Организация банковских расчётов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ структуры наличного и безналичного денежного оборота, правовое регулирование денежного оборота в деятельности государства.
Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
1) исследовать эволюцию денежного оборота и определить направления их перспективного развития;
2) провести анализ существующих вариантов наличного и безналичного денежного оборота;
3) выявить особенности и основные проблемы в правовом регулировании денежного оборота в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1 Структура и виды денежного оборота
1.1 Организация наличного денежного оборота
1.2 Организация безналичного денежного оборота
1.2.1 Понятие безналичных расчетов, их роль и значение
1.2.2 Расчеты платежными требованиями
1.2.3 Расчеты платежными поручениями
1.2.4 Расчеты платежными требованиями-поручениями
1.2.5 Расчеты аккредитивами
1.2.6 Расчеты чеками
1.2.7 Расчеты банковскими пластиковыми карточками
1.3 Государственное регулирование банковских расчётов в Республике Беларусь
2 Анализ банковских расчётов
2.1 Анализ основных показателей деятельности ОАО «Белагропромбанк»
2.2 Анализ банковских операций
3 Перспективы развития банковских расчетов в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ м.doc

— 391.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 4 – Документооборот при расчетах аккредитивами

Участники расчетной операции

Последовательность проведения расчетной  операции

Открытие аккредитива

Плательщик

Оформляет заявление об открытии аккредитива  на бланке установленной формы (условия аккредитива, указанные в заявлении, должны соответствовать условиям договора, заключенного между ним и бенефициаром). Представляет заявление в обслуживающий его банк

Банк-эмитент

Принимает аккредитив к исполнению; отправляет бенефициару или его банку сообщение об открытии аккредитива, как правило, на следующий банковский день, но не позднее чем через три банковских дня после его приема к исполнению

Банк поставщика (бенефициара)

Проверяет по внешним признакам  подлинность аккредитива и извещает бенефициара об открытии аккредитива в его пользу не позднее второго банковского дня, следующего за днем получения аккредитива либо подтверждения его подлинности

Расчет аккредитивом

Поставщик (бенефициар)

Отгружает товары и отправляет предусмотренные аккредитивом документы с сопроводительным письмом в исполняющий банк (банк-эмитент) в сроки, определенные аккредитивом

Банк-эмитент

Проверяет по внешним признакам соответствие документов по аккредитиву условиям аккредитива и выдает их приказодателю. При соответствии предъявленных документов условиям аккредитива производит платеж в пользу бенефициара в течение срока, установленного нормативными документами (если предусмотрен платеж по предъявлению) или в иные сроки в соответствии с условиями аккредитива

Банк бенефициара

Зачисляет переведенную по аккредитиву  сумму на счет бенефициара и уведомляет его о поступлении платежа


 

Могут открываться следующие  виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывающий  аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или заемные (кредит банка) в распоряжение использующего банка на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. В течение этого срока в банке-эмитенте ведется учет выставленных аккредитивов на внебалансовом  счете «Аккредитивы к оплате».

При установлении между  банками покупателя и поставщика корреспондентских отношений в  исполняющем банке может открываться  непокрытый (гарантированный) аккредитив путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является безотзывным.

Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован  без согласия банка-эмитента и бенефициара.

Открытие аккредитива  производится за счет собственных средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие аккредитива за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается. Аккредитив предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован. [6, с.122-124]

Для открытия аккредитива  приказодатель представляет в банк-эмитент  заявление в 4-х экземплярах на бланке установленной формы. Заявление  должно быть заверено подписями лиц и оттиском печати приказодателя согласно заявленным в банк образцом подписей и оттиском печати.

В заявлении на аккредитив должны быть указаны:

  1. вид аккредитива;
  2. наименование приказодателя;
  3. наименование и место нахождение банка-эмитента;
  4. наименование бенефициара;
  5. наименование и место нахождение банка-бенефициара;
  6. сумма аккредитива;
  7. номер, дата договора, на основании которого открывается аккредитив;
  8. срок действия аккредитива;
  9. порядок оплаты документов (по предъявлении, с рассрочкой платежа, допускаются ли частичные выплаты, с акцептом лица, уполномоченного приказодателем, или без акцепта);
  10. если условиями аккредитива предусмотрен акцепт документов лицом, уполномоченным приказодателем, заявление должно содержать: фамилию, имя, отчество, данные паспорта (серия, номер, кем и когда выдан) и образец подписи лица, уполномоченного приказодателем производить акцепт;
  11. полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, порядок их оформления;
  12. срок представления документов в банк бенефициара;
  13. наименование товара;
  14. дата отгрузки товара.

