Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 21:17, шпаргалка
1 Понятие и периодизация римского права, его деление на публичное и частное
2 Системы римского частного права
3 Обычай и закон как источники римского права
4 Законы XII таблиц как первый источник писаного римского права
5 Эдикты магистратов как источник римского права
6 Значение преторского права в развитии римской правовой системы
Осуществление развода зависело от того, каким образом был заключен брак, – путем религиозного свадебного обряда, путем покупки жены или как неформальный брак. Но в любом случае развод представлял собой отказ одного из супругов продолжать брачные отношения.
Брак, заключенный путем религиозного свадебного обряда, подлежал расторжению только при принесении жертвы Юпитеру и произнесении определенных слов с участием жрецов.
Брак, заключенный в результате покупки жены, и узуальный брак расторгались фиктивной продажей жены в рабство или кабалу с последующим отпущением на волю.
Расторжение брака осуществлялось без вмешательства гражданских и религиозных властей.
28. Правоотношения родителей и детей. Институт отцовской власти
Отношения между матерью и детьми. Отношения между матерью и детьми глубоко различны, в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu (т.е. брак с властью мужа) или в браке sine manu (т.е. брак без власти мужа) с отцом детей. Мать, состоящая в браке cum manu вместе с детьми подчинена власти своего мужа (или его paterfamilias), на равных с детьми началах она наследует после мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа.
В браке sine manu мать в древнейшем праве юридически не связана с детьми. Когнатическая, кровная связь в браке sine manu стала постепенно служить основанием права матери на совместное проживание с нею несовершеннолетних детей, находившихся под опекой постороннего лица. Матери было предоставлено право на алименты от детей, детям было воспрещено предъявлять к матери инфамирующие иски, привлекать ее к
суду без разрешения магистрата.
Наконец, сенатусконсульты II в., а затем
императорские конституции
Институт отцовской власти Власть главы семьи в отношении своих подвластных — особый институт римского семейного права.
Все члены семьи подчинялись
главе семьи. Сын мог занимать
высокие государственные
Имущественная правоспособность наступала гораздо позднее политической — после смерти отца. Отцовская власть распространялась только на тех детей, которые были рождены в законном браке. Отцовская власть над внебрачными детьми принадлежала тому лицу, которое публично демонстрировало брачные отношения.
Оснований
возникновения отцовской
1) рождение детей в браке лиц,
являющихся гражданами Рима. Законными
признаются дети, которые рождены
не ранее 182 дней после свадьбы
и не позднее 300 дней после
свадьбы. Дети, рожденные до 182 дней
после свадьбы, признавались
2) признание законными детей, рожденных вне брака;
3) усыновление.
Отец в отношении своего ребенка обладал многими правами. Отец мог распоряжаться жизнью ребенка вплоть до достижения им совершеннолетнего возраста. Однако это право ограничивалось нравами и обычаями. Домовладыка был вправе оставить ребенка безнадзорным. Отец нес ответственность за правонарушения, совершенные его ребенком. Он мог отвечать лично либо выдать ребенка лицу, которое является потерпевшим. Кроме этого, отец мог продать в рабство своего ребенка исходя из имущественных интересов семьи или в наказание. Домовладыка имел право виндикационного иска к лицу, удерживающему его детей.
Дети, находясь под властью отца, не обладали никаким самостоятельным имуществом за исключением: имущества, приобретенного сыном на войне, которое признавалось его собственностью; имущество, полученное по наследству от матери или из ее семьи, также признавалось собственностью ребенка.
Основания прекращения отцовской власти:
1. Смерть домовладыки или
2. Утрата свободы или
3. Лишение домовладыки прав
4. Приобретение подвластным
5. Emancipate, т.е. освобождение
29. Узаконение и усыновление по римскому праву: формы и процедуры
Если ребенок родился у лиц, не состоящих в законном браке, то родители должны признать его рождение законным.
Способы узаконения ребенка:
1) заключение брака между
2) издание специального
3) зачисление сына в члены муниципального сената, а если вне брака будет рождена дочь, то выдача ее замуж за члена муниципального сената.
Усыновление — это установления отцовской власти над чужими детьми.
Формы усыновления:
1) arrogatio — усыновление семейно-самостоятельных лиц. На первоначальном этапе осуществлялось публично в Народных собраниях, затем императором и судом. Но особенно важным было то, чтобы об усыновлении было публично объявлено;
2) adoptio — усыновление семейно-подвластных лиц, в результате чего происходила смена домовладыки, которому подчинялся подвластный. Данный вид усыновления влек за собой разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.
Усыновление семейно подвластных лиц осуществлялось в два этапа:
1) освобождение подвластного от
власти предыдущего отца
(В Древнем Риме досрочное
освобождение из-под отцовской
власти осуществлялось при
2) вступление под власть нового
отца семейства путем
Усыновителями могли выступать только семейно-самостоятельное лицо, мужчины. Женщины могли выступать усыновителями только в исключительных случаях (для возмещения потери сына).Усыновитель должен был быть старше усыновляемого на 18 лет, но не моложе 60 лет. В период Римской империи был отменен запрет на усыновление несовершеннолетних детей.
