Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в коммерческих банках г. Костанай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:49, диссертация

Краткое описание

Цель данной магистерской работы — выявить основные проблемы развития и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане, показать пути их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 Изучить методологические основы формирования, развития и кредитования малого и среднего бизнеса.
 Проанализировать современное состояние и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
 Рассмотреть зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий и тенденции развития субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
 Обосновать необходимость совершенствования экономического механизма, форм поддержки, в том числе и кредитования, и методов регулирования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
 Раскрыть пути совершенствования механизма развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 6
1 Методологические основы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса 11
1.1 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства 11
1.2 Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 20
1.3 Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка 28
2. Оценка современного состояния кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.1 Анализ современного состояния и кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.2 Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Костанайской области 48
2.3 Характеристика возможностей кредитования коммерческими банками Республики Казахстан на примере организационно-экономической деятельности МП «Плюсинвест» 58
2.4 Зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий 87
3. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 97
3.1 Формирование государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства 97
3.2 Развитие финансово-кредитной инфраструктуры государства для поддержки малого и среднего предпринимательства 108
3.3 Пути решения основных проблем при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 115
Заключение 137
Список использованных источников 140

Вложенные файлы: 1 файл

Moya_dissertatsia.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)

К числу субъективных факторов слабого развития МИП (малых инновационных предприятий) в Казахстана можно отнести следующие:

Недостаточная финансовая государственная помощь, неопределенное отношение государства к МП. В частности, это можно проследить по неизменности целей государственной политики развития МП, определяющихся в государственных программах развития МП за последние 10-15 лет. Одна из наиболее часто встречающихся формулировок цели подобных программ – развитие и совершенствование сектора МП, однако количество малых предприятий в стране и структура МП остаются в неизменности на уровне 1997-2010 гг.. В этой связи необходимо упомянуть пресловутые административные барьеры, обусловленные постоянными, не всегда оправданными перестановками в государственном руководстве, передаче функций одних органов власти другим и, наоборот, множеством контролирующих и малочисленностью стимулирующих развитие МИП организаций. Следствием этого является неразвитость инновационной инфраструктуры и рынка технологий (из-за различных причин), недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта, возможностях кооперирования [В начале 2008 г. маркетинговые исследования проводили лишь 21,1% инновационно-активных организаций промышленного производства РК [23С. 598];

  1. Недостаток высококвалифицированного персонала. Уже сегодня 48% исследователей - лица, чей возраст перешагнул за 50-летний рубеж. В эту возрастную группу входит больше половины кандидатов (60%) и 84% докторов наук. Средний возраст Казахстанского ученого составляет сегодня 58,5 года (кандидата наук - 52,7 лет, доктора наук - 60,6) и заметно превышает средний возраст занятых в экономике (в 2000 г. последний составлял, по данным Госкомстата Казахстана, 39,2 года). Такая возрастная структура ведет к истощению кадровых ресурсов науки, создает угрозу разрыва между поколениями ученых и, в конечном счете, замедляет научный прогресс [50]. Кроме этого, в условиях все большей коммерциализации казахстанской науки возникает необходимость в появлении специалистов-универсалов – ученых-предпринимателей, ученых-инноваторов, обладающих глубокими научными знаниями и практическими навыками организации внедренческих работ, правовой защиты интеллектуальной собственности. Налицо неспособность профессиональных ученых «встроиться» в современные реалии Казахстанского бизнеса. На наш взгляд, государственное стимулирование перетока предпринимательского капитала (и опытных кадров) из таких успешных отраслей, как торговля, общественное питание, строительство в инновационный сектор, благоприятно скажется на оптимизации отраслевой структуры МП, повышении образовательного уровня работников МП, увеличении эффективности работы сектора МИП;
  2. Недостаточность, неэффективность специализированной правовой, нормативной базы. Затруднены и сложны процедуры лицензирования отдельных видов деятельности, недостаточно активно идет работа по созданию соответствующих стандартов для сложной технической продукции, несправедливое, на взгляд некоторых специалистов, налогообложение интеллектуальной собственности;
  3. Вышеперечисленные явления обуславливают такую ситуацию, когда МИП как бы нет в стране, отсутствуют точные, объективные сведения о нем, вообще отсутствует понятие МИП в национальном и региональных законодательствах, не ведется статистический учет МИП, и поэтому невозможно принятие объективных управленческих решений на уровне государственных органов;
  4. Все названые факторы обуславливают отсутствие у отечественных МП и МИП ориентации на внешний рынок, их низкий инновационный потенциал. Как следствие – продукция отечественных МИП обладает низкими конкурентными характеристиками: не отвечает требованиям международных стандартов качества, имеет откровенно устаревший дизайн, не располагает эффективной зарубежной сбытовой и сервисной сетью. По признанию представителей венчурных фондов, они пока просто не находят в Казахстане достойных объектов для финансирования. На заседании экспертного совета Конкурса казахстанских инноваций представитель венчурного фонда «Казахстанские технологии» (созданного в 2003 г. консорциумом Альфа-Групп) В. Бернштейн заявил, что за первые полгода работы фонда не было найдено ни одного подходящего для продвижения проекта [49]. Отмеченным тенденциям развития МИП способствуют и монополистические явления на казахстанском рынке, выражающиеся в действиях крупных импортеров иностранных высоких технологий, зарубежных производителей инновационной продукции, обладающих более выгодными правовыми, финансовыми, политическими возможностями в отношении конкурентной борьбы за потребителей. Отечественный крупный бизнес удовлетворяет свои потребности в новых технологиях в первую очередь именно за счет установления долгосрочных отношений с зарубежными производителями.
  5. Низкий платежеспособный спрос на отечественные новшества как из-за не всегда достойного качества продукции МИП, так и из-за небольшого (незаметного на фоне зарубежных предприятий) предложения новшеств со стороны отечественных предприятий. Отечественные МИП, к сожалению, не всегда нацелены на выполнение своей основной функции в инновационной системе – быть проводником, доводчиком новшеств до массового производства (крупных и средних предприятий).

