Шпаргалка по "Римское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 21:17, шпаргалка

Краткое описание

1 Понятие и периодизация римского права, его деление на публичное и частное
2 Системы римского частного права
3 Обычай и закон как источники римского права
4 Законы XII таблиц как первый источник писаного римского права
5 Эдикты магистратов как источник римского права
6 Значение преторского права в развитии римской правовой системы

Вложенные файлы: 1 файл

Римское прааво.docx

— 231.16 Кб (Скачать файл)

Осуществление развода зависело от того, каким образом был заключен брак, – путем религиозного свадебного обряда, путем покупки жены или  как неформальный брак. Но в любом  случае развод представлял собой  отказ одного из супругов продолжать брачные отношения.

Брак, заключенный путем религиозного свадебного обряда, подлежал расторжению  только при принесении жертвы Юпитеру  и произнесении определенных слов с  участием жрецов.

Брак, заключенный в результате покупки жены, и узуальный брак расторгались фиктивной продажей жены в рабство или кабалу с последующим  отпущением на волю.

Расторжение брака осуществлялось без вмешательства гражданских  и религиозных властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Правоотношения  родителей и детей. Институт  отцовской власти

Отношения между матерью и детьми. Отношения между матерью и детьми глубоко различны, в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu (т.е. брак с властью мужа) или в браке sine manu (т.е. брак без власти мужа) с отцом детей. Мать, состоящая в браке cum manu вместе с детьми подчинена власти своего мужа (или его paterfamilias), на равных с детьми началах она наследует после мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа.

В браке sine manu мать в древнейшем праве  юридически не связана с детьми. Когнатическая, кровная связь в  браке sine manu стала постепенно служить основанием права матери на совместное проживание с нею несовершеннолетних детей, находившихся под опекой постороннего лица. Матери было предоставлено право на алименты от детей, детям было воспрещено предъявлять к матери инфамирующие иски, привлекать ее к

суду без разрешения магистрата. Наконец, сенатусконсульты II в., а затем  императорские конституции установили и последовательно расширили  допущенные претором взаимные права  наследования детей и матери, состоявшей в браке sine manu.

Институт  отцовской власти Власть главы семьи в отношении своих подвластных — особый институт римского семейного права.

Все члены семьи подчинялись  главе семьи. Сын мог занимать высокие государственные должности, иметь в своем подчинении армию, но в семье он был подчинен только отцу и действовал с его непосредственного  согласия. Данное правило действует, даже если сын сам имеет семью.

Имущественная правоспособность наступала  гораздо позднее политической —  после смерти отца. Отцовская власть распространялась только на тех детей, которые были рождены в законном браке. Отцовская власть над внебрачными  детьми принадлежала тому лицу, которое  публично демонстрировало брачные  отношения.

Оснований возникновения отцовской власти:

1) рождение детей в браке лиц,  являющихся гражданами Рима. Законными  признаются дети, которые рождены  не ранее 182 дней после свадьбы  и не позднее 300 дней после  свадьбы. Дети, рожденные до 182 дней  после свадьбы, признавались законными,  если муж признавал свое отцовство;

2) признание законными детей,  рожденных вне брака;

3) усыновление.

Отец в отношении своего ребенка  обладал многими правами. Отец мог  распоряжаться жизнью ребенка вплоть до достижения им совершеннолетнего  возраста. Однако это право ограничивалось нравами и обычаями. Домовладыка  был вправе оставить ребенка безнадзорным. Отец нес ответственность за правонарушения, совершенные его ребенком. Он мог  отвечать лично либо выдать ребенка  лицу, которое является потерпевшим. Кроме этого, отец мог продать  в рабство своего ребенка исходя из имущественных интересов семьи  или в наказание. Домовладыка  имел право виндикационного иска к лицу, удерживающему его детей.

Дети, находясь под властью отца, не обладали никаким самостоятельным  имуществом за исключением: имущества, приобретенного сыном на войне, которое  признавалось его собственностью; имущество, полученное по наследству от матери или  из ее семьи, также признавалось собственностью ребенка.

Основания прекращения отцовской власти:

1. Смерть домовладыки или подвластного.

