Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 08:05, дипломная работа
Цель данной работы - исследовать особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купле-продаже
Задачи:
1) Рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи;
2) Исследовать особенности содержание договора розничной купли-продажи,
3) Рассмотреть вопросы защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Общие теоретические положения о договоре розничной купли-продже
1.1. Понятие договора розничной купли-продажи и его особенности………...9
1.2. Права и обязанности сторон по договору розничной купли–продажи….15
2. Особенности защиты прав потребителей потребителей по договору розничной купли-продажи в г. Хабаровске
2.1 Формы защиты прав потребителей по договору в г.Хабаровске…………35
2.2 Способы защиты прав потребителей по договору в г Хабаровске……….43
2.3 Государственная защита прав потребителей в г.Хабаровске……………..49
2.4 Надзор в сфере защиты прав потребителей в г. Хабаровске……………...53
Заключение……………………………………..…………………………….…62
Библиографический список ……………………..……………………………66
Под убытками в гражданском законодательстве, согласно ст. 15 ГК РФ, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Как видно из данного определения, традиционный состав убытков, закрепленный в ГК РФ, предполагает возмещение двух видов убытков: реального ущерба и упущенной выгоды. Согласно ст. 393 ГК РФ, убытки возмещаются, если они причинены неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательства. Законом предусмотрено, что убытки потребителю возмещаются в полной сумме. Однако ст. 15 ГК РФ допускает по отдельным видам обязательств ограничение размера ответственности, если это предусмотрено Законом. Размер убытков определяется, исходя их цен, существовавших в том месте, где обязательство должно было быть исполнено в день добровольного удовлетворения требования, а если требование не было удовлетворено добровольно в день предъявления иска. Суд может применить цены, существующие в день вынесения решения. Приведенный порядок определения цены применяется, если иное не предусмотрено законом [18].
Согласно Закону, убытки взыскиваются независимо от взыскания неустойки и сверх нее. Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением исполнителем его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда ГК РФ установлен ограниченный размер ответственности. При этом следует иметь в виду, что убытки возмещаются сверх неустойки, установленной законом или договором, а также что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождает исполнителя от выполнения в натуре возложенных на него обязательств. Требования о возмещении убытков, в добровольном порядке без помощи органов местного самоуправления и общественных организаций, удовлетворяются редко, что вынуждает потребителя обращаться в суд [28].
Главное, что характеризует неустойку, так это ее значение как меры обеспечения обязательства, на что и указывается в ст. 329 ГК РФ. Соглашение о неустойке, как и большинство обеспечительных мер, носит акцессорный характер и следует судьбе основного обязательства. Признание недействительным или расторжение договора, обязательство по которому было обеспечено неустойкой, влечет прекращение неустоечного соглашения. Истечение срока исковой давности по основному обязательству прекращает срок давности и по требованию о взыскании неустойки. Помимо этого соглашение о неустойке носит по своей природе одновременно и характер меры гражданско-правовой ответственности.
По словам В.В. Витрянского (заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, члена Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте Российской Федерации) такой вывод подтверждается тем, что «во-первых, неустойка взыскивается только в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, т.е. при наличии правонарушения; во-вторых, суть неустойки состоит в обязанности должника, нарушившего обязательство, нести дополнительные имущественные потери; в-третьих, неустойка, так же как и убытки, подлежит применению только при наличии условий, необходимых для наступления гражданско-правовой ответственности, что вытекает из п. 2 ст. 330 ГК РФ, согласно которому кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства; в-четвертых, обязанность должника, нарушившего обязательство, уплатить неустойку обеспечивается государственным принуждением, о чем свидетельствует включение взыскания неустойки в число способов судебной защиты гражданских прав» [8]. Таким образом, как и любая мера гражданско-правовой ответственности, неустойка носит компенсационно-карательный характер.
Обязательство неустойки возникает одновременно с основным. Оно сводится к обязанности должника заплатить определенную денежную сумму, если обязанности будут исполнены ненадлежащим образом, либо вообще не будут исполнены. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение формы соглашения о неустойке влечет недействительность соглашения о неустойке. Неустойка является самым востребованным видом средств обеспечения обязательств.
