Активные методы обучения в профессиональной подготовке менеджеров на Рефтинской ГРЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире бизнес развивается и растет конкуренция. Поэтому задача любой компании — не только выжить, но и оставаться конкурентоспособной как можно дольше. Многое зависит от личностных качеств и умений менеджера, от его мыслительных способностей: умения видеть, анализировать ситуацию, находить решения, а также от волевых качеств и силы личности. В связи с быстрым изменением внешних условий (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения) и внутренних условий функционирования организации (технологические изменения, перестройка структуры предприятий) организациям необходимо подготавливать менеджеров к работе в новых условиях. Обучение призвано подготовить руководителей к правильному решению более широкого круга задач и обеспечить высокий уровень эффективности в работе. При этом оно позволяет не только повышать уровень знаний работников и вырабатывать требуемые профессиональные навыки, но и формировать у них такую систему ценностей и установок, которые соответствуют сегодняшним реалиям и поддерживают рыночную организационную стратегию.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические и методологические основы изучения активных методов обучения 6
1.1 Сущность активных методов обучения 6
1.2 Виды активных методов обучения 14
1.3 Тренинги как активная форма обучения руководителей 30
1.4 Зарубежный и отечественный опыт профессиональной подготовки менеджеров 35
2. Анализ эффективности применения активных методов для обучения руководителей предприятия Рефтинская ГРЭС 40
2.1 Краткая характеристика предприятия Рефтинская ГРЭС 40
2.2 Характеристика выборки и методов исследования 43
2.3 Анализ состояния активных методов обучения 46
2.4 Результаты исследования и выводы по активным методам обучения 56
3. Рекомендации и мероприятия по решению проблемы 61
Заключение 63
Список литературы 65

Вложенные файлы: 1 файл

okonchatelny_variant_kursovoy_raboty.doc

— 490.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки  Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский  федеральный  университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

 

 

 

 

Активные методы  обучения  в профессиональной подготовке менеджеров на Рефтинской ГРЭС

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

080505 Управление персоналом

 

 

 

 

 

Руководитель                Хохолева Е.А.

Студент гр. ФО-300602                                                                  Суздалова А.С.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Содержание

Введение

В современном мире бизнес развивается и растет конкуренция. Поэтому задача любой компании — не только выжить, но и оставаться конкурентоспособной как можно дольше. Многое зависит от личностных качеств и умений менеджера, от его мыслительных способностей: умения видеть, анализировать ситуацию, находить решения, а также от волевых качеств и силы личности. В связи с быстрым изменением внешних условий (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения) и внутренних условий функционирования организации (технологические изменения, перестройка структуры предприятий) организациям необходимо подготавливать менеджеров к работе в новых условиях.  Обучение призвано подготовить руководителей к правильному решению более широкого круга задач и обеспечить высокий уровень эффективности в работе. При этом оно позволяет не только повышать уровень знаний работников и вырабатывать требуемые профессиональные навыки, но и формировать у них такую систему ценностей и установок, которые соответствуют сегодняшним реалиям и поддерживают рыночную организационную стратегию.

Обучение руководящего состава имеет особое значение для любой организации. Работа руководителя оказывает решающее влияние на результаты труда его подчиненных, число которых может быть очень значительным. Ответственный и добросовестный руководитель, который не обладает знаниями и навыками, отвечающими современным требованиям, будет тормозить развитие организации. Поэтому проблема обучения менеджеров актуальна для многих компаний.

Объектом данной курсовой работы выступают активные методы обучения.

Предметом исследования являются активные методы обучения менеджеров на Рефтинской ГРЭС.

Целью курсовой работы является теоретическое изучение методов обучения менеджеров для повышения эффективности управления, проводимое в организации; выявление преимуществ активных методов обучения, а также рассмотрение процесса их реализации на практике.

Исходя из вышеуказанных целей  исследования, их основными задачами являются:

  • Проанализировать теоретический материал по активным методам обучения: раскрыть сущность активных методов; рассмотреть виды; выявить различия и сходства активных методов обучения; сравнить зарубежный и отечественный опыт профессиональной подготовки менеджеров.
  • Охарактеризовать тренинг как форму обучения руководителей;
  • Проанализировать эффективность тренинга; удовлетворенность проведенным тренингом;
  • Разработать рекомендации и мероприятия для предприятия Рефтинская ГРЭС с целью повышения эффективности работы менеджеров.

