Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:42, курсовая работа
В современном мире бизнес развивается и растет конкуренция. Поэтому задача любой компании — не только выжить, но и оставаться конкурентоспособной как можно дольше. Многое зависит от личностных качеств и умений менеджера, от его мыслительных способностей: умения видеть, анализировать ситуацию, находить решения, а также от волевых качеств и силы личности. В связи с быстрым изменением внешних условий (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения) и внутренних условий функционирования организации (технологические изменения, перестройка структуры предприятий) организациям необходимо подготавливать менеджеров к работе в новых условиях. Обучение призвано подготовить руководителей к правильному решению более широкого круга задач и обеспечить высокий уровень эффективности в работе. При этом оно позволяет не только повышать уровень знаний работников и вырабатывать требуемые профессиональные навыки, но и формировать у них такую систему ценностей и установок, которые соответствуют сегодняшним реалиям и поддерживают рыночную организационную стратегию.
Введение 3
1. Теоретические и методологические основы изучения активных методов обучения 6
1.1 Сущность активных методов обучения 6
1.2 Виды активных методов обучения 14
1.3 Тренинги как активная форма обучения руководителей 30
1.4 Зарубежный и отечественный опыт профессиональной подготовки менеджеров 35
2. Анализ эффективности применения активных методов для обучения руководителей предприятия Рефтинская ГРЭС 40
2.1 Краткая характеристика предприятия Рефтинская ГРЭС 40
2.2 Характеристика выборки и методов исследования 43
2.3 Анализ состояния активных методов обучения 46
2.4 Результаты исследования и выводы по активным методам обучения 56
3. Рекомендации и мероприятия по решению проблемы 61
Заключение 63
Список литературы 65
Наиболее серьезная подготовка менеджеров на научной основе повсеместно осуществляется в рамках программ магистров делового администрирования (master of business administration, MBA). Система подготовки менеджеров является многоступенчатой, и это характерно для американского, европейского, японского и отечественного менеджмента.
Подготовка и повышение
В нашей стране в настоящее время происходит процесс обновления системы профессиональной подготовки руководителей. Созданы учебные заведения, готовящие профессиональных управленцев в области административного управления (кадровые центры), открыт ряд новых специальностей в высших учебных заведениях, по которым готовятся специалисты-менеджеры. Организации, опираясь на анализ собственных потребностей, формируют программы обучения руководителей разного уровня. При этом внимание уделяется не только развитию профессиональной компетентности, но и личностному развитию менеджеров, оптимизации взаимодействия в отделах, между ними и с высшими руководителями. Зарубежный опыт, как правило, осваивается критически, с учетом специфики конкретной организации и сферы ее интересов.
В профессиональной подготовке менеджеров можно обнаружить действие ряда тенденций, определяющих ее современное состояние. Несмотря на сохраняющиеся различия между школами западноевропейского, американского, японского и отечественного менеджмента, налицо многочисленные признаки из взаимного проникновения, которые принимают и организационные фирмы: подготовка евро-менеджеров, в которую включены представители менеджмента различных культур; создание в 1991 г. во Франции французско-японского центра подготовки менеджеров; унификация учебных программ в области менеджмента, проводимых в развивающихся странах под эгидой Организации Объединенных Наций.
Зарубежный опыт профессиональной подготовки менеджеров проникает и в отечественную практику: в России реализуются многочисленные обучающие программы для менеджеров, некоторые из них — при российских вузах. В программах профессиональной подготовки управленцев наряду со специальными предметами и сугубо профессиональными вопросами увеличивается удельный вес мероприятий, направленных на личностное совершенствование и сохранение здоровья менеджеров. Безоговорочному преобладанию подхода, согласно которому успех организации зависит преимущественно от управленческого таланта высшего менеджера, поставлен предел в виде усиливающегося внимания к способности менеджера работать в команде, ориентируясь на возможности партнеров, находя в них опору и поддержку и тем самым усиливая себя и свою организацию. Примечательно и то, что менеджменту обучаются не только управленческий персонал организаций, но и рядовые их сотрудники, а это позволяет увеличивать совокупный потенциал организаций. Таким образом, можно заключить, что отбор и профессиональная подготовка управленческих кадров требуют постоянного исследования и оптимизации, учета наметившихся в этой области человеческой практики тенденций.
Реализация стратегических задач и краткосрочных планов развития любой организации предполагает выполнение ее персоналом определенных производственных функций. Успешное выполнение этих функций сильно зависит от уровня квалификации и профессиональной компетентности сотрудников компании. Одним из методов, позволяющим изменять и улучшать уровень квалификации и профессиональной компетентности сотрудников, является система профессионального обучения персонала. Но единой универсальной методики, пригодной для решения всего комплекса задач, стоящих перед разработкой и внедрением системы профессионального обучения персонала, просто не существует и вряд ли она возможна. Нет общепринятой методики и за рубежом.
О распространенности тех или
Западные компании:
Анализ развития трудового потенциала западными и российскими организациями позволяет выделить методы, применяемые организациями в зависимости от экономических ситуаций, стадии развития организации и влияния других факторов. Безусловно, изучение и применение зарубежного опыта профессиональной подготовки менеджеров способно оказывать положительное воздействие на процессы управления профессиональной компетентностью руководителей современных российских организаций.
В данной главе рассмотрены преимущества активных методов обучения и их сущность, а также роль профессионального обучения для эффективной деятельности организации. Подробно описаны назначение, область исследования, особенности проведения различных видов активных методов обучения. Сравнение зарубежного опыта профессиональной подготовке менеджеров, а именно в странах Европы, в США и в Японии, с Россией. И какие методы наиболее распространены в России и на Западе.
