Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - проанализировать структуру и функции службы делопроизводства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-описать организационное построение службы делопроизводства;
-раскрыть типовые задачи и функции службы делопроизводства;
-описать типовую структуру и численный состав службы делопроизводства;
-проанализировать структуру и функции службы делопроизводства на примере конкретного предприятия;
-внести предложения по совершенствованию службы делопроизводства на предприятии.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1. Управление службой ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Основные положения службы ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2 Нормативно–методическая база ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 Основные функции структурных подразделений службы ДОУ . . . . . . . . . . .15
1.4. Оптимальная численность состава службы ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1.5. Организация труда работников службы ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ СЛУЖБЫ ДОУ . . . . . . 24
2.1. Положение о службе ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2. Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3 Должностные инструкции работников службы ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ПриложениЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
2.формулируются требования к документированию управленческой деятельности, к классификации и унификации состава документов;
3.разрабатываются схемы (маршруты) документопотоков и отдельных видов документов, в том числе схемы корпоративного документооборота между компанией и ее обособленными структурными подразделениями (в случае наличия у компании филиалов, представительств, дочерних обществ и других самостоятельных бизнес единиц);
4.проектируются системы учета/регистрации, согласования, контроля исполнения и хранения документов;
5.проводится оптимизация структуры, функций, должностного и численного состава службы документации.
На этапе регламентации ДОУ принимаются следующие решения:
1.актуализация корпоративных нормативно-методических документов по ДОУ и внесение в них конкретных изменений или дополнений путем издания дополнительных организационных и распорядительных документов;
2.полного обновления нормативной базы ДОУ и разработки новых положений, инструкций, регламентов и стандартов в сфере управления документами, включая разработку необходимых классификаторов, номенклатуры дел, технологических схем и графиков движения конкретных документов и т.д.
Таким образом реализация задачи по формированию корпоративной нормативно-методической базы ДОУ позволит:
1) Создать рациональную систему ДОУ, базирующейся на единой методологической основе и представленной в разработанных локальных нормативных документах;
2) Повысить эффективность системы управления компании за счет улучшения качества принимаемых управленческих решений и обеспечения эффективного контроля их исполнения;
3) Обеспечить «управленческую прозрачность» и подготовить благоприятные условия для создания единого информационного пространства в компании;
4) Повысить корпоративную культуру персонала компании в работе с документами за счет методологического и нормативно-методического обеспечения участников этих процессов.
1.3 Основные функции
структурных подразделений
На сегодняшний день различают четыре основных организационных структуры службы ДОУ:[2].
1. Управление делами.
2. Канцелярия.
3. Общий отдел.
4. Секретарь.
Управление делами создаётся
в министерствах и ведомствах
как структура, в которой выполняется
работа с документами, и как орган
контроля и координации делопроизводства
в центральном аппарате отрасли.
Являясь, по сути, структурным подразделением
организации, управление делами, в свою
очередь, подразделяется на следующие
структурные типовые
1. Секретариат - структурное подразделение, создаваемое, как правило, для обслуживания руководства организации. В его составе работают помощник руководителя, секретарь-референт, технические секретари. Секретариатом в некоторых организациях называют всю службу делопроизводства. Секретариат выполняет следующие типовые функции:
- предварительное рассмотрение и подготовка к докладу руководителю поступающих на его имя документов;
- подготовка по указанию руководителя проектов отдельных документов и их согласование с функциональными структурными подразделениями организации;
- организация и документационное обслуживание совещаний, проводимых руководителем. Обычно в секретариатах сосредоточено и документирование деятельности коллегиальных органов управления (составление проектов планов заседаний, подготовка материалов к заседанию, ведение и оформление протоколов, подготовка проектов решений и контроль за исполнением принятых решений);
- бездокументное обслуживание руководителей (организационно-техническое обеспечение, подготовка командировок, телефонное обслуживание, прием посетителей, организация работы приемной и т.п.).
2. Протокольная группа создается в органах местного самоуправления в составе учреждений, имеющих в своей структуре постоянно действующий коллегиальный орган. Выполняет следующие функции:
- подготовка проектов нормативно-распорядительных документов (редактирование, оформление и выпуск) руководства органа местного управления, писем, справок, их согласование со структурными подразделениями;
- анализ справок и докладов структурных подразделений, подготовки заключений по ним;
- организация и проведение заседаний органа управления, документирование их деятельности; прием, регистрация, организация хранения и справочно-информационной работы, рассылка принятых документов и их доведение до управляемых объектов.
3. Отдел рационализации делопроизводства может носить названия:
центр совершенствования документации (ДОУ), бюро (центр, сектор) или, методический сектор и др.
Его функции:
- разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию технологии делопроизводства;
- разработка нормативно-методического обеспечения делопроизводства (положений, инструкций, правил, регламентов, альбома унифицированных форм, памяток и др.);
- разработка сборников типовых (трафаретных) текстов;
- разработка классификационных справочников (номенклатура дел, классификаторы, перечни документов со сроками хранения и др.);
- организация и проведение мероприятий по совершенствованию квалификации работников службы делопроизводства и специалистов аппарата управления.
