Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ структуры наличного и безналичного денежного оборота, правовое регулирование денежного оборота в деятельности государства.
Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
1) исследовать эволюцию денежного оборота и определить направления их перспективного развития;
2) провести анализ существующих вариантов наличного и безналичного денежного оборота;
3) выявить особенности и основные проблемы в правовом регулировании денежного оборота в Республике Беларусь.
Введение
1 Структура и виды денежного оборота
1.1 Организация наличного денежного оборота
1.2 Организация безналичного денежного оборота
1.2.1 Понятие безналичных расчетов, их роль и значение
1.2.2 Расчеты платежными требованиями
1.2.3 Расчеты платежными поручениями
1.2.4 Расчеты платежными требованиями-поручениями
1.2.5 Расчеты аккредитивами
1.2.6 Расчеты чеками
1.2.7 Расчеты банковскими пластиковыми карточками
1.3 Государственное регулирование банковских расчётов в Республике Беларусь
2 Анализ банковских расчётов
2.1 Анализ основных показателей деятельности ОАО «Белагропромбанк»
2.2 Анализ банковских операций
3 Перспективы развития банковских расчетов в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
2.2 Характеристика состояния наличного денежного обращения в Республике Беларусь
Показатели |
Годы |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь | |
Поступления наличных денег в кассы банков |
Республика |
2007 |
4 114,9 |
3 602,4 |
4 044,7 |
3 940,5 |
4 974,5 |
4 504,6 |
5 306,5 |
5 134,2 |
4 483,6 |
5 148,6 |
4 947,4 |
4 994,3 |
2008 |
4 863,4 |
4 680,1 |
||||||||||||
Брестская |
2007 |
499,6 |
441,5 |
487,5 |
479,7 |
621,4 |
563,2 |
674,9 |
642,5 |
557,8 |
640,1 |
624,3 |
617,7 | |
2008 |
593,2 |
585,6 |
||||||||||||
Витебская |
2007 |
441,4 |
379,1 |
425,9 |
414 |
524,6 |
475,3 |
568,2 |
542,9 |
476 |
545,1 |
525,3 |
520,9 | |
2008 |
526,5 |
492,6 |
||||||||||||
Гомельская |
2007 |
496,8 |
429,4 |
479,7 |
472,2 |
592,9 |
535,1 |
645,3 |
622,5 |
543,7 |
621,6 |
592,9 |
597,9 | |
2008 |
594,2 |
564,7 |
||||||||||||
Гродненская |
2007 |
391,8 |
344,2 |
382,4 |
375,8 |
480,5 |
431,9 |
520,7 |
504,6 |
438,3 |
503,6 |
490,3 |
479,9 | |
2008 |
470,7 |
454,8 |
||||||||||||
Могилевская |
2007 |
351,6 |
313,5 |
351,8 |
344,3 |
434,3 |
395,1 |
473,8 |
456 |
397,6 |
456,7 |
438,9 |
444,3 | |
2008 |
441,7 |
415,4 |
||||||||||||
г. Минск и Минская область |
2007 |
1 933,7 |
1 694,7 |
1 917,4 |
1 854,5 |
2 320,8 |
2 104,0 |
2 423,6 |
2 365,7 |
2 070,2 |
2 381,5 |
2 275,7 |
2 333,6 | |
2008 |
2 237,1 |
2 167,0 |
||||||||||||
Выдача наличных денег из касс банков |
Республика |
2007 |
3 838,9 |
3 652,7 |
4 072,8 |
4 157,7 |
4 884,7 |
4 750,1 |
5 336,5 |
5 117,0 |
4 558,7 |
5 027,5 |
4 996,9 |
5 221,5 |
2008 |
4 653,1 |
4 814,9 |
||||||||||||
Брестская |
2007 |
479,8 |
454,9 |
496,5 |
517,3 |
610,4 |
586,5 |
672,1 |
638 |
576,7 |
630,7 |
634,7 |
660,5 | |
2008 |
569,7 |
604,5 |
||||||||||||
Витебская |
2007 |
427,5 |
403 |
455,6 |
462,8 |
543,8 |
534 |
596,3 |
577,7 |
509,5 |
566,7 |
566,3 |
579,1 | |
2008 |
522,8 |
535,4 |
||||||||||||
Гомельская |
2007 |
502,2 |
472,3 |
525,5 |
544,5 |
630,4 |
609,8 |
684,6 |
658,7 |
596,7 |
649,9 |
641 |
679,6 | |
2008 |
598,8 |
615,6 |
||||||||||||
Гродненская |
2007 |
384,3 |
359,9 |
397,7 |
409,7 |
480,1 |
471,5 |
551,2 |
523,3 |
462,4 |
502,3 |
503,7 |
514,5 | |
2008 |
467,2 |
474,6 |
||||||||||||
Могилевская |
2007 |
368,4 |
347,7 |
394,5 |
395,9 |
468,2 |
449 |
511,3 |
493,5 |
443,1 |
482,3 |
479 |
503,9 | |
2008 |
444,5 |
450,1 |
||||||||||||
г. Минск и Минская область |
2007 |
1 676,7 |
1 614,9 |
1 803,0 |
1 827,5 |
2 151,8 |
2 099,3 |
2 321,0 |
2 225,8 |
1 970,3 |
2 195,7 |
2 172,2 |
