Особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купле-продаже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 08:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купле-продаже
Задачи:
1) Рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи;
2) Исследовать особенности содержание договора розничной купли-продажи,
3) Рассмотреть вопросы защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Общие теоретические положения о договоре розничной купли-продже
1.1. Понятие договора розничной купли-продажи и его особенности………...9
1.2. Права и обязанности сторон по договору розничной купли–продажи….15
2. Особенности защиты прав потребителей потребителей по договору розничной купли-продажи в г. Хабаровске
2.1 Формы защиты прав потребителей по договору в г.Хабаровске…………35
2.2 Способы защиты прав потребителей по договору в г Хабаровске……….43
2.3 Государственная защита прав потребителей в г.Хабаровске……………..49
2.4 Надзор в сфере защиты прав потребителей в г. Хабаровске……………...53
Заключение……………………………………..…………………………….…62
Библиографический список ……………………..……………………………66

Вложенные файлы: 1 файл

диплом -2 — копия.docx

— 81.96 Кб (Скачать файл)

Так, потребитель может предъявить соответствующие требования, обусловленные продажей ему товара ненадлежащего качества, не только продавцу. Данные требования определенного характера, согласно п. 2 и 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, могут быть предъявлены изготовителю товара, импортеру, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю

К указанным выше дополнительным нравам потребителя, которые не обозначены в ГК РФ, можно, в частности, отнести право потребителя потребовать предоставления ему на период ремонта (замены) аналогичного товара (п. 2 ст. 20 Закона о защите прав потребителей), права, связанные с нарушением продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара (ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей) и некоторые другие права.

Как было отмечено выше, в рамках конкретизации положений ст. 503 ГК РФ, Закон о защите прав потребителей, регулируя отношения по продаже некачественных товаров, устанавливает сроки двух видов: 1) срок осуществления потребителями своих прав требования и 2) срок исполнения контрагентами потребителей своих обязанностей.

Например, в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона потребитель вправе предъявить предусмотренные его ст. 18 требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Как следует из приведенных положений Закона о защите прав потребителей, указанные сроки по своей природе являются пресекательными сроками обнаружения недостатков.

Сроки второго вида – сроки исполнения контрагентами потребителей своих обязанностей – это, например, сроки удовлетворения отдельных требований потребителя, установленные ст. 22 Закона о защите прав потребителей.

В гл. 2 Закона о защите прав потребителей предусмотрено два вида неустоек, которые могут быть взысканы за нарушение прав потребителей при продаже товаров. Это неустойка (пеня) по п. 1 ст. 23 данного Закона, которая представляет собой одно из правовых последствий продажи некачественного товара. Она взыскивается в размере 1 % цены товара за каждый лень просрочки с лица, допустившего нарушения (продавца, изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). Основаниями взыскания выступают нарушение предусмотренных ст. 20-22 Закона о защите прав потребителей сроков удовлетворения требований потребителя, а также невыполнение (задержка выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара. Вторая неустойка предусмотрена в ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей, она взыскивается за нарушение продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю (см. комментарий к ст. 500 ГК).[1]

В ст. 504 ГК РФ и ст. 24 Закона о защите прав потребителей устанавливаются схожие правила о расчетах с покупателем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества.

Хотя указанная статья Закона о защите прав потребителей именуется «Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества», в ней, как и в ст. 504 ГК РФ, речь идет лишь об одном аспекте таких расчетов – об определении цены, по которой производится расчет между сторонами.

Как видно из содержания ст. 504 ГК РФ и ст. 24 Закона о защите прав потребителей, для цели установления подлежащей уплате денежной суммы применяются два способа: 1) определение размера уплачиваемой суммы во внесудебном или 2) в судебном порядке. В любом случае в основе определения размера денежной суммы лежит такой параметр, как цена товара. Эта цена определяется либо во внесудебном порядке на ту дату, когда соответствующее требование потребителя исполняется добровольно, либо в судебном порядке – на момент вынесения судом решения, если добровольного исполнения не было.

