Организация банковских расчётов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ структуры наличного и безналичного денежного оборота, правовое регулирование денежного оборота в деятельности государства.
Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
1) исследовать эволюцию денежного оборота и определить направления их перспективного развития;
2) провести анализ существующих вариантов наличного и безналичного денежного оборота;
3) выявить особенности и основные проблемы в правовом регулировании денежного оборота в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1 Структура и виды денежного оборота
1.1 Организация наличного денежного оборота
1.2 Организация безналичного денежного оборота
1.2.1 Понятие безналичных расчетов, их роль и значение
1.2.2 Расчеты платежными требованиями
1.2.3 Расчеты платежными поручениями
1.2.4 Расчеты платежными требованиями-поручениями
1.2.5 Расчеты аккредитивами
1.2.6 Расчеты чеками
1.2.7 Расчеты банковскими пластиковыми карточками
1.3 Государственное регулирование банковских расчётов в Республике Беларусь
2 Анализ банковских расчётов
2.1 Анализ основных показателей деятельности ОАО «Белагропромбанк»
2.2 Анализ банковских операций
3 Перспективы развития банковских расчетов в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ м.doc

— 391.50 Кб (Скачать файл)

Движение наличных денег  осуществляется в соответствии с  прогнозом кассовых оборотов центрального банка, которые базируются на прогнозных показателях плана социально-экономического развития страны, бюджета, баланса денежных доходов и расходов населения (последний составляется в территориальное разрезе с тем, чтобы денежные доходы преимущественно реализовывать на месте). Правильная организация налично-денежного оборота имеет первостепенное значение, поскольку он обслуживает связи производственного и личного потребления. При этом наличный оборот постоянно превращается в безналичный и наоборот.

Несмотря на то, что  налично-денежный оборот значительна  меньше безналичного, тем не менее  его правильная организация весьма важна в социально-экономическом плане, поскольку этот оборот обслуживает преимущественно отношения, связанные с сферой личного потребления. Сфера обращения наличных денег весьма быстро реагирует на происходящие изменения в денежных доходах населения, на возможности превращения этих доходов реальные материальные ценности, на распределение денежных доходов между различными социальными группами и слоями населения. Происходящие в сфере налично-денежного обращены процессы имеют первостепенное значение для обеспечения устойчивости денег.

Прогнозирование налично-денежного  обращения является составной частью общей системы экономического прогнозирования. В процессе прогнозирования оборота  наличных денег должно быть обеспечено наилучшее удовлетворение требований законов денежного обращения как необходимого условия поддержания покупательной способности денег и их нормальной циркуляции в экономике с минимальными издержками обращения. Благодаря разграничению единого денежного оборота на безналичный оборот и налично-денежное обращение в сфере последнего функционируют следующие потоки движения наличных денег:

  1. первый поток, по которому деньги из касс банков при выдаче наличных денег на выплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий попадают в сферу обращения;
  2. второй поток, по которому деньги возвращаются в виде выручки торговых организаций от продажи товаров населению, коммунально-бытовых предприятий, от организаций, оказывающих населению различные платные услуги, из сферы денежного обращения в кассы банков.

Эти потоки движения наличных денег являются основными. Они обеспечивают нормальную циркуляцию наличных денег  через кассы банка и бесперебойное  обслуживание хозяйства наличными  деньгами. Кроме того, в сфере  обращения есть еще два потока: это движение наличных денег между группами населения, связанное, главным образом, с рыночной торговлей и, весьма ограниченное по объему, движение наличных денег между предприятиями. С развитием индивидуально-трудовой и частной деятельности движение наличных денег между группами населения возрастает, что может повлиять на скорость оборота денег через кассы банка.

Фактически наличные деньги представляют собой банкноты и монеты, выпущенные центральным  банком и находящиеся в кассах банков, а также обращающиеся вне банковской сферы. Свое движение наличные деньги начинают из касс центрального банка, которому предоставлено монопольное право выпуска денег в обращение. Коммерческие банки получают наличные деньги в центральном банке, компенсируя их номинальную стоимость за счет своих ресурсов путем безналичного перевода средств. Для бесперебойного обеспечения субъектов хозяйствования денежной наличностью в кассах коммерческих банков постоянно должен быть необходимый остаток наличных денег. [3, с. 49-53]

Субъекты хозяйствования за счет имеющихся денежных средств на своих счетах или предоставленного банком кредита получают наличные деньги в кассе обслуживающего банка. Данные денежные суммы предназначены для выплаты работникам заработной платы, осуществления других платежей и поэтому не должны задерживаться в кассах субъектов хозяйствования. В дальнейшем наличные деньги используются для оплаты покупаемых товаров и оказанных услуг, а также для других платежей в пользу государства, предприятий и отдельных лиц. В связи с тем, что расходование части наличных денег может быть отложено, то она становится средством накопления (сбережения) и хранится у населения или помещается в банк.

