вместе
с тем его расходы по управлению имуществом
должны были награждаться за счет доходов
с этого имущества, он имел право продавать
имущество, признаваемое гибнущим, утрачивающим
свою ценность и т.п. Требование о возмещении
понесенных расходов или убытков могло
быть предъявлено уже после освобождения
от опеки или попечительства.
Опека или попечительство (исключая опеку
над женщинами) прекращались с исчезновением
условий для назначения опеки: если безумный
выздоровел, если расточитель исправился,
если несовершеннолетний достиг необходимого
возраста. Естественно конкретная опека
прекращалась смертью опекуна или попечителя
либо уменьшением его правоспособности
по решению суда. Не вполне отрегулированным
римским правом был момент завершения
опеки и обретения лицом (вновь или впервые)
правовой самостоятельности: высвобождение
из-под злоупотребительной опеки могло
происходить только судебным порядком,
но состоявшие под опекой или попечительством
лица не имели полномочий сами возбуждать
иск — единственным выходом был процесс,
возбуждаемый в интересах опекаемого
третьим лицом, что не всегда было реально
возможно.
Различные злоупотребления, совершенные
опекуном или попечителем в процессе
управления имуществами, также могли
быть предметом взыскания и обратного
требования со стороны опекаемого;
существовали даже специального содержания
иски. Предполагались общие имущественные
гарантии опекуну за сохранение имущества
подопечного. Растрата имущества рассматривалась
как преступление и служила поводом
к уголовному преследованию. |