Анализ процесса кредитования физических лиц коммерческим банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Предприятие-заемщик за счет дополнительной стоимости имеет возможность увеличить свои ресурсы, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, имеют двойной шанс: либо применить способности и полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела, либо ускорить достижение потребительских целей, получить в свое распоряжение такие вещи, предметы, ценности, которыми они могли бы владеть лишь в будущем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ПРАКТИКИ
1.1 Характеристика ЗАО КБ «ПриватБанк»
1.2 Характеристика отдела потребительского кредитования ЗАО КБ «ПриватБанк»
1.3 Законодательная база
2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ
2.1 Сущность и особенности денежно-кредитной политики
2.2 Виды кредитов, предоставляемых физическим лицам
2.3 Анализ кредитоспособности физического лица
2.4 Анализ кредитных продуктов
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Приват.docx

— 188.07 Кб (Скачать файл)

Для характеристики денежного  предложения применяются различные  обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относятся следующие:

а)   агрегат М-1 - "деньги для сделок" - это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.

б)   агрегаты М-2 и М-3 включают, кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако они сходны с деньгами в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой - позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют "почти деньгами".

в)   наиболее полные агрегаты денежного предложения - L и D. L наряду с М-3 включает прочие ликвидные (легко реализуемые) активы, такие, как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает как все ликвидные средства, так и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.

Агрегаты М-3, L, и D более  четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М-1: резкие изменения  в этих агрегатах часто сигнализируют  об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы  и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов  предпочитает использовать агрегат  М-1, так как он включает активы, непосредственно  используемые в качестве средства обращения.[8]

Денежный рынок - это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень  процентной ставки, "цену" денег; это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения  денег

Банки выступают основными  институтами кредитно-денежной системы. Именно они организуют обращение  значительной части кредитных денег, занимающих доминирующее положение  в общем объеме денежной массы. Банки  располагают возможностями создавать  деньги и тем самым увеличивать  их предложение.

Банк – это особое кредитно-финансовое предприятие, которое выполняет  ряд базовых функций, при осуществлении  которых, а также по поводу присвоения имеющихся у него активов, между  различными субъектами возникает определенная совокупность производственных отношений, или отношений экономической  собственности, с целью получения  дохода, и, прежде всего, присвоения прибыли. Банковская система – это совокупность различных видов банков и банковских объединений в их взаимосвязи  и взаимодействии, действующих в  пределах единого финансово-кредитного механизма в стране в определенный исторический период.[4]

Центральный банк является главным  субъектом денежно-кредитной политики. Коммерческий банк представляет собой  финансовый институт, который принимает  вклады и выдает коммерческие ссуды, или предприятие, которое покупает и продает деньги. Покупка (мобилизация) денег связана для банка с  расходами, а продажа (выдача ссуд) приносит доходы. Банку удается достичь  своей коммерческой цели, то есть получить прибыль, если маржа – разница  между доходом и расходом –  положительна. Чем больше эта разница, тем лучше финансовые результаты коммерческого банка. Таким образом, банк, как один из институтов рыночной инфраструктуры, выступает в роли посредника между держателями временно свободных денежных средств и  теми, кто в них нуждается. Функции  коммерческих банков: привлечение денег, выдача кредитов. Резервы коммерческих банков – это активы банков, которые  могут быть использованы для немедленного удовлетворения требований вкладчиков. Норма резервов (резервная норма) – это отношение суммы резервов к сумме вкладов, принятых банком. Применение в банковской деятельности системы частичных резервов означает, что коммерческие банки в каждый данный момент располагают только частью денежных средств, необходимых для  покрытия всех данных ими обязательств. Банки резервируют только часть  полученных от вкладчиков денег, а остальные  отдают в кредит.

Немаловажное значение имеет  ликвидность активов банка. Степень  ликвидности активов тем выше, насколько быстро и с какими издержками эти активы могут быть проданы.

Применение банками порядка  частичного резервирования придает  банковской системе два свойства:

а)   у банков появляется возможность увеличивать предложение денег;

б)   возникает потенциальная угроза стабильности денежной системы в случае одновременного массового предъявления клиентами требований возврата денег.

Поскольку любой предоставленный  банком безналичный кредит зачисляется  на другой счет как депозит, то коммерческие банки создают мультипликативный  эффект банковских кредитов и депозитов.

