Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 21:32, дипломная работа
Краткое описание
Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.
Содержание
Введение 3 1 Теоретические аспекты кредитования 1.1 Сущность кредита, его экономическое значение, функции и формы кредита 1.2 Банковский кредит. Принципы и виды банковского кредитования 1.3 Экономическая сущность малого бизнеса и предпосылки необходимости его кредитования 23 1.4 Современное состояние системы кредитования малого бизнеса в РФ 33 2 Анализ организации кредитования субъектов малого предпринимательства (на примере филиала ОАО «Уралтрансбанк») 43 2.1 Краткая характеристика ОАО «Уралтрансбанк» 43 2.2 Анализ кредитной политики 46 2.3 Анализ кредитного процесса 67 2.4 Анализ работы с просроченной задолженностью 78 3 Основные проблемы и перспективы развития системы кредитования малого бизнеса 85 3.1 Основные проблемы и пути развития системы кредитования малого бизнеса в РФ 85 3.2 Основные проблемы и пути совершенствования системы кредитования МБ в ОАО «Уралтрансбанк» 101 Заключение 108 Список использованных источников 111
Помимо лиц, занятых на предприятиях малого бизнеса, численность индивидуальных
предпринимателей, состоявших на учете
в налоговых органах (включая глав крестьянских
хозяйств), по данным Федеральной налоговой
службы на начало 2004 года, находилась на
уровне 4,7 миллионов человек, причем из
общего числа рабочих месте сфере индивидуального
предпринимательства 42,8% приходилось
на основную работу по найму. Численность
зарегистрированных крестьянских (фермерских)
хозяйств составила в 2003 году 263,9 тысяч
[34, С.4].
На сегодняшний день вклад малого бизнеса в ВВП России достигает 10-12%, в то время как
в странах с развитыми рыночными экономиками
малое предпринимательство обеспечивает
более половины национального ВВП [24, С.32].
Согласно нормам, принятым в
Европейском Союзе, малым считается предприятие,
в котором трудится менее 100 человек, средним
– от 100 до 250 человек, крупным – более
250 человек. В Европе малые предприятия
производят 63-67% валового национального
продукта (во Франции, например, к крупным
предприятиям относится всего 0,2% предприятий).
Вклад малого и среднего бизнеса в формирование ВВП стран Западной
Европы, США и Японии отражен в таблице
2.
Таблица 2 – Вклад малых и средних
предприятий в ВВП по странам [24, С.43]
Страна
Доля в ВВП (%)
Великобритания
50-53
Германия
50-52
Италия
57-60
Франция
55-62
США
50-52
Япония
52-55
Россия
10-12
Структура малого бизнеса сама по себе не однородна, это
иллюстрирует рисунок 1.
Рисунок 1 – Структура малого бизнеса на 1 января 2007 года [37, С.51]
Из общего числа зарегистрированных
субъектов малого бизнеса индивидуальных предпринимателей
57%, малых предприятий 40% и крестьянских
фермерских хозяйств – 3%.
1.4 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ
Рассмотрим кредитование малого бизнеса в отраслевом разрезе по данным,
представленным на рисунке 2.
Рисунок 2 – Кредиты, выданных
в 2006 году малым
предприятиям по отраслям [35,
С.43]
В отраслевом разрезе ситуация
такова, что наиболее активно кредитуются
предприятия торговли и общественного
питания, которые зачастую оказываются
просто вынуждены брать кредиты даже под
высокие проценты. На долю этих предприятий
в 2006 году пришлось более 60% кредитов. На
обрабатывающие производства пришлось
всего чуть более 10%. При этом более четверти
компаний из данной сферы – это производители
пищевых продуктов. Около 20% занимаются
производством готовых металлических
изделий и ещё одна четверть компаний
занята в прочем производстве – это производство
мебели, ювелирных изделий, спортивных
товаров, игрушек, аттракционов, пишущих
принадлежностей, переработка отходов
и др. В среднесрочной перспективе наиболее
вероятно будет увеличиваться доля кредитов,
выданных обрабатывающим и строительным
предприятиям. Это коснется как крупных
московских, так и мелких региональных
банков.
