Кредитование малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 21:32, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты кредитования
1.1 Сущность кредита, его экономическое значение,
функции и формы кредита
1.2 Банковский кредит. Принципы и виды банковского
кредитования
1.3 Экономическая сущность малого бизнеса и предпосылки
необходимости его кредитования 23
1.4 Современное состояние системы кредитования малого
бизнеса в РФ 33
2 Анализ организации кредитования субъектов малого
предпринимательства (на примере филиала ОАО «Уралтрансбанк») 43
2.1 Краткая характеристика ОАО «Уралтрансбанк» 43
2.2 Анализ кредитной политики 46
2.3 Анализ кредитного процесса 67
2.4 Анализ работы с просроченной задолженностью 78
3 Основные проблемы и перспективы развития системы
кредитования малого бизнеса 85
3.1 Основные проблемы и пути развития системы
кредитования малого бизнеса в РФ 85
3.2 Основные проблемы и пути совершенствования системы
кредитования МБ в ОАО «Уралтрансбанк» 101
Заключение 108
Список использованных источников 111

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 415.63 Кб (Скачать файл)

Основные кредитные риски (бизнес-риск и финансовый риск), на которые необходимо обращать внимание и которые должны быть обязательно оценены при работе с клиентом перед выдачей кредита и при его обслуживании рассмотрим ниже.

1) Бизнес-риски. Первоначальной задачей при анализе бизнес-риска является определение желания и способности заемщика погасить задолженность в соответствии с условиями и сроками кредитного договора. При оценке рисков следует обращать внимание на следующие моменты: конкурентоспособное положение, руководство, анализ отрасли, стратегии (финансовая, производственная, маркетинговая и т.д.), а также проанализировать качество управления предприятием. Анализ рынка предполагает определение наличия настоящего спроса, то есть чтобы гарантировать успех предприятия (проекта и возврата кредита), должен существовать спрос со стороны потребителей. Анализ конкуренции включает в себя: анализ внешней среды предприятия, абсолютных и относительных преимуществ продукта заемщика, анализ потенциального спроса, степень монополизации рынка.

2) Финансовые риски. С  помощью анализа необходимо выяснить  финансовое положение предприятия. Здесь необходимо различать положение  предприятия сейчас, в момент  кредитования (это отражено в  балансе, в отчете о прибылях  и убытках) и положение предприятия  в будущем. Для этого делается  прогноз движения денежных средств (Cash flow).

Основу анализа составляет оценка кредитным экспертом общего финансового положения предприятия. Эта оценка начинается с подготовки текущего балансового отчета, который наиболее полно отражает состояние активов и пассивов фирмы потенциального заемщика (Приложение В). Информация о внутренних процессах фирмы и о том, как в ней ведутся дела, а также о ее финансовом положении, во многом зависящем от того, как фирма действует, может быть получена в результате составления отчета о прибылях и убытках за последние шесть месяцев (Приложение Г). Наконец, анализ и прогноз потока денежных средств служит не только для того чтобы отследить фактическое движение денежных ресурсов в предыдущих периодах, но и возможности заранее оценить будущую ликвидность предприятия с различных позиций (Приложение Д).

Проведем анализ кредитоспособности заемщика на примере ООО «Центр Крепежа» на основании данных собранных кредитным экспертом во время выезда на место бизнеса клиента.

ООО «Центр Крепежа» заинтересован в получении кредита на развитие бизнеса на сумму 2500000 рублей на срок 36 месяцев с процентной ставкой 22%.

Балансовый отчет по состоянию дел на определенную дату можно сравнить с фотографией текущей ситуацией в фирме. Все составные части компании записываются в балансовом отчете в определенном порядке (Таблица 15). Поскольку возможность получить кредит стимулирует руководство предприятия на то, чтобы предоставить как можно более полную картину состояния своих активов, задача по сбору информации упрощается. Гораздо сложнее обычно бывает установить рыночную стоимость активов. Прямо противоположная ситуация возникает при рассмотрении пассивов фирмы. Фирма должна покрывать свои пассивы по номинальной стоимости, указанной в балансовом отчете, поэтому необходимости в оценке нет. Но при этом трудности обычно возникают при отслеживании всех пассивов фирмы, поскольку у руководства компании нет никакого желания рассказывать обо всех своих долгах будущему кредитору.