2. Утрата свободы или гражданства  домовладыкой или подвластным.

3. Лишение домовладыки прав отцовской  власти (напр., в случае оставления  им подвластного без помощи).

4. Приобретение подвластным почетного  звания (напр., консула, епископа).

5. Emancipate, т.е. освобождение подвластного  из-под власти домовладыки (в  форме манципации по цивильному  праву или с использованием  судебных полномочий претора). Эманципация  могла быть отменена в случае  неблагодарности бывшего подвластного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Узаконение  и усыновление по римскому  праву: формы и процедуры

Если ребенок родился у лиц, не состоящих в законном браке, то родители должны признать его рождение законным.

Способы узаконения ребенка:

1) заключение брака между родителями  внебрачного ребенка;

2) издание специального соответствующего  указа императора (рескрипта) при  отсутствии или смерти матери;

3) зачисление сына в члены  муниципального сената, а если  вне брака будет рождена дочь, то выдача ее замуж за члена  муниципального сената.

Усыновление — это установления отцовской власти над чужими детьми.

Формы усыновления:

1) arrogatio — усыновление семейно-самостоятельных лиц. На первоначальном этапе осуществлялось публично в Народных собраниях, затем императором и судом. Но особенно важным было то, чтобы об усыновлении было публично объявлено;

2) adoptio — усыновление семейно-подвластных лиц, в результате чего происходила смена домовладыки, которому подчинялся подвластный. Данный вид усыновления влек за собой разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.

Усыновление семейно подвластных  лиц осуществлялось в два этапа:

1) освобождение подвластного от  власти предыдущего отца семейства.  Для этого осуществлялась троекратная  фиктивная продажа лица с последующим  освобождением мнимым покупателем.

(В Древнем Риме досрочное  освобождение из-под отцовской  власти осуществлялось при посвящении  дочери в весталки, а сына —  во фламины, а в период Римской  империи — при назначении на  высшие государственные или церковные  должности)

2) вступление под власть нового  отца семейства путем предъявления  виндикационного иска, возникающего  из отцовской власти. После продажи  ребенка в третий раз мнимый  покупатель не отпускал его  на свободу, а использовал в  качестве ответчика по указанному  иску, который к нему предъявлял  усыновитель, в соответствии с  заранее достигнутой договоренностью.  Усыновитель и его подвластный  являлись к претору, где и  признавали иск. После указанной  процедуры претор объявлял подвластного  состоящим под властью отца  семейства, усыновителя.

Усыновителями могли выступать  только семейно-самостоятельное лицо, мужчины. Женщины могли выступать  усыновителями только в исключительных случаях (для возмещения потери сына).Усыновитель  должен был быть старше усыновляемого  на 18 лет, но не моложе 60 лет. В период Римской империи был отменен  запрет на усыновление несовершеннолетних детей.

 

 

 

 

 

30. Понятие вещи. Классификация вещей на вещи  божественного и человеческого  права. Вещи манципируемые и  неманципируемые.

Вещь (res) — осязаемая часть живой и неживой природы. Римские юристы выделяли понятие бестелесных вещей, которые существуют только в правовом представлении (например, право наследования).

Вещи делились на божественного и человеческого права. К вещам божественного права относились священные и религиозные вещи (например, храмы, гробницы, изваяния предков). Данные вещи не входят в чье-либо имущество и являются коллективной собственностью религиозных общин. Вещи человеческого права подразделялись на публичные, т.е принадлежавшие группе людей(например, театры, стадионы; раб, принадлежавший общине; гавани, реки и пользование их берегами.) и частные, т.е. принадлежавшие конкретным лицам.