Наиболее перспективными и
активно осваиваемыми как московскими,
так и региональными банками представляются
Центральный, Приволжский, Южный регионы
и Урал, где на сегодняшний день уже работает достаточное число малых
предприятий и есть все предпосылки для
стабильного увеличения их количества
(Рисунок 3).
Региональное развитие кредитования малого бизнеса будет идти по 2 направлениям
– московские банки еще достаточно долго
будут осваивать крупные региональные
центры, а местные банки будут идти дальше
и развивать кредитованиенепосредственно в небольших
областных и районных центрах. Таким образом,
в более перспективных регионах кредитование будет развиваться быстрее,
чем в менее перспективных, за счет большей
полноты охвата. Поэтому в среднесрочной
перспективе неравномерность развития
кредитования малого бизнеса в региональном разрезе будет
только усиливаться.
Более чем половине представителей малого бизнеса, оценивающих свой бизнес как
устойчивый, не хватает средств для развития.
Такие данные проводит «ОПОРА России» по итогам исследования малого бизнеса, которое проводилось в этом
году совместно с Всероссийским центром
исследования общественного мнения –
50% участников опроса заявили, что главным
источником финансирования предприятия
выступают вложения из собственной прибыли,
на втором месте личные средства собственника
предприятия – 30%. Лишь затем идут кредиты
банков (16%). Финансирование малых предприятий
лишь в небольшой степени связано с кредитованием, и в основном бизнес вынужден
рассчитывать на собственные силы (Рисунок
4).
Рисунок 4 – Источники финансирования малого бизнеса в России [45]
Кредитование малого бизнеса тесно связано с общим положением
российского банковского сектора. В настоящее
время банки активно наращивают кредитные
портфели, выводя на рынок новые продукты,
расширяя целевые группы заемщиков за
счет населения индивидуальных предпринимателей малого и среднего бизнеса.
Характерно, что кредитование нефинансовых организаций осуществляют
в основном российские банки, тогда как
доля банков с иностранным участием в
капитале, кредитующих российские предприятия,
весьма незначительна.
В настоящее время динамичное
наращивание кредитного портфеля российскими
банками сопровождается как качественными
изменениями в структуре предлагаемых
кредитных продуктов, так и перестройкой
бизнес-процессов в самих кредитных организациях
и внедрением новых технологий оценки
заемщиков. Рассмотрим более подробно
современные тенденции кредитования малого бизнеса.
Для начала рассмотрим двухуровневую
систему кредитования субъектов малого предпринимательства [24,С.47].
Данная система предполагает выделение
ресурсов на реализацию программ поддержки малого бизнеса крупнейшими финансовыми институтами.
Поиск и оценка проектов, а также выдача
кредитов осуществляются через систему
уполномоченных банков, с которыми заключены
агентские соглашения. Основными игроками
в этом сегменте остаются банки, использующие
ресурсы международных финансовых институтов,
а также российские банки с государственным
участием: Российский банк развития (РосБР)
и Внешторгбанк (ВТБ). Полностью за счет
западных денег поддержкой предпринимателей
занимается Банк Кредитования Малого Бизнеса (КМБ-Банк). Для этого он использует
средства ЕБРР и Международной финансовой
корпорации [34, С.6].
У ОАО «Уралтрансбанк» существует
две программы кредитования малого бизнеса – за счет собственных средств
и из средств ЕБРР. По такой же схеме предоставляют
ресурсы «УралСиб», Росбанк и Нижегородский
банкирский дом (НБД-Банк), Дальневосточный
банк, Сбербанк и Сибакадембанк.
ДельтаБанк, Пробизнесбанк,
«Первое ОВК» являются банками-агентами
инвестиционного фонда «США-Россия». «Центр-Инвест»,
Пробизнесбанк, Московский Кредитный
Банк – Международной финансовой корпорации.
