Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 21:32, реферат
Актуальность ипотечного кредитования заключается в способности решить социальные проблемы многих россиян. Наличие собственного жилья вносит в жизнь людей элемент благополучия и стабильности, и очень важно, по мнению социологов, чтобы жилье появлялось как можно раньше, а не после десятилетних ожиданий. В этом отношении альтернативы ипотечному жилищному кредитованию не существует.
Банковское сообщество в целом стоит на позиции `совмещения` двух видов страхования, поскольку буквально выполнить закон - значит усложнить условия выдачи ипотечного кредита. Вместо одного страхового договора придется оформлять два - да еще на две разные компании. Окончательное решение должна вынести служба страхового надзора, но она своего последнего слова пока не сказала.
Следует также отметить,
что Правительство РФ намерено отменить
положение закона, предусматривающее
обязательное страхование жизни
и здоровья претендента на получение
ипотечного кредита. Обязательность страхования
является чрезмерной, поскольку по
договору займа кредитор в виде залога
недвижимого имущества уже
3.3. Роль государства в становлении и развитии института ипотеки
В мировой практике оценка платежеспособности розничных заемщиков основывается на данных, поставляемых системой кредитных бюро. В свою очередь, вопросы востребования проблемной задолженности ложатся на специализированные коллекторские агентства. Текущая ситуация на российском рынке розничного кредитования позволяет говорить о том, что дальнейшие перспективы его развития неразрывно связаны с указанными инфраструктурными элементами. Проблема, однако, состоит в том, что эволюционный путь формирования инфраструктуры не всегда отвечает интересам общества. В этом случае инициативу по разработке и реализации организационных решений берет на себя государство. В частности, государство, как правило, играет ключевую роль в построении системы ипотечного кредитования.
Индикаторы рынка ипотечного кредитования представлены на рис. 3.1.
Рисунок 3.1 - Индикаторы рынка ипотечного кредитования
В России в рамках приоритетного
национального проекта «
Предоставляя банкам возможность
рефинансировать портфель выданных
ссуд, агентство одновременно способствует
стандартизации деятельности в данной
сфере. В частности, аккредитация регионального
оператора, задачей которого должно
стать формирование пулов закладных
для последующего их выкупа агентством,
предполагает определенные требования
к инфраструктуре кредитования. Участие
регионального оператора в
Предпринимаемые государством меры по стимулированию рынка ипотечных кредитов способствуют тому, что бизнес по выкупу закладных становится привлекательным и для банковских организаций. На начало 2006 года вложения банков в права требования по ипотечным ссудам составляли около 9 млрд. руб., и есть все основания полагать, что уже в ближайшее время они будут сопоставимы по объему с портфелем закладных АИЖК, как это и предусмотрено концепцией развития системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.
В российском ипотечном кредитовании
нельзя ограничиться отдельными мероприятиями.
Необходим взаимосвязанный
В связи с этим предлагается разработать комплекс мер, призванных решить все выявленные проблемы и способствовать ускорению развития ипотечного кредитования в РФ.
Первая проблема - размер первоначального взноса. Это немаловажный фактор, имеющий значение при выборе банка потенциальным заёмщиком.
Первоначальный взнос
подразумевает наличие у
Найдено следующее решение
проблемы: для создания дополнительных
конкурентных преимуществ на рынке
ипотечного кредитования банку необходимо
учесть, что из-за требований к уровню
первоначального взноса большое
количество потенциальных клиентов
оказывается «за бортом»
В случае если при разработке
и внедрении собственной
Стратегическим направлением развития системы ипотечного кредитования в регионах должна стать, по нашему мнению, реализация проектов по обеспечению жильем молодых семей, поскольку именно этот слой населения испытывает наибольшие затруднения с первоначальным накоплением, но имеет хороший потенциал для оплаты процентов по кредиту.
