Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 08:05, дипломная работа
Цель данной работы - исследовать особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купле-продаже
Задачи:
1) Рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи;
2) Исследовать особенности содержание договора розничной купли-продажи,
3) Рассмотреть вопросы защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Общие теоретические положения о договоре розничной купли-продже
1.1. Понятие договора розничной купли-продажи и его особенности………...9
1.2. Права и обязанности сторон по договору розничной купли–продажи….15
2. Особенности защиты прав потребителей потребителей по договору розничной купли-продажи в г. Хабаровске
2.1 Формы защиты прав потребителей по договору в г.Хабаровске…………35
2.2 Способы защиты прав потребителей по договору в г Хабаровске……….43
2.3 Государственная защита прав потребителей в г.Хабаровске……………..49
2.4 Надзор в сфере защиты прав потребителей в г. Хабаровске……………...53
Заключение……………………………………..…………………………….…62
Библиографический список ……………………..……………………………66
Будучи публичным, договор розничной купли-продажи может заключаться с использованием публичной оферты, под которой в соответствии со ст.437 ГК понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Согласно ст.494 ГК предложение продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Боле того, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
В этой связи публичную оферту следует отличать от рекламы. В соответствии со ст.2 Федерального закона "О рекламе", реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Важнейшей отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо, ее распространяющее, обязательств оферента.
Важно отметить, что необходимым условием правильного оформления оферты является указание в ней всех существенных условий договора.
И так, какие же это условия:
1) условия о предмете договора;
2) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
3)
все те условия, относительно
которых по заявлению одной
из сторон должно быть
Еще одной специфической чертой договора розничной купли-продажи является его предмет. Как явствует из определения, данного в ст.492 ГК, продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Товары могут приобретаться для личных нужд (например, покупка предметов личной гигиены), либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования, как дома, так и на занятиях). Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве или редакции и т.д.).
Вместе с тем предметом розничной купли-продажи могут быть и такие товары, которые дают возможность использовать их в производственных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Например, предметом розничной купли-продажи может быть насос или культиватор, используемые для выращивания гражданином урожая, излишки которого могут быть им проданы на рынке.
Специфической чертой данного договора также являются особые требования к его форме. Согласно ст.493 ГК, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. В том случае, когда покупатель присоединяется к условиям формуляров или иных стандартных форм, предложенных продавцом, следует признать, что договор заключается в письменной форме. Такой договор приобретает черты договора присоединения (в ст.493 ГК сделана прямая ссылка на ст.428 ГК).
Наиболее распространенный способ розничной торговли – через прилавок – являет собой устную форму данного договора, так как это типичная сделка, в которой момент ее совершения и исполнения совпадают. В том случае, когда момент совершения и исполнения сделки не совпадают, необходимо руководствоваться требованием ст.161 ГК, согласно которому сделки должны совершаться в простой письменной форме. Кассовый или товарный чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара по договору
розничной купли-продажи, когда момент его заключения и исполнения не совпадают, представляют собой письменную форму договора. Однако отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий при заключении договора, как в устной, так и в письменной форме (ст.493 ГК).
Специфика договора розничной купли-продажи проявляется и в закреплении законом преддоговорных обязанностей продавца, которые согласно ст.495 ГК состоят в предоставлении покупателю информации о товаре. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Покупатель имеет право еще до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
Наконец, договор розничной купли-продажи имеет специфику по сравнению с общими правилами о купле-продаже и с точки зрения содержания, т.е. существенных условий. Согласно п.1 ст.500 ГК РФ, покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Цена товара по общему правилу должна устанавливаться одинаковой для всех покупателей. Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора. Отсюда можно сделать вывод о том, что покупатель по договору розничной купли – продажи не может непосредственно участвовать в определении цены товара. Покупатель, которому товар продан по более высокой цене, чем другим, вправе требовать признания договора недействительным, при этом стороны возвращаются в первоначальное положение.
На отдельные виды товаров цены устанавливаются или регулируются государством и, следовательно, приобретают для продавца обязательный характер.