«Русский Банкирский дом» сотрудничает
с американским агентством USAID по поддержке малого предпринимательства. Агентство
принимает на себя половину рисков по
невозвратам кредитов, что позволяет банку
снизить процент кредитования. С USAID также работают СДМ-Банк, «Центр-Инвест»
[33, С.3].
Все упомянутые иностранные
организации выделяют дешевые по российским
меркам долгосрочные ресурсы для финансирования
российского малого бизнеса. Рейтинг банков кредитующих
малый бизнес с выручкой до 5 миллионов
долларов представлен в Приложении А.
Открывая доступ малого бизнеса к относительно дешевым финансовым
ресурсам, двухуровневая система кредитования
позволяет российским банкам-агентам
решать две основные проблемы кредитования
в этой сфере – снижать ставки по кредиту,
делая его более дешевым для конечного
заемщика, и увеличивать сроки кредитования,
в чем остро нуждаются малые предприятия.
Остановимся более подробно
на особенностях становления двухуровневой
системы кредитования малого бизнеса на примере банков – лидеров
данного сегмента рынка.
Уралтрансбанк, как уже было
сказано выше, кредитует малый бизнес
по двум основным программам: у него есть
собственные линии кредитования, а также
целевые транши ЕБРР.
В первом случае Уралтрансбанк
выступает как донор финансовых ресурсов,
которые доводятся до конечного заемщика
региональными банками-партнерами, выступающими
в качестве агентов банка. До последнего
времени агентами выступали и региональные
фонды поддержки малого предпринимательства. На начало
2006 года у Уралтрансбанка действовало
15 соглашений с субъектами РФ по кредитованию малого предпринимательства посредством
региональных фондов. В прошлом году через
эти фонды Уралтрансбанк распределял
микрокредиты (менее 2000 долларов), заниматься
полным обслуживанием которых самому
банку было нерентабельно. Ужесточение
правил деятельности региональных фондов
поддержки малого бизнеса, запрещающих им выдавать кредиты
и займы без лицензии на ведение банковской
деятельности, существенно ухудшит положение
субъектов малого предпринимательства.
В 2003 году Уралтрансбанк начал
сотрудничать с ЕБРР в сфере кредитования малого бизнеса. В этом случае донором ресурсов
выступал ЕБРР, передавал банку-агенту
наряду с финансами технологии организации
кредитной работы, процедуры анализа заемщиков
и методики оценки рисков. К настоящему
времени список российских агентов и партнеров
ЕБРР в области кредитования малого предпринимательства расширился.
В рамках двухуровневой системы доведения
финансовых ресурсов ЕБРР до российских
малых предприятий работают банки «УралСиб», Росбанк
и Нижегородский банкирский дом.
В целом на 1 января 2007 года задолженность
субъектов малого бизнеса перед Уралтрансбанком составила
146 миллиардов рублей. При этом около четверти
всех выданных малому бизнесу кредитов
приходится на долю индивидуальных предпринимателей
(35 миллиардов рублей на 01.01.2007). В отраслевом
разрезе в общей структуре задолженности
лидируют торговля и общественное питание
(остаток задолженности составляет 70%
всей суммы задолженности субъектовмалого бизнеса), далее следуют промышленность
и строительство, сельское хозяйство.
Корректно оценить долю Уралтрансбанка
на рынке кредитования малого бизнеса России довольно сложно, так как значительное
количество малых предприятий пользуется
альтернативными финансовыми источниками
(займами у родственников, знакомых, нефинансовых
структур). Вместе с тем по отдельным регионам
такие оценки существуют. В частности,
по данным Ассоциации банков Северо-запада,
доля Сбербанка на рынке кредитования малого бизнеса в Санкт-Петербурге достигает
80%.