Общая сумма платежей, осуществляемая наличными деньгами за определенный период времени, характеризует величину налично-денежного оборота, в который включаются выдачи наличных денег из касс банков, поступления денег в кассы банков, оборот наличных денег через почту, выплаты из касс предприятий, организаций и учреждений населению, платежи населения предприятиям, организациям и учреждениям, оборот наличных денег между гражданами.

Основной оборот наличных денег проходит через кассы банков, которые осуществляют кассовое обслуживание экономики. Обращение наличных денег  происходит непрерывно от участников налично-денежного оборота (в кассах банков, субъектов хозяйствования, у населения) постоянно в тех или иных размерах находятся денежные остатки, которые постепенно расходуются, а на смену им поступают новые денежные суммы. Вследствие разграничения единого денежного оборота на безналичный оборот и налично-денежное обращение в сфере последнего постоянно находится определенный остаток наличных денег. Он складывается из остатков наличных денег на руках у населения, остатков наличных денег в кассах предприятий и организаций и в оборотной кассе банков.

Величина остатка наличных денег, находящихся в обращении, постоянно колеблется, так как  зависит от многих факторов – экономических и организационных: от уровня доходов населения, от деятельности торговых, коммунальных и бытовых организаций, банковской системы, от степени соблюдения кассовой дисциплины предприятиями. Регулирование оборота наличных денег через кассы субъектов хозяйствования осуществляется банками в ходе выполнения ими операций по организации денежного обращения в стране и кассовому обслуживанию экономики. Банковской практикой выработаны такие методы регулирования налично-денежного оборота, как ограничение кассовых остатков субъектов хозяйствования, определение норм расходования из выручки наличными деньгами, установление способов и сроков сдачи выручки в банк, ограничение предельных сумм расчетов между субъектами хозяйствования наличными деньгами, расходование наличных денег по целевому назначению и др.

Наличные деньги, полученные в учреждениях банков субъектами хозяйствования, должны быть расходованы на те цели, на которые они получены. Субъекты хозяйствования могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков, в которых открыты их расчетные счета. При не установленном банком лимите остатка кассы превышением считается вся величина денежной наличности, находящаяся в кассе субъекта хозяйствования. Для установления лимитов остатка кассы, порядка и сроков сдачи денежной выручки, а также размеров ее использования субъекты хозяйствования обязаны ежегодно предоставлять в обслуживающее учреждение банка заявку по принятой форме. Банк на основании заявки по согласованию с руководством субъекта хозяйствования устанавливает предельный остаток наличных денег в кассах, порядок и сроки сдачи денежной выручки, а также размеры ее использования. Всю денежную наличность сверх установленного лимита остатка кассы, а также в случае неустановленного лимита субъекты хозяйствования обязаны сдавать в обслуживающие учреждения банков на свой расчетный счет в порядке и сроки, согласованные с этими учреждениями.

Наличные деньги могут  быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам для последующей  сдачи в учреждения банка, в объединенные кассы при субъектах хозяйствования для последующей сдачи в банк, предприятиям связи для перечисления на счета банков. Сверх установленного лимита остатка кассы субъекты хозяйствования имеют право хранить в своих кассах наличные деньги только для оплаты труда, социальных выплат, стипендий, пенсий и только на определенный срок, например, не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке.

Для обеспечения кассового  обслуживания своих клиентов в структуре  банков создаются самостоятельные  подразделения (приходные, расходные, приходно-расходные, валютные, вечерние кассы, кассы по пересчету денежной наличности, кассы банка при субъектах хозяйствования, а также обменные пункты и расчетно-кассовые центры, которые могут работать в режиме обычного операционного дня либо в режиме продленного дня). Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждый банк имеет операционную кассу, для которой должен быть установлен минимально допустимый размер наличных денег (лимит), необходимый для своевременного выполнения обязательств банка по полному удовлетворению потребностей клиентов в денежной наличности.

Оборот наличных денег  основан на принципах, предполагающих, что субъекты хозяйствования всех форм собственности обязаны хранить  свои денежные средства на открытых счетах в учреждениях банков; наличные деньги, необходимые для выплаты заработной платы или осуществления других платежей, субъекты хозяйствования получают из касс банков; субъекты хозяйствования могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов и использовать часть выручки на собственные нужды в пределах норм, установленных учреждениями банков, а все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка касс должны быть сданы в обслуживающие учреждения банков.