К манципируемым вещам относилось наиболее ценное имущество (земля, рабы, скот), и поэтому его отчуждение осуществлялось в усложненной форме — в виде манципации. Манципация проходила в строго установленной форме с обязательным участием не менее пяти свидетелей. Пропуск какого-либо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей и т. д. являлись достаточным основанием для признания сделки не действительной, даже если она была уже исполнена. 
Остальное имущество (вещи) относилось к разряду неманципируемого и могло отчуждаться без всяких формальностей путем простого вручения приобретателю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 31. Деление вещей на публичные и частные, движимые и недвижимые, делимые и неделимые и правовое значение этих классификаций

Деление права  на публичное (jus publicum) и частное (jus privatum) признавали уже в Древнем Риме. Публичное право, то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным

Сущность частного права выражена в его принципах - независимости и автономии личности, признании защиты частной собственности, свободы договора. Частное право - это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности государства является ограниченным.

В публично правовых отношениях государства  стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступают государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Частное право - это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирования. Публичное право - это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы.

Вещи делимые и неделимые Различались вещи делимые и неделимые. Делимыми признавались вещи, которые от разделения не изменяют ни своего рода, ни своей ценности; каждая отдельная часть представляет прежнее целое, только в меньшем объеме: pro parte divisa

Кроме материального разделения вещей, мыслилось и разделение права  на так называемые идеальные доли. В таких случаях право на вещь, не разделенную материально, признавалось принадлежащим и нескольким лицам всем вместе и каждому из них на известную долю ценности вещи, на 1/2,1/3). При прекращении общей собственности на вещь, т. е. права собственности, принадлежавшего нескольким лицам в идеальных долях, имела большое значение юридическая делимость или неделимость вещи: только в первом случае допускалось ее разделение в натуре между бывшими общими собственниками. Во втором случае вещь оставалась в собственности одного из них, а остальные получали денежную компенсацию

Делимыми считались земельные  участки; построенные на них здания делились, но только вертикально. Внешними признаками разделения служили стены, границы и межи. Делимыми считались и движимые вещи, как сырье, материалы однородного состава (руда, камни, песок).

Вещи движимые и недвижимые.Недвижимостями считались не только земельные участки и недра земли, но и все созданное чужим трудом на земле собственника. Оно признавалось естественной или искусственной частью поверхности земли. Сюда относились постройки, посевы, насаждения. Все эти предметы, связанные с землей или фундаментально скрепленные с ее поверхностью, считались ее составными частями..

Под res mobiles или per se moventes понимались мебель, домашняя утварь, рабы, животные.Деление  вещей на движимые и недвижимые приняло  более четкий характер при принципате. В эпоху домината передача прав на недвижимости регламентировалась уже специальными правилами, направленными на обеспечение публичности соответствующих сделок. К этому же времени окончательно сложились особые права на недвижимости: оброчные земли, эмфитевзис,Впрочем уже по законам XII таблиц приобретение земли и движимых вещей по давности владения  требовало разных сроков: для давностного завладения землей был установлен в связи с системой двухпольного хозяйства более длительный (два года) срок, чем для движимых вещей (один год)

 

 

ВОПРОС 32. Деление вещей на родовые и индивидуально-определенные, простые и сложные, потребляемые и не потребляемые, плодоносящие и плоды  и правовое значение этих классификаций.

родовые и  индивидуально-определенные,

К родовым относили вещи, измеряемые числом, весом или мерой, которых  в природе существует много, а  поэтому они взаимозаменяемы (рабы без учета их индивидуальных свойств, лошади, деньги.

Индивидуально-определенные — это  прежде всего вещи уникальные, единственные в своем роде (например, скульптуры, картины и другие предметы искусства).

Некоторые вещи в одном случае признавались родовыми, а другом — индивидуально-определенными. Так, рабы, захваченные на войне, —  вещи родовые. Однако среди них мог  оказаться раб, способный, например, хорошо петь, т.е. обладающий индивидуальной способностью, которая превращает его  в вещь индивидуально-определенную.

Деление вещей на родовые и индивидуально-определенные необходимо при распределении риска  их случайной гибели. В отношении  родовых вещей применялся принцип  — genus non périt — род не погибает, т.е. владелец родовой вещи обязан вернуть  ее (другую подобную) собственнику даже в том случае, когда она утрачена им случайно. Например, поставщик продовольствия в случае безвиновной утраты продовольствия не освобождается от обязанности  поставить такое же в обусловленном  количестве.

Информация о работе Шпаргалка по "Римское право"