Государственный кредит Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть сущность государственного кредита, его необходимость, специфические черты, а также провести анализ современного государственного кредитования РБ. В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены постановления Совета Министров и законодательные акты Республики Беларусь, труды белорусских и российских авторов в области кредитных ресурсов и займов, роль государственного долга в экономике Республики Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………...................
1. Государственный кредит в системе национальных займов…………….
1.1 Понятие государственного кредита и история его
возникновения …………………………………………………………..
1.2 Функции и особенности государственного кредита …………….
1.3 Основные формы государственного кредита..................................
2. Внутренние государственные займы и их анализ……………………….
3. Анализ и структура валового внешнего долга Республики
Беларусь……………………………………………………………………….
4. Способы и методы управления государственным кредитом на современном этапе……………………………………………………………
5. Проблемы государственного кредита и пути их решения………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..
Приложение А………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

1071130_681B7_gosudarstvennyi_kredit.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

Государственный кредит — одна из форм движения ссудного капитала. В отличие от других форм капиталистического кредита, связанных в той или иной степени с процессами производства и реализации товаров, государственный кредит служит средством привлечения денежных ресурсов главным образом на непроизводительные цели: на военные расходы государства, содержание административно-полицейского аппарата, а также на прямое и косвенное субсидирование капиталистов. Поэтому прямыми следствиями развития государственного кредита являются рост государственного долга и раздувание размеров фиктивного капитала (в виде облигаций государственных займов и купонов к ним, краткосрочных казначейских векселей и др. кредитных документов). Государственный кредит способствует обогащению буржуазии. Свободные денежные капиталы, лежащие без употребления у банкиров, находят выгодную сферу приложения в виде государственных займов, которые дают высокие гарантированные доходы. Источником средств для погашения государственных займов и уплаты процентов, как и для всех др. расходов государства при капитализме, служат прямые и косвенные налоги, которые тяжёлым бременем ложатся на широкие массы трудящихся, В период общего кризиса капитализма государственный кредит становится органической частью финансовых систем буржуазного государства, используемых для прямого финансирования капиталистических монополий и обеспечения им наивысших прибылей за счёт трудящихся, мелкой и даже средней буржуазии. Причём для современных капиталистических государств характерно использование государственного кредита для финансирования расходов хронически дефицитных государственных бюджетов, обусловливаемых милитаризацией экономики, подготовкой и ведением войн.

Государственный кредит - одно из проявлений паразитизма капитализма, выражающегося в росте непроизводительного потребления и увеличении числа рантье, живущих на доходы от ценных бумаг. В период общего кризиса капитализма быстро растут внешние долги, используемые империалистическими странами-кредиторами для усиления своего экономического и политического господства в странах-должниках [12, с. 14].

 В освободившихся от колониальной зависимости странах - Индии, Бирме, АРЕ, Ираке и другие, часть средств, мобилизуемых с помощью государственного кредита направляется на финансирование развития промышленности, транспорта, на укрепление экономической самостоятельности и политической независимости этих стран. Империалистические государства, стремясь навязать этим странам свою волю и восстановить своё былое господство, используют международный государственный кредит. Социалистические страны в целях оказания финансовой помощи развивающимся государствам предоставляют им долгосрочные кредиты, которые выдаются на льготных условиях сроком на 8—12 и более лет, из расчёта 2—2,5% годовых (что, как правило, ниже процентных ставок по кредитам капиталистических стран) и погашаются поставками товаров традиционного экспорта развивающихся стран (без золота и твёрдых валют). Кредитная помощь оказывается этим странам в первую очередь для создания отечественной промышленности, развитие и укрепление национальной экономики и подготовку национальных кадров специалистов. Сумма долгосрочных кредитов стран — членов СЭВ этим государствам к началу 1968 превысила 8 млрд. руб., из них СССР  - 4,5 млрд. руб.

При социализме государственный кредит используется государством как один из методов мобилизации временно свободных денежных средств предприятий и сбережений населения на общегосударственные нужды. Производительный и общественно полезный характер использования этих средств - одно из коренных отличий социалистического государственного кредита от капиталистического.

Способствуя росту общественного  производства, государственный кредит выступает как средство увеличения денежных доходов населения. Привлекаемые с помощью государственного кредита средства используются на расширение социалистического производства, что позволяет государству выплачивать держателям облигаций государственных займов определенный доход в виде выигрышей и погашать свою задолженность. Советское государство, строившее социалистическое общество в капиталистическом окружении, в годы первых пятилеток (1929-40), а также в годы Великой Отечественной войны 1941-45 и послевоенного восстановления народного хозяйства использовало Государственный кредит как важный дополнительный источник средств. В условиях, когда накопления социалистического хозяйства обеспечили удовлетворение почти всех потребностей государства в денежных средствах, Советское государство отказалось (в 1957) от использования займов, размещаемых по подписке среди населения, и использовало в качестве ресурсов Государственный кредит как ежегодный прирост вкладов в сберкассы, а также свободно обращающийся государственный 3%-ный внутренний выигрышный заём, выпущенный в 1966 сроком на 20 лет. Опыт организации советского Государственного кредита используется другими социалистическими странами. Важную роль в развитии государственного кредита в этих странах играют их экономическое сотрудничество и помощь СССР, в том числе помощь кредитная, оказываемая как в форме займов, таки путём поставок товаров, оборудования и оказания различных услуг на условиях кредита. Общая сумма кредитов СССР другими социалистическим странам (к 1968) составляла примерно 10 млрд. руб.