Вторая проблема - недостаточный
платежеспособный спрос граждан
на жилье и занижение
Анализ показателей
Решение проблемы состоит в том, чтобы в процессе анализа платёжеспособности потенциального заёмщика кредитующему банку необходимо учитывать совокупный доход, включающий в себя и официальную часть и доходы из незадекларированных источников. Для этих целей банку необходимо разработать и внедрить как можно более гибкую систему анализа платёжеспособности потенциального заёмщика, в которой бы учитывался его (его семьи) совокупный доход в полном объёме.
Помимо доходов важно учитывать и расходы заёмщика. Например, есть ли у него уже в собственности или в аренде жильё и сколько при этом он тратит на его содержание. Также можно учитывать и другие, в т.ч. и косвенные показатели — наличие положительной кредитной истории, образ жизни, общее состояние здоровья, образование, загородный дом, количество иждивенцев, расходы на автомобиль (или автомобили), расходы на отпуск, его частоту и географию, количество, марки и места покупок бытовой техники и одежды, обучение детей и т.п.
При разработке программы
ипотечного кредитования граждан, имеющих
достаточный уровень
Для такой категории на начальной стадии кредит выдавался бы под чуть более высокую процентную ставку, которая бы смогла нивелировать определённые риски банка на первом этапе. Впоследствии одновременно с укреплением доверия к заёмщику в процессе погашения им кредита, если заёмщик сможет документально подтвердить увеличение официальной части своего совокупного дохода, процентная ставка может быть пересмотрена в сторону ее уменьшения.
Третья проблема - доступность
жилья как товара, т.е. возможность
его приобрести на первичном или
вторичном рынке, используя предоставленные
для этих целей банком заёмные
средства. Во второй главе в качестве
причин возникновения данной проблемы
назывались: нежелание продавца «показывать»
все полученные за квартиру средства;
достаточно длительный и хлопотный
процесс оформления покупки с
использованием ипотечного кредита; слабая
финансовая мотивация риэлтеров - основных
«поставщиков» жилья для
Решение проблемы найдено в обеспечении для клиента условий, при которых он с наибольшей долей вероятности мог бы использовать полученные от банка денежные средства, т.е, купить интересующее его жильё. Это возможно осуществить с помощью внедрения специальной программы, которая предусматривала бы формирование базы данных (желательно эксклюзивной) по объектам жилой недвижимости, готовым (согласно критериям банка и пожеланиям продавца) для продажи с использованием ипотечного кредита, выданного банком.
Например, на первичном рынке
это могут быть специальные договора
или соглашения с застройщиками,
в рамках которых жильё продавалось
бы только клиентам банка. Для достижения
необходимого эффекта (широты ассортимента)
подобными соглашениями банк должен
«охватить» максимальное количество строящихся
объектов. На вторичном рынке определённых
положительных результатов
Кроме того, государству
необходимо создать условия для
увеличения объемов жилищного
Четвертая проблема - недостаток долгосрочных ресурсов (относительно короткий период кредитования).
Только государству под силу решить такую важную проблему привлечения инвестиций в жилищное строительство – проблему отсутствия в экономике России долгосрочных кредитов.
Поскольку жилищное строительство
требует привлечения
Однако средств, выделяемых государством на развитие Агентства по ипотечному Жилищному кредитованию недостаточно в масштабах государства и государству необходимо уделить больше внимания финансированию АИЖК и принятию целевых программ развития жилищной политики в регионах России.
Для совершенствования механизмов
поддержки спроса потребуется также
корректировка ряда действующих
на федеральном и региональном уровне
программ предоставления субсидий на
приобретение жилья с учетом следующих
принципов: унификация принципов и
исходных данных для определения
размера субсидий; привязка размера
субсидий к уровню дохода их получателей;
возможность использования
Для становления и развития
системы долгосрочного
- создание и внедрение
универсального механизма
- создание инфраструктуры,
обеспечивающей наличие
- разработка механизма
налогового стимулирования как
граждан-получателей ипотечных
- создание равных условий
для свободной конкуренции