Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:28, курсовая работа
Цель курсовой работы – проведение анализа внешней среды ОАО «Ростелеком» и определение ее ключевых факторов успеха.
Для достижения выдвинутой цели решались следующие задачи:
1) определение понятия «Внешней среды организации»;
2) определение сущности характеристик и методов анализа внешней среды;
3) рассмотрение методов анализа внешней среды на примере ОАО «Ростелеком»;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….6
1.ПОНЯТИЕ «ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ»…………………………..…9
1.1. Характеристики Внешней среды……………………………………................9
1.1.1. Среда прямого воздействия……………………………………………..11
1.1.2. Среда косвенного воздействия………………………………………….15
1.2. Методы анализа внешней среды………………………………………………18
1.2.1. PEST-анализ………………………………………...…………………….18
1.2.2. SWOT-анализ……………………………………………………………..21
1.2.3. SNW-анализ………………………………………………………………23
2. Анализ внешней среды ОАО «Ростелеком»……………………………………...25
2.1. Краткая характеристика ОАО «Ростелеком».………………………………..25
2.2. PEST-анализ ОАО «Ростелеком»………...…………………………………...27
2.3. SWOT-анализ ОАО «Ростелеком»……………………………………………29
2.4. SNW-анализ ОАО «Ростелеком»……………………………………………..30
2.5. Определение ключевых факторов успеха ОАО «Ростелеком»……………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….36
1.2. Методы анализа внешней среды
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние [21].
Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями [3, с. 183].
Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций – маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций [7, с. 387].
1.2.1. PEST - анализ
PEST-анализ представляет собой анализ внешних факторов, которые оказывают воздействие на предприятие, формирую общие условия его деятельности [5, с. 159].
При этом PEST-анализ в структуре внешней среды выделяет макросреду (правительство, социально – демографическая среда, научно-технический прогресс, экономика, природные факторы) и микросреду (поставщики, покупатели, конкуренты, кредиторы, профсоюзы, акционеры) [15, с. 85].
Следует учитывать, что число
факторов макросреды достаточно велико,
поэтому рекомендуется
Таблица 1 – Матрица PEST - анализа
Политические факторы |
Экономические факторы |
Законодательство РФ Политический курс |
Валютный курс Рост/упадок экономии |
Социальные факторы |
Технологические факторы |
Население страны Демография |
Научный прогресс Стоимость технологий |
В рамках PEST-анализа политические факторы следует изучить в первую очередь, так как центральная власть регулирует механизм обращения денег и другие вопросы, связанные с получением необходимых ресурсов. Анализ экономических факторов позволит понять механизм распределения государством основных экономических ресурсов. Социальные факторы связаны с формированием потребительских предпочтений и возможного спроса. Технологические факторы также весьма важны, так как при быстрых технологических изменениях возникает угроза потери рынка [10, с. 272]. Поэтому современному бизнесу весьма необходима широкая информированность о развитии науки и технологий. PEST-анализ должен охватывать все 4 группы факторов:
PEST-анализ не заключается в простом перечислении факторов по каждой из четырех групп. Необходимо проанализировать влияние этих факторов на предприятие и определить общую ситуацию во внешней среде предприятия. PEST -анализ может содержать различные факторы в зависимости от предприятия, которое анализируется.
Для осуществления PEST-анализа
Основной принцип
PEST-анализа обусловлен
динамическим характером внешней среды.
Каждое изменение отдельного фактора
может оказать определенное влияние на
предприятие. PEST-анализ
1.2.2. SWOT -анализ
SWOT-анализ – это определение
сильных и слабых сторон предприятия,
а также возможностей и угроз, исходящих
из его ближайшего окружения (внешней
среды): сильные стороны
(Strengths) – преимущества организации;
слабости (Weaknesses) – недостатки организации; возможности (Opportunities) – факторы внешней среды, использование
которых создаст преимущества организации
на рынке; угрозы (Threats) – факторы, которые могут потенциально
ухудшить положение организации на рынке[4,
с. 54].
Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия и возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет определить, какие шаги могут быть предприняты для развития предприятия, а также какие проблемы необходимо срочно решить.
Первый шаг SWOT-анализа – оценка собственных сил предприятия. Первый этап позволит определить, каковы сильные стороны и недостатки предприятия [14, с. 521].
Для того чтобы определить сильные
и слабые стороны предприятия, необходимо:
1. Составить перечень параметров,
по которому будет оцениваться предприятие;
2. По каждому параметру определить, что
является сильной стороной предприятия,
а что – слабой;
3. Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу по определению сильных и слабых сторон организации (таблица 2).
Таблица 2 – Определение сильных и слабых сторон организации
Параметры оценки |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1.Организация |
Сильные стороны организации |
Слабые стороны организации |
2. Производство |
Сильные стороны производства |
Слабые стороны производства |
3. Финансы |
Сильные стороны финансов |
Слабые стороны финансов |
4. и так далее |
– |
– |
Второй шаг SWOT-анализа – это оценка рынка. Этот этап позволит оценить ситуацию вне предприятия и понять, какие есть возможности, а также каких угроз следует опасаться.
Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:
1. Составить перечень параметров, по
которому будет оцениваться рыночная
ситуация;
2. По каждому параметру определить,
что является возможностью, а что – угрозой
для предприятия;
3. Из всего перечня выбрать наиболее важные возможности и угрозы и занести их в матрицу по определению возможностей и угроз организации (таблица 3).
Таблица 3 – Определение возможностей и угроз организации
Параметры оценки |
Возможности |
Угрозы |
1. Конкуренция |
Возможности конкуренции |
Угрозы конкуренции |
2. Сбыт |
Возможности сбыта |
Угрозы сбыта |
3. Спрос |
Возможности спроса |
Угрозы спроса |
4. и так далее |
– |
– |
Шаг третий включает в себя сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка.
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:
Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется
матрица SWOT-анализа (таблица 4).
Таблица 4 – Матрица SWOT-анализа
Возможности |
Угрозы | |
Сильные стороны |
поле сильной стороны |
поле сильной стороны угрозы |
Слабые стороны |
поле слабой стороны возможности |
поле слабой стороны угрозы |
Заполнив данную таблицу можно определить: основные направления развития предприятия и основные его проблемы.
1.2.3. SNW - анализ
SNW-анализ – это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW – Strengths (сильная сторона), Neutral (нейтральная сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от SWOT-анализа SNW-анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S» [19, с. 142].
Для составления SNW-анализа необходимо заполнить матрицу данного анализа (таблица 5).
Таблица 5 – Матрица SNW-анализа
Стратегические позиции и |
Качественная оценка | ||
S |
N |
W | |
1. Общая стратегия |
|||
2. Организационная структура |
|||
3. Структура затрат |
|||
4. Способность к лидерству |
|||
5. Уровень маркетинга |
|||
6. Уровень менеджмента |
|||
7. Качество персонала |
|||
8.Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации) |
Таким образом, после проведения SNW-анализа можно сказать сильные или слабые свои стороны предприятие использует для реализации стратегии, по тому какую качественную оценку получило большинство стратегических позиций [16, с. 272-274].
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОАО «РОСТЕЛЕКОМ»
2.1. Краткая характеристика ОАО «Ростелеком»
Компания ОАО «Ростелеком» – один из крупнейших телекоммуникационных провайдеров в России.
ОАО «Ростелеком» владеет
и управляет собственной
Информация о работе Методы анализа внешней среды организации ОАО «Ростелеком»