В п. 1 и 2 ст. 504 ГК РФ (п. 1 и 2 ст. 24 Закона о защите прав потребителей) установлены положения о расчетах при замене недоброкачественного товара. При этом закон различает две ситуации замены некачественного товара: на 1) соответствующий договору розничном купли-продажи товар надлежащего качества и 2) на товар аналогичный, по иной по размеру, фасону, сорту или другим признакам.

В первом случае продавец не вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой товара, существовавшей в момент замены товара или вынесения судом решения о замене товара.

Во втором случае подлежит возмещению разница между ценой заменяемого товара на момент замены и ценой товара, передаваемого взамен товара ненадлежащего качества, а если требование покупателя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена товара, передаваемого взамен него, определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.

При предъявлении требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара применяются положения п. 3 ст. 504 ГК РФ и п. 3 ст. 24 Закона о защите прав потребителей. В рамках реализации этого требования покупателя цена определяется следующим образом: в расчет принимается цена товара на момент предъявления требования об уценке, а если требование покупателя добровольноне удовлетворено, - на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении цены товара.

Согласно п. 4 ст. 504 ГК РФ и п. 4 ст. 24 Закона о защите прав потребителей при возврате продавцу товара ненадлежащего качества покупатель вправе потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а если требование добровольно не удовлетворено, - на момент вынесения судом решения. Также специальное правило установлено для возврата некачественного товара, проданного в кредит. В этом случае потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита (п. 5 ст. 24 Закона о защите прав потребителей).

В ст. 505 ГК РФ решена судьба обязательства продавца, возникающего из договора розничной купли-продажи, по передаче товара надлежащею качества в той ситуации, если это обязательство не исполнено, но по требованию покупателя к продавцу применены меры юридической ответственности. [1]

Юридическая ответственность продавца за нарушение обязательства по передаче товара надлежащего качества может быть разной. Во-первых, она может быть гражданско-правовой и публично-правовой. Например, данная ответственность может быть административной. Во-вторых, гражданско-правовая ответственность продавца с позиции избранных потерпевшим форм защиты может быть судебной (применяется в судебном порядке) и внесудебной (наступает без обращения в суд). В-третьих, в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовая ответственность продавца может быть договорной и в недоговорной, например, когда требование к нему предъявляет не сам покупатель, а лицо, являющееся потребителем в силу такого факта, как пользование товаром. В-четвертых, гражданско-правовая ответственность продавца может быть выражена в различных формах (мерах). Это могут быть, в частности, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда.

Следующей обязанностью является обязанность оплаты товара. Данная обязанность лежит на покупателе. В ст. 500 ГК РФ применительно к договору розничной купли-продажи конкретизируются общие правила о цене и порядке оплаты товара, которые содержатся в части первой ГК РФ, а также в общих положениях о купле-продаже (§ 1 гл. 30).

В соответствии с п. 1 ст. 500 ГК РФ цена в договоре розничной купли-продажи устанавливается следующим образом. Цену здесь объявляет непосредственно продавец, т.е., как правило, она формируется им в одностороннем порядке. Это выступает одним из проявлений характера указанного договора как публичного договора и договора присоединения. Однако на практике не исключены случаи формирования цены с участием обеих сторон договора розничной купли-продажи – и продавца, и покупателя.

Также цена договора розничной купли-продажи может быть сформирована и иным образом, в императивном порядке, исключающем в той или иной мере свободное усмотрение сторон. В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Подобный механизм ценообразования на потребительском рынке в соответствии с действующим законодательством РФ о государственном регулировании цен используется, например, в отношении некоторых лекарственных средств, отдельных видов алкогольной продукции и др.

