Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - проанализировать структуру и функции службы делопроизводства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-описать организационное построение службы делопроизводства;
-раскрыть типовые задачи и функции службы делопроизводства;
-описать типовую структуру и численный состав службы делопроизводства;
-проанализировать структуру и функции службы делопроизводства на примере конкретного предприятия;
-внести предложения по совершенствованию службы делопроизводства на предприятии.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1. Управление службой ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Основные положения службы ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2 Нормативно–методическая база ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 Основные функции структурных подразделений службы ДОУ . . . . . . . . . . .15
1.4. Оптимальная численность состава службы ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1.5. Организация труда работников службы ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ СЛУЖБЫ ДОУ . . . . . . 24
2.1. Положение о службе ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2. Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3 Должностные инструкции работников службы ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ПриложениЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
правила подготовки и оформления распорядительных документов:
- приказ;
- распоряжение;
- протокол;
- решение;
- другие (по необходимости);
правила подготовки и оформления организационных документов:
- положение;
- правила;
- инструкция;
- решение;
- другие (по необходимости);
правила оформления информационно-справочных документов:
- служебное письмо;
- служебная записка;
другие (по необходимости);
Организация документооборота, включающая описание:
порядка обработки и движения поступающих (входящих) документов;
порядка подготовки, обработки и движения отправляемых (исходящих) документов;
порядка подготовки, обработки и движения внутренних документов;
порядка работы исполнителей с документами;
порядка регистрации документов;
организации контроля исполнения документов;
порядок учета объема документооборота;
Организация документов в делопроизводстве, включающая описание:
правил составления
правил формирования и оформления дел;
порядка систематизации и организации оперативного хранения документов;
правил подготовки документов к передаче в архив;
другие разделы, определяющие специфику компании (по необходимости).
3. Положение об архивном хранении документов, включающая описание:
порядка отбора документов для последующего хранения или уничтожения, проведение экспертизы ценности документов (положение об экспертной комиссии);
порядка приема документов и дел в архив компании;
правил комплектования, фондирования документов и дел;
порядка организации научно-
порядка выдачи из архива документов и дел во временное пользование;
порядка обеспечения сохранности документов и дел;
порядка уничтожения документов и дел;
порядка передачи документов на государственное хранение;
4. Положение о печатях и штампах, включающая описание:
порядка изготовления, учета, использования и уничтожения печатей и штампов;
оттиски печатей и штампов, используемых в компании;
5. Инструкция по работе
с документами
перечень сведений, составляющих коммерческую тайну (конфиденциальную информацию);
перечень документальных носителей коммерческой тайны (конфиденциальной информации);
описание порядка
описание порядка ведения делопроизводства (прием/отправка, обработка, движение и хранение документов, содержащих коммерческую тайну и сведения конфиденциального характера);
6. Инструкция по организации
работы с документами в
7. Другие нормативные н методические документы в зависимости от потребности и специфики компании.
Корпоративный Стандарт по управлению документами может быть разработан на основе национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 (Управление документами. Общие требования), который будет включать общие (основные) положения о политике, ответственности, процедурах, системах и процессах, связанных с документами компании. А технологические операции работы с документами в компании могут регламентироваться в Инструкции по документационному обеспечению управления (делопроизводству).
Инструкция по делопроизводству
определяет правила, приемы, процессы
создания документов и порядок работы
с ними в компании, а также регулирует
отдельные сферы (моменты), относящиеся
к специфике компании. В инструкции
по делопроизводству закрепляется выбранная
форма организации
Инструкция состоит из основных разделов (как представлено в Приложении 1) и может быть добавлена разделами, уточняющими или раскрывающими специфику работу с документами в компании. Например, в инструкции, при необходимости, можно отразить общий порядок организации документационного обеспечения управления в структурных подразделениях компании, в том числе документооборот между управленческим аппаратом компании и ее территориально-распределенными структурными единицами (филиалами, представительствами и т.д.). Если специфика компании определяет постоянную работу с конкретными видами документами, не включенными в основные разделы инструкции по делопроизводству, то желательно в ней выделить раздел (подраздел) по описанию правил работы с данной категорией документов, а также включить образцы форм этих документов. Если компания работает с документами ограниченного распространения, то в инструкции по делопроизводству целесообразно включить раздел по организации работы с конфиденциальными документами или разработать для этих целей отдельную инструкцию.