 

 

Пассивы являются источниками финансирования. Они включают средства (кредиты), предоставленные кредиторами, финансирующими предприятие, а также собственный капитал владельца. Активы – это перераспределение пассивов (с целью получения прибыли). Суммы активов и пассивов всегда должны совпадать.

Активы, которые используются в течение длительного времени как правило, объединяются в одну группу и называются постоянными, или долгосрочными активами (основные средства). Активы, которые используются в течение короткого срока, объединяются под названием оборотные, или текущие активы. Они включают наличность, дебиторскую задолженность, товары и сырье.

 

Таблица 15 – Баланс ООО «Центр Крепежа»

Актив

19.03. 
2007

%

20.10. 
2007

%

Пассив

19.03. 
2007

%

20.10. 
2007

%

Касса

140

2,0

0

0,0

Расчеты с бюджетом

0

 

0

 

Банковский счет

0

0,0

44

0,6

Задолж-сть по ЗП

0

 

0

 

Сбережения

0

0,0

0

0,0

Аренда

0

 

0

 

Счета к получению

60

1,0

614

7,7

Прочие краткоср.задолж.

0

 

0

 

Товар в пути

       

Счета к оплате

11

0,2

0

 

ТМЗ

1617

26,6

3431

43

Товарный кредит

0

 

0

 

Готовая продукция

0

 

0

 

Предоплата клиентам

0

 

489

6

Сырье и полуфабрикаты

0

 

0

 

Част.займы (≤12 мес.)

0

 

0

 

Предоплата поставщикам

250

4,0

0

 

Банк.кредиты на оборотные средст.

104

2,0

0

 

Прочие текущие активы

0

 

0

 

Банк.кредиты на основные средства

0

 

0

 

Всего текущих активов

2067

34,0

4089

51

Всего текущих задолженностей

115

2,0

489

6

Мебель и оргтехника

0

 

0

 

Част займы (≥ 12 мес.)

0

 

0

 

Оборудование

176

3,0

158

2

Банковск. кредиты

0

 

0

 

Транспортные 
средства

0

 

0

 

Прочие пассивы

0

 

0

 

Недвижимость

2946

48,5

2946

36,9

Всего долгосрочных обязательств

0

0,0

0

0,0

Прочие пост.активы

879

14,5

791

9,91

Всего пост.активов

4001

66,0

3895

49

Собственный капитал

5953

98

7495

94

ВСЕГО:

6068

100

7984

100

ВСЕГО:

6068

100

7984

100


 

 

На основе вышеизложенных данных, представленных в таблице сделаем следующие выводы: деньги в кассе на момент анализа отсутствуют, так как магазин только что открылся. Денежные средства на расчетном счете составляют 44000 руб. Задолженность за товар ЗАО «УТБ-Уралвагонзавод» - 472000 руб., ОАЛО «ВСМПО» - 97000руб., ООО «Промстройсервис» – 7000 руб., ООО «Стройкрепеж» - 32000 руб., прочие – 3000 руб. Товар находится на складе на сумму 3430625,78 рублей. Оборудование на сумму 158400 рублей, за минусом 10% амортизации. Недвижимость составляет 2946000 рублей.

Далее проведем составление отчета о прибыли и убытках (ОПиУ) (Таблица 16). Записывается выручка и расходы, связанные с операциями по продаже. До того, как товары могут быть проданы, необходимо приобрести сырье и оборудование для производства этих товаров, или сами товары. Как правило, между выручкой от продаж и расходами должна быть положительная разница, то есть избыток, или валовая прибыль. Однако, несмотря на то, что это кажется простой арифметикой, определить сумму избытка бывает довольно-таки сложно (заплатил ли заказчик за поставку сразу, надо учесть, что часть приобретенных товаров еще не продана).

