Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ структуры наличного и безналичного денежного оборота, правовое регулирование денежного оборота в деятельности государства.
Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
1) исследовать эволюцию денежного оборота и определить направления их перспективного развития;
2) провести анализ существующих вариантов наличного и безналичного денежного оборота;
3) выявить особенности и основные проблемы в правовом регулировании денежного оборота в Республике Беларусь.
Введение
1 Структура и виды денежного оборота
1.1 Организация наличного денежного оборота
1.2 Организация безналичного денежного оборота
1.2.1 Понятие безналичных расчетов, их роль и значение
1.2.2 Расчеты платежными требованиями
1.2.3 Расчеты платежными поручениями
1.2.4 Расчеты платежными требованиями-поручениями
1.2.5 Расчеты аккредитивами
1.2.6 Расчеты чеками
1.2.7 Расчеты банковскими пластиковыми карточками
1.3 Государственное регулирование банковских расчётов в Республике Беларусь
2 Анализ банковских расчётов
2.1 Анализ основных показателей деятельности ОАО «Белагропромбанк»
2.2 Анализ банковских операций
3 Перспективы развития банковских расчетов в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
6. Порядок зачисления средств на счет поставщика: оно производится, как правило, после их списания со счета плательщика. Предварительная оплата товарно-материальных ценностей осуществляется только за счет собственных средств предприятий. Предоставление кредита на предварительную оплату материальных ценностей запрещается (за исключением кредитов на выставление аккредитивов на срок, не превышающий 30 дней).
Безналичные расчеты
совершаются с использованием различных
форм. Форма безналичных расчетов
представляет собой совокупность способов
платежа, расчетных документов и
определенного
В процессе безналичных расчетов происходит концентрация денежных средств в учреждениях банков, что дает возможность использовать их в качестве ресурса кредитования, осуществлять банковский контроль за проведением расчетов.[2, с. 30-35]
1.2.2. Расчеты платежными требованиями
Платежное требование – это требование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы денежных средств и зачисления ее на счет получателя средств.
Данной форме расчета присущи три особенности:
1. Данная форма расчета применяется только после отгрузки продукции.
2. Требования оплачиваются с предварительным акцептом. Срок предварительного акцепта составляет три рабочих дня, не считая дня поступления требования в банк
Последующим называется акцепт плательщика, полученный после поступления платежного требования в банк в течение установленного срока (таблица 1).
Таблица 1 – Документооборот при расчетах платежными требованиями с последующим акцептом
Участники расчетных операций |
Последовательность проведения расчетной операции |
Поставщик (получатель средств) |
После отгрузки (отпуска) товаров представляет в обслуживающий его банк платежное требование, содержащее необходимые реквизиты, с реестром. Предусмотренные договором товарно-транспортные документы отсылает, минуя банк, непосредственно плательщику |
Банк поставщика |
Проверив правильность оформления представленных документов, принимает платежное требование на инкассо и направляет его в банк плательщика |
Банк плательщика |
Проверив возможность принятия поступившего требования к оплате, помещает его в картотеку и извещает плательщика о предстоящем платеже, передав ему экземпляр платежного требования для акцепта |
Плательщик |
В течение срока акцепта |
Банк плательщика |
Исполняет платежное требование, включенное в заявление на последующий акцепт, путем списания со счета плательщика суммы требования и перечисления ее в банк поставщика |
Банк поставщика |
Зачисляет перечисленную сумму на счет поставщика и уведомляет его о поступлении платежа |
В целях ускорения расчетов между плательщиком и получателем средств договором может быть предусмотрена оплата требований в день их поступления в банк плательщика. [6, с. 118-121]
Для этого плательщик должен представить в обслуживающий его банк список предприятий, с которыми заключены договора на оплату требований в день их поступления в банк плательщика. В списке должны быть указаны номера и даты заключения договоров. Список заверяется подписями должностных лиц и оттиском печати плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.
Список, с проставленной на нем датой поступления в банк, находится у ответственного исполнителя, обслуживающего плательщика.