Инструкция по документационному
обеспечению управления должна содержать
приложения, состоящие из максимума
справочно-иллюстративного и
При разработке данной инструкции
можно руководствоваться
Несмотря на то, что Инструкция по делопроизводству является основным документом, определяющим организацию и технологию работ с документами, в том числе в условиях автоматизации, на практике в деятельности многих компаний и предприятий встречаются иные подходы. Например, решая вопросы оптимизации своей работы, компания рассматривает устранение недостатков в организации документооборота только применительно к конкретным бизнес-процессам (участкам). Предлагаемые процедуры работы с документами, как правило, включаются в методологические документы по описанию бизнес-процессов без учета внесения каких-либо поправок или ссылок в инструкцию по делопроизводству. Здесь следует отметить, что при описании конкретных бизнес-процессов в разрабатываемых стандартах и регламентах необходимо делать соответствующие «перекрестные ссылки» (отсылающие пометки) на другие корпоративные нормативные документы, в том числе на инструкцию по делопроизводству, в части касающихся регулирования работы с документами. Важно помнить, что технологические процессы работы с документами конкретного бизнес-процесса (участка) не должны противоречить общепринятой схеме организации работы с документами в компании.
Вместе с тем в условиях
электронного документооборота содержание
и характер работы с документами
выходит за рамки традиционного
делопроизводства. И если, например,
требуется описание порядка подключения
пользователей к
регламент или инструкция по организации работы с документами в автоматизированной системе делопроизводства и электронного документооборота (АСДЭД);
инструкция по работе с
корпоративной электронной
инструкция пользователя АСДЭД;
и другие.
Что касается регламентации деятельности Службы ДОУ и ее работников, то Положение о Службе ДОУ и должностные инструкции делопроизводственного персонала разрабатываются на основе типовых или примерных1, а также на основе организационных документов, регламентирующих деятельность самой компании (устава, положений о структурных подразделениях).
При разработке положения
о подразделении необходимо помнить,
что оно должно содержать четкие
формулировки, не допускающие разногласий
в вопросе о том, кто и что
должен делать, кто кому подчинен и
т.д. Пункты положения, определяющие взаимоотношения
Службы ДОУ с другими подразделениями
компании, должны быть согласованы
с этими подразделениями. На основе
Положения о Службе ДОУ разрабатывается
должностная инструкция для каждого
работника службы. Должностная инструкция
определяет организационно-правовое положение
работника в структурном
Исполнители по созданию корпоративной нормативно-методической базы ДОУ
Кто должен разрабатывать
в организации нормативно-
В «Примерном положении о
Службе ДОУ», являющимся приложением
ГСДОУ, определено, что задачей Службы
ДОУ является «разработка и внедрение
нормативных и методических документов
по совершенствованию
В «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» отмечено, что документовед, как специалист в области документационного обеспечения управления, по своим должностным обязанностям «...разрабатывает нормативно-методические документы по вопросам документационного обеспечения; разрабатывает унифицированные системы документации и табели документов различного назначения и уровня управления, классификаторы документной информации; разрабатывает и внедряет технологические процессы с документами и документной информацией на основе использования организационной и вычислительной техники...». Также, в соответствии с тем же Квалификационным справочником, заведующий канцелярией по своим должностным обязанностям «разрабатывает инструкции по ведению делопроизводства на предприятии, в учреждении, организации и организует их внедрение...». А заведующий архивом организации «принимает участие в разработке положений и инструкций по ведению делопроизводства и организации архивного дела».
Таким образом, в должностной состав Службы ДОУ организации следует включать специалистов соответствующего профиля, которые позволят обеспечить выполнение функции по разработке нормативно-методических документов в области ДОУ и архивного дела.
Этапы формирования корпоративной нормативно-методической базы ДОУ
Разработка корпоративных нормативных и методических документов по вопросам ДОУ включает в себя ряд последовательных действий: сначала - диагностика текущего состояния ДОУ предприятия (компании), затем проектирование системы ДОУ и регламентация ее процессов.
На этапе диагностики ДОУ:
изучаются (при наличии) действующие
нормативно-методические документы
компании (стандарты/положения/
1) проводится диагностика действующей системы делопроизводства компании, включая процедуры:
2) подготовки и оформления служебных документов;
3) обработки и передачи документов на рассмотрение и исполнение;
4) учета и регистрации документов;
5) рассмотрения и согласования документов;
6) ведения контроля сроков исполнения документов;
7) обеспечения хранения и уничтожения документов;
8) анализируется состав документов и сложившаяся их систематизация и группировка;
9) изучаются другие документированные процессы и процедуры компании, входящие в систему управления качеством;
10) проводится анализ соответствия фактического состояния работы с документа в компании положениям внутренних нормативных документов, регламентирующих систему делопроизводства; оцениваются принципы и методология построения системы ДОУ, формы организации документооборота компании;
11) рассматриваются возможности оптимизации документооборота и внесения изменений или дополнений в локальные нормативные документы;
12) выявляются и идентифицируются ключевые проблемы, формулируются пути их возможного решения.
На этапе проектирования системы ДОУ:
1.формулируются стратегия,
политика и принципы компании в области
управления документами; требования к
управлению документами; определяются
полномочия руководителей и специалистов
по подписанию/утверждению/
Информация о работе Структура и функции службы документационного обеспечения управления в учреждении