Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 13:13, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических основ международного кредита и выявление современных проблем его развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• выяснить сущность международного кредита;
• определить роль международного кредита в экономике страны;
• рассмотреть существующие классификации международного кредита;
• изучить положение России в системе международного кредитования;
• проанализировать внешнюю задолженность России и дать общую оценку;
• выявить проблемы международного кредита в России.
Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание международного кредита 5
1.1. Сущность и роль международного кредита 5
1.2. Классификация международного кредита 9
1.3. Международные финансовые организации как субъект международного кредита 17
Глава 2. Международный кредит в России 21
2.1. Россия как субъект международного кредита 21
2.2. Анализ динамики внешней задолженности России по международным кредитам 25
2.3. Проблемы международного кредита на примере России 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Лизинг - одна из форм международного кредита, так как лизингополучатель получает на определенный срок от иностранного лизингодателя заказанные материальные ценности с отсрочкой платежей за аренду и в свою собственность в случае их покупки по остаточной стоимости по истечении договора.
Арендные платежи производятся ежемесячно, ежеквартально либо по полугодиям. Ставки арендной платы устанавливаются исходя из характера и стоимости сдаваемого внаем оборудования, срока контракта на таком уровне, что арендная плата превышает цену, по которой его можно купить на рынке.
Международный лизинг - это одна из форм привлечения иностранных инвестиций в товарной форме, укрепляет производственный сектор экономики, создавая условия для развития важных отраслей. Кроме того, лизинг как альтернативная форма кредитования усиливает конкуренцию между банками и лизинговыми компаниями, оказывает понижающее влияние на ссудный процент, что, в свою очередь, стимулирует приток капиталов в производственную сферу.
Важнейшие преимущества лизинга состоят в обширном пакете услуг, предоставляемых в рамках этой формы кредитования.
Международный факторинг - кредитование экспорта в форме покупки факторинговой компанией (иногда банком) неоплаченных платежных требований экспортера к импортеру и их инкассация.
Авансируя экспортеру средства до наступления срока требований, факторинговая компания кредитует его. Величина ссуды колеблется от 70 до 90% суммы счета-фактуры в зависимости от кредитоспособности клиента. Остальные 10-30% после вычета процента за кредит и комиссии за услуги зачисляются на счет клиента. Средства этого счета служат для покрытия не принятых факторинговой компанией коммерческих рисков (недостатки качества товаров, их некомплектность, споры о цене и т. д.). После инкассации платежных требований факторинговая компания закрывает счет и возвращает экспортеру его остаток, включая выплаченные импортером пени за просрочку.
Стоимость факторинговых операций включает комиссию (0,5—2% суммы сделки в зависимости от платежеспособности импортера, качества платежных требований) и процент за кредит в форме авансовой оплаты счетов-фактур.
Процент за факторинговый кредит обычно на 2-4% превышает официальную учетную ставку, обеспечивая высокие прибыли факторинговым компаниям. Несмотря на относительную дороговизну, экспортеры заинтересованы в факторинге, так как они получают следующие преимущества от факторингового обслуживания:
Наличие договора о факторинговом обслуживании повышает кредитоспособность экспортера, облегчая ему получение кредита в банке. Все это создает условия для совершенствования производственной деятельности экспортеров и увеличения их прибылей.
Крупные факторинговые компании объединены в ассоциацию Factors Chain International - Фэкторз Чейн Интернэшнл (Амстердам), которая разработала кодекс взаимных факторинговых обычаев применительно к мировой торговле.
Экспортное форфетирование - это кредит в форме покупки форфетором платежных требований экспортера на иностранного импортера на полный срок без права их регресса (оборота) на прежнего владельца (т.е. экспортера) для возмещения уплаченной суммы.
Форфетирование как форма
Форфетирование как форма
Сфера применения форфетирования развивается: вначале по первоклассным экспортным операциям и при строительстве предприятий «под ключ» за рубежом, затем - по экспорту оборудования, сырья, товаров широкого потребления. Часто экспортное форфетирование практикуется при экспорте в некоторые государства Восточной Европы и развивающиеся страны, для которых характерны политическая и валютно-экономическая нестабильность.
По мере развития форфетирования сформировался рынок «а форфе». На первичном рынке форфеторы кредитуют экспортера, покупая его платежные требования к импортеру в форме векселей. На вторичном рынке осуществляется переучет этих векселей, срок которых еще не истек.
С расширением рынка «а форфе» банки выделили форфетинговые операции в особую сферу своей деятельности, создав форфет-институты. Для проведения крупных сделок создается консорциум. Объединение этих специализированных институтов ведет переговоры, осуществляет расходы, в том числе по поручению членов консорциума, управляет приобретенными долговыми требованиями к импортерам; осуществляет их инкассацию.
Таким образом, форфетирование дает возможность стимулировать экспорт.
Итак, множество классификаций международного кредита помогает понять сущность данной категории и оценить ее сложность.
