Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:49, диссертация
Цель данной магистерской работы — выявить основные проблемы развития и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане, показать пути их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить методологические основы формирования, развития и кредитования малого и среднего бизнеса.
Проанализировать современное состояние и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Рассмотреть зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий и тенденции развития субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Обосновать необходимость совершенствования экономического механизма, форм поддержки, в том числе и кредитования, и методов регулирования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Раскрыть пути совершенствования механизма развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.
Введение 6
1 Методологические основы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса 11
1.1 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства 11
1.2 Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 20
1.3 Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка 28
2. Оценка современного состояния кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.1 Анализ современного состояния и кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.2 Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Костанайской области 48
2.3 Характеристика возможностей кредитования коммерческими банками Республики Казахстан на примере организационно-экономической деятельности МП «Плюсинвест» 58
2.4 Зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий 87
3. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 97
3.1 Формирование государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства 97
3.2 Развитие финансово-кредитной инфраструктуры государства для поддержки малого и среднего предпринимательства 108
3.3 Пути решения основных проблем при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 115
Заключение 137
Список использованных источников 140
Рисунок 4 - Анализ показателей развития малого бизнеса в Республике Казахстан
Из таблицы 6 и рисунка 4 видно, что количество предприятий малого бизнеса растёт из месяца в месяц, причём рост поступательный, не имеющий каких либо скачков и спадов, это обстоятельство характеризует предпринимательство в стране как стабильно развивающееся. Кроме того, из графика на рисунке 4 видно, что количество активных единиц в среднем составляет треть от количества зарегистрированных. Необходимо также отметить, что количество «ложных» (неработающих) предприятий малого бизнеса превышает количество активных. Данный факт свидетельствует о проблемах, в связи с которыми данные предприятия не работают. Проведенный анализ сектора малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 1997 года, к ним можно отнести следующее.
- Отсутствие четко выраженных
практических мер по
- Противоречивость
- Проблемы доступа к финансовым источникам (отсутствие стартового капитала, эффективного залогового и страхового механизма).
- Отсутствие эффективного
- Отсутствие у начинающих предпринимателей знаний и навыков работы в рыночных условиях, их правовая неосведомленность.
- Бюрократизм, коррупция, вымогательство.
- Слабость и фрагментарность
инфраструктуры поддержки
- Жесткая налоговая и
- Повышенная чувствительность малого предпринимательства к экономическим изменениям.
- Низкий уровень специализации
малого предпринимательства, недостаточный
уровень необходимого
Если рассматривать отраслевую структуру малого предпринимательства, то с начала 90-х годов она практически не менялась. Основная часть предпринимателей занимается торгово-посредническими услугами, промышленные предприятия занимают не более 13%. Вызывает также тревогу то обстоятельство, что в последние 5-6 лет количество действующих субъектов малого предпринимательства практически не возрастает, за исключением индивидуальных предпринимателей. Не происходит существенного расширения класса предпринимателей - большинство новых фирм создается "старым" кругом собственников.
Доля малого бизнеса в ВВП за последние годы остается на уровне 16-17%.
Увеличению масштабов и размеров чистого дохода частных производственных предприятий препятствуют высокие транзакционные издержки, уровень которых определяется факторами, не зависящими от самих предприятий. В их числе: трудности сбора рыночной информации о ценах спроса и предложения, протекционистские меры местных властей, защищающих интересы производителей на своих территориях, медленное осуществление банковских операций, противоречивость правовой базы, регламентирующей порядок проведения тех или иных хозяйственных операций и др. Агентство Республики Казахстан по статистике начиная с июля 1998 года проводит регулярные конъюнктурные обследования деловой активности организаций в различных секторах экономики. Целью обследования является оперативное получение качественной информации о состоянии и динамике показателей деловой активности организаций в различных секторах экономики. Программа обследований осуществляется в соответствии с международными стандартами по изучению уровня и тенденций предпринимательской активности. В процессе обследований осуществляется анкетный опрос руководителей организаций о сложившемся в анализируемом периоде (месяц, квартал и т.д.) состоянии и изменениях экономической деятельности возглавляемых ими структур, а также об их ожиданиях на краткосрочную перспективу.
Результаты обследования свидетельствуют о том, что в 2010 г. в отношении конъюнктуры в сельском хозяйстве произошли значительные изменения. В частности:
В 2010г., по оценкам руководителей, экономическое состояние большинства обследованных сельскохозяйственных формирований остается удовлетворительным.