Отчет о прибылях и убытках делится на разделы. В первом разделе определяется валовая прибыль. Это – прибыль, получаемая организацией при покупке и перепродаже товарных запасов. Выручка от продаж возникает в момент, когда вступают в силу юридические права и обязательства, связанные с продажей.

Для расчета затрат по товарам и сырью необходимо использовать средневзвешенную наценку на различные группы товаров, продаваемых и производимых заемщиком.

Из той валовой прибыли, которая остается после того, как операционные расходы вычитаются из операционной выручки, необходимо вычесть дополнительные расходы, которые носят постоянный характер. Они включают в себя аренду, заработную плату, коммунальные услуги и т.д., а также некоторые виды налогов. Сложив все эти расходы и вычтя их из валовой прибыли, мы получим сумму операционной прибыли. После того, как будут учтены все другие расходы, и будет вычтен налог на прибыль, мы получим чистую прибыль.

Таблица 16 – Отчет о прибыли и убытках ООО «Центр Крепежа»

Показатели

Наценка есть

Наценка была

Среднее (тыс.руб.)

Доля 
%

Среднее по предыдущему анализу

Объем реализации:

42%

54%

1 083

100%

814

-

Продажи Опт

35%

35%

795

73%

299

-

Продажи розница

68%

68%

288

27%

515

Себестоимость

 

761

 

528

-

Деятельность 1

 

589

 

222

-

Деятельность 2

 

172

 

306

Валовая прибыль

323

 

286

Общие расходы

Единица измерения

98

100%

79

-

Зарплата с начислениями

чел.

5

70

14

71%

70

-

Аренда и коммунальные

м2

 

3

_

3%

3

-

Транспортные расходы

кол.

 

0

_

0%

 

-

Реклама, представительские расходы

0

0%

 

-

Связь, административные расходы

2

2%

 

-

Охрана

3

3%

3

-

Налоги и пошлины

4

4%

3

-

Прочие расходы по деятельности

16

17%

1

Чистая прибыль

224

 

207

 

Прочие доходы

0

   
 

Прочие расходы (семья)

15

 

15

Нераспределенная прибыль

209

 

192

 

Погашение капитала в других банках

0

   

максимальный совокупный взнос

96

 

42


 

 

Из таблицы можно сделать вывод, что выручки складываются из оптовых и розничных продаж, наценка на опт составляет порядка 35%, в розницу товар продается с наценкой 68%. Валовая прибыль составила 323000 рублей. На предприятии работают пять человек, с зарплатой 70000 рублей. Арендная плата отсутствует, так как помещение находится в собственности. Оплата сигнализации 3000 рублей, налоги – 4000 рублей, прочие расходы по деятельности составляют 16000 рублей. Чистая прибыль составила 224000 рублей.

В конце концов, отчет о прибылях и убытках отражает результаты деятельности фирмы.

Когда подготовлен баланс и отчет о прибылях и убытках, их структура может быть проанализирована при помощи финансовых показателей:

1) Коэффициент обеспеченности  собственными оборотными средствами (КСОС). Приемлемый показатель 0,1 – 0,4. данный коэффициент дает информацию о собственных оборотных средствах заемщика. Рассчитывается как отношение собственного капитала за минусом основных средств к валюте баланса за минусом основных средств:

КСОС нач.п. = 1952 /2067 = 0,94

КСОС кон.п.= 3600 / 4089 = 0,88

2) Коэффициент доходности  активов (КДА) показывает, сколько чистой прибыли за анализируемый период приходится на единицу активов, или сколько прибыли зарабатывает 1 рубль активов. Этот показатель важен для сравнения его с банковской ставкой по кредиту. Он должен быть больше банковской ставки, иначе, кредит для компании будет убыточным, так как погашение его будет происходить за счет оборотных средств предприятия, а не за счет заработанной прибыли. Рассчитывается как отношение средней величины активов к чистой прибыли

КДА нач.п. = 6068/207 = 29,3

КДА кон.п.= 7984/224 = 35,6

3) Коэффициент мгновенной  ликвидности (Кмл) характеризует, на сколько объем текущих обязательств по кредитам и расчетам может быть погашен за счет высоколиквидных активов. Определяется как отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение данного показателя – не менее 0,20.