Гипотезой в данной курсовой работе можно обозначить следующее утверждение: если использовать активные методы  в различных формах обучения, то подготовка менеджеров будет более эффективной.

Степень  разработанности проблемы. Большой вклад в разработку проблемы обучения менеджеров внесли следующие ученые: труды по теории и практике профессионального образования Б.Н. Ананьева, В.А. Кан-Калика, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, Н.В. Мудрика, Д.Н. Узнадзе и др. В научных статьях и монографиях А.М. Новикова дана авторская концепция развития профессионального образования в новых социально-экономических условиях, где раскрыты дидактические закономерности организации процесса профессионального обучения в системе образования с учетом требований рынка труда к профессиональной компетентности. Кроме того, выявлены сущность и особенности корпоративного обучения (М.В. Кларин, Е.Н. Дубиненкова, Д.А. Шендриков).

Следующие методы были использованы при исследовании в курсовой работе: тестирование, статистический анализ, анкетирование, метод экспресс-оценка, методы систематизации и классификации информации.

Теоретические и практические аспекты современного менеджмента  организации разрабатывают О.С. Виханский, В.Н. Жарков, С.А. Максимов, А.И. Наумов, И.В. Пичужкин.

Существенный вклад  в развитие теории и практики активных методов обучения внесли: М. М. Бирштейн, Т. П. Тимофеевский, Р. Ф. Жуков, И. Г. Абрамова, Ю. С. Арутюнов, Б. Н. Герасимов, В. Ф. Комаров, А. Л. Лифшиц, А. П. Панфилова, В. Я. Платов, Ю. М. Порховник, В. И. Рыбальский, А. М. Смолкин, И. М. Сыроежин, А. В. Хуторской и др.

Большую роль в становлении  и развитии активных методов обучения послужили работы М.М.Бирштейн, Т.П.Тимофеевского, И.М.Сыроежина, С.Р.Гидрович, В.И.Рабальского, Р.Ф.Жукова, В.Н.Буркова, Б.Н.Христенко, А.М.Смолкина, А.А.Вербицкого, В.М.Ефимова, В.Ф.Комарова и т.д.

Проблемам подготовки менеджеров посвящены работы А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Е.И. Ждановой, С.Ф. Макарова, В.В. Чижикова, В.М. Чижикова и др.

Систематизацию методов  обучения осуществил В.И. Загвязинский.

Вопросы по подготовке руководителей  рассматривали М.И. Магура, М.Б. Курбатова.

Применение активных методов обучения изучал М.А. Курьянов.

Главное внимание на описание деятельности руководителя как носителя управленческих и психолого-педагогических функций уделил Г.Л. Ильин.

Данные исследования позволили повысить уровень теоретических  обобщений при изучении управленческой деятельности, раскрыть сущность и особенности труда в сфере управления, развить способы обучения руководителей. Однако исследование этих вопросов – во многом еще не освоенное поле научной деятельности.

1. Теоретические и методологические основы изучения активных методов обучения

1.1 Сущность активных методов обучения

Организации имеют постоянную потребность в повышении производительности труда своих работников. Немало важную роль в этом играет руководитель, т.к. он обеспечивает процветание своих сотрудников. Формирует цели, планирует, организует работу так, чтобы не было авралов и перегрузок, что является важным для эффективной деятельности всей организации. Важнейшим средством профессионального развития руководителя является профессиональное обучение. Обучение – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения.1 Методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Возрастание роли обучения в процессах повышения конкурентоспособности предприятия и организационного развития обусловлено следующими тремя факторами:2

  • Обучение персонала является важнейшим средством достижения стратегических целей организации.
  • Обучение является важнейшим средством повышения ценности человеческих ресурсов организации.
  • Без своевременного обучения персонала проведение организационных изменений сильно затрудняется или становится невозможным.

На современных предприятиях профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов (рис.1.1.):

Основные требования, обеспечивающие эффективность программ обучения, сводятся к следующему:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1. Этапы профессионального обучения

 

  • для обучения нужна мотивация. Люди должны понимать цели программы, каким образом обучение повысит их производительность и, тем самым, их собственное удовлетворение своей работой;
  • руководство должно создать климат, благоприятствующий обучению;
  • если навыки, приобретаемые посредством обучения, являются сложными, то процесс обучения следует разбить на последовательные этапы;
  • учащиеся должны почувствовать обратную связь по отношению к результатам обучения (оценки, признание успехов, определение процента выполнения задания и т.п.).

