Государственный кредит Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть сущность государственного кредита, его необходимость, специфические черты, а также провести анализ современного государственного кредитования РБ. В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены постановления Совета Министров и законодательные акты Республики Беларусь, труды белорусских и российских авторов в области кредитных ресурсов и займов, роль государственного долга в экономике Республики Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………...................
1. Государственный кредит в системе национальных займов…………….
1.1 Понятие государственного кредита и история его
возникновения …………………………………………………………..
1.2 Функции и особенности государственного кредита …………….
1.3 Основные формы государственного кредита..................................
2. Внутренние государственные займы и их анализ……………………….
3. Анализ и структура валового внешнего долга Республики
Беларусь……………………………………………………………………….
4. Способы и методы управления государственным кредитом на современном этапе……………………………………………………………
5. Проблемы государственного кредита и пути их решения………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..
Приложение А………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

1071130_681B7_gosudarstvennyi_kredit.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

Право осуществлять государственные  заимствования принадлежит Республике Беларусь, Правительству Республики Беларусь и резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь. От имени Республики Беларусь государственные заимствования осуществляет Правительство Республики Беларусь. Государственные заимствования осуществляются в пределах лимитов внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Привлечение внутренних государственных займов осуществляется Правительством Республики Беларусь либо по его поручению Министерством финансов. Привлечение внешних государственных займов от имени Республики Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь. Объем государственных заимствований не должен превышать объема капитальных расходов бюджета в соответствующем финансовом году. 
Осуществление заимствований местными бюджетами допускается только в формах бюджетных кредитов из вышестоящих бюджетов и займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг. Предоставление банками кредитов местным исполнительным и распорядительным органам не допускается. 
         Государственные займы представляют собой форму добровольного привлечения во временное пользование государства денежных средств населения с обязательством возврата их в установленные сроки и уплаты владельцам облигаций займа определённого дохода.  
Общая сумма обязательств государства по займам называется государственным долгом [29, с.54].

Государственные займы бывают внутренние и внешние. 
Внутренний государственный заем образует суммарные денежные обязательства Правительства перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.

Виды внутренних государственных  займов:

1. Займы Правительства у Национального  Банка;

2. Выпуск государственных ценных  бумаг;

3. Вклады населения в АСБ «Беларусбанк».

Учет внутреннего государственного долга осуществляется Министерством финансов посредством ведения реестра внутреннего государственного долга, в том числе реестра долга органов местного управления и самоуправления. Местные исполнительные и распорядительные органы ведут учет долга органов местного управления и самоуправления и представляют в Министерство финансов необходимые сведения для ведения реестра долга органов местного управления и самоуправления в порядке, установленном Министерством финансов.

Государственный займ является важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Кроме того, целями займов являются:

1. пополнение валютных резервов  Республики Беларусь;

2. решение острых социальных  и экономических проблем, ликвидация  последствий стихийных бедствий;

3. реализация инвестиционных проектов  и государственных программ;

4. поддержка экономических реформ;

5. импорт сырья, энергоресурсов  и других необходимых продуктов  и товаров в случаях критических  положений в обеспечении ими  республики.

Рост внутреннего долга особенно опасен для стран с низким уровнем дохода, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению капитала.

Другая опасность связана с  тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором.

Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темп роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению долгом. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обеспечивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможности инфляции.

Введение специальных налогов  или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде  увеличить доходы бюджета, а значит уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале  это мажет привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну [5, с.120].

В некоторых случаях целесообразно  прибегнуть к сокращению расходов путем  секвестирования. Секвистирование  – равномерное уменьшение расходов и ассигнований по статьям государственного бюджета.

Что касается государственного внутреннего  долга Республики Беларусь, то он сопоставим по своим размерам с внешним долгом Республики Беларусь. Однако обслуживание внутреннего долга, почти в три  раза превышает обслуживание внешнего долга.

Ресурсы, получаемые правительством на внутреннем рынке, оказываются дороже иностранных кредитов. Например, регулярные заимствования под векселя Министерства финансов у Беларусбанка для своевременности  расчетов по государственному долгу, стоят 10 % годовых (в сравнении с российскими кредитами это в пять раз дороже).

Кроме того, широко не афишируемое  привлечение внутренних ресурсов для  выполнения платежей по внешнему долгу  называется переводом долга внешнего в долг внутренний.

Еще одна существенная черта внутренних заимствований заключается в  том, что они, как правило, краткосрочны. А если окупаемость этих заимствований  отсутствует, то в перспективе это  чревато построением долговой пирамиды.

Теоретически пирамида уже должна была быть построена. Если исходить из определения государственного долга как суммы накопленных дефицитов госбюджета за предшествующие периоды, то величина долга была бы на порядок выше.