В любом случае продавец доводит установленную цену до покупателя (потребителя) при заключении договора розничной купли-продажи. Как предусмотрено п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, информация о товарах, предоставляемая потребителю, в обязательном порядке должна содержать, в частности, цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита – размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

В п. 2 и 3 ст. 500 ГК РФ содержатся правила о различных способах оплаты товара по договору розничной купли-продажи. Так, товар может продаваться на условиях предварительной оплаты. В таком случае применяются общие правила о предварительной оплате товаров, установленные в ст. 487 ГК РФ.

Для договора розничной купли-продажи, заключенного с условием о предварительной оплате товара, закон предусматривает специальные последствия его нарушения. Если покупатель допустил неоплату товаров, то согласно диспозитивному правилу п. 2 ст. 500 ГК РФ это расценивается как отказ покупателя от исполнения договора. В данной ситуации, как следует из п. 3 ст. 450 ГК РФ, договор розничной купли-продажи нужно считать расторгнутым. Соответственно продавец вправе распоряжаться товаром иным образом. С другой стороны, продавец может нарушать условие о сроке передачи предварительно оплаченного товара. Здесь применяются правила ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей. В частности, при таком правонарушении потребитель может потребовать возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. Данное требование подлежит удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня его предъявления.

Наряду с этим потребитель может потребовать уплаты неустойки (пени) за каждый день просрочки в размере 0,5% суммы предварительной оплаты товара.

Другой способ оплаты товара покупателем по договору розничной купли-продажи связан с продажей товаров в кредит – это оплата товара через определенное время после его передачи покупателю. Правила о подобной продаже содержатся в ст. 488 ГК РФ. Вместе с тем для договора розничной купли-продажи товаров в кредит предусмотрено два специальных правила. Во-первых, покупатель по такому договору вправе оплатить товар в любое время в пределах установленного договором периода рассрочки оплаты товара. Во-вторых, к названному договору не применяются правила об ответственности покупателя в форме процентов по ст. 395 ГК РФ за нарушение срока оплаты, установленные в п. 4 ст. 488 ГК РФ.[1]

Кроме рассмотренных правил ГК РФ о способах оплаты товаров расчеты по договору розничной купли-продажи подчиняются также и специальным правилам гражданского законодательства о расчетах, в частности, ст. 37 Закона о защите прав потребителей. При использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, действующему на основании Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ. При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Оплата по договору розничной купли-продажи в форме наличных денежных расчетов производится с соблюдением действующего законодательства о применении контрольно-кассовой техники, основу которого составляет Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». На основании данного Закона покупателю в доказательство оплаты приобретенного им товара должны выдаваться специальные документы — кассовые чеки и другие документы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности защиты прав потребителей потребителей по договору розничной купли-продажи в г. Хабаровске

2.1 Формы защиты прав потребителей по договору в г.Хабаровске

Закон РФ «О защите прав потребителей» в п. 3 ст. 17, предусматривает судебный порядок защиты нарушенных прав потребителя по иску самого потребителя, а также уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю в области защиты прав потребителей, и иных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров.

По имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления дела рассматривает мировой судья в качестве суда первой инстанции, а свыше районный суд. Цена иска определяется исходя из взыскиваемой денежной суммы. Для потребителя установлена так называемая альтернативная подсудность, т.е. он вправе по своему выбору обратиться в суд: по собственному месту жительства; по месту нахождения организации; по месту заключения или исполнения договора. Исключение из этого правила составляют иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, которые должны предъявляться по месту нахождения управления транспортной организации.

Требования потребителя носят гражданско-правовой, в основе материальный характер, выражающие личный интерес, основанный на невыполнении своих обязательств другой стороной гражданско-правового договора. Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного Законом, и подлежащего судебному рассмотрению. Исковое заявление потребителя может содержать требование о взыскании определенных денежных сумм, а также о возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав потребителя, выполнить его определенные требования, не препятствовать осуществлению конкретных прав, прекратить противоправные действия и т.п. Конкретные требования должны формулироваться, исходя из тех прав, которые предоставлены потребителю Законом и которые нарушены ответчиком [28].

Информация о работе Особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купле-продаже