Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:55, курсовая работа
Цель исследования – изучить документационное обеспечение управления отдела кадров МУК «ЦБС г. Казани» и возможности его совершенствования.
Задачи исследования:
– изучить теоретические основы кадрового делопроизводства;
– проанализировать деятельность отдела кадров МУК «ЦБС г. Казани»
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
1.1. Кадровая деятельность и её документационное обеспечение в современных условиях 6
1.2. Законодательная и нормативно-методическая основа, регламентирующая организацию кадрового делопроизводства 10
1.3. Технология документационного обеспечения кадровой деятельности 19
1.4.Автоматизация деятельности кадровой службы 26
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1 Методологический блок исследования 29
2.2 Методический блок исследования 34
ГЛАВА 3. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТДЕЛА КАДРОВ МУК «ЦБС Г. КАЗАНИ»: СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 43
3.1. Анализ деятельности отдела кадров МУК «ЦБС г. Казани» 43
3.2. Законодательное, нормативно-методическое и организационные документы, регламентирующие документационное обеспечение деятельности отдела кадров 47
3.3.Анализ кадровой документации отдела кадров ЦБС: особенности составления и оформления 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
– проанализировать деятельность отдела кадров МУК «ЦБС г. Казани»;
– охарактеризовать нормативно-методическую базу, регламентирующую документационное обеспечение отдела кадров МУК «ЦБС г. Казани»;
– проанализировать особенности документирования и организации работы с документами в отделе кадров МУК «ЦБС г. Казани»;
– выработать предложения и рекомендации по совершенствованию документационного обеспечения деятельности отдела кадров, обследуемой организации.
Гипотеза – главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике.
В исследовании гипотезы – обоснование предположения о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходов к решению социальных проблем.
Гипотеза нашего исследования:
Документационное обеспечение управления службы кадров зависит от следующих факторов: профессиональной компетентности, автоматизации кадровой деятельности и руководства работниками законодательно-правовыми и нормативно-методическими документами.
В системе любой развитой науки метод, равно как и объект, предмет, состав, структура, понятийный аппарат, представляет собой относительно самостоятельную подсистему, а в системе развитого научного знания –относительно самостоятельную форму его существования и потому в методологии науки может быть рассмотрен отдельно.
Метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.
Методика научного исследования – это упорядоченная во времени, скоординированная система действий, направленная на реализацию совокупности различных способов (методов, приемов, процедур, операций) достижения определенной цели [34].
Все применяемые в исследованиях методы принято делить на несколько уровней иерархии. Верхний уровень составляют общенаучные методы. В их основе лежат такие общие принципы научного мышления, как индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, сравнение и др. Теоретическим фундаментом общенаучных методов являются философские принципы, законы и категории. Следующий уровень иерархии охватывает методы, применимость которых выходит за рамки научной дисциплины и опирается на закономерности, общие для различных областей знания. К их числу относятся наблюдение и эксперимент, методы конкретно – социологического исследования, количественные методы и др.
Общенаучные подходы и методы исследования получили широкое развитие и применение в науке 20 века. К общенаучным чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «элемент», «вероятность», «оптимальность» и др. Для общенаучных понятий присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что позволяет выразить их формальными средствами. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы исследования, к числу которых относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, моделирование и другие.
В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:
К методам эмпирического исследования относятся:
а) Опрос – метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого. В социальных исследованиях обычно применяют выборочные опросы для изучения общественного мнения, потребительского спроса населения и т.д. Опрос, во-первых, предусматривает устное (интервьюирование) или письменное (анкетирование) обращение исследователя к определенной совокупности людей – респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также теоретическую интерпретацию [44].
б) наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающегося в основном на данные органов чувств [43]; метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта исследования.
В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.
В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы: формализованные и неформализованные; включенное и невключенное; полевое и лабораторное; систематические и несистематические (кратковременные) и другие.
Каждое из вышеперечисленных типов наблюдения имеют свои положительные и отрицательные стороны. Но можно сказать точно, что наблюдение считается достоверным, если при повторении его в тех же условиях и с тем же объектом даст те же самые результаты.
в) эксперимент является сердцевиной эмпирического исследования. Эксперимент – это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания; активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого явления [42].
Различают следующие типы:
1. натурный (лабораторный, полевой) – эти эксперименты проводятся на малых группах.
2. мысленные распространены довольно широко и являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВМ. В этом случае эксперименты характеризуются двумя группами элементов: формализованными параметрами, которые представлены системой языка машины, а неформализованные – это концепции, сценарии, ценностные ориентации человека.