Сектор МИП в экономиках развитых стран давно занял прочное положение как проводник новшеств из сферы науки в сферу промышленного производства новых товаров и услуг. Реформы последних 15 лет не лучшим образом сказались на инновационной сфере экономики Казахстана. Малые формы хозяйствования вопреки передовому зарубежному опыту не столь активно развиваются в нашей стране. В следующем параграфе мы рассмотрим существующие ныне механизмы государственного стимулирования развития МИП. По интегральной оценке 1997-2010 гг., включающей все основные социально-экономические показатели, Республика Казахстан делила 1-3 места среди стран СНГ. В настоящее время по уровню развития малого бизнеса Республика Казахстан занимает 20-25-е место.

Уровень рентабельности продукции малых предприятий показывает невысокую эффективность менеджмента. Так, при рентабельности продукции малых предприятий 3,4 % в 2010 г., показатель крупных и средних предприятий составил 13,4%. Это объясняется тем, что в малом бизнесе заложено значительно больше возможностей к сокрытию доходов.

 

2.3 Характеристика возможностей кредитования коммерческими банками Республики Казахстан на примере организационно-экономической деятельности МП «Плюсинвест»

 

Финансовый сектор Казахстана признается лучшим среди стран СНГ, причем среди финансовых компаний «ПЛЮСИНВЕСТ» занимает одно из лидирующих положении. «ПЛЮСИНВЕСТ» изначально ориентировался на мировые стандарты ведения бизнеса, что позволило компании успешно пройти все этапы становления национальной экономики и стать наиболее эффективным финансовым институтом страны.

В 2007 году компания утвердила новую стратегию развития - стать ведущим финансовым институтом в СНГ. Возникла необходимость в новом образе компании, который бы соответствовал новым бизнес-задачам. Так родилась и была реализована идея ребрендинга.

Новый логотип ПЛЮСИНВЕСТ отражает современность и инновационность компании. Фисташковый цвет – это искренность, благополучие, оптимизм. Алый – сила и энергия. Форма логотипа также неслучайна. Последовательно расположенные квадраты символизируют надежность и устойчивость. Их пересечение создает эффект прозрачности - одного из ключевых качеств работы современного компании.