В случае, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара (статья 487), неоплата покупателем товара в установленный договором срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением (п.2 ст.500 ГК)
Таким образом, из всего выше сказанного мы можем определить суть договора розничной купли-продажи. Так же проанализировав все основные положения договора можно сделать вывод о том, что данный договор по своей сути всегда является:
1 консенсуальным, то есть, считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора;
2 возмездным, то есть, основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены;
3 двусторонне-обязывающим (взаимным), то есть, наличествуют субъективные права и обязанности у обеих сторон договора.
Разобравшись немного в общих положениях о договоре розничной купли-продажи, рассмотрим отдельные виды данного договора.
1.2 Права и обязанности сторон по договору розничной купли – продажи
Законодателем предусмотрена обязанность продавца предоставлять покупателю информацию о предлагаемом товаре. Кроме того, установлены критерии этой информации. Покупатель, как принято считать, является «слабой» стороной в договоре розничной купли-продажи, поэтому предоставленное ему право на информацию о товаре — одно из дополнительных средств его правовой защиты. В отличие от общих положений о купле-продаже, предполагающих, что покупатель и продавец согласуют лишь наименование и количество товара, а продавец сообщает покупателю о известных ему недостатках товара, в § 2 гл. 30 ГК РФ установлено, что продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже. Объем информации и способ ее предоставления (устно, в виде прилагаемой к товару документации, путем размещения информации на товаре и т.п.) должны соответствовать закону, иным правовым актам и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям. В качестве способа предоставления информации о товаре комментируемая статья рассматривает также проверку, свойств или демонстрацию использования товара по требованию покупателя в его присутствии.
Реализация права покупателя на информацию о товаре возможна также посредством его собственных действий: покупатель вправе осмотреть товар, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
Нельзя не заметить, что право покупателя на информацию о товаре и корреспондирующая ему обязанность продавца по предоставлению такой информации существуют вне договорного правоотношения, на преддоговорной стадии отношений сторон. Возможность возникновения правоотношения «будущий покупатель – будущий продавец» следует из того, что договор розничной купли-продажи является публичным.
Поскольку названное правоотношение является преддоговорным, неисполнение продавцом обязанностей, предусмотренных ст. 495 ГК РФ, рассматривается как уклонение от заключения договора и влечет за собой обязанность продавца возместить покупателю причиненные этим убытки.
Если покупатель не получил информацию о товаре, но договор заключил, он вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения ему других убытков. В случае, когда покупатель не получил от продавца необходимой информации о товаре, в котором после его передачи покупателю выявились недостатки, он вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, если докажет, что недостатки товара возникли в связи с отсутствием у него информации. Таким образом, общее правило ст. 476 ГК РФ о том, что продавец отвечает за недостатки, возникшие до передачи товара покупателю, в этом случае не подлежит применению.
Приведем пример из практики. Так, общество проводило косметический ремонт в арендуемых им помещениях, в том числе заменяло электропроводку и электрооборудование. Для проведения ремонтных работ общество приобрело у другого общества (продавца) электрический кабель.
Проложив кабель в стены и установив розетки и выключатели, общество (покупатель) произвело отделку стен, однако после покраски степ вокруг выключателей и розеток появились масляные пятна.
Покупатель, полагая, что причиной повреждения стен является продажа ему некачественного товара и непредставление продавцом достоверной и полной информации о товаре, обратился в суд с иском о взыскании убытков, состоящих из расходов, понесенных в связи с проведением повторного ремонта.
Высший Арбитражный Суд РФ счел необходимым поддержать судебные инстанции, которые пришли к выводу о правомерности требований покупателя. В приведенном примере возможность применения к отношениям сторон положений ст. 495 ГК РФ связана с тем, что хозяйственное общество - покупатель – приобрело товар не для целей, непосредственно связанных с предпринимательской деятельностью.
Поскольку к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина подлежат применению также положения законодательства о защите прав потребителей, необходимо учитывать специальные правила о предоставлении покупателю-гражданину информации и об ответственности продавца за неисполнение этой обязанности, установленные Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»[3]7
В соответствии со ст. 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:
Информация о работе Особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купле-продаже