 

1.2 Функции и особенности государственного кредита

 

Государственный кредит - самостоятельное  звено финансовой системы государства, и в этом качестве он обслуживает  формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником покрытия бюджетного дефицита. Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение и заключается оно в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги служат основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в  результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием, государственного долга.

Регулирующая  функция государственного кредита выражается, прежде всего, в активном воздействии на макроэкономические показатели общества. Государственный кредит влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость. Он является инструментом финансовой политики государства. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, служат важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос  на заемные средства и тем самым  способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает  существенного негативного влияния  на производство. В том случае если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость  государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом  средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками по соответствующим программам.

По мнению Н. Е. Зайца, «…контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием бюджета и других государственных фондов. Контроль охватывает двустороннее движение стоимости, поскольку государственно-кредитные операции совершаются на принципах возвратности и платности получения средств. Контроль над правильностью и эффективностью данных операций осуществляют как финансовые, так и кредитные уполномоченные органы». [26, c. 278].

Государственный кредит в общих чертах имеет те же свойства и признаки, что и общие кредитные отношения, однако в данном случае имеется ряд характерных отличий. Например, от коммерческого банковского кредита государственный кредит отличается по ряду позиций.

Таблица 1.1 - Отличительные черты государственного и банковского кредита

Признак

Государственный кредит

Банковский  кредит

 Потребность в кредите

На покрытие бюджетного дефицита

При неравномерности  движения стоимости в процессе производства и обмена

Интересы участников

Экономические интересы различны

Совпадение экономических  интересов

Назначение

Средства расходуются  государством в соответствии с текущими потребностями экономики, для финансирования чрезвычайных расходов

Целевое назначение, для  обеспечения своевременности денежного оборота

Признак

Государственный кредит

Банковский кредит

Срок возврата

Строгой регламентации  нет, экономические санкции к  заёмщику-государству не применяются

Срок возврата ссуды  строго регламентирован, его нарушение  влечёт экономические санкции

Влияние на состояние  денежной массы

Всегда является средством  сокращения денег в обращении

Способен увеличить  или сокращать денежную массу


              Примечание – Источник: [Собственная разработка].

Так, сама потребность в привлечении  средств, в случае с банком, возникает по причине неравномерности изменения стоимости товаров и услуг в процессе производственной деятельности, тогда как государственный кредит чаще всего обусловлен дефицитом бюджета. Кроме того, банковский кредит - это всегда инструмент увеличения денежной массы в открытой экономической системе, а государственный кредит неизменно предполагает сокращение денежной массы, часть которой уходит на непосредственные нужды государства. Банковский кредит неизменно имеет целевое назначение, то есть условием сделки является четкое обозначение, на какие цели выдаются деньги; когда же в роли заемщика выступает государство, конкретная цель не фигурирует в сделке, государство вольно распоряжаться полученными средствами по собственному усмотрению. Также при получении банковского или коммерческого кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.

Поэтому при объявлении государственного банкротства (дефолта) может подлежать аресту находящееся за границей государственное имущество, но за исключением имущества посольств.

Аресту могут быть подвергнуты  здания торговых представительств, а  также банковские счета всех компаний, в которых есть доля государства.

Государственный кредит, предоставляемый  юридическим и физическим лицам, благоприятно воздействует на уровень  производства и занятость. Во многих странах используются государственные  гарантии кредитов, предоставляемых экспортерами для расширения сбыта своей продукции.

В настоящее время масштабы прямого  государственного кредитования стали  незначительными в связи с  развитием деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка  и других международных финансовых институтов. Государственные кредиты предоставляются в основном развивающимся странам (на льготных условиях). Для беднейших стран, не имеющих возможности привлекать частные инвестиции, они до сих пор остаются важным источником внешнего финансирования.

Таким образом, по мнению Г.И. Кравцовой, «… государственный кредит является одним из основных источников поступления средств в государственный бюджет. Однако следует помнить, что, как и любой форме кредита, ему присущи принципы платности и возвратности. Поэтому необходим постоянный контроль со стороны государства за ходом осуществления государственных кредитных операций и анализом создавшегося государственного долга, а также определение наиболее эффективных методов управления государственным кредитом» [15, с. 205].

 

1.3 Структура государственного кредита, его значение.

Под формой кредита  понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые  выражает кредит.

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности, действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства и формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и, таким образом, принадлежать к государственному кредиту.

Государственные займы являются «…основной формой государственного кредита. Внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств (Закон « О внутреннем государственном долге Республики Беларусь»). Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Министерству Финансов Республики Беларусь.

Информация о работе Государственный кредит Республики Беларусь