7 ноября 2010 года компания объявила о начале процесса ребрендинга. Процедура перерегистрации завершилась в январе 2011 года, когда финансовый институт получил новое официальное название – "ПЛЮСИНВЕСТ". Работы по ренеймингу и ревизуализации ПЛЮСИНВЕСТ Компании были завершены в течение 2010 года.

ПЛЮСИНВЕСТ – это универсальная, динамично развивающаяся финансовая компания, штаб-квартира которого расположена в г.Костанай Республики Казахстан. ПЛЮСИНВЕСТ активно продвигает финансовые услуги на развивающихся рынках стран СНГ, Восточной Европы и Азии. Для повышения качества и эффективности предоставления финансовых и консультационных услуг, ПЛЮСИНВЕСТ создает дочерние структуры, специализирующиеся на отдельных продуктах.

Одно из основных конкурентных преимуществ Компании – культура инновации, выражающаяся в готовности развивать свое присутствие на новых рынках и постоянно расширять или адаптировать свой продуктовый ряд, предлагать высокотехнологичные услуги, удовлетворяя тем самым потребности рынка.

Основным источником динамичного роста ПЛЮСИНВЕСТ является реализация огромного рыночного потенциала стран постсоветского пространства (СНГ), разделяющих общее прошлое и, в некоторой степени, и общий подход к практике деловых отношений. Компания намерена стать ключевым игроком на рынке СНГ, опираясь на:

— Глубокое знание местного рынка и потребностей клиентов, что позволяет эффективно конкурировать с присутствующими на рынке зарубежными финансовыми институтами;

— Значительный накопленный опыт ведения бизнеса на рынке Казахстана и привлечение международного опыта, что позволяет эффективно конкурировать с местными компаниями;

— Создание широкой сети стратегических партнеров, в том числе через привлечение специализированных международных компаний в свои дочерние организации;

ПЛЮСИНВЕСТ стремится стать крупнейший частной компанией в Казахстане по обслуживанию клиентов из СНГ. Кроме того, компания намерена эффективно использовать динамично растущие внешнеторговые потоки Казахстана и других стран СНГ с целью расширения своего присутствия в странах – крупнейших торговых партнерах СНГ, в том числе в Турции, Китае и других странах.

Ценности и принципы Компании ПЛЮСИНВЕСТ

Честность и ответственность

Честность - основа всех наших взаимоотношений и ведения дел. ПЛЮСИНВЕСТ нацелен на строгое соблюдение моральных ценностей и принципов каждым сотрудником. ПЛЮСИНВЕСТ берет на себя ответственность за действия и соблюдение соглашений в отношениях с сотрудниками, клиентами, поставщиками, государством и обществом.

Уважение

ПЛЮСИНВЕСТ уважает каждого человека и его права.

Стремление к улучшению

ПЛЮСИНВЕСТ постоянно улучшает качество своих продуктов и услуг, поддерживая инновации, высокие стандарты профессионализма и предпринимательский дух.

Командная работа и сотрудничество

Мы достигаем результатов, работая вместе. Учимся друг у друга. Стремимся к поддержанию эффективного морального климата и атмосферы сотрудничества, открытости и взаимной поддержки во взаимоотношениях со своими партнерами, клиентами, сотрудниками и акционерами.

Принципы Компании ПЛЮСИНВЕСТ

Сотрудники

ПЛЮСИНВЕСТ поддерживает принцип равных возможностей и справедливого отношения к сотрудникам и оценки их деятельности.

ПЛЮСИНВЕСТ нацелен на постоянное развитие знаний, навыков и профессиональный рост своих сотрудников для улучшения человеческого капитала Компании.

Наше ответственное деловое поведение – основа для достижения успеха.

Клиенты

ПЛЮСИНВЕСТ ценит своих клиентов и стремится удовлетворить их запросы в финансовых решениях высокого качества.

ПЛЮСИНВЕСТ строит свой бизнес на принципах конфиденциальности, доверия и стремится к долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству.

Акционеры

ПЛЮСИНВЕСТ нацелен на увеличение долгосрочной акционерной стоимости.

ПЛЮСИНВЕСТ профессионально управляет рисками.

Деловые партнеры (поставщики товаров и услуг)

ПЛЮСИНВЕСТ строит отношения на принципах взаимной выгоды, прозрачности и полной ответственности за принятые на себя обязательства.