Кмл нач.п = 200 / 115 = 1,74

Кмл кон.п= 658 / 489 = 1,35

4) Коэффициент общей ликвидности (Кол) характеризует то, насколько объем краткосрочных обязательств может быть погашен за счет всех ликвидных активов. Рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Оптимальное значение показателя – не менее 2,00.

Кол нач.п. = 1952 / 115 = 17,97

Кол кон.п. = 3600 / 489 = 8,36

5) Скорость оборачиваемости  товарно-материальных запасов (ОБТМЗ). ТМЗ включает в себя запасы сырья и материалов, полуфабрикаты и готовую продукцию на складах. Скорость оборота товарно-материальных запасов является ключевым критерием, по которому можно судить о положении с ликвидностью предприятия. Если скорость оборота снижается, это нужно воспринимать как симптом надвигающегося кризиса, и в отношении данного бизнеса следует предпринять определенные действия. Показатели данного коэффициента важно сравнить с информацией, которую предоставил клиент о частоте закупок. Если есть явные расхождения, необходимо выяснить этот момент. Рассчитывается как отношение товарно-материальных запасов к стоимости реализованных товаров и умноженное на 30 дней:

ОБТМЗ нач.п.= 1617 / 528 * 30 = 92 дня

ОБТМЗ кон.п.= 3431 / 761 * 30 = 135 дней

6) Скорость оборачиваемости  дебиторской задолженности (ОБДЗ). Продолжительность периода оборачиваемости оказывает прямое влияние на платежеспособность предприятия. Оценить деловую активность предприятия можно лишь сопоставляя соответствующие показатели за несколько периодов. Скорость оборачиваемости дебиторской задолженности должна быть выше скорости оборачиваемости кредиторской задолженности. Рассчитывается как отношение дебиторской задолженности к выручки от реализации (без НДС) и умноженное на 30 дней:

 

ОБДЗ нач.п. = 60 / 814 * 30 = 2 дней

ОБДЗ кон.п. = 614 / 1083 * 30 = 17 дней

7) Скорость оборачиваемости  кредиторской задолженности (ОБКЗ) показывает, в какой степени клиент полагается на товарный кредит. Тенденция к увеличению срока погашения долгов поставщикам есть фактор риска в отношении ликвидности. Как правило, срок более 90 дней считается очень продолжительным. Рассчитывается как отношение кредиторской задолженности к стоимости реализованных товаров и умноженное на 30 дней:

ОБКЗ нач.п. = 11 / 814 * 30 = 1 день

ОБКЗ кон.п. = 489 / 1083 * 30 = 13 дней

Проведем оценку финансового состояния заемщика на основании проведенных выше расчетов, которые учитывают объективные стороны деятельности ООО «Центр Крепежа».

Таблица 17– Анализ финансовых показателей ООО «Центр Крепежа»

Показатели (Коэффициенты)

19.03.2007

20.10.2007

Норматив

Изменение

R коэффициент обеспеченности  собственными оборотными средствами

0,9

0,9

0,1-0,4

-0,1

R доходности активов

29,3

35,6

-

6,3

R мгновенной ликвидности

1,7

1,4

не менее 0,2

-0,4

R общей ликвидности

17,9

8,4

не менее 2

-9,6

Срок оборачиваемости ТМЗ

92,0

135,0

-

43,0

Срок оборачиваемости дебиторской задолженности

2,0

17,0

больше, чем КЗ

15,0

Срок оборачиваемости кредиторской задолженности

1,0

13,0

не более 90 дней

12,0


 

 

Из приведенных данных в таблице 17 видно, что финансовое состояние ООО «Центр крепежа», оцененное по ряду объективных показателей, можно назвать хорошим, так как все показатели, за исключением, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, находятся в норме. Кроме того, за исследуемый период наблюдается положительная тенденция в изменениях скорости оборачиваемости товарно-материальных запасов на 43 единицы, дебиторской задолженности на 15 единиц и кредиторской задолженности на 12 единиц. Но также имеются и отрицательные моменты: коэффициенты ликвидности немного снизились.

Информация о работе Кредитование малого бизнеса в России