Большую роль в анализе  финансовой политики государства (Центрального банка) играют следующие понятия:

- мультипликатор – числовой  коэффициент, устанавливающий во  сколько раз прирост одного  показателя будет больше вызвавшего  его прирост другого показателя;

-депозитный мультипликатор  – это множитель, обратно пропорциональной  норме минимальных банковских  резервов. Депозитный мультипликатор  показывает, во сколько раз коммерческие  банки увеличивают прирост денежной  массы в обороте, если денежная  база увеличится на единицу;

- денежный мультипликатор  – усложненный вариант депозитного  мультипликатора, в котором учитывается  поведение как банков, так и  населения. Он показывает, во сколько  раз изменится прирост денежной  массы в результате прироста  денежной базы с учетом соотношения  наличности и депозитов.

Депозиты – средства, или  ценные бумаги, отданные на хранение банкам или другим финансово-кредитным  учреждениям. Если обозначить объем  депозитов через Д, часть депозитов, которая хранится в обязательных резервах (норма минимальных резервных  условий) через r, часть депозитов, предоставленных  в кредит – через (1-r), то вложение в коммерческий банк депозитов (тыс. грн.) в результате мультипликативного эффекта обеспечит предложение  денег в объеме 

, (1.1)

где  , m – простой денежный мультипликатор, который обратно пропорционален норме обязательных резервов, его еще называют коэффициентом депозитных вкладов. Он показывает максимальное количество новых кредитных денег, которые может создать каждая денежная единица (гривна) измененных резервов при определенной величине обязательных резервов.

Одной из причин, влияющей на уменьшение мультипликативного эффекта, является «побег» наличных денег  в оборот, который объясняется  тем, что клиенты желают получить часть кредита в наличной форме. Для учета этого фактора влияния  на мультипликатор вводят соотношение  наличных денег к депозитам и  обозначают через d (соотношение 1.2):

 (1.2)

Тогда денежный мультипликатор будет иметь вид (соотношение 1.3):

 (1.3)

 

Целевая направленность денежно-кредитной  политики зависит от многих составляющих. В частности, на различных этапах развития денежно-кредитной системы  государства она может существенно  отличаться.

Денежно-кредитную политику независимой Украины можно разделить  на несколько этапов:

- первый этап (1992-1996 гг.) –  создание денежной системы на  основе внедрения в оборот  украинского купона и подготовка  к введению национальной валюты. Главная задача этого периода  – стабилизация купона и преодоление  инфляции. Монетарная политика этого  периода была направлена на  эмиссионную поддержку экономической  системы без коренной структурной  перестройки. В результате этого  периода НБУ самостоятельно стал  контролировать эмиссию и денежные  потоки, а также были удовлетворены  потребности экономики в наличных  деньгах.

- второй этап (сентябрь 1996 г. – конец 1998 г) связан с  выпуском в оборот постоянной  национальной валюты – гривны. Этот этап называют этапом  становления денежно-кредитного  рынка Украины и его регулирования  с помощью монетарных инструментов. Достижения этого этапа:

-  введение постоянной национальной валюты;

-  развитие фондового рынка государственных ценных бумаг, которые эмитировались в форме облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ);

-  ограничение дефицита бюджета;

-  ослабление инфляционного давления дефицита бюджета на экономику;

-  ограничение денежной экспансии.

Монетарная политики этого  периода была направлена на:

-     поддержание покупательной способности гривны;

-     стабилизацию финансовых рынков;

-     поддержку банковской системы.

Позитивными результатами третьего этапа (современный этап) можно считать: относительно низкий уровень инфляции; произошло увеличение реальных денег  в экономике и постепенное  восстановление процесса ремонетизации.[2]

Однако, проведем анализ целевой  направленности современной денежно-кредитной  политики исходя из экспертных заключений. Ниже по тексту приводится мнения Директора  института экономики и прогнозирования  НАН Украины, главы Совета НБУ  Валерий Гееца (по материалам интервью газете «Зеркало недели», 2005 год).