Однако в отношении Беларуси это правило не работает. Ввиду  впечатляющих темпов инфляции потребность в заемных средствах нивелировалась инфляционным финансированием. Последствия инфляции общеизвестны, а в плане доступа к международным финансовым рынкам республика оказалась на их периферии ввиду отсутствия необходимой кредитной истории. Эти рынки также закрыты для нас и по причине отсутствия опыта эмиссии и размещения еврооблигаций — основного на сегодняшний день финансового инструмента, которым пользуются правительства многих стран при необходимости оперативного привлечения иностранных денежных ресурсов.

           По данным Министерства финансов Республики Беларусь, в августе 2012 года продолжилось стремительное увеличение внутреннего долга, гарантированного центральным правительством Беларуси. Его величина выросла за месяц на 2 трлн. рублей (10,4%), достигнув на 1 сентября 2012 года 20,63 трлн. рублей.

          Увеличение данного долга в августе оказалось намного выше, чем в июле, когда он вырос на 703 млрд. рублей (3,9%) и достиг 18,7 трлн. рублей.

          Увеличение долга, гарантированного правительством, является негативной тенденцией, так как означает, что правительство пытается обойти ограничение в отношении государственных инвестиций, вызванное снижением кредитной эмиссии Национального банка. 

          Если в начале 2012 года, по мнению автора, наблюдалось уменьшение внутреннего государственного долга за счет погашения государственных ценных бумаг и укрепления курса национальной валюты, то в настоящий момент наблюдается его увеличение вызванное уже ослаблением курса белорусского рубля.

         Внутренний долг Беларуси, по прогнозам, в  текущем году составит 1,9% ВВП, что на 0,1% больше показателя 2011 года (при пороговом значении в 20% ВВП)

Таким образом, можно сделать вывод, что опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги. Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:  а) снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из 
производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;  б) перераспределяется доход от частного сектора к государственному;  в) усиливается неравенство в доходах;  г) рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;  д) необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов; е) создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;  ж) возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния; з) выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж; и) может появиться угроза долгового и валютного кризиса.

 

 

 

                                            ГЛАВА 3

АНАЛИЗ И  СТРУКТУРА ВАЛОВОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Валовой внешний долг Республики Беларусь представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и ничем не обусловленных обязательств резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и (или) процентов кредиторам.

Валовой внешний долг Республики Беларусь включает все обязательства перед  нерезидентами, классифицированные в  соответствии с Руководством по платежному балансу по типу финансового инструмента. В классификации финансовых инструментов выделяются следующие категории:

- долговые обязательства перед  прямыми инвесторами и предприятиями  прямого инвестирования;

- ценные бумаги (за исключением  акций);

- торговые кредиты;

- кредиты и займы;

- счета и депозиты, другие долговые  обязательства.

В состав валового внешнего долга не входят:

- акции и другие  формы участия в капитале, поскольку  они не предусматривают выплату  основного долга;

- производные финансовые инструменты  (форвардные контракты и опционы  исключаются по той же причине,  что и акции и другие формы  участия в капитале, поскольку  по производным финансовым инструментам  не предоставляется сумма основного  долга и не начисляются  проценты) [25].

Валовой внешний долг формируется  с выделением следующих секторов экономики:

1. сектора органов государственного  управления,

2. сектора органов денежно-кредитного  регулирования, банковского сектора  и других секторов.

Сектор органов государственного управления включает все республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы и иные государственные органы, подчиненные Правительству Республики Беларусь.

Сектор органов денежно-кредитного регулирования включает органы, владеющие и управляющие международными резервами государства и, как правило, осуществляющие денежную эмиссию. В Республике Беларусь к ним относится Национальный банк.

Банковский сектор включает банки  Республики Беларусь и небанковские кредитно-финансовые организации.

Другие секторы включают физические и юридические лица (их структурные  подразделения), не указанные в определениях вышеперечисленных секторов.

Разграничение между долгосрочными  и краткосрочными обязательствами  основано на критерии первоначального срока погашения.

Долгосрочный внешний долг определяется как долг со сроком погашения свыше  одного года или без установленного срока погашения.

Краткосрочный внешний долг определяется как долг, выплачиваемый по требованию или с первоначальным сроком погашения не более одного года.

В классификации обязательств по финансовым инструментам выделяются следующие  категории: долговые ценные бумаги, ссуды, торговые кредиты, другие долговые обязательства. Межфирменные кредиты между единицами, состоящими в отношениях прямого инвестирования, отражаются отдельно. Другие долговые обязательства и межфирменные кредиты непосредственно подразделяются на просроченную задолженность и прочие [14].

Целью управления валовым  внешним долгом является поддержание его на безопасном для страны уровне, а также минимизация рисков неисполнения обязательств перед иностранными кредиторами, формирование положительной кредитной истории страны, обеспечение ее инвестиционной привлекательности.

Информация о работе Государственный кредит Республики Беларусь