Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в коммерческих банках г. Костанай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:49, диссертация

Краткое описание

Цель данной магистерской работы — выявить основные проблемы развития и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане, показать пути их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 Изучить методологические основы формирования, развития и кредитования малого и среднего бизнеса.
 Проанализировать современное состояние и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
 Рассмотреть зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий и тенденции развития субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
 Обосновать необходимость совершенствования экономического механизма, форм поддержки, в том числе и кредитования, и методов регулирования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
 Раскрыть пути совершенствования механизма развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 6
1 Методологические основы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса 11
1.1 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства 11
1.2 Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 20
1.3 Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка 28
2. Оценка современного состояния кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.1 Анализ современного состояния и кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.2 Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Костанайской области 48
2.3 Характеристика возможностей кредитования коммерческими банками Республики Казахстан на примере организационно-экономической деятельности МП «Плюсинвест» 58
2.4 Зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий 87
3. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 97
3.1 Формирование государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства 97
3.2 Развитие финансово-кредитной инфраструктуры государства для поддержки малого и среднего предпринимательства 108
3.3 Пути решения основных проблем при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 115
Заключение 137
Список использованных источников 140

Вложенные файлы: 1 файл

Moya_dissertatsia.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)

Методика расчета.

Показатели структуры капитала характеризует степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в предприятие. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженности. Коэффициент автономии предприятия ( R A ) - характеризует финансовую независимость предприятия и определяется как отношением источников собственных средств к общей сумме средств, вложенных в имущество предприятия.

 Коэффициент соотношения заемных  и собственных средств R ЗС определяется как отношение суммы обязательств предприятия по привлеченным заемным средствам к собственным средствам предприятия. Он показывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 тенге собственных средств, вложенных в имущество предприятия.

 Коэффициент маневренности ( R М) собственных средств - характеризует  отношение наличия собственных  оборотных средств к сумме  источников собственных средств. Прирост R М улучшает финансовую устойчивость предприятия.

 Коэффициент обеспеченности  предприятия собственными оборотными  средствами ( R ОС ) определяется как  отношение наличия собственных  оборотных средств к сумме  оборотных средств.

Коэффициент реальных активов в имуществе предприятия R РА определяется как отношение остаточной стоимости основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, незавершенного производства и остаточной стоимости МБП ко всей стоимости имущества предприятия. Для промышленного предприятия R РА д. быть не менее 0,5.

 

Таблица 24 - Динамика основных показателей устойчивости предприятия

 

Показатели

Условное обозначение

Рекомендуе-мое значение

коэффициен-тов

на

начало года

на

конец года

Измене-

ния за год

Коэффициент автономии

R A

R A

0,5

0,83

0,73

-0,10

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

R ЗС

R ЗС < 1

0,20

0,37

0,17

Коэффициент маневренности

R М

R М

0,5

0,061

0,059

-0,002

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средств

R ОС

R ОС

0,3

0,23

0,14

-0,09

Коэффициент реальных активов в имуществе предприятия

R РА

R РА > 0,5

0,93

0,99

0,06


Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия свидетельствует о том, что на начало года финансовое положение предприятия было более устойчивым, чем на конец. На 1 тенге вложенных средств в имущество предприятия на конец отчетного периода приходится – 73 коп., а на начало приходится 83 коп., т.е. снизилась на 10 коп.

Усилилась зависимость предприятия от привлечения заемных средств, а, следовательно, снизилась тенденция финансовой устойчивости. На конец отчетного года предприятие привлекло заемных средств на 1 тенге собственных средств, вложенных в имущество предприятия 37 тиин, а на начало 20 тиин, т.е. на 17 тиин больше.

Степень мобильности (гибкости) снизилась с 6 тиин до 5,9 тиин, т.е. на 0,1 тиин. Меньше. Степень мобильности остается значительно ниже оптимальной величины. Коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами к концу года снизилась с 23 до 14 тиин, т.е. на 9 тиин ниже. Данный коэффициент за отчетный период стал намного ниже рекомендуемой величины.

Степень производственного потенциала высокая, к концу года возросла с 93 до 99 тиин, т.е. на 6 тиин больше.

Анализ рентабельности

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  1. Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);
  2. Рентабельность производственных фондов;
  3. Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).

1. Рентабельность продукции:

Рентабельность продукции – показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

  1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации ( без НДС);
  2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
  3. Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
  4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.

Расчёт данных показателей по Плюсинвест представлен в таблице:

 

Таблица 25 - Показатели рентабельности продукции Плюсинвест за 2010 г.

 

 

Показатели

 

Расчет

 

2009

 

2010

Отклонения + /-

2009 от 2010

1.Выручка от реализации товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и  аналогичных обязательных платежей).

 

стр.010

 

39396

 

60105

 

20709

2.Прибыль от реализации.

стр.050

1327

-644

-1971

3.Балансовая прибыль.

стр.140

2188

2777

589

4.Чистая прибыль.

с.140-150

1491

2207

716

Расчетные показатели (%)

1.Рентабельность всей реализованной продукции.

стр.050 стр.010

3,4

-1,1

-4,5

2.Общая рентабельность.

стр.140 стр.010

5,6

4,6

-1,0

3.Рентабельность продаж по чистой  прибыли.

с.140-150 стр.010

3,8

3,7

-0,1


 

 

На основе расчётов можно сделать следующие выводы.

Показатель общей рентабельности за отчетный период снизился с 5,6 в 2009 до 4,6 в 2010 году, то есть уменьшился в 0,8 раз.

Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также снизился с 2010 году с 3,8 на начало года до 3,7 на конец отчетного периода. Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько снизился. Таким образом, в 2010 году на 1 тенге реализованной продукции предприятие имело лишь 3,7 копеек чистой прибыли, по сравнению с началом периода (3,8 копеек).

Рентабельность всей реализованной продукции снизилась за отчетный период на 4,5% и составила к концу 2010 года 1,1%. Это значит, что в конце отчетного периода каждый тенге реализации стал приносить на 1,1 копейку меньше прибыли от реализации. Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции снизились. В 2010 г. вследствие снижения спроса на продукцию из-за неплатежеспособности большинства потребителей, рентабельность продукции существенно снизились.

2. Рентабельность вложений  предприятия:

Рентабельность вложений предприятия- это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:

  1. Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1тенге имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.
  2. Рентабельность вложений по чистой прибыли;
  3. Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.
  4. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.
  5. Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

Необходимая информация для расчёта представлена в таблице .

 

Таблица 26 - Показатели для расчёта рентабельности. (тыс.тенге)

 

Показатели

Код стр.

2008

2009

2010

<td valign="top" class="gen90c9e"


Информация о работе Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в коммерческих банках г. Костанай