Требования, подлежащие оплате в день поступления в банк плательщика, должны содержать надпись, учиненную по следующей форме: «Оплата в день поступления». Ответственный исполнитель сверяет со списком только те требования, которые содержат указанную надпись.
При отсутствии на требованиях надписи об оплате в день поступления в банк плательщика, а также при поступлении требований от предприятий, не указанных в списке, оплата их производится с предварительным акцептом.
Требования, подлежащие оплате с предварительным акцептом, оплачиваются на следующий день после истечения срока предварительного акцепта. Плательщик имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцепта требования в течение установленного срока предварительного акцепта.
Отказ может быть полным или частичным с указанием соответствующих мотивов. Плательщик имеет право полностью отказаться от акцепта требования, а банк обязан принять отказ в случаях:
- отсутствия договора;
- отсутствия данной формы расчетов в договоре;
- предъявление бестоварного требования, т.е. требования оплаты товаров, фактически неотгруженных (неотпущенных) получателю;
- предъявления требования за ранее оплаченный товар;
- несоответствия наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим их документам.
Банки не рассматривают споры между получателем и плательщиком по существу отказов от акцепта.
3. Данная форма расчета осуществляется через систему инкассо.
Инкассо – банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента – получателя средств и на основании составленного им (получателем) расчетного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя.
Ответственный исполнитель банка, принимающий документы на инкассо, обязан проверить:
1. наличие в требовании даты и номера договора, предусматривающего отгрузку (отпуск) товара, дата отгрузки (отпуска) товара;
2. наличие товарно-транспортных или заменяющих их документов, соответствие их номеров и сумм записям в требованиях;
3. при отсутствии товарно-транспортных или заменяющих их документов – дату их отсылки (вручения) плательщику;
4. соответствие образцов подписей и оттиска печати на требованиях заявленным в банк образцом подписей и оттиска печати;
5. правильность составления представленных реестров, в частности, соответствие общей суммы требований, принятых на инкассо, данным реестра, соответствие подписей и оттиска печати на реестре заявленным в банк образцам, а также даты составления реестров дню приема их банком.
Требования, не отвечающие
правилам, установленным для
У этой формы безналичного расчета есть свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
1. Система инкассо обеспечивает четкий порядок адресации доставки требований и контроль за расчетами со стороны покупателя и поставщика.
2. Может осуществляться отгрузка без предварительной оплаты.
Недостатки:
1. Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.
1.2.3. Расчеты платежными поручениями
Платежное поручение представляет собой расчетный документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя.
Платежное поручение является наиболее универсальным платежным инструментом – оно может использоваться для самого широкого круга расчетных операций, таких как расчеты за товары и услуги, оплата товарных векселей, авансовые платежи, предварительная оплата, расчеты по разного рода операциям нетоварного характера. Наряду с универсальностью достоинством расчетов платежными поручениями является более рациональный документооборот по сравнению с другими формами расчетов (таблица 2).
Таблица 2 – Документооборот при расчетах платежными поручениями
Участники расчетной операции |
Последовательность проведения расчетной операции |
Поставщик (получатель средств) |
Отгружает товары и пересылает отгрузочные документы плательщику |
Плательщик |
Если отгруженные товары соответствуют условиям договора, составляет платежное поручение, указав в нем необходимые реквизиты, и в установленный срок (в течение 10 дней со дня выписки) представляет поручение в обслуживающий его банк |
Банк плательщика |
После проверки правильности оформления платежного поручения и срока его действия списывает со счета плательщика указанную в поручении сумму и перечисляет ее в банк получателя средств |
Банк поставщика |
Зачисляет перечисленную сумму на счет получателя средств и уведомляет его о поступлении платежа |
Согласно действующему законодательству плательщик может предоставить в банк платежное поручение в электронном с применением трансмиссионных средств или на машинном носителе. [6, с. 117-118]
Поручением могут производиться:
1. расчеты за полученные товары при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного или иного документа, подтверждающего отгрузку (отпуск) товара;
2. расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение задолженности банку по ссуде и процентам, переводы средств на выплату заработной платы в пользу отдельных граждан, оказание и возврат временной финансовой помощи, предоставление займа);
3. предварительная оплата (в случаях, предусмотренных нормативными актами, договорами). Под предварительной оплатой понимается оплата товаров, готовых к отгрузке (отпуску) покупателям к моменту платежа и отгружаемых (вывозимых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не определены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен данный порядок расчетов;
4. авансовые платежи (в соответствии с заключенными договорами). Авансовый платеж – сумма денежных средств, перечисленная, выданная в счет условленного платежа или расходов, по которым отчет будет дан впоследствии;
5. оплата товарных векселей.