Для взыскания неустойки достаточно установления факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Доказывание причинения при этом убытков не требуется. Неустойка, предусмотренная законом в отличие от неустойки, установленной договором, подлежит взысканию независимо от включения условия в договор о неустойке. В случае нарушения установленных договором сроков, а также назначенных в соответствии с Законом РФ«О защите прав потребителей» новых сроков, исполнитель уплачивает потребителю за каждый день, а если срок определен в часах за каждый час просрочки неустойку.
Размер неустойки установлен в законодательстве: за невыполнение законных требований потребителя предусмотрены 1% за каждый день просрочки при продаже товаров и 3% при оказании услуг и выполнении работ, причем в договоре ее размер не может быть снижен, т.к. это противоречило бы Закону и ГК РФ. Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать цену отдельного вида выполнения работы или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы не определена договором о выполнении работы. Суд вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной заслуживающий уважения интерес ответчика. Размер неустойки может быть увеличен соглашением сторон.
Исполнитель должен выплатить потребителю неустойку и возместить убытки добровольно, независимо от того предъявлял он соответствующее требование или нет. Ответственность исполнителя за нарушение сроков оказания услуги наступает независимо от наличия или отсутствия его вины. Закон освобождает исполнителя от удовлетворения требований потребителя только в двух случаях: если нарушение сроков оказания услуги произошло по вине самого потребителя, либо вследствие действия непреодолимой силы. При этом бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, лежит на исполнителе. Делая на основе вышесказанного вывод, можно отметить, что основной функцией гражданско-правовой ответственности является компенсационная функция, то есть эта ответственность имеет своей задачей, в основном, восстановление нарушенной имущественной сферы потребителя. Прекращение или изменение правоотношения допустимы лишь в прямо предусмотренных законом или договором случаях. Применение данного способа защиты в большинстве случаев позволяет обеспечить реальную возможность осуществления субъективного права лица, заинтересованного в преобразовании правоотношения. При этом исполнитель должен выплатить потребителю неустойку и возместить убытки добровольно, независимо от того предъявлял он соответствующее требование или нет. Сумма взысканий в пользу потребителей в случаях нарушений в сфере торговли в 2013 году составила 1305647 руб., что на 22% меньше 2011 года (1673597 руб.). Одновременно в бюджет города в отчетном периоде взысканы штрафы и пошлины в размере 162 924 руб., что на 7,23% меньше прошлого года. Динамика взысканий в бюджет города аналогична динамике общей сумме взысканий в пользу потребителей, что является закономерным.
2.3 Государственная защита прав потребителей в г.Хабаровске
Равная и реальная защита интересов потребителей повсеместно на территории РФ может быть обеспечена только развитой системой защиты прав потребителей при эффективном взаимодействии всех составляющих ее ветвей и разграничении и конкретизации их задач, полномочий, сфер действия. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в соответствии с которым служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.
Роспотребнадзор вправе: направлять в лицензирующий орган материалы о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке; направлять в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей; обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей.
Роспотребнадзор может быть привлечен судом к участию в деле или вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. Большая работа по рассмотрению жалоб потребителей, их консультированию, оказанию практической помощи потребителям в восстановлении их нарушенных прав, в том числе и в судебном порядке, проводится органами местного самоуправления. В связи с тем, что именно органы местного самоуправления решают вопросы местного значения, они могут обеспечить оперативную защиту интересов потребителей по месту жительства на основе безвозмездности, беспристрастности и индивидуального подхода к каждому потребителю. Сформировавшаяся система государственной защиты прав потребителей не всегда позволяет эффективно организовывать работу в сфере обеспечения безопасности и качества продукции.