Для выявления эффективности эксперимента целесообразны его многократные проведения, в ходе которого обрабатываются чистота эксперимента и проверяются основные решения одной проблемы.
г) измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойства или сторонам.
д) описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.
К методам теоретического исследования можно отнести:
а) анализ [гр. analysis – разложение] – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; научное исследование вообще [42]. Анализ – это познавательная процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления системных свойств и отношений.
б) синтез [гр. synthesis – соединение] – это 1) метод исследования явлений в их единстве и взаимной связи частей; обобщение, сведение в единое целое данных; 2) соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему) [42].
Анализ позволяет сосредоточить внимание исследователя на части, свойстве, отношении, элементе целого. Анализ успешен, если он позволяет осуществить синтез, восстановить целое.
в) формализация – представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научной теории, процедуры поиска и т.д.) в виде формальной системы или исчисления. Этот метод – даже при последовательном его проведении – не охватывает всех проблем логики научного познания.
г) аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся логическим путем, посредством доказательства.
д) гипотетико-дедуктивный метод – способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах.
К общелогическим приемам и методам относятся также анализ и синтез, но и еще:
а) абстрагирование – процесс мысленного ответвления от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.
б) обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием.
в) идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире [42].
г) индукция – способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция – необходимое звено на пути достижения общего. Зная общее, исследователь стремится объяснить частное.
д) аналогия – прием познания, где на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
е) системный подход – основная задача состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов – систем разных типов. Существенное значение в системном подходе придается выявлению вероятного характера поведения исследуемых объектов.
ж) вероятно-статистические методы основаны на учете действия множества случайных фактов, которые характеризуются устойчивой частотой.
з) экспертные оценки – количественные и (или) порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Основываются на суждениях специалистов.
Вышеперечисленные методы являются лишь частью всех существующих методов.
Документоведческие исследования – частный случай научного исследования. Научное исследование – это процесс, в котором имеющиеся знания используют для получения других – новых знаний. Новое научное знание является характерным важнейшим признаком исследования.
Документ – настолько внутренне богатый объект, что в нем выделяется такое множество всяких аспектов (социологический, психологический, информационный, лингвистический, технологический и т.д.), что его изучение не знает границ. Он может изучаться с точки зрения содержания, формы, языка, художественных достоинств, общественного предназначения, исторического функционирования, стилистических особенностей, жанра, читательского мнения. Он, может быть, подвергнут исследованию как отдельный самостоятельный феномен, а может рассматриваться в статистике – как массив, а может в динамике – как поток. И в каждом случае подбирается наиболее подходящий метод исследования.
В документоведческих исследованиях объектом выступает документ (или их совокупность). Предмет исследования тесно увязывается с целью исследования, а цель диктует необходимость рассмотрения документа не во всем его богатстве внутренних и внешних связей, а лишь одну его сторону, аспект, срез, что называется предмет исследования.
В ходе курсовой работы нами будут использованы следующие методы:
– системный анализ;
– анализ документов;
– сравнительный анализ;
– описательный.
Рассмотрим данные методы более подробно.
Системный анализ ориентирует на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. В рамках нашего курсового исследования нами будет рассмотрена система кадрового делопроизводства.
Анализ документов – один из основных методов сбора данных в исследовании, который предполагает использование информации, фиксированной в рукописном или печатном тексте, а также на магнитной ленте, киноленте и т.д.
Методы анализа
документов чрезвычайно многообразны
и непрерывно пополняются и
Метод анализа документов будет использоваться нами на всех этапах нашего курсового исследования.
Сравнительно-описательный анализ. Невозможно мыслить не сравнивая. Без сравнения не существует ни научная мысль, ни научное исследование, в том числе и документоведческое. «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе как через сравнение», – писал К.Д. Ушинский.
Сравнительный метод используется в качестве базового, ведущего метода организации научных исследований, гносеологического стержня и ориентира направления исследования. Он реализуется с помощью множества методов (статистического, социологического, классификации и типологии, структурно-функционального и факторного анализа, прогнозирования, моделирования и др.). Сравнительный метод представляет собой систему исследовательских методов и играет роль методологического принципа в информатике ибо органически входит в диалектико-материалистический метод как один из способов применения диалектики в исследовании информационной действительности. Установление основных категорий материалистической диалектики - общего, особенного и единичного – невозможно без сравнения.
Информация о работе Документационное обеспечение деятельности службы кадров