В частности, более 79% респондентов оценили экономическое состояние своего хозяйства в целом как "удовлетворительное", 11% - как "неудовлетворительное" и 3% - как "на грани банкротства" (в IV квартале 2009г. об этом сообщали соответственно 80%, 12% и 3%).
Следует отметить, что руководители сельскохозяйственных формирований растениеводческого направления более оптимистичны в своих оценках экономического состояния, чем руководители формирований животноводческого направления.
По вопросу об изменении объемов производства скота и птицы в живой массе в I квартале 2010г. по сравнению с IV кварталом 2009г. 20% руководителей опрошенных формирований отметили увеличение и 17% - снижение этих объемов (в IV квартале 2009г. об этом сообщали соответственно 26% и 16%). В то же время 37% респондентов сообщили об увеличении объемов производства молока и 15% - об их снижении (в IV квартале 2009г. об этом сообщали соответственно 22% и 31%). Баланс изменения оценок объемов производства скота и птицы в живой массе в текущем квартале уменьшился по сравнению с предыдущим с (+10)% до (+3)%, баланс изменения оценок объемов производства молока увеличился с (-9)% до (+22)%.
Уменьшение объемов производства скота и птицы в живой массе и увеличение объемов производства молока в I квартале 2010г. по сравнению с предыдущим отметили руководители всех опрошенных сельскохозяйственных формирований.
Все обследуемые формирования ведут активную предпринимательскую деятельность. В 2010г. большинство предприятий поддерживали прямые связи с перерабатывающими предприятиями (об этом сообщили 22% респондентов), в том числе на давальческих условиях (11%), с предприятиями розничной торговли (11%) и с предприятиями агросервиса (7%).
Рисунок 5 - Факторы, ограничивающие производственную деятельность и предпринимательскую активность в сельском хозяйстве
В то же время 36% опрошенных предприятий имеют гарантированный выход на местные оптовые продовольственные рынки, 8% - собственные магазины, ларьки и палатки. При этом, они имеют возможность выбора поставщиков материально-технических ресурсов и услуг (об этом сообщили 21% респондентов) и заключили договор с иностранными фирмами и партнерами на сбыт сельскохозяйственной и другой продукции (2%).
Большинство респондентов (64%) отметили неизменность в I квартале 2010г. по сравнению с IV кварталом 2009г. собственных финансовых ресурсов, 7% - увеличение и 11% - уменьшение этих ресурсов (в IV квартале 2009г. об этом сообщали соответственно 61%, 15% и 7%).
По данным обследования, в 2010г. 14% опрошенных формирований пользовались финансовыми ресурсами, полученными из бюджета, 25% - кредитами и займами.
О неизменности прибыли (без дотаций и компенсаций) в 2010г. по сравнению с предыдущим сообщил каждый второй руководитель (55%) обследованных формирований, об увеличении - 7% и об её уменьшении - 14% (в IV квартале 2009г. об этом сообщали соответственно 51%, 16% и 11%).
Как показали результаты обследования, в 2010г. пятая часть обследованных сельскохозяйственных формирований использовали дотации и компенсации из бюджета, у 90% они не изменились, у 5% - увеличились и у 6% - уменьшились.
В 2010г. доминирующее положение среди факторов, ограничивающих деятельность опрошенных сельскохозяйственных формирований, продолжает занимать фактор "недостаток финансовых средств" (рисунок 3).
Деятельность 41% предприятий ограничивали "низкие закупочные цены". На деятельность 18% предприятий, по оценкам их руководителей, не оказывают воздействия никакие ограничивающие факторы.
Результаты конъюнктурного обследования свидетельствуют о снижении деловой активности в отрасли строительства, что обусловлено фактором сезонности. Снижение деловой активности негативно сказалось и на изменениях показателей финансово-хозяйственной деятельности. Так, в I квартале 2010г. по сравнению с предыдущим кварталом:
Рисунок 6 - Факторы, ограничивающие строительную деятельность 2010 г. (в % к общему числу ответов)
В 2010г., по оценкам большинства респондентов, спрос на услуги строительных организаций снизились доходы и обеспеченность собственными финансовыми ресурсами; снизилась стоимость строительно-монтажных работ.
Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловую активность обследованных строительных организаций, увеличился по сравнению с IV кварталом 2009г. с (-10)% до (+3)%.