Допускается включение  в заявление об открытии аккредитива  других необходимых условий. Условия  аккредитива должны быть полными  и точными и не содержать излишних подробностей, затрудняющих работу банка.

Ответственный исполнитель  банка проверяет правильность оформления заявления об открытии аккредитива.

Принятый к исполнению аккредитив регистрируется в журнале  с присвоением регистрационного номера, с указанием наименования приказодателя, суммы аккредитива, даты представления заявления, наименование бенефициара и обслуживающего его банка, срока действия аккредитива.

На всех экземплярах  принятого к исполнению заявления  об открытии аккредитива ответственный  исполнитель проставляет регистрационный номер, дату приема, свою подпись, на третьем и четвертом экземплярах – штамп банка.

Первый экземпляр заявления  служит основанием для списания средств  со счета плательщика, и после  совершения операции помещается в документы  для банка-эмитента. Второй экземпляр заявления помещается в картотеку к внебалансовому счету «Покрытые аккредитивы к оплате» для последующего контроля за соблюдением срока и исполнением условий аккредитива. Третий экземпляр посылается в банк бенефициара для извещения бенефициара об открытии аккредитива в его пользу. Четвертый экземпляр аккредитива возвращается приказодателю в подтверждение приема аккредитива к исполнению.

Преимущества данной формы безналичных расчетов: гарантия платежа поставщику; контроль за выполнением  условий поставки и условия аккредитива банками. Недостатки: сложный документооборот; отвлекаются средства от хозяйственного оборота.

 

1.2.6. Расчеты чеками

 

Расчетный чек – это  именной расчетно-денежный документ, составленный на специальном бланке, содержащий письменное поручение чекодателя банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет получателя-чекодержателя.

Чекодатель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее платеж за товары и услуги посредством  чека, которое заполняет и подписывает  его.

Чекодержатель – юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку.

Чеки используются в  расчетах за товары и услуги на территории Республики Беларусь как между физическими и юридическими лицами, так и между юридическими лицами (таблица 5).

Таблица 5 – Документооборот при расчетах чеками

Участники расчетной операции

Последовательность проведения расчетной  операции

Получение чековой книжки

Плательщик

Представляет в обслуживающий его банк заявление – обязательство на получение чековой книжки и поручение для депонирования средств для расчетов чеками на отдельном счете

Банк плательщика

Депонирует денежные средства на отдельном счете и выдает клиенту чековую книжку, заполнив ее реквизиты

Расчет чеком

Плательщик (чекодатель)

Выписывает чек и передает его поставщику в оплату за приобретенные товары

Поставщик (чекодержатель)

Принимает чек, предварительно удостоверившись в правильности его заполнения и проверив срок действия чека и чековой книжки; принятые от чекодателя чеки представляет в обслуживающий его банк вместе с поручением-реестром установленной формы

Банк поставщика

Проверяет правильность оформления чеков и поручения-реестра, регистрирует его и пересылает расчетные документы в банк чекодателя

Банк плательщика

Проверяет правильность оформления полученных расчетных документов и оплачивает чеки, перечислив необходимую сумму с отдельного счета в банк чекодержателя

Банк поставщика

Зачисляет перечисленные средства на счет чекодержателя и извещает его о поступлении платежа


 

Различают расчеты разовыми чеками и с помощью расчетных чековых книжек. Расчетная чековая книжка выдается на год. Ее можно пополнять или переносить на другую чековую книжку.

Расчетные чеки являются бланками строгой отчетности. Расчетный  чек может быть выдан банком за счет средств, имеющихся на текущем счете физического лица, либо после внесения в банк наличных денежных средств.

Расчеты чеками между  юридическими лицами производятся с  депонированием средств на отдельном  счете (по поручению покупателя).

