Государственный кредит Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть сущность государственного кредита, его необходимость, специфические черты, а также провести анализ современного государственного кредитования РБ. В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены постановления Совета Министров и законодательные акты Республики Беларусь, труды белорусских и российских авторов в области кредитных ресурсов и займов, роль государственного долга в экономике Республики Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………...................
1. Государственный кредит в системе национальных займов…………….
1.1 Понятие государственного кредита и история его
возникновения …………………………………………………………..
1.2 Функции и особенности государственного кредита …………….
1.3 Основные формы государственного кредита..................................
2. Внутренние государственные займы и их анализ……………………….
3. Анализ и структура валового внешнего долга Республики
Беларусь……………………………………………………………………….
4. Способы и методы управления государственным кредитом на современном этапе……………………………………………………………
5. Проблемы государственного кредита и пути их решения………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..
Приложение А………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

1071130_681B7_gosudarstvennyi_kredit.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

                                     РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа:  52 с., 4 рис., 2 табл., 32 источника, 1 прил.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, ФОРМЫ КРЕДИТА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ, ВАЛОВЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ

 

Объектом и предметом исследования является государственный кредит Республики Беларусь.

Цель исследования – раскрыть сущность государственного кредита, его необходимость, специфические черты, а также провести анализ современного государственного кредитования РБ.

Методы  исследования - графический, факторный анализ, экономико-статистический, синтез, методы сравнения, и т. д.

В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены постановления Совета Министров и законодательные акты Республики Беларусь, труды белорусских и российских авторов в области кредитных ресурсов и займов, роль государственного долга в экономике Республики Беларусь.

Элементы научной  новизны полученных результатов: в результате критического анализа существующей методики и экономического анализа государственного кредита и государственного бюджета с позиции оценки эффективности управления этими ресурсами выработаны основные направления по снижению государственного долга.

Экономическая и  социальная значимость работы: полученные результаты проведенного курсового исследования позволяют выработать и предложить новую стратегию управления государственным долгом с целью повышения эффективности и результативности государственно - кредитных операций.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов

 

 

                                                                                       _______________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение …………………………………………………………...................

4

1. Государственный кредит в системе национальных займов…………….

6

    1. Понятие государственного кредита и история его

возникновения …………………………………………………………..

 

6

1.2 Функции  и особенности государственного кредита …………….

11

        1.3 Основные формы государственного кредита..................................

15

2. Внутренние государственные займы и их анализ……………………….

21

3.  Анализ и структура валового внешнего долга Республики

Беларусь……………………………………………………………………….

 

26

4. Способы и методы управления государственным кредитом на современном этапе……………………………………………………………

 

34

5. Проблемы государственного кредита и пути их решения………………

39

Заключение……………………………………………………………………

44

Список использованных источников………………………………………..

48

Приложение  А………………………………………………………………...

51


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время экономика Республики Беларусь нуждается в эффективном преобразовании, однако собственных средств на это не хватает и внутренние источники инвестирования весьма ограничены для наращивания экономического потенциала страны. В этих условиях наиболее активной и перспективной формой обновления экономики является государственный кредит. Государственный кредит - форма кредитных отношений, предполагающая возможность использовать государственно-кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях.

С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества и отставанием возможности их удовлетворения за счет доходов бюджета и других государственных фондов.

Проблема кредитных отношений является очень актуальной на данном этапе развития экономики Республики Беларусь, так как отечественная экономика ощущает острую необходимость в ресурсах, а из-за их нехватки невозможно провести должное преобразование экономической системы нашей страны. В мировой практике государственный кредит является одним из основных инструментов привлечения средств, что особенно актуально для современного этапа экономического развития в Беларуси. В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности.

В этой связи научное осмысление роли и места международного кредитования в национальной экономике, формирование целостной системы государственного регулирования иностранного кредитования приобретает для экономики Республики Беларусь особую актуальность.

Однако государство  в кредитных отношениях может  выступать не только как заемщик, но еще как гарант и кредитор. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), получаемом на финансовом рынке другими лицами, то оно играет роль гаранта. Выдавая кредиты за счет бюджетных средств (реже — за счет средств фондов, формируемых на заемной основе) государство выступает как кредитор, а другая сторона — как заемщик.

Оценка современного состояния решаемой проблемы. В условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.

Объектом и предметом исследования является кредитование и заимствование.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов государственного кредитования, анализ состояния и  выявление перспектив привлечения  иностранных кредитов в экономику  Республики Беларусь.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

· исследовать понятие и значение государственного кредитования;

· рассмотреть основные формы государственного кредита;

· проанализировать государственный долг и управление им;

· определить современное состояние и выявить тенденции развития государственного кредита в Республике Беларусь;

Теоретической и информационной основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов, а также нормативно-правовые акты Республики Беларусь.

Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической литературе следующие учёные: Н. Е. Заяц , Т. И. Василевская, Н. Ф. Самсонова, Т. Б. Бердникова, В. Г. Дубовец. В периодических изданиях достаточно глубокие исследования по данной теме проводили следующие авторы: О. В. Бородко, Н. В. Лузгин, А. К. Назаров, С. В. Новик.