В структуре выполняемых работ в строительном секторе около 70% от общего числа приходится на организации, осуществляющие преимущественно жилищное строительство. Сокращение портфеля заказов и физического объема работ строительных организаций привели в начале I квартале 2010г. к сокращению численности занятых. В 2010г. баланс изменения оценок численности занятых составил (-12)%, в предыдущем квартале - (-10)%.
Среди факторов негативно влияющих на деловую активность строительных организаций, ведущие позиции сохранили в 2010г. "высокая стоимость материалов, конструкций, изделий", "недостаток заказов на работы" и "высокий уровень налогов" (рисунок 6).
Результаты обследования свидетельствуют о том, что в I квартале 2010г. отмечалось ухудшение конъюнктуры на транспорте. В частности:
В 2010г. наблюдалось снижение деловой активности опрошенных предприятий транспорта по сравнению с предыдущим кварталом.
Рисунок 7 - Факторы, ограничивающие рост объёмов транспортных услуг в 2010 г.
В частности, в I квартале 2010г. по сравнению со IV кварталом 2009г. о неизменности деловой активности на своих предприятиях сообщили 71% руководителей, о росте - 12% и о спаде - 16% (в IV квартале 2009г. об этом сообщали соответственно 64%, 18% и 13%).
Большинство руководителей предприятий негосударственной формы собственности отметили снижение деловой активности по сравнению с предыдущим кварталом. Так, баланс изменения оценок деловой активности на этих предприятиях снизился с (+5)% до (-4)%.
В I квартале 2010г. более 24% руководителей опрошенных транспортных предприятий отметили высокий уровень конкуренции со стороны предприятий данного вида транспорта по сравнению с предыдущим кварталом, 43% - умеренный уровень, 5% - слабый, 6% -отсутствие конкуренции и 1 7% - затруднились оценить (в IV квартале 2009г. об этом сообщали соответственно 25%, 42%, 4%, 6% и 17%).
В то же время 10% респондентов оценили уровень конкуренции со стороны предприятий других видов транспорта как "высокий", 20% - как "умеренный", 6% - как "слабый", 12% - как "никакой" и 22% затруднились дать оценку (в IV квартале 2009г. давали оценку уровню конкуренции соответственно 12%, 18%, 5%, 9% и 25% респондентов).
Фактор "проникновение на рынки других предприятий" (53% от общего числа ответивших) оставался доминирующим в усилении конкуренции услуг предприятий и в 2010г. Для 15% -"сокращение внутреннего платежеспособного спроса", для 8% - возможность конкурентов свободно рекламировать свои услуги".
Среди факторов, ограничивающих деловую активность автотранспортных предприятий, самыми значимыми, по оценкам предпринимателей, в 2010г. оставались "рыночная конкуренция со стороны предприятий данного вида транспорта", "недостаток собственных финансовых средств" и "изношенность материально-технической базы" (рисунок 8).
Рисунок 8 - Факторы, усиливающие конкуренцию на рынке услуг в 1 квартале 2010 г.
Результаты обследования свидетельствуют о том, что в 2010г. существенных изменений в отношении деловой активности обследованных предприятий связи не произошло. В частности по сравнению с предыдущим кварталом:
В числе факторов, препятствующих конкуренции услуг на рынках сбыта предприятия связи в 2010г., отмечены наличие национального оператора монополиста на рынке (об этом сообщили 47% респондентов), трудности с получением лицензии на отдельные виды деятельности (17%).
Неизменность уровня спроса не повлияло на рост объемов реализации услуг. Баланс изменения оценок объема реализации составил в конце I квартала 2010г. (+18)% (в конце IV квартала 2009г. -(+23)%). На предприятиях национальной почты, курьерской деятельности и электросвязи также отмечено снижение баланса изменения оценок объема реализации.
Более трети руководителей опрошенных предприятий (34%) отметили в I квартале 2010г. высокий уровень конкуренции со стороны казахстанских предприятий, 42% - умеренный уровень, 5% - слабый уровень, 3% - никакой уровень и 10% - затруднились оценить. В то же время 7% и 8% респондентов сообщили о высоком уровне конкуренции соответственно со стороны предприятий ближнего и дальнего зарубежья, 13% и 8% - умеренном уровне, 6% и 3% -слабом, 18% и 21% - никаком, 25% и 27% соответственно затруднились оценить уровень конкуренции.
Доминирующим фактором, который оказывал влияние на усиление конкуренции услуг на рынке сбыта в I квартале 2010г. как и в предыдущем квартале, по оценке руководителей, оставалось "проникновение на рынки сбыта новых предприятий" (рисунок 5).