На депонированную банком по расчетному чеку сумму не может быть наложен арест, а также обращено взыскание по претензиям к чекодателю. [6, с.124-126]

Чекодатель передает чек чекодержателю в момент приобретения товара. При предъявлении расчетного чека в уплату за товар работник предприятия, на которого возложены такие функции, проверяет:

  1. заполнен ли расчетный чек на бланке установленного образца;
  2. нет ли подчисток, исправлений текста или суммы чека;
  3. не просрочен ли чек;
  4. имеются ли на нем оттиск печати банка чекодателя и подписи должностных лиц банка чекодателя;
  5. удостоверяется в личности предъявителя чека по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.

После проверки и принятия чека в уплату за товар чекодержатель  заполняет на обороте расчетного чека соответствующие реквизиты, ставит дату об оплате, проставляет оттиск штампа предприятия и подписывает данные записи. Затем сдает принятые чеки по месту открытия расчетного счета вместе с поручением-реестром. Банк чекодержателя пересылает чеки при поручении-реестре в банк плательщика.

При получении поручения-реестра банк-плательщик проверяет: относятся ли приложенные к ним чеки к этому банку, подлинность бланка чека и соответствие его номера выданной чековой книжке, правильность его оформления, наличие на чеке подписи владельца чековой книжки и соответствие ее образцу.

Предъявленные чеки оплачиваются с того счета, на котором была забронирована  сумма. При отсутствии или недостаточности  средств на этом счете банк относит  недостающую сумму на счет прочих дебиторов и кредиторов со взиманием  с клиента определенного процента от отнесенной на него сумму.

По истечении срока  действия чековая книжка должна быть сдана в банк.

В тех случаях, когда  на депонируемом счете имеется остаток  неиспользованного лимита и срок действия чековой книжки не истек, а  в чековой книжке использованы все чеки, банк может выдать новую чековую книжку. При исчерпании лимита, но наличии неиспользованных чеков лимит чековой книжки может быть пополнен.

Основным преимуществом  расчетов чеками является гарантия платежа, основным недостатком – усложнение документооборота, так как зачисление средств поставщику (чекодержателю) производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счета плательщика (чекодателя). [9, с. 10-12]

 

1.2.7. Расчеты банковскими пластиковыми карточками

 

Банковская пластиковая  карточка – это совершения безналичных  платежей за то вары и услуги, выполнение вкладных операций, получение наличных денег физическими и юридическими лицами.

Национальная (международная) система расчетов с использованием карточек – это совокупность правил, институтов, платежных инструментов и программно-технических средств, используемых для выпуска в обращение и обслуживания банковских пластиковых карточек.

Банк, выпустивший пластиковую  карточку (в дальнейшем – карточку), носит название банк-эмитент; юридическое или физическое лицо, заключившее с банком-эмитентом договор об использовании карточки в качестве платежного средства – держатель карточки; физическое лицо, получающее право на осуществление расчетных и других операций при помощи карточки на основании доверенности или заявления держателя – пользователь карточки.

Для совершения операций с карточками их держателю открывается  в банке-эмитенте карт-счет.

В соответствии со своими функциональными характеристиками карточки подразделяются на:

  1. дебетовая карточка – это карточка, предназначенная для расчета за товары, получения средств в налично-денежной форме путем прямого списания с карт-счета владельца в банке;
  2. дебетно-кредитная – эта карточка используется для совершения платежей за товары и услуги, а также для получения банковских услуг как за счет собственных средств пользователя, так и, в отдельных случаях, за счет кредита, предоставляемого банком-эмитентом.

Карточки являются платежными инструментами, выпускаемыми банками-эмитентами.

Выпуск в обращение  карточек национальной (международной) системы расчетов осуществляется банком на основе Разрешения Национального  банка Республики Беларусь на право  осуществления операций с использованием банковских пластиковых карточек в соответствии с «Правилами проведения операций с использование карточек», принятыми внутри Системы.

Физическое лицо для  получения карточки представляет в  банк следующие основные документы:

  1. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  2. заявление-анкету на получение карточки.

Информация о работе Организация банковских расчётов в Республике Беларусь