Перечень применённых методов исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход, а также специальные методы и приёмы.

Структура курсовой работы соответствует  логике построения научного исследования и состоит из введения, пяти глав с параграфами, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАЙМОВ

 

1.1 Понятие государственного кредита и история его

возникновения

 

С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало  к жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов - неналоговых платежей.

Государственный кредит - важная составная часть  государственных финансов, поэтому  ему присущи такие их черты, как  обязательное участие государства  в лице его органов власти и  управления в государственно-кредитных отношениях, распределительный характер этих отношений, жесткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных операций.

По мнению Ю. С Крупнова, государственный кредит - «… одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заёмщика; аккумуляция свободных денежных средств населения и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заём ресурсов); возможность использовать государственно-кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях» [16, с. 42].

Государственный кредит - это специфические отношения по поводу перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта и национального богатства, иностранного ссудного капитала, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных (реже - заимствованных) средств на возвратной основе или для обеспечения гарантий. В этих отношениях орган власти выступает как заемщик, гарант или кредитор [23, с. 8].

Особенность государственного кредита  как финансового явления состоит  в возвратности, срочности и платности  предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом. Частный ссудный капитал используется для кредитования хозяйствующих субъектов в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Банковское кредитование отражает производительное в основном использование ссудного капитала (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов, как капитала создаст условия для погашения кредита и уплаты процентов за счет увеличения производимой добавленной стоимости.

Более наглядно систему источников государственного кредита можно  увидеть на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1.1 - Система источников государственных финансов

Примечание. Источник: [29]

 

Когда речь идет о государственном кредите, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования. Государственный кредит, появление и существование которого связано с функционированием политической надстройки общества, формированием в ее распоряжении дополнительных финансовых ресурсов и движением бюджетных средств, выражает собой специфическую часть финансовых отношений [5, с. 9].

Государственный кредит определяется характером экономического строя общества. В рабовладельческом обществе и при феодализме Государственный кредит существовал в форме займов, принимавших часто принудительный характер. В них переплетались элементы налога и займа. Полученные таким образом средства шли в основном на покрытие военных и др. чрезвычайных расходов.

Характерные особенности государственного кредита:

- во-первых, в качестве одного из субъектов кредитных правоотношений обязательно выступает государство, вне зависимости от сферы размещения своих долговых обязательств (внешней или внутренней);

- во-вторых, данный способ привлечения денежных средств осуществляется на принципах возвратности, срочности, платности, обеспеченности и целевого характера использования.

Принцип возвратности, срочности  и платности подразумевает обязанность заемщика вернуть в точно установленный срок сумму основного долга и выплатить проценты в установленной сумме за пользование кредитом.

Принцип обеспеченности подразумевает наличие у заемщика права защиты своих интересов, недопущения убытков ввиду неплатежеспособности заемщика. При образовании государственного долга выражается, помимо предусмотренных соглашением штрафных санкций, в том, что в качестве объекта залога может выступать государственное имущество. При осуществлении займов из внешних источников, и в частности при получении кредитов от МВФ в качестве залога выступают необходимые части государственного валютного фонда.

Принцип целевого характера  использования находит свое выражение в определенном объекте кредитования — покрытие дефицита государственного бюджета. Что же касается международного государственного кредита, иногда именуемого внешним государственным кредитом, то хотелось бы выделить такую характерную черту данной формы заимствования как обязательное наличие в кредитных отношениях, возникающих по данному поводу иностранного субъекта (государства, юридического лица, международной финансовой организации и т.д.) [5, с. 10-11].

В соответствии с вышеизложенным представляется целесообразным определить государственный  кредит как совокупность общественных отношений, возникающих по поводу предоставления и привлечения денежных средств соответственно из и в государственный бюджет. А в зависимости от сферы размещения государством своих финансовых требований и обязательств, возникающих из кредитных отношений, подразделить государственный кредит на внутригосударственный и внешний.

В качестве обязательного субъекта данных отношений будет выступать государство. Эти отношения будут носить властно-имущественный характер, возникать по поводу мобилизации, распределения и использования государственного бюджета, а их возникновение и прекращение будет сопровождаться нормативным актом. То есть, природа данных отношений, безусловно, финансово-правовая.

Государственный кредит зародился в 16 - 18 вв. вначале в Голландии и Великобритании, а затем и в др. государствах. С возникновением мирового рынка получил развитие международный Государственный кредит, явившийся, как показал К. Маркс, наряду с внутренним Государственный кредит одним из самых сильных рычагов первоначального накопления капитала. При капитализме Государственный кредит выступает главным образом в виде займов, а также краткосрочных казначейских обязательств, использования вкладов населения в сберкассы, помещаемых последними в государственные ценные бумаги (непосредственно или через банк) [12, с. 6].

Информация о работе Государственный кредит Республики Беларусь