Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в коммерческих банках г. Костанай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:49, диссертация

Краткое описание

Цель данной магистерской работы — выявить основные проблемы развития и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане, показать пути их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 Изучить методологические основы формирования, развития и кредитования малого и среднего бизнеса.
 Проанализировать современное состояние и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
 Рассмотреть зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий и тенденции развития субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
 Обосновать необходимость совершенствования экономического механизма, форм поддержки, в том числе и кредитования, и методов регулирования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
 Раскрыть пути совершенствования механизма развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 6
1 Методологические основы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса 11
1.1 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства 11
1.2 Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 20
1.3 Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка 28
2. Оценка современного состояния кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.1 Анализ современного состояния и кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.2 Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Костанайской области 48
2.3 Характеристика возможностей кредитования коммерческими банками Республики Казахстан на примере организационно-экономической деятельности МП «Плюсинвест» 58
2.4 Зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий 87
3. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 97
3.1 Формирование государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства 97
3.2 Развитие финансово-кредитной инфраструктуры государства для поддержки малого и среднего предпринимательства 108
3.3 Пути решения основных проблем при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 115
Заключение 137
Список использованных источников 140

Вложенные файлы: 1 файл

Moya_dissertatsia.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 4 - Качественные характеристики размера фирмы

 

 

Малый бизнес

Малый-средний бизнес

Средний-крупный бизнес

Крупный бизнес

Цели

Определяются рынком, интуитивно, с импровизациями

Корректируются рынком и стратегией, интуитивно

Корректируются рынком и стратегией, изобретательно

Доминирование на рынке, систематически и стратегически

Менеджмент

Личный, авторитарный, прямой

Личный, консультации с ключевыми партнерами, специалистами

Личный, небольшая команда специалистов, использование внешних экспертов

Командный, большая команда специалистов, функциональная оргструктура, консультационная структура

Продукт

Нет планирования, Нет маркетинговых исследований

Краткосрочное планирование без маркетинговых исследований

Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, несистематические маркетинговые исследования

Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования

Персонал

Личные отношения «босс-сотрудник» по принципу «большая семья», высокая степень мотивации и вовлеченности, нет профсоюзов, нет Совета трудового коллектива (СТК)

Личные отношения «Наниматель-коллектив сотрудников», некоторая степень вовлеченности, небольшое влияние профсоюзов, нет СТК

Отношения сотрудничества, организационная «среда», некоторая степень мотивации, усиление влияния профсоюзов, СТК

Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлеченности (только у топ-менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные профсоюзы, СТК

Финансы

Семья, банк

Семья, банк

Семья, банк, акции

Банк, акции


Основная проблема теорий, описывающих «мир малого бизнеса», заключается в неконгруэнтности базовых экономических категорий (таких, как зарплата, товарная цена, и, соответственно, рентабельность), составляющих основу экономического анализа, для крупных корпораций и малых фирм. Ключевой особенностью малого бизнеса, функционирующего в официальном секторе, является высокая степень его экономической неформальности, проявляющаяся в специфическом характере присущих ему экономических категорий, указанных выше, частично отражающих качественную природу семейного товарного хозяйства, а частично – количественную природу корпоративных форм капиталистического типа. Наиболее ярко эти особенности проявляются в малом семейном бизнесе.

Законодательство Республики Казахстан предлагает классификацию предприятий по формам собственности. Выделяются несколько организационно-правовых форм предприятий.

Хозяйственным товариществом признается коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит товариществу на праве собственности. Хозяйственное товарищество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью.

Участниками полного товарищества и полными товарищами в коммандитном товариществе могут быть только граждане. Учредительными документами хозяйственного товарищества являются учредительный договор и устав. Учредительным документом хозяйственного товарищества, которое учреждено одним лицом (одним участником), является устав, который подлежит нотариальному удостоверению.

Хозяйственные товарищества не вправе выпускать акции.

Вкладом в уставный капитал хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, включая права на результаты интеллектуальной деятельности, и иное имущество. Высшим органом хозяйственного товарищества является общее собрание (собрание представителей) его участников. Хозяйственные товарищества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества другого вида либо акционерные общества или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в случаях и в порядке, установленных законодательными актами. При преобразовании полного или коммандитного товарищества в акционерное общество, товарищество с ограниченной или дополнительной ответственностью каждый полный товарищ, ставший участником акционерного общества, товарищества с ограниченной или дополнительной ответственностью, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к акционерному обществу, товариществу с ограниченной или дополнительной ответственностью от полного или коммандитного товарищества. Отчуждение бывшим полным товарищем принадлежащих ему акций (долей) не освобождает его от такой ответственности.

Полным признается товарищество, участники которого при недостаточности имущества полного товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Гражданин может быть участником только одного полного товарищества. Высшим органом полного товарищества является общее собрание участников. Полное товарищество ликвидируется в случае, когда в товариществе остается единственный участник, если он в течение шести месяцев не преобразует товарищество или не примет новых участников.

Товарищество с ограниченной ответственностью может быть добровольно реорганизовано или ликвидировано по решению его участников. Товарищество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в иное хозяйственное товарищество, акционерное общество или производственный кооператив. Товариществом с дополнительной ответственностью признается товарищество, участники которого отвечают по его обязательствам своими вкладами в уставный капитал, а при недостаточности этих сумм - дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным ими вкладам.[23 c.123]

При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам товарищества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса членов кооператива.

Развитие малого и среднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес — это скелет, ось современной экономики, то все многообразие среднего и мелкого предпринимательства — мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. [25 c.112]

Выделим основные функции предпринимательства и бизнеса:

1. Инициативное управление факторами производства. Выполняя роль "свечи зажигания", предприниматель является движущей силой рынка. Он эффективно организует не только "свое" дело, он дает импульс активизации тем, кто владеет ресурсами, предпринимательство расширяет налогооблагаемую базу.