Преимущества данной формы расчетов:
1. Универсальность.
2. Можно сблизить дату отгрузки с датой оплаты.
3. Простота оформления и прохождения через банк.
Недостатки данной формы расчетов:
1. Нет должной гарантии платежа.
2. Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.
1.2.4. Расчеты платежными требованиями-поручениями
Платежное требование-поручение — это расчетный документ установленной формы, содержащий требование получателя средств к плательщику произвести платеж за поставленные товары и по другим операциям на основании направленных ему, минуя банк, расчетных, отгрузочных или других документов, предусмотренных договором (таблица 3).
Таблица 3 – Документооборот при расчетах платежными требованиями-поручениями
Участники расчетной операции |
Последовательность проведения расчетной операции |
Поставщик (получатель средств) |
После отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ) оформляет платежное требование-поручение и вместе с предусмотренными договором документами отправляет его плательщику |
Плательщик |
Определив обоснованность требования,
акцептует в установленном поря |
Банк плательщика |
Принимает требование-поручение к исполнению в сумме, акцептованной плательщиком, списывает ее со счета своего клиента и перечисляет в банк получателя средств |
Банк поставщика |
Зачисляет перечисленные денежные средства на счет получателя средств и уведомляет его о поступлении платежа |
При этой форме расчетов плательщик и получатель средств устанавливают в договоре срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк требование-поручение. Этот срок банком не контролируется. В случаях, когда плательщик отказывается оплатить платежное требование-поручение полностью или частично, он уведомляет об этом, минуя банк, непосредственно получателя средств в порядке и сроки, установленные договором.
Если при представлении требования-поручения в банк на счете плательщика не окажется достаточных средств для его оплаты, требование-поручение помещается в картотеку к внебалансовому счету"Расчетные документы, не оплаченные в срок" и оплачивается согласно действующей очередности платежей. [6, с. 121-122]
Платежные требования-поручения выписываются получателем средств на бланке установленной формы и, вместе с отгрузочными и другими, предусмотренными договором документами, направляются непосредственно плательщику. Первый экземпляр платёжного требования-поручения должен быть оформлен подписями и оттиском печати получателя средств.
Плательщик, при согласии оплатить платёжное требование-поручение, представляет его в обслуживающий банк в 3-х экземплярах. В реквизите платёжного требования-поручения «Сумма к оплате» должна быть проставлена цифрами и прописью сумма, акцептованная плательщиком и подлежащая списанию с его счета.
Платежное требование-поручение принимается банком к исполнению в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика, и после совершения операции помещается в документы для банка, второй – направляется банку получателя для приложения к выписке из счета получателя, третий – выдается плательщику с распиской в приеме поручения и штампом банка.
Срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк платежное требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.
Преимущества данной формы расчета: упрощение документооборота и сокращение издержек; повышение ответственности за расчеты поставщика и плательщика. Недостатки: нет должной гарантии платежа и возникновение взаимной задолженности.
1.2.5. Расчеты аккредитивами
Аккредитив представляет
собой соглашение между банком плательщика
(далее – «банк-эмитент») и плательщиком
(далее – «приказодатель аккредитива»),
в силу которого банк-эмитент по
поручению приказодателя
Информация о работе Организация банковских расчётов в Республике Беларусь