Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - проанализировать структуру и функции службы делопроизводства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-описать организационное построение службы делопроизводства;
-раскрыть типовые задачи и функции службы делопроизводства;
-описать типовую структуру и численный состав службы делопроизводства;
-проанализировать структуру и функции службы делопроизводства на примере конкретного предприятия;
-внести предложения по совершенствованию службы делопроизводства на предприятии.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1. Управление службой ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Основные положения службы ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2 Нормативно–методическая база ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 Основные функции структурных подразделений службы ДОУ . . . . . . . . . . .15
1.4. Оптимальная численность состава службы ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1.5. Организация труда работников службы ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ СЛУЖБЫ ДОУ . . . . . . 24
2.1. Положение о службе ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2. Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3 Должностные инструкции работников службы ДОУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ПриложениЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Д — объем документооборота;
Р — численность работников аппарата управления.
Вторая
методика предусматривает расчет численности
службы делопроизводства по трудозатратам
на выполнение отдельных операций.
При этом можно пользоваться как
межотраслевыми документами по нормированию
труда, так и отраслевыми нормативами.
Межотраслевые нормативные
Численность
= Тн + Тн.н ≤ Фп.в.
Где: Тн — трудоемкость работ по нормативам на отдельные операции с учетом коэффициента, равного 1,1 (учитывающего затраты времени на личные нужды, обслуживание рабочего места, отдых и т.п.);
Тн.н — трудоемкость работ, не предусмотренных нормативами (рассчитана экспертным путем, равна 114,2 чел. ч);
Фп.в — годовой фонд рабочего времени, равен 1910 ч.
В литературе
неоднократно отмечалось, что формирование
штата делопроизводственных работников
в организациях и учреждениях
зачастую проводят произвольно, исходя
из реальных возможностей. В двух организациях,
имеющих одинаковую структуру, одну
и ту же численность работающих,
одинаковые объемы документооборота,
численность
Согласно
одной из разработок НИИ труда
оптимальная численность
1.5. Организация труда работников службы ДОУ
Организация труда включает в себя решение следующих вопросов:
1. Чёткое организационное построение СДОУ, выбор наиболее рациональной формы работы с документами – все учреждения делятся на 4 категории в зависимости от объёма документооборота (количество документов обрабатываемых учреждением за год) в учреждении 1, 2, 3 категории, работа с документами осуществляет канцелярия, а в учреждениях 4 категории – секретариатом. Это централизует работу СДОУ под единым руководством. Централизация позволяет обеспечить оперативное выполнение документационных работ, создаёт чёткие взаимодействия между структурным подразделением, входящим в СДОУ, повышает качество обработки документов.
2. Правильное разграничение функции между отдельными исполнительными и подразделениями по их квалификации. Решение этого вопроса осуществляется путём разработки внедрения нормативных документов, инструкция по документированию управленческой деятельности; должностные инструкции, государственные стандарты.
3. Нормирование труда работников СДОУ. Разработаны методические рекомендации по нормированию труда инженерно технических работников и служащих, типовые нормы времени на работы с документами, в том числе и выполнение машинописных работ.
4. Нормированием труда призвало обеспечить нормальную загрузку работников в течение дня, недели, месяца, года при нормальном напряжении на каждом рабочем месте, определить критерии, оценки работы каждого сотрудника.
5. Регламентация должностного и количественного состава, состава персонала СДОУ, повышение его квалификационного и культуры в работе. Численность работников ДОУ рассчитывается по службе в целом и по её структурным подразделениям.
Таким образом, при формировании СДОУ следует исходить из минимальной численности, работников по каждой функции документационного обслуживания. Она должна определяться в зависимости от объёма документооборота на основе типовых норм времени на документационные работы.
Рациональная организация рабочих мест и обеспечение благоприятных условий труда.
Для этого могут быть использованы методические рекомендации по научной организации труда инженерно технических работников и служащих.
От организации рабочего
места, благоприятных условий труда,
зависит работоспособность
2. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ СЛУЖБЫ ДОУ
2.1. Положение о службе ДОУ
В организации любой формы,
собственности ответственность
за ведение делопроизводства возлагается
на специальную службу, которая действует
на правах самостоятельного структурного
подразделения: управление делами, общий
отдел, отдел ДОУ, служба ДОУ, канцелярия,
секретариат. В этом случае в организации
составляется Положение о службе
ДОУ (общем отделе, управлении делами
и т. д.). Иногда за ведение делопроизводства
отвечает секретарь руководителя или
назначенный руководителем
Если секретарь трудится
в фирме, где создана служба ДОУ
и есть положение об этой службе,
то он должен знать, что написано в
нем. Это поможет секретарю точнее
осознать свое место в управленческой
структуре, взаимосвязь и
В Положении о службе ДОУ четко разъясняются обязанности секретаря, и к нему можно обратиться в случае, когда между секретарем и руководителем службы ДОУ возникает служебный спор о том, что должен или не должен делать секретарь. Также руководитель может поручить секретарю дать заключение на подготовленный проект Положения, поэтому секретарь должен знать структуру и содержание этого документа.