4. Экспедиция - специализированный
участок, осуществляющий прием и
отправку поступающих по почте и курьерской
связи документации и
корреспонденции. Экспедиция выполняет:
-прием поступающих документов, их сортировку и распределение по структурным подразделениям;
-доставку документов в структурные подразделения; обработку, упаковку и отправку отправляемых документов; количественный учет поступающих и отправляемых документов.
5. Подразделение по учету и регистрации документов выполняет:
- регистрацию входящих, исходящих и внутренних документов;
- формирование и ведение справочно-информационного массива;
- контроль за оформлением и составлением исходящих и внутренних документов (в отношении визирования, согласования, соответствия принятым правилам, юридической силы документов и т.д.).
6. Группа контроля (может называться бюро, отдел, инспекция) выполняет:
- контроль за сроками исполнения документов;
- контроль за сроками исполнения устных распоряжений руководителя; анализ исполнительской дисциплины;
- информирование руководства о ходе выполнения документов и поручении.
7. Группа писем (бюро жалоб, отдел обращений населения и т.п.) ведет:
- прием и учет предложений, заявлений и жалоб граждан;
- подготовку обращений к рассмотрению руководством;
- контроль за сроками подготовки ответных документов в структурных подразделениях учреждения или сторонних организациях;
- извещение заявителей о результатах рассмотрения их обращений;
- формирование и хранение дел с документами по обращениям;
- анализ и обобщение результатов рассмотрения документов в организации и причин обращения;
- организацию приема граждан по личным вопросам руководством организации.
8. Машинописное бюро (Центр подготовки документов) выполняет:
перепечатку документов с черновиков; считку и правку текстов документов; учет выполняемой работы.
9. Копировально-множительное бюро выполняет:
копирование текстов; тиражирование текстов документов; подготовку рекламной продукции, буклетов, брошюр и т.п.
10. Архив осуществляет:
- прием от структурных подразделений обработанных и подготовленных к хранению дел, оказание им методической помощи;
- учет, систематизацию, хранение и организацию использования документов;
- контроль за соблюдением правил формирования, хранения и использования дел в структурных подразделениях;
- подготовку дел к передаче на государственное хранение.
Таким
образом, служба делопроизводства берет
на себя весь комплекс работ по информационно-
1.4. Оптимальная численность состава службы ДОУ
Впервые наименования должностей работников, занятых в делопроизводственной службе, были официально закреплены в 1967 году общегосударственным нормативным документом - Единой номенклатурой должностей руководителей, специалистов и служащих. Наряду с этой номенклатурой наименования должностей регламентировались в постановлениях правительства об упорядочении заработной платы в различных отраслях народного хозяйства.
В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим наименование должностей работников службы делопроизводства, является Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих. Эти же наименования включены в Квалификационный справочник. Согласно этим нормативным документам по характеру труда работники службы делопроизводства делятся на три категории: руководители, специалисты и технические исполнители.
Руководители. Категория включает заведующего службой делопроизводства (управляющего делами, заведующего канцелярией, заведующего общим отделом), заведующего протокольным отделом, начальника секретариата, заведующего архивом, центром подготовки документов, копировальным бюро и т.д. Наименование должности «начальник» или «заведующий» указывается с добавлением наименования структурного подразделения. Основная функция руководитель - планирование и распределение работы, подбор и расстановка кадров, координация деятельности подразделения в целом, его структурных звеньев и отдельных сотрудников, контроль за выполнением работы. Количество руководителей не должно превышать 20% общего числа делопроизводственного персонала.
Специалисты. В эту категорию включены документовед, помощник руководителя, референт, редактор, архивист, археограф, инспектор, секретарь коллегии, секретарь руководителя, корректор. Функции специалистов связаны с выполнением как технических и оперативных задач, так и творческих операций по анализу и обобщению информации, по разработке нормативно-методической базы делопроизводства, по подготовке по заданию руководства организации проектов документов. Возможно устанавливать должность старшего специалиста. При этом соотношение между старшими специалистами и специалистами должно быть 2:1. В последнее время слово «специалист» стало обозначением должности, а не категории служащего. В штатных расписаниях фигурирует специалист первый или второй категории, а не инспектор или старший инспектор.
Технические исполнители - экспедитор, делопроизводитель, машинистки и стенографистки, технические секретари, курьеры, операторы организационной техники. Обязанности технических исполнителей сводятся к выполнению операций по передаче, фиксации, учету, доставке и хранению информации.
Согласно принятой в стране классификации, преобладающую часть работников службы делопроизводства составляют служащие. К категории рабочих отнесены только операторы копировальных бюро.
Известны две методики расчета численности работников службы делопроизводства.
Первая построена на учете объема документооборота, обшей численности работников организации и постоянного коэффициента среднего уровня производительности труда работников службы делопроизводства, расчет численности проводится по формуле (1):
Численность
= 0,00016 х Д0,98 х Р0,1
Где:
0,00016 — постоянный коэффициент
среднего уровня
Информация о работе Структура и функции службы документационного обеспечения управления в учреждении