Государство должно постоянно  изучать действие этих факторов и воздействовать на них в направлении уменьшения наличных денег в сфере обращения. Уменьшение массы денег в обращении достигается посредством ускорения их движения через кассы банков, что позволяет обслужить больший денежный оборот с меньшей суммой наличных денег. Это в свою очередь позволяет сэкономить на издержках обращения, связанных с изготовлением и хранением наличных денег, а также укрепляет их покупательную способность, поскольку в этом случае за каждой единицей стоит относительно большая масса товарно-материальных ценностей и платных услуг. [3, с. 65-69]

 

1.2. Организация  безналичного денежного оборота

 

1.2.1. Понятие безналичных расчетов, их роль и значение

 

Безналичные расчеты  – это денежные расчеты, совершаемые  путем записей по счетам плательщиков и получателей средств, либо путем зачета взаимных требований, то есть без использования наличных денег.

Согласно Банковского  кодекса Республики Беларусь, который  вступил в силу 1 января 2001 г., под  безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк, его филиал (отделение) в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (статья 236). [1, с. 90]

Система безналичных  расчетов представляет собой совокупность принципов, предъявляемых к ним  требований, форм и способов расчетов. Основы организации безналичных  расчетов были разработаны при проведении кредитной реформы 1930 – 1932 гг.

В дальнейшем по мере развития и совершенствования экономики страны, хозяйственного механизма менялись требования, предъявляемые к организации расчетов. В соответствии с этими требованиями изменялись и совершенствовались формы безналичных расчетов. Так, в первоначальный период после кредитной реформы основными формами расчетов были акцептная (расчеты платежными требованиями), платежными поручениями, чеками. На основе платежных требований и платежных поручений получили развитие зачеты взаимных требований (особенно в последние годы). В последующие годы возникли и получили развитие расчеты посредством аккредитивов и особыми счетами по грузообороту. Все отмеченные выше формы безналичных расчетов, за исключением особых счетов по грузообороту, сохранились до настоящего времени, хотя, естественно, за годы их существования происходили неоднократно изменения в технике их проведения.

Неоднократно изменялись и принципы организации безналичных  расчетов. Однако, несмотря на все их изменения, основные моменты принципов  безналичных расчетов остались, наполнившись новым содержанием.

1. Предполагает обязательное  хранение денег на счетах в  кредитных учреждениях всеми  предприятиями, организациями, учреждениями.

Так, для хранения денежных средств и осуществления безналичных  расчетов предприятия открывают в банке (по своему выбору) расчетный (текущий) счет. Для открытия счета хозорган представляет необходимые документы: заявление на открытие счета; карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати владельца счета; документ о регистрации предприятия в форме выписки из решения регистрирующего органа (исполкома, Министерства юстиции и т.п.) или копия свидетельства о регистрации предприятия; копия устава (положения) с отметкой о регистрации в исполнительном комитете (или другом органе, производившем регистрацию); оригинал устава (положения), а для фермерских хозяйств – акт на пользование землей, для отметки в нем об открытии счета; дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика, копию информационного письма органа государственной статистики с указанием идентификационного кода. С открытием расчетного (текущего) счета в учреждении банка субъект хозяйствования становится полноправным  участником платежного оборота.

2. Субъекты хозяйствования совершают платежи главным образом через учреждения банков или другие финансово-кредитные учреждения в безналичном порядке по документам, предусмотренным правилами расчетов.

3. Платежи совершаются,  как правило, после отгрузки  продукции, оказания услуг, выполнения работ. Этот принцип не исключает авансовых платежей и предварительной оплаты, которые допускаются законодательными актами или предусмотрены договором.

4. В основе расчетов  за товары и услуги лежит  и такой важный принцип, как  согласие плательщика на списание средств с его счета. Согласие дается путем акцепта документов, выписанных получателем средств либо путем выписки платежных документов за полученные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

5. Платежи осуществляются  лишь при наличии достаточных средств на счете плательщика. Средства со счета предприятия списываются по распоряжению владельца счета.

Оплата расчетных документов при недостаточности средств  на счете производится в очередности, устанавливаемой законодательными и нормативными актами в зависимости от состояния экономики и финансов. При отсутствии средств на расчетном (текущем) счете плательщика (по договоренности с банком) расчетные документы могут быть оплачены за счет банковского кредита (выдаваемого на оплату счетов поставщиков). При необходимости банк может выступить в роли плательщика-гаранта (поручителя) на коммерческой основе (по просьбе кредитоспособного хозоргана).

Информация о работе Организация банковских расчётов в Республике Беларусь