Положение о службе ДОУ оформляется на общем бланке организации визируется заместителем руководителя организации, отвечающим за делопроизводство, начальником отдела труда и заработной платы (если такой отдел создан), руководителями тех структурных подразделений, с которыми закреплены взаимосвязи, юристом; подписывается руководителем службы ДОУ; утверждается руководителем организации.
Структура текста Положения состоит из разделов. Текст каждого раздела излагается по пунктам, которые нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела.
Составляя Положение о службе ДОУ, необходимо использовать «Примерное положение о службе документационного обеспечения управления».
В нем пять разделов:
1. Общие положения.
2. Цели и задачи.
3. Функции.
4. Права и ответственность
(в Примерном положении они
объединены в один раздел, но
на практике они всегда
5. Взаимоотношения с другими структурными подразделениями.
В разделе 1 «Общие положения» устанавливается точное название службы -ДОУ, ее место в структуре организации, степень самостоятельности службы.
Затем указывается наименование должности руководителя службы ДОУ (начальник, заведующий, управляющий), порядок назначения и освобождения его от должности, требования к его квалификации и стажу практической работы.
Если в службе ДОУ есть специализированные участки (экспедиция, группа контроля и др.), то следующий пункт положения перечисляет все звенья организационной структуры службы.
Отдельным пунктом дается перечень основных законодательных, правовых, нормативных и методических документов, которыми служба ДОУ руководствуется в своей работе.
В соответствии с приложением 1. Примерного положения служба ДОУ имеет свою печать, поэтому в положении приводится ее описание, условия ее хранения и использования.
Раздел 2 «Цели и задачи» формулирует цель и основные задачи службы делопроизводства. При этом их круг нельзя сужать до задач его руководителя.
Основной целью службы ДОУ является организация, руководство, координация, контроль и реализация работ по ДОУ
Служба ДОУ решает следующие задачи:
совершенствует формы
и методы работы с документами; обеспечивает
единый порядок документирования и
организации работы с документами;
сокращает объем
Раздел 3 «Функции службы ДОУ» является основным и включает детальное описание всех функций, выполняемых службой делопроизводства, в т. ч. и специфические для данной организации. Например, осуществляет экспедиционную обработку; регистрирует документы; организует своевременное рассмотрение и подготовку к докладу руководству входящих документов; регулирует ход исполнения документов; осуществляет контроль сроков исполнения документов; ведет информационно-справочную работу по документам; составляет и ведет сводную номенклатуру дел; готовит дела для передачи в архив организации; ведет делопроизводство по обращениям граждан; контролирует ведение делопроизводства в структурных подразделениях организации; следит за повышением квалификации работников службы ДОУ; консультирует по вопросам делопроизводства; организует рабочие места и условия труда работников службы ДОУ.
В разделе 4 «Права и обязанности» перечисляют права, которые закрепляются за службой в целом для выполнения возложенных на нее задач и функций. Например, служба делопроизводства может наделяться правом проверять организацию работы с документами в структурных подразделениях, требовать от исполнителей доработки документов в случае нарушения правил их составления и оформления, запрашивать у структурных подразделений информацию, необходимую для выполнения своих функций, и т. д.
В этом разделе могут быть установлены персональные права руководителя службы делопроизводства. Например, подписывать, утверждать, визировать документы, издавать распоряжения по определенному кругу вопросов, назначать и освобождать от занимаемых должностей работников службы делопроизводства (или представлять документы для этих процедур), применять меры поощрения или взыскания и т. д.
Раздел 5 «Ответственность» содержит основные позиции, за которые несет ответственность делопроизводственная служба.
Например: за состояние документации
организации, обеспечение установленного
порядка организации работы с
документами, выполнение указаний и
поручений руководства, соблюдение
необходимых условий труда
В разделе 6 «Взаимоотношение» указываются наличие и характер взаимосвязей службы делопроизводства с другими структурными подразделениями, которые возникают в ходе выполнения ее задач и функций.
Как правило, в этом разделе
фиксируются отношения с
Пересмотр положения проводят
при изменении структуры
2.2. Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.
Инструкция по делопроизводству
разрабатывается в целях
Прием и первичная
обработка поступающих
В Инструкции по делопроизводству,
определяется структурное подразделение,
осуществляющее прием и обработку
поступающей в федеральный
проверку правильности адресования поступающих документов, правильности доставки и комплектности документов;
сортировку документов на подлежащие и не подлежащие регистрации (в приложении к Инструкции по делопроизводству целесообразно привести перечень документов, не подлежащих регистрации);
выделение документов, адресованных в структурные подразделения федерального органа исполнительной власти для передачи документов непосредственно в структурное подразделение, минуя руководство;
Информация о работе Структура и функции службы документационного обеспечения управления в учреждении