В Основах кредитно-денежной политики НБУ на 2005 год появилось  словосочетание «таргетирование инфляции». Эксперт так определяет сущность этого целевого направления. Данное направление означает, что для  выполнения задачи поддержания стабильности денежной единицы в качестве якоря  макроэкономической стабильности вместо валютного курса берутся цены. Со временем курс будет определяться спросом и предложением валюты на рынке. Понятно, что в зависимости  от экономической коңюнктуры и перспектив экономической политики данный процесс  может меняться в ту или иную сторону. Для примера: общеизвестно, что курсы  валют ведущих экономик мира тоже подвержены колебаниям в силу самых  разнообразных факторов. Скорость процесса перехода Украины в этом направлении  будет зависеть от изменений как  в экономике, так и в факторах и условиях, их определяющих. Если положительные  структурные преобразования будут  идти достаточно быстро, то можно перейти  к плавающему курсу. Если они затормозятся или даже повернут вспять, поддержание  конкурентоспособности страны будет  лежать в плоскости ценовой конкуренции, а, следовательно, и политика обменного  курса будет направлена на это. Поэтому  переход к инфляционному таргетированию как стратегия - это приемлемо, но как действие - это не разовая  акция. Чисто теоретически это можно  будет сделать в течение одного-двух лет. В условиях нынешней неопределенности дать такой прогноз сложно. Исследования экономик Польши и Чехии показывают, что усиление национальной денежной единицы негативно сказывалось  на росте ВВП. Или, скажем, Китай очень  жестко стоит на позиции удержания  курса. В ответ на критику США  в июле он ревальвировал, но всего  на 2%. При этом следует учитывать, что инструментом заниженного курса  нельзя пользоваться до бесконечности. Во-первых, тогда нет стимула для  структурных преобразований (проблема морального риска). Во-вторых, рост денежных агрегатов вызовет инфляцию. В  ситуации, когда растут цены и их снижения добиваются за счет ревальвации, страдают многие, особенно, если инфляцию вызвали не монетарные факторы, как  это имело место в Украине  ранее. Что касается других инструментов, уменьшающих риски, то для них  нужны развитый фондовый рынок и  институты, обеспечивающие свободный  переток капитала, а все это  отстраивается годами.

Большой риск настоящей денежно-кредитной  политики связан с тем, что ревальвация  национальной денежной единицы в  долларизованной экономике мгновенно  приводит к обесцениванию сбережений. Население попадает в ловушку: долгое время оно не верило в гривну, поэтому нашло альтернативный источник сбережений в виде иностранной валюты. Сейчас, после нескольких лет стабильного  обменного курса, еще не восстановилось полностью доверие к национальной валюте, а тут ревальвация... Надо помнить, экономика не любит шоков.

Борьба с долларизацией  экономики должна происходить постепенно и это возможно за счет ревальвации. Если одновременно есть и инфляция, и ревальвация, тогда кроме недвижимости и ценных металлов некуда податься со сбережениями. И это проблема не только Нацбанка, правительство  также должно думать о том, чтобы  чрезмерными бюджетными расходами  социально ориентированного характера  при дефиците свободных мощностей  не провоцировать инфляцию и не создавать  дополнительные льготные условия для  импорта.

Все это время инфляция (2001-2005 г) в Украине была намного  меньше, чем рост денежных агрегатов. Поэтому население весьма спокойно реагировало на рост цен, резкая реакция  была лишь со стороны политиков. А  вот на фоне спада экономики такая  же инфляция вызвала негативную реакцию  граждан. Однако, если в Украине будет  активно развиваться фондовый рынок, то он будет способствовать при ранее  указанных предпосылках повышению  монетизации экономики, поэтому  в результате будут соблюдаться  условия для поддержания экономического роста.

Приоритетными целями денежно-кредитной  политики Украины на современном  этапе являются:

-     обеспечение внутренней и внешней стабильности гривны как монетарной предпосылки экономического роста;

-     поддержание уровня инфляции в границах 6-7%;

-     наращивание золотовалютных резервов;

-     улучшение структуры денежной массы и рост уровня монетизации экономики;

-     создание условий для снижения цены кредитных ресурсов;

-     применение методов по стимулированию развития фондового рынка;

-     увеличение доверия кредиторов и вкладчиков к банковской системе;

-     расширение безналичной формы расчетов;

-     усовершенствование банковского законодательства и нормативно-правовых актов НБУ.[1]

2.2    Виды кредитов, предоставляемых физическим лицам

Рассмотрим виды кредитов, предоставляемых физическим лицам  на примере ЗАО КБ «ПриватБанк».

Сегодня ПриватБанк рад предложить своим клиентам – физическим лицам  самые современные, самые удобные  банковские продукты и услуги:

-  разнообразные программы кредитования (кредитные карты, кредиты на автомобили, жилье, товары народного потребления);

Информация о работе Анализ процесса кредитования физических лиц коммерческим банком