Важное место в системе
Система международных финансовых институтов (МФИ) начала создаваться с 1929 г., с образованием Банка международных расчетов. В его функции входило регулирование международной кредитной сферы и взаимных расчетов промышленных стран. После Второй мировой войны наметился отход от экономического национализма, выразившийся в создании ряда международных экономических и финансовых организаций. В 1944 г. были созданы основные институты, функционирующие по сегодняшний день — Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Они были призваны заложить основу для регулируемой мировой экономики. Сферы деятельности этих межгосударственных организаций различны. МВФ преследует цели поддержания и международного регулирования сферы международных расчетов, валютных отношений и равновесия платежных балансов. МБРР содействует реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей, предоставления займов на экономическое развитие. Общая сумма предоставленных МВФ средств на сентябрь 2005 г. составляет 73 млрд долл.
Основные средства для предоставления займов МВФ черпает из взносов стран-членов и специально созданных фондов. МБРР же финансирует свои кредитные отношения главным образом из заемных средств, которые он покупает на мировых рынках, а также из нераспределенной прибыли и за счет платежей в погашение предоставленных им займов.
В 1956 г. при МБРР была создана Международная финансовая корпорация (МФК). Основные цели ее — оказание помощи в финансировании частных предприятий, которые могут содействовать развитию путем осуществления капиталовложений без гарантий возмещения со стороны правительств соответствующих стран-членов, сочетание возможности инвестиций местного и внешнего капитала с передовыми методами управления, стимулирование потока частных инвестиций. Общий объем произведенных корпорацией капитальных затрат оценивается более чем в 70 млрд долл. США. Некоторые страны, ставшие примером «экономического чуда», поднялись при содействии МФК, например Южная Корея. Общая стоимость финансирования проектов в различных секторах экономики составила 5467 млн долл. США.
В 1960 г. был создан другой филиал МБРР — Международная ассоциация развития (MAP). Ее цель — предоставление кредитов на более льготных, чем МБРР, условиях. Помощь MAP предоставляет странам, где ВНП на душу населения не превышает 400долл. МБРР и MAP вместе представляют Всемирный банк.
Наконец, в 1988 г. было создано Многостороннее агентство инвестиционных гарантий (МАИГ). Оно помогает развивающимся странам привлекать прямые иностранные инвестиции, обеспечивая инвесторам страховку от коммерческих рисков.
Перечисленные институты составляют группу Всемирного банка и входят в систему организаций ООН. Наряду с международными финансовыми организациями в 70-е и 80-е гг. происходил рост числа банков развития, превратившихся в важный источник финансирования для развивающихся стран. Это, в первую очередь, Европейский инвестиционный банк, Межамериканский банк развития, Центральноамериканский банк для экономической интеграции, Африканский банк развития, Азиатский банк развития. Все они были созданы и функционируют по подобию МБРР.
Последним был создан Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — в 1991 г. Он призван содействовать развитию рыночной экономики в странах Центральной и Восточной Европы, а также в России (см рис.2).
Состав заемщиков данных институтов неодинаков, более того, он менялся по мере развития экономик стран-участниц. МФВ и МБРР с момента своего создания и до начала 60-х гг. предоставляли кредиты европейским странам и Японии для восстановления экономики после Второй мировой войны. С середины 60-х гг. и по сегодняшний день МФИ кредитуют только развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Кроме того, беднейшие страны получают помощь только в рамках участия в MAP.
Специфика предоставления займов МФИ обусловлена их связанностью. Все виды предоставляемых средств имеют определенные цели и условиях их применения. Перед предоставлением займов делается тщательная оценка экономических и законодательных условий в стране-заемщике экспертами МФИ и в дальнейшем осуществляется мониторинг целевого использования финансовых ресурсов [5, стр. 280].
Таким образом, международные финансовые организации, являясь субъектами международного кредита, образуют взаимосвязанную систему со сложной структурой.
Подводя итог, следует еще раз отметить, что исследуемая категория появилась довольно давно и на сегодняшний день практически нет разногласий специалистов в определении, классификации и применении международного кредита.
Как субъект международного кредита постсоветская Россия выступает как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора.
Как заемщик на рынке международных кредитов Россия имеет внешний долг. Вне́шний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам [28].
Как известно, внешний долг СССР предполагалось разделить на все вышедшие из союза государства, каждое из которых должно было нести свою долю ответственности по долговым обязательствам и иметь соответствующую долю во внешних активах бывшего СССР. Однако на деле получилось, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому в соответствии с договором от 4 декабря 1991г. «О правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР», Россия приняла на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся им доли активов (так называемый нулевой вариант). [15] Подобное решение взять на себя все долги СССР дорого стоило России, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров.
Как заемщик в международном кредите Россия прошла долгий и тяжелый путь, который можно разделить на четыре этапа, первый из которых начинается с долгого переговорного процесса между Россией и сообществом кредиторов о реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР. В этом процессе, в свою очередь, можно выделить четыре стадии [17].
Первая стадия, берущий отсчет с 1992 г., включала в себя ведение предварительных переговоров, в ходе которых российскому правительству предоставлялись краткосрочные трехмесячные отсрочки по выплатам внешнего долга. К данному периоду можно отнести и получение первого кредита МВФ.