2 283,9 | |
2008 |
2 050,1 |
2 134,7 |
||||||||||||
Продолжение таблицы | ||||||||||||||
Удельный вес выпуска наличных денег в общем объёме ыдач из касс банков, % |
Республика |
2007 |
- |
1,4 |
0,7 |
5,2 |
- |
5,2 |
0,6 |
- |
1,6 |
- |
1 |
4,4 |
2008 |
- |
2,8 |
||||||||||||
Брестская |
2007 |
- |
2,9 |
1,8 |
7,3 |
- |
4 |
3,3 |
- |
1,6 |
6,5 | |||
2008 |
- |
3,1 |
||||||||||||
Витебская |
2007 |
- |
5,9 |
6,5 |
10,5 |
3,5 |
11 |
4,7 |
6 |
6,6 |
3,8 |
7,2 |
10 | |
2008 |
- |
8 |
||||||||||||
Гомельская |
2007 |
1,1 |
9,1 |
8,7 |
13,3 |
6 |
12,2 |
5,7 |
5,5 |
8,9 |
4,3 |
7,5 |
12 | |
2008 |
0,8 |
8,3 |
||||||||||||
Гродненская |
2007 |
- |
4,4 |
3,8 |
8,3 |
- |
8,4 |
5,5 |
3,6 |
5,2 |
- |
2,7 |
6,7 | |
2008 |
- |
4,2 |
||||||||||||
Могилевская |
2007 |
4,6 |
9,8 |
10,8 |
13 |
7,2 |
12 |
7,3 |
7,6 |
10,3 |
5,3 |
8,4 |
11,8 | |
2008 |
0,6 |
7,7 |
||||||||||||
г.Минск и Минская область |
2007 |
- |
- |
- |
- | |||||||||
2008 |
- |
- |
3. Перспективы развития безналичных расчетов в Республике Беларусь
При определении перспектив развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам следует учитывать современный уровень ее состояния, мировые тенденции в данной сфере, роль Национального банка, органов государственного управления, а также банков в процессе совершенствования системы безналичных расчетов по розничным платежам.
В расчетах по платежам, которые носят постоянный характер (платежи за коммунальные услуги, услуги электрической связи, услуги операторов мобильной связи и т.д.), целесообразно использование прямого дебета.
Как свидетельствует информация, изложенная в главе 3 Концепции развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам до 2010 года, функционирующая в Республике Беларусь система безналичных расчетов по розничным платежам включает в себя компоненты, представленные международными и внутренними системами расчетов на основе использования банковских пластиковых карточек.
Для ускорения темпов внедрения в платежный оборот республики банковских пластиковых карточек необходимо осуществить следующие меры: обеспечить синхронность объемов эмиссии банковских пластиковых карточек и развития инфраструктуры их использования; на основе глубоко проработанных бизнес-планов обеспечивать баланс экономических интересов клиентов – держателей карточек, банков-эмитентов, банков-агентов, банков-эквайеров, процессинговых центров, предприятий торговли (сервиса); устанавливать экономически обоснованные тарифы на услуги; банкам проводить процентную политику, направленную на рост остатков денежных средств на счетах держателей карточек.
Развитие технической
инфраструктуры применения карточек на
предприятиях торговли (сервиса) как
одного из наиболее важных направлений
совершенствования системы
Кроме того, необходимо принять меры для льготирования ставки налога с продаж сроком на 2 года для торговых предприятий с направлением высвобождающихся средств на приобретение платежных терминалов; отменить (снизить) таможенные пошлины на оборудование, необходимое для осуществления операций с карточками, производство которого в республике пока не налажено; совершенствовать формы организации торговли с учетом потребностей оперативного обслуживания покупателей, рассчитывающихся за товары с использованием карточек; предусмотреть в законодательном порядке обязательную установку платежных терминалов во вновь открываемых предприятиях торговли (сервиса); предприятиям торговли (сервиса) совместно с банками разрабатывать и внедрять программы поощрения держателей карточек посредством различных скидок и вознаграждений в зависимости от объемов покупок с использованием карточек; банкам более активно продвигать на рынок новые карточные продукты, эффективно использовать их рекламу.