Практика подготовки руководителей в различных профессиональных областях показывает, что наиболее эффективными оказываются методы активного обучения, так как они работают не только на познавательном уровне, но и на смысловом, эмоциональном и поведенческом. Большое внимание они уделяют практической отработке передаваемых слушателям знаний, навыков и умений. Что очень важно, так как знать менеджмент в теории и уметь управлять на практике – совершенно разные вещи. Методы активного обучения опираются на процессы восприятия, памяти, внимания, прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.

Активное обучение, разработанное  Р. Ревансом – это способ помочь менеджерам в развитии способностей, путем помещения в реальные проблемные ситуации. Использование активных методов обучения позволяет решать целый ряд задач: формирование опыта решения профессиональных проблем; умение анализировать и формулировать рекомендации; увеличение скорости принятия решений; развитие оценочных, аналитических, рефлексивных и прогностических умений; умение управлять стилем своего поведения за счет осознания оценок окружающих.

Теория активного обучения основана на шести предположениях.

  • Квалифицированные менеджеры имеют огромное желание знать, как работают другие менеджеры.
  • Мы изучаем не так много, когда мотивированы учиться, как тогда, когда мотивированы что-то изучить.
  • Изучение самого себя представляет угрозу, и ему сопротивляются, если оно стремится изменить представление человека о самом себе. Однако внешнюю угрозу можно ослабить до такого уровня, на котором она больше не является непреодолимым препятствием для изучения себя самого.
  • Люди могут научиться только тогда, когда они что-то делают, и учатся тем лучше, чем ответственней считают задачу.
  • Усвоение знаний будет глубже, когда человек вовлечен в процесс целиком – ум, ценности, тело, эмоции.
  • Учащийся лучше всех знает, что он или она усвоил. Ни у кого другого нет больших шансов это узнать.

Преимущества при использовании  методов активного обучения и  развитие навыков командной работы:

  • Облегчение восприятия нового материала: лекционная форма подачи материала для большинства людей, является слишком тяжелой, так как требует высокой концентрации внимания, хорошей памяти.
  • Расширенное использование опыта: в ходе занятий он подвергается значительному переосмыслению и упорядочиванию. Руководители взаимодействуют, друг с другом тем самым обмениваются своим опытом; знакомятся с опытом своих товарищей, заимствуют новые приемы и подходы к решению наиболее часто встречающихся в работе задач.
  • Присваивание новых знаний и новых подходов к решению поставленных задач: при использовании метолов активного обучения, как правило, не преподаватель доказывает слушателям «правильность» тех или иных подходов, действий, а, наоборот, слушатели в ходе групповых обсуждений должны самостоятельно обосновать то, что при лекционной форме подачи материала дается им в готовом виде.
  • Получение возможности более четкого видения модели эффективного и неэффективного поведения: соотнесения этих моделей с теми образцами поведения, которые они привыкли демонстрировать в своей работе.

Обучение руководителей  является одним из самых значимых ресурсов в повышении эффективности работы организации. Именно этим объясняется быстрый рост затрат на обучение руководителей российских компаний, начавшийся примерно с конца 90-х годов. С каждым днем происходят громадные изменения в нашей жизни. Каждый руководитель должен определить не только, что он знает и чего не знает, но и готовиться к тому, что его может ожидать в будущем. Наибольшими шансами добиться успеха обладают руководители, быстро овладевающие новыми идеями и методами работы, которых не пугают изменения, способные быстро перестраиваться в новых условиях и настойчиво ищущие пути лучшего выполнения порученной им работы.

Эффективное руководство  невозможно без соответствующего обучения, без освоения руководителями теории и практики руководства. Полагаться исключительно на талант сегодня невозможно.

Качество обучения руководящего состава для любой организации  самым непосредственным образом связано с качеством управления, а значит, и с эффективностью работы компании, и с уровнем ее конкурентоспособности. Особенно возрастает роль обучения руководителей в условиях организационных изменений, когда старые подходы к работе, старые управленческие схемы не только становятся менее действенными. Но часто просто вредят делу.

Информация о работе Активные методы обучения в профессиональной подготовке менеджеров на Рефтинской ГРЭС