В начале 60-х годов перед энергетиками Урала встала задача обеспечить электроэнергией освоение вновь разведанных месторождений нефти и газа в Западной Сибири. Однако темпы добычи нефти, ее транспортировка, строительные работы сдерживались отсутствием электроэнергии, которую реально можно было подать только с Урала. Это обстоятельство предопределило местоположение Рефтинской ГРЭС, которая должна была частично восполнить дефицит электроэнергии на Урале и в то же время подать ее в Тюменскую область. Строительство электростанции началось в 1963 г. и закончилось в 1980 г. Сегодня Рефтинская ГРЭС – крупнейшая в России тепловая электростанция, работающая на твердом топливе, обеспечивающая электроэнергией промышленные районы Свердловской, Тюменской, Пермской и Челябинской областей. В состав ОАО «Энел ОГК-5», первой оптовой генерирующей компании, созданной в ходе реформы российской энергетики, Рефтинская ГРЭС вошла в 2006 году. Основной акционер ОАО «Энел ОГК-5» - международная электроэнергетическая компания Enel, работающая в России в секторе производства и распределения энергии, а также добычи газа.
Основными предметами профильных видов деятельности Рефтинской ГРЭС являются:
Основными предметами вспомогательных видов деятельности Рефтинской ГРЭС являются работы, направленные на техническое, информационное, ресурсное и прочее обеспечение работоспособности электростанции.
Установленная электрическая мощность Рефтинской ГРЭС - 3800 тыс. кВт, тепловая мощность - 350 Гкал/час. На ГРЭС установлено 6 энергоблоков по 300 тыс. кВт каждый и 4 энергоблока по 500 тыс.кВт каждый. Основное топливо - экибастузский каменный уголь с теплотворной способностью 16,3 мдж/кг, зольностью на сухую массу - 43,3 %.
Первый энергоблок второй очереди мощностью 500 МВт введен в эксплуатацию в декабре 1977 г. Четвертый, последний по счету, энергоблок 500 МВт сдан в эксплуатацию в декабре 1980 г.
Основные сооружения электростанции: главные корпуса энергоблоков 300 и 500 МВт, объединено - вспомогательный корпус, топливное хозяйство, сооружения золошлакоудаления и технического водоснабжения, сооружения электрической части.
Для выброса дымовых газов в атмосферу сооружены две дымовые трубы высотой 250 метров.
Управление и контроль за работой энергоблоков 300 и 500 МВт осуществляются с блочных щитов управления (один щит на каждые два энергоблока), куда вынесены приборы регулирования работы основного и вспомогательного оборудования.
Котлоагрегаты и турбины оборудованы системой технологических защит, блокировок и сигнализации.
На энергоблоках 300 и 500 МВт внедрена автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУ ТП) на базе вычислительных машин СМ-2М, М-6000 и информационных М-60. АСУ ТП обеспечивает высокую надежность работы основного оборудования, его максимальную автоматизацию и дистанционное управление, широкое использование техники не только в режимах нормальной эксплуатации, но и при пусках и остановах энергоблоков.
Проект Рефтинской
тепловой электростанции разработан Уральским
отделением института «Атомтеплоэлектропро
Стратегическая цель Рефтинской ГРЭС – сохранить позиции одной из ведущих электростанций России. Это предполагает создание эффективного менеджмента и системы оптимального распределения финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Миссию Рефтинской ГРЭС можно выразить следующим образом:
«Вырабатывая энергию, мы обеспечиваем стратегические интересы страны, рост доходности по капиталам акционеров, стабильную и эффективную работу предприятия».
В соответствии с миссией предприятия можно определить цель и задачи Рефтинской ГРЭС:
Рефтинская ГРЭС – это гигант энергетики. Гигант с огромным количеством разнообразного оборудования, которое необходимо грамотно эксплуатировать, ремонтировать, поддерживать в работоспособном состоянии. Всем этим занимаются люди, работающие на Рефтинской ГРЭС. Каждый на своем месте выполняет свою работу, которая выливается в общий результат. А результат – это восхищение, уважение и почет, о которых говорят, когда речь заходит о Рефтинской ГРЭС и о людях, работающих здесь.
Катего рия работн иков |
Численность |
Образование |
По возрасту | ||||||||||
высшее проф. |
среднее проф. |
начальн. проф |
До 30 лет |
От 30- 40 |
От 40- 50 |
Больше 50 | |||||||
Всего |
пенсионеры | ||||||||||||
руководители |
176 |
62 % |
38 % |
- |
4 % |
31% |
34% |
26% |
5% | ||||
По стажу |
По полу | ||||||||||||
До 5 лет |
От 5-15 |
От 15-25 |
Больше 25 |
мужской |
женский | ||||||||
3 % |
33% |
35% |
29% |
88% |
12% |
Общая численность руководителей на Рефтинской ГРЭС составляет 176 человек.
Таким образом, анализ качественных и количественных характеристик персонала Рефтинской ГРЭС позволяет говорить о том, что при достаточно высоком уровне образования среди руководящего состава – 38% имеют средне – профессиональное образование и 62% - высшее. Наблюдается явное «старение» кадров, среди руководящего состава – 30-50 лет примерно 69 %, а старше 50 лет – 31% и только 4% руководителей до 30 лет. В скором времени понадобятся грамотные специалисты, способные занять руководящие должности, освобождающиеся в результате ухода руководителей на заслуженный отдых. Безусловно, специфика энергетического производства такова, что грамотного специалиста – энергетика без практики в 5-7 лет представить невозможно, а тем более руководителя без опыта руководящей работы. Но мировой опыт кадрового менеджмента говорит о том, что пик творческой и профессиональной активности человека приходится на возраст 30 – 40 лет. Поэтому надо максимально использовать творческий потенциал молодых специалистов.