КМБ-Банк со времени своего
создания в 1998 году КМБ-Банк являлся агентом
для распределения целевых средств ЕБРР
и Международной финансовой корпорации
(IFC), предназначенных для поддержки развития малогопредпринимательства. Его конкурентным
преимуществом являются не только дешевые
ресурсы, но и технологии выдачи кредитов
субъектам малого бизнеса. Анализ оценки кредитоспособности
заемщика строится на европейской технологии
оценки бизнеса с учетом российской специфики.
Так, например, эксперты банка оценивают
реальное состояние заемщика с обязательным
выездом на место. Принятые в банке стандартные
процедуры оценки позволяют значительно
снизить долю невозвращенных кредитов
в общем кредитном портфеле.
Внешторгбанк в отличие от КМБ-Банка
кредитует малый бизнес за счет собственных
средств. В 2004 году Внешторгбанк выделил
направление кредитования малого бизнеса в дочерний банк – ЗАО «Внешторгбанк
Розничные услуги» (ВТБ-24), специализирующийся
на обслуживании частных клиентов и предприятий малого бизнеса. Внешторгбанк-24 очень быстро
наращивает портфель кредитов, выданных
малому бизнесу, и к концу 2007 года планирует
увеличить его до 17 миллиардов рублей.
По мнению руководства Внешторгбанка,
сотрудничество с региональными фондами
поддержки малого предпринимательства позволяет
банку снижать операционные расходы при
кредитовании данной категории заемщиков.
Такая схема дает возможность банку доводить
кредитные ресурсы до предпринимателей
тех регионов, где отсутствуют его филиалы.
В частности, положительные результаты
дал опыт по финансированию Внешторгбанком
Фонда поддержки малогопредпринимательства Белгородской
области (под гарантии местного бюджета),
который, в свою очередь, кредитует предпринимателей.
Российский банк развития, активно
кредитует по двухуровневой системе которая
предусматривает следующий порядок предоставления
финансовых ресурсов: РосБР привлекает
на внутреннем финансовом рынке под государственные
гарантии денежные средства под 8-9% годовых
и кредитует уполномоченные региональные
банки под 12% годовых. При этом уполномоченные
банки выбираются Российским банком развития
с учетом их финансового состояния и опыта
работы с малым бизнесом и согласовываются
с Министерством финансов. За счет ресурсов,
предоставленных РосБР, эти банки предоставляют
целевые займы малому бизнесу с маржой
не более 5%.
Поскольку программа нацелена
как на расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым
ресурсам, так и на снижение стоимости
кредита для конечного заемщика, в рамках
данной программы предполагается участие
муниципальных и региональных администраций.
Именно за счет субсидирования ими части
процентной ставки намечалось снизить
проценты по кредиту до 12-15% годовых.
Программа имеет ряд недостатков,
на которые обращают внимание и эксперты,
и чиновники. По мнению заместителя руководителя
Департамента регулирования предпринимательской
деятельности Министерства экономического
развитияРоссии Ирины Аникиной, выбор уполномоченных
региональных банков должен осуществляться
на конкурсной основе по параметрам, ежегодно
утверждаемым Правительством РФ. Министерство
экономического развития Россиипредлагает изменить и саму
схему распределения бюджетных сумм: основную
часть средств из 1,5 миллиардов рублей
выделить на создание Гарантийного фонда
для поддержки малого предпринимательства.
Существенным является заложенное
в Программу ограничение круга потенциальных
заемщиков. Потенциальные заемщики должны
отвечать определению малого предприятия закрепленному
в Федеральном законе от 14.06.1995 № 88-ФЗ.
Критерием выдачи кредитов является стабильная работа на рынке не менее полугода,
положительные финансовые результаты,
отсутствие задолженности по обязательным
платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Сюда же входит и требование самостоятельно
финансировать кредитуемый проект не
менее чем на 20%. Четко обозначено наличие
залогового обеспечения. Кроме того, претендентам
необходимо предоставить бизнес-план,
в котором обоснована эффективность бизнеса и возможность получения прибыли.
Перечисленные требования по усмотрению
уполномоченных региональных банков могут
быть дополнены и другими.