Большой вклад в реализацию потребительской политики вносят общественные объединения потребителей (союзы, ассоциации, общества) потребителей, действующие на национальном уровне, уровне субъектов РФ, а также в муниципальных образованиях. Общественная защита прав потребителей осуществляется организациями потребителей, которые создаются как по территориальному признаку (городские, районые, областные и др.), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей. Общества потребителей могут объединяться в союзы, конфедерации. Такие общественные объединения наделены правами: проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, соответствия потребительских свойств товаров информации о них; проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях и направлять их для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления; вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров, по приостановлению производства и реализации товаров.
Одним из распространенных мероприятий по защите прав потребителей является контрольная закупка, основная цель которой проверить, как работает продавец: пробивает ли он чеки, не допускает ли обмера, обвеса или обсчета покупателей. На сегодняшний день проводить контрольные закупки вправе только представители Госторгинспекции. На практике обычно организовываются совместные рейды, с привлечением в качестве помощников правоохранительных органов. Несмотря на проведенную административную реформу, регулирующий действия Госторгинспекции по проверкам, документ, на основании которого они проводятся, остался прежним - это постановление Правительства РФ от 14.07.1997 г. № 866 «О государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли РФ».
Если в ходе контрольной закупки или дальнейшей проверки торговой деятельности индивидуального предпринимателя выявились нарушения, инспектор составляет протокол об административном правонарушении. Затем руководитель территориального органа Госторгинспекции, в соответствии с порядком рассмотрения дел об административных правонарушениях, рассматривает дело предпринимателя и решает, штрафовать его или нет. Так, если протокол подписал продавец, когда самого индивидуального предпринимателя на торговой точке не было, то суд может признать данный факт существенным и отменить на этом основании решение контролирующего органа. Однако на составление протокола инспекторам отведено двое суток, поэтому в таких ситуациях опытные инспекторы в акте проверки делаютзапись: «Протокол составить немедленно после выявления нарушения не представляется возможным из-за отсутствия индивидуального предпринимателя, руководителя организации или его законного представителя».
Если этой записи нет, то предприниматель сможет избежать уплаты штрафа, если арбитражный суд примет его сторону, поскольку, согласно п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, протокол нужно составить сразу же после того, как выявлено нарушение. Если же такая запись сделана, то предпринимателю придется явиться в инспекцию, чтобы подписать этот документ через два дня после составления акта проверки. Некоторые предприниматели полагают, что штрафа можно избежать, попросту не явившись в назначенный срок в инспекцию. Это не так, если не прийти в инспекцию, будет назначено административное расследование, согласно ст. 28.7 КоАП РФ, которое может растянуться еще на месяц. За это время инспекция направит дело для поиска и принудительного доставления должника. В итоге подписать протокол все же придется. Однако предприниматель может подписать протокол или акт проверки с оговоркой: «С протоколом или актом не согласен».
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное. Если административное правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель несет ответственность как гражданин. Таким образом, Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает важнейшие гарантии в правовом обеспечении защиты прав потребителей.
Эффективной формой взаимодействия является участие специалистов по защите прав потребителей в комплексных проверках контролирующими (надзорными) органами субъектов потребительского рынка. Комплексные проверки позволяют выявить факты несоблюдения законодательства по защите прав потребителей и обеспечить оперативное использование полномочий контролирующих органов, а также предоставить продавцам (изготовителям, исполнителям) соответствующие консультации, необходимые для устранения нарушений.
Защита интересов потребителей повсеместно на территории РФ осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. На территории Хабаровска действует Управление данной службы по Хабаровскому краю. В 2013 году Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю проведено 900 совместных проверок хозяйствующих субъектов. По результатам проверок выявлено 1165 нарушений законодательства о защите прав потребителей. С целью профилактики нарушений прав потребителей специалистами по защите прав потребителей в ходе данных мероприятий проводилась разъяснительная и консультационная работа с предпринимателями, которая, как показывает практика, является действенной и эффективной, способствующей добровольному устранению нарушений и досудебному урегулированию конфликтных ситуаций между потребителем и продавцом (исполнителем).
Информация о работе Особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купле-продаже