Конкуренты

ПЛЮСИНВЕСТ справедливо относится к конкурентам и достигает успеха за счет качества продуктов и услуг.

ПЛЮСИНВЕСТ следует политике строгого соблюдения принципов свободной и добросовестной конкуренции.

Государство и общество

ПЛЮСИНВЕСТ соблюдает законы Республики Казахстан и иные нормативные правовые акты, акты государственных органов и органов местного управления.

ПЛЮСИНВЕСТ рассматривает себя как часть общества и осознает свою социальную ответственность.

ПЛЮСИНВЕСТ реализует корпоративную социальную ответственность посредством добровольного вклада бизнеса в развитие общества и деловой практики, основанной на этических ценностях, уважении работников, граждан и окружающей среды.

 В связи с внедрением новых финансовых продуктов и активным развитием Компании, увеличилась численность сотрудников.

Приоритетным направлением было внутренне и внешнее обучение сотрудников, которое помогло решить сразу несколько стратегических задач, поставленных перед Департаментом кадровой политики:

- повышение уровня квалификации  сотрудников с целью соответствия  требованиям рынка;

- формирование кадрового резерва Компании;

- повышение мотивации сотрудников и укрепление их лояльности в результате обучения.

В Компании создана система внутреннего и внешнего обучения.

Основой успеха Компании является здоровый морально-психологический климат и командный дух, в коллективе, основанные на уникальных корпоративных стандартах и ценностях, изложенных в «Корпоративном кодексе» с которым новые сотрудники знакомятся на своем первом тренинге.

ПЛЮСИНВЕСТ сегодня

— Более 1,2 тыс. частных и 132 корпоративных клиентов;

—Финансовые услуги ПЛЮСИНВЕСТ распространяются на Россию, Украину, Беларусь, Кыргызстан, Армению, Грузию, Казахстан и Турцию.

ПЛЮСИНВЕСТ – казахстанская компания, ключевым акционером которого является физическое лицо, резидент Республики.

В рамках поддержки реального сектора экономики Правительством РК компания утвердила ряд стабилизационных программ развития своего предпринимательства:

  • Финансирование субъектов малого и среднего бизнеса;
  • Финансирование субъектов агропромышленного комплекса;
  • Рефинансирование ипотечных займов;
  • Финансирование завершения жилищного строительства.
  • Финансирование субъектов МСБ

По состоянию на 1 ноября 2011 года компания по программам кредитования субъектов малого и среднего бизнеса освоила средства на сумму 36,9 млн. тенге, или 12,9% из общих 285,2 млн.тенге, выделенных реальному сектору. Эти средства осваивались поэтапно 3 траншами.

 В рамках третьего транша средства были направлены субъектам МСБ, занятым в следующих секторах экономики:

— Промышленность – 2,3 млн. тенге

— Сельское хозяйство – 1,7 млн. тенге

— Торговля – 10,7млн. тенге

— Транспорт и связь –1,0 млн. тенге

— Строительство – 2,1 млн. тенге

— Прочие услуги – 4,2 млн. тенге

В общей сложности в рамках третьего транша было освоено 22,0 млн. тенге, что позволило профинансировать 719 заемщиков Компании. Компания ПЛЮСИНВЕСТ своевременно и качественно освоила выделенные государством средства на поддержку малого и среднего бизнеса. Финансирование субъектов агропромышленного комплекса республики

 В рамках государственной программы кредитования субъектов агропромышленного комплекса РК за период с мая по июль 2010 г. были профинансированы предприятия данного сектора на общую сумму 7 040 тыс. тенге.

 Рефинансирование ипотечных займов

Группа ПЛЮСИНВЕСТ успешно завершила рефинансирование ипотечных кредитов – было освоено свыше 37 млн. тенге, перезаключены договора с 10 465 заемщиками.

 Из 120 млн. тенге, выделенных банковскому сектору для рефинансирования ипотечных займов, на долю ПЛЮСИНВЕСТ пришлось 37 млн. тенге или 31 % от общей суммы государственных средств. Наибольшую активность проявили заемщики в гг. Костанай, Астана, Актобе, Караганда, Атырау и Восточно-Казахстанской области.

Информация о работе Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в коммерческих банках г. Костанай