В Республике Беларусь возможно дальнейшее независимое развитие каждого из компонентов системы безналичных расчетов по розничным платежам – как международных, так и внутренних систем расчетов на основе использования банковских пластиковых карточек. Вместе с тем при участии Национального банка, органов государственного управления, заинтересованных банков и иных организаций – резидентов Республики Беларусь целесообразно приоритетное развитие в Республике Беларусь национальной системы расчетов по розничным платежам, позволяющей проводить расчеты по розничным платежам на территории республики в национальной валюте эффективно и с наибольшим уровнем безопасности.
С учетом мировых тенденций, приведенных в главе 2 Концепции развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам до 2010 года, в качестве базовой основы функционирования национальной системы расчетов по розничным платежам должны стать системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, а в последующем также – с использованием предоплаченных финансовых продуктов, удовлетворяющие требованиям, изложенным в главе 1 Концепции развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам до 2010 года
При этом целесообразно создание в Республике Беларусь на акционерной основе клиринговой организации для определения требований и обязательств участников системы безналичных расчетов по розничным платежам, включая как внутренние, так и международные системы на основе использования банковских пластиковых карточек и других прогрессивных платежных инструментов. Для создания клиринговой организации в рамках законодательства Республики Беларусь требуется разработать правовые основы создания и функционирования такой организации в согласовании с международными системами.
Сегодня на рынке банковских пластиковых карточек формируется новая ситуация. Международные системы расчетов на основе использования банковских пластиковых карточек, осознав преимущества микропроцессорных карточек как более безопасного инструмента, к тому же предоставляющего возможность расширить спектр услуг, стремятся вывести из обращения морально устаревшие карточки с магнитной полосой. Разработаны и активно внедряются так называемые «спецификации EMV», позволяющие обеспечить прием в терминальном оборудовании EMV-совместимых карточек различных систем расчетов. Банки под влиянием правил международных систем вынуждены обеспечивать переход на EMV-совместимые микропроцессорные карточки, что нивелирует имеющееся на сегодняшний день преимущество в стоимости карточных продуктов международных систем расчетов на основе использования банковских пластиковых карточек.
Запланирован переход на EMV-совместимые карточки и в рамках платежной системы «БелКарт».
Мероприятия по миграции системы «БелКарт» на EMV-совместимые карточки включают определение перечня оборудования, подлежащего доработке до требований данной спецификации; разработку и согласование структуры EMV-совместимой карточки для банковских и других приложений; доработку имеющегося и разработку нового программного обеспечения для обработки EMV-совместимых карточек на периферийных устройствах и АТМ; разработку схем взаимодействия между участниками платежной системы «БелКарт» и участниками других платежных систем по взаимному приему карточек к обслуживанию; разработку соответствующих методик проведения испытаний; обучение держателей карточек и обслуживающего карточки персонала.
Переход на EMV-совместимые карточки позволяет повысить безопасность расчетов, функциональность карточки за счет размещения на ней нескольких приложений и не только банковских (социальные, идентификационные, транспортные, Loyalty и т.д.), увеличить количество безналичных платежей.
Таким образом, уже сегодня существует возможность изменить ситуацию на рынке банковских пластиковых карточек и создать единое на территории Республики Беларусь расчетное и информационное пространство для использования банковских пластиковых карточек.
Создание единого расчетного и информационного пространства позволит ввести государственные стандарты на техническое обеспечение, включая интерфейсы и внешние формы документов, единые требования к минимальному набору услуг, оказываемых с использованием банковских пластиковых карточек. В результате в терминальной сети на территории республики будет обеспечено единообразное и повсеместное предоставление услуг посредством банковских пластиковых карточек.
При этом спектр услуг, оказываемых клиентам, может быть значительно расширен за счет задействования всего потенциала микропроцессорной карточки, разработки и внедрения различных программ поощрения покупок, схем расчетов за услуги коммунальных служб, детских учреждений, транспорта и связи, по штрафам, сборам (пошлинам), за парковки и доступ к зрелищным мероприятиям, схем обслуживания льготных категорий граждан при оплате различных услуг.
Приоритетное развитие в Республике Беларусь национальной системы расчетов по розничным платежам позволит снизить степень влияния международных систем расчетов на надежность и безопасность функционирования в Республике Беларусь системы розничных платежей и сократить расходы банков по следующим направлениям:
Для изменения сложившейся в Республике Беларусь ситуации на рынке банковских пластиковых карточек, создания для населения единых, удобных и эффективных условий широкого применения банковских пластиковых карточек различных систем, повышения доли безналичных расчетов при использовании карточек со стороны Национального банка, органов государственного управления при участии иных заинтересованных предприятий и организаций должны быть предприняты необходимые меры по обеспечению развития национальной системы расчетов по розничным платежам. Со стороны Национального банка должен быть обеспечен эффективный постоянный надзор за функционированием системы безналичных расчетов по розничным платежам, направленный на формирование заинтересованности населения в предлагаемых банками розничных услугах и укрепление доверия к национальной валюте Республики Беларусь. [4, с.10-13]
Информация о работе Организация банковских расчётов в Республике Беларусь