2. Новаторство и инновации. Принимает  неординарные, не рутинные решения, поднимая планку в управлении  свои хозяйством. Благодаря предпринимательству  в рыночной экономике появляются  новые продукты и услуги.

3. Риск. При этом каждый предприниматель, фирма рискует не только своим капиталом, но и финансовым состоянием своих партнеров. При масштабном риске может нанести социально-экономический ущерб всей стране. Допустим, компания, выпускающая энергетическое оборудование произвело электропровода и реализовало их в регионы без учета термостойкости. При высоком морозе провода стали лопаться. Последствия очевидны.

4. Ответственность. Моральную, юридическую  ответственность за результаты  своей деятельности несет фирма. Фирма, не выполняющая своих обязательств, может быть признана банкротом.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь — для беднейших слоев) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

 

1.3 Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка

 

Вышеизложенное дает право говорить о противоречии в развитии малого предпринимательства в Казахстане: с одной стороны малые предприятия способны производить свыше половины ВВП, эффективность малого предпринимательства в среднем по стране более чем в два раза выше, чем у прочих предприятий (малые предприятия произвели в 2003 году 12 % ВВП и 20 % национального дохода); с другой стороны в процессе своей деятельности малые предприятия сталкиваются с целым рядом проблем и главная из них острый дефицит инвестиционных ресурсов, нехватка средств на расширение рынков сбыта, ассортимента, повышения качества продукции.

Вместе с тем плачевное состояние крупных промышленных предприятий, которых в основном и кредитуют банки, влияет на качество кредитных портфелей (точнее на некачественность), в силу чего возникают массовые проблемы с ликвидностью в банковском секторе. На настоящий момент у 1000 банков из 2545 отозваны лицензии, а в прессе который год говорится о грядущей волне банкротств. Таким образом, перед банками остро встает проблема диверсификации своих кредитных портфелей.

И, наконец, не стоит забывать о самом главном: основная цель деятельности кредитной организации – извлечение прибыли. В условиях снижающейся доходности традиционных спекулятивных инструментов финансового рынка банки вынуждены искать новые сферы приложения своих ресурсов. Учитывая высокую эффективность проектов малого предпринимательства, банки вправе рассчитывать на высокую доходность кредитования таких проектов, мотивируя более высокие ставки кредитования высокой удельной трудоемкостью работ по кредитованию небольших проектов.

Все это заставляет руководство прогрессивных банков пересматривать кредитную политику, смещая акцент в сторону малых и средних предприятий.

Приведенные ниже диаграммы (рисунок 1 и 2.) иллюстрируют разницу в структурах кредитных портфелей среднего казахстанского банка (Каспийский) и типичного американского банка Mid Am Bank с активами приблизительно в 2,2 млрд. долларов.

 




Рисунок 1 - Кредитный портфель Каспийского Банка за 2010г.

Как мы видим, основу кредитной деятельности Mid-Am Bank образуют ссуды малым предприятиям, составляющие более половины портфеля. Банк также обслуживает несколько крупных предприятий, основная часть которых начала сотрудничать с банком как малые предприятия. Кредитный же портфель Банка Каспийский состоит в основном из крупных кредитов, и только 1,1 % его составляют ссуды малым предприятиям.

Решению проблемы дефицита кредитных ресурсов для кредитования проектов малого предпринимательства казахстанским банкам частично помогают решить различные международные финансовые организации. Так по Костанайской области с ЕБРР сотрудничает “АТФ-банк”, с Инвестиционным фондом США-Казахстан (TUSRIF) - банки “Центр-кредит” и “Казкоммерц Банк”.

 




 

Рисунок 2- Mid-Am Bank: Кредитный портфель 2010 года

 

Однако наличие ресурсов для кредитования еще не означает, что проекты “потекут рекой”. Банки сегодня сталкиваются с ситуацией, когда агрессивная рекламная компания по привлечению проектов для кредитования на выгодных для заемщика условиях (сравнительно невысокие ставки процентов по кредитам, продолжительность срока кредитования, удобные схемы платежей по кредиту) не находит адекватного отклика у руководителей малых предприятий. В принципе, подобная реакция легко объясняется: у казахстанского бизнесмена не сформировался еще стратегия “ведения бизнеса в кредит”, как это принято в развитых странах. Что не удивительно: еще вчера, в период разгула инфляции и “дикой” экономики банки просто не хотели замечать малый бизнес. Сегодня эта недальновидность “аукнулась” банкам.

Таким образом, для нормальной работы с малым предпринимательством одной только возможности предоставить кредит оказалось не достаточно, необходима целая система по привлечению эффективных проектов. Сегодня многие банки вынуждены создавать ее с нуля, но есть и такие, которые начали заниматься созданием такой системы достаточно давно и уже разработали ряд технологий по поддержке инвестиционных проектов малого предпринимательства и сформировали определенный авторитет в этой сфере.

В связи с этим примечателен опыт работы банка “Центр-кредит”.

В качестве приоритетов своей инвестиционной политики Банк определил работу со средними и малыми предприятиями.

В 2004 году банком “Центр-кредит” при участии администрации Костанайской области была разработана “Программа поддержки малых предприятий”, которая в качестве пилотного проекта вошла в “Региональную программу государственной поддержки малого предпринимательства Костанайской области на 2004-2010 год”. Целью программы является содействие развитию малых и средних предприятий Костанайской области на базе передовых банковских технологий и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, созданной банком “Центр-кредит”.

Информация о работе Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в коммерческих банках г. Костанай