Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:49, диссертация
Цель данной магистерской работы — выявить основные проблемы развития и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане, показать пути их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить методологические основы формирования, развития и кредитования малого и среднего бизнеса.
Проанализировать современное состояние и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Рассмотреть зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий и тенденции развития субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Обосновать необходимость совершенствования экономического механизма, форм поддержки, в том числе и кредитования, и методов регулирования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Раскрыть пути совершенствования механизма развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.
Введение 6
1 Методологические основы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса 11
1.1 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства 11
1.2 Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 20
1.3 Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка 28
2. Оценка современного состояния кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.1 Анализ современного состояния и кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.2 Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Костанайской области 48
2.3 Характеристика возможностей кредитования коммерческими банками Республики Казахстан на примере организационно-экономической деятельности МП «Плюсинвест» 58
2.4 Зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий 87
3. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 97
3.1 Формирование государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства 97
3.2 Развитие финансово-кредитной инфраструктуры государства для поддержки малого и среднего предпринимательства 108
3.3 Пути решения основных проблем при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 115
Заключение 137
Список использованных источников 140
Методика расчета.
Показатели структуры капитала характеризует степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в предприятие. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженности. Коэффициент автономии предприятия ( R A ) - характеризует финансовую независимость предприятия и определяется как отношением источников собственных средств к общей сумме средств, вложенных в имущество предприятия.
Коэффициент соотношения
Коэффициент маневренности ( R М)
собственных средств - характеризует
отношение наличия собственных
оборотных средств к сумме
источников собственных
Коэффициент обеспеченности
предприятия собственными
Коэффициент реальных активов в имуществе предприятия R РА определяется как отношение остаточной стоимости основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, незавершенного производства и остаточной стоимости МБП ко всей стоимости имущества предприятия. Для промышленного предприятия R РА д. быть не менее 0,5.
Таблица 24 - Динамика основных показателей устойчивости предприятия
Показатели |
Условное обозначение |
Рекомендуе-мое значение коэффициен-тов |
на начало года |
на конец года |
Измене- ния за год |
Коэффициент автономии |
R A |
R A |
0,83 |
0,73 |
-0,10 |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств |
R ЗС |
R ЗС < 1 |
0,20 |
0,37 |
0,17 |
Коэффициент маневренности |
R М |
R М |
0,061 |
0,059 |
-0,002 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средств |
R ОС |
R ОС |
0,23 |
0,14 |
-0,09 |
Коэффициент реальных активов в имуществе предприятия |
R РА |
R РА > 0,5 |
0,93 |
0,99 |
0,06 |
Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия свидетельствует о том, что на начало года финансовое положение предприятия было более устойчивым, чем на конец. На 1 тенге вложенных средств в имущество предприятия на конец отчетного периода приходится – 73 коп., а на начало приходится 83 коп., т.е. снизилась на 10 коп.
Усилилась зависимость предприятия от привлечения заемных средств, а, следовательно, снизилась тенденция финансовой устойчивости. На конец отчетного года предприятие привлекло заемных средств на 1 тенге собственных средств, вложенных в имущество предприятия 37 тиин, а на начало 20 тиин, т.е. на 17 тиин больше.
Степень мобильности (гибкости) снизилась с 6 тиин до 5,9 тиин, т.е. на 0,1 тиин. Меньше. Степень мобильности остается значительно ниже оптимальной величины. Коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами к концу года снизилась с 23 до 14 тиин, т.е. на 9 тиин ниже. Данный коэффициент за отчетный период стал намного ниже рекомендуемой величины.
Степень производственного потенциала высокая, к концу года возросла с 93 до 99 тиин, т.е. на 6 тиин больше.
Анализ рентабельности
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1. Рентабельность продукции:
Рентабельность продукции – показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
Расчёт данных показателей по Плюсинвест представлен в таблице:
Таблица 25 - Показатели рентабельности продукции Плюсинвест за 2010 г.
Показатели |
Расчет |
2009 |
2010 |
Отклонения + /- |
2009 от 2010 | ||||
1.Выручка от реализации |
стр.010 |
39396 |
60105 |
20709 |
2.Прибыль от реализации. |
стр.050 |
1327 |
-644 |
-1971 |
3.Балансовая прибыль. |
стр.140 |
2188 |
2777 |
589 |
4.Чистая прибыль. |
с.140-150 |
1491 |
2207 |
716 |
Расчетные показатели (%) | ||||
1.Рентабельность всей |
стр.050 стр.010 |
3,4 |
-1,1 |
-4,5 |
2.Общая рентабельность. |
стр.140 стр.010 |
5,6 |
4,6 |
-1,0 |
3.Рентабельность продаж по |
с.140-150 стр.010 |
3,8 |
3,7 |
-0,1 |
На основе расчётов можно сделать следующие выводы.
Показатель общей рентабельности за отчетный период снизился с 5,6 в 2009 до 4,6 в 2010 году, то есть уменьшился в 0,8 раз.
Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также снизился с 2010 году с 3,8 на начало года до 3,7 на конец отчетного периода. Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько снизился. Таким образом, в 2010 году на 1 тенге реализованной продукции предприятие имело лишь 3,7 копеек чистой прибыли, по сравнению с началом периода (3,8 копеек).
Рентабельность всей реализованной продукции снизилась за отчетный период на 4,5% и составила к концу 2010 года 1,1%. Это значит, что в конце отчетного периода каждый тенге реализации стал приносить на 1,1 копейку меньше прибыли от реализации. Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции снизились. В 2010 г. вследствие снижения спроса на продукцию из-за неплатежеспособности большинства потребителей, рентабельность продукции существенно снизились.
2. Рентабельность вложений предприятия:
Рентабельность вложений предприятия- это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:
Необходимая информация для расчёта представлена в таблице .
Таблица 26 - Показатели для расчёта рентабельности. (тыс.тенге)
Показатели |
Код стр. |
2008 |
2009 |
2010 |
<td valign="top" class="gen90c9e" |