30. Понятие вещи. Классификация вещей на вещи божественного и человеческого права. Вещи манципируемые и неманципируемые.
Вещь (res) — осязаемая часть живой и неживой природы. Римские юристы выделяли понятие бестелесных вещей, которые существуют только в правовом представлении (например, право наследования).
Вещи делились на божественного и человеческого права. К вещам божественного права относились священные и религиозные вещи (например, храмы, гробницы, изваяния предков). Данные вещи не входят в чье-либо имущество и являются коллективной собственностью религиозных общин. Вещи человеческого права подразделялись на публичные, т.е принадлежавшие группе людей(например, театры, стадионы; раб, принадлежавший общине; гавани, реки и пользование их берегами.) и частные, т.е. принадлежавшие конкретным лицам.
К манципируемым
вещам относилось наиболее ценное имущество
(земля, рабы, скот), и поэтому его отчуждение
осуществлялось в усложненной форме —
в виде манципации. Манципация проходила
в строго установленной форме с обязательным
участием не менее пяти свидетелей. Пропуск
какого-либо слова (детали), отсутствие
одного из свидетелей и т. д. являлись достаточным
основанием для признания сделки не действительной,
даже если она была уже исполнена.
Остальное имущество (вещи) относилось
к разряду неманципируемого
и могло отчуждаться без всяких формальностей
путем простого вручения приобретателю.
Вопрос 31. Деление вещей на публичные и частные, движимые и недвижимые, делимые и неделимые и правовое значение этих классификаций
Деление права на публичное (jus publicum) и частное (jus privatum) признавали уже в Древнем Риме. Публичное право, то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным
Сущность частного права выражена в его принципах - независимости и автономии личности, признании защиты частной собственности, свободы договора. Частное право - это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности государства является ограниченным.
В публично правовых отношениях государства
стороны выступают как
Вещи делимые и неделимые Разли
Кроме материального разделения вещей, мыслилось и разделение права на так называемые идеальные доли. В таких случаях право на вещь, не разделенную материально, признавалось принадлежащим и нескольким лицам всем вместе и каждому из них на известную долю ценности вещи, на 1/2,1/3). При прекращении общей собственности на вещь, т. е. права собственности, принадлежавшего нескольким лицам в идеальных долях, имела большое значение юридическая делимость или неделимость вещи: только в первом случае допускалось ее разделение в натуре между бывшими общими собственниками. Во втором случае вещь оставалась в собственности одного из них, а остальные получали денежную компенсацию
Делимыми считались земельные участки; построенные на них здания делились, но только вертикально. Внешними признаками разделения служили стены, границы и межи. Делимыми считались и движимые вещи, как сырье, материалы однородного состава (руда, камни, песок).
Вещи движимые и недвижимые.Недвижимостями считались не только земельные участки и недра земли, но и все созданное чужим трудом на земле собственника. Оно признавалось естественной или искусственной частью поверхности земли. Сюда относились постройки, посевы, насаждения. Все эти предметы, связанные с землей или фундаментально скрепленные с ее поверхностью, считались ее составными частями..
Под res mobiles или per se moventes понимались мебель, домашняя утварь, рабы, животные.Деление вещей на движимые и недвижимые приняло более четкий характер при принципате. В эпоху домината передача прав на недвижимости регламентировалась уже специальными правилами, направленными на обеспечение публичности соответствующих сделок. К этому же времени окончательно сложились особые права на недвижимости: оброчные земли, эмфитевзис,Впрочем уже по законам XII таблиц приобретение земли и движимых вещей по давности владения требовало разных сроков: для давностного завладения землей был установлен в связи с системой двухпольного хозяйства более длительный (два года) срок, чем для движимых вещей (один год)
ВОПРОС 32. Деление вещей на родовые и индивидуально-определенные, простые и сложные, потребляемые и не потребляемые, плодоносящие и плоды и правовое значение этих классификаций.
родовые и индивидуально-определенные,
К родовым относили вещи, измеряемые числом, весом или мерой, которых в природе существует много, а поэтому они взаимозаменяемы (рабы без учета их индивидуальных свойств, лошади, деньги.
Индивидуально-определенные — это прежде всего вещи уникальные, единственные в своем роде (например, скульптуры, картины и другие предметы искусства).
Некоторые вещи в одном случае признавались родовыми, а другом — индивидуально-определенными. Так, рабы, захваченные на войне, — вещи родовые. Однако среди них мог оказаться раб, способный, например, хорошо петь, т.е. обладающий индивидуальной способностью, которая превращает его в вещь индивидуально-определенную.
Деление вещей на родовые и индивидуально-