Организация банковского надзора и регулирование деятельности БВУ в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время ситуацию в банковском секторе можно охарактеризовать как стабильную. Политика Нацбанка РК в области надзора за КБ ориентирована, прежде всего, на обеспечение финансовой устойчивости банковской системы республики, в связи с чем, будет продолжена реализация политики повышения требований к уровню капитализации банков второго уровня. Кроме того, в целях обеспечения адекватного надзора за деятельностью крупных банков, а также банков, входящих в состав финансово-промышленных групп, будет активизирована деятельность по внедрению надзора на консолидированной основе.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация банковского надзора и регулирование деятельности БВУ в Республике Казахстан.docx

— 87.96 Кб (Скачать файл)

Организация банковского  надзора и регулирование деятельности БВУ в Республике Казахстан

2.1 Перспективы  развития банковского надзора  в Республике Казахстан

В настоящее время ситуацию в банковском секторе можно охарактеризовать как стабильную. Политика Нацбанка РК в области надзора за КБ ориентирована, прежде всего, на обеспечение финансовой устойчивости банковской системы республики, в связи с чем, будет продолжена реализация политики повышения требований к уровню капитализации банков второго  уровня.

Кроме того, в целях обеспечения  адекватного надзора за деятельностью  крупных банков, а также банков, входящих в состав финансово-промышленных групп, будет активизирована деятельность по внедрению надзора на консолидированной  основе.

Одним из основных направлений  деятельности НБРК является проведение мероприятий, направленных на повышение  доверия населения к банковской системе и привлечению временно свободных средств населения  в банки второго уровня,  к которым, прежде всего, относится развитие системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц.

Развитие фондового рынка, а также соответствующий рост операций банков с ценными бумагами диктуют необходимость активизации  сотрудничества с Национальной комиссией  РК по ценным бумагам по регулированию  операций банков на рынке ценных бумаг. Также большое внимание будет  уделено стимулированию расширения перечня и объемов ценных бумаг, эмитируемых банками, и обеспечению  прозрачности операций на фондовом рынке  с данными ценными бумагами.

В части совершенствования  нормативной правовой базы банковского  надзора особое внимание будет уделено  совершенствованию внутри банковских процедур управления рисками, а также  процедур надзора за организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций.

Основным и важным моментом, обуславливающим формирование эффективной  системы банковского надзора, является нормативная правовая база, регулирующая деятельность банков. В связи этим, а также принимая во внимание внесение изменений в действующие и  принятие новых законодательных  актов в 1999 году значительное внимание уделялось созданию и совершенствованию  нормативных правовых актов, регулирующих деятельность банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. При этом следует отметить, что в целях наибольшего приближения  принципов осуществления деятельности банками РК к международным стандартам, нормативные правовые акты разрабатывались  с учетом международной практики. Политика банковского надзора, применяемая  НБРК, направлена на максимальное достижение соответствия двадцати пяти принципам  эффективного банковского надзора  Базельского Комитета.

В свете проводимой политики укрепления и оздоровления банковской системы НБРК большое внимание уделяет  созданию системы внутреннего контроля в банках. В связи с этим, разработаны  Правила организации внутреннего (аудита) контроля в КБ, определяющие общий для всех банков порядок  организации внутреннего контроля. Создание надлежащих систем внутреннего  контроля будет способствовать лучшей защите законных интересов как банков, так их инвесторов и клиентов. Также, основными задачами данного нормативного правового акта являются минимизация  банковских рисков и предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем.

На фоне развития банковской системы, задач ее оздоровления и  укрепления, происходит закономерный процесс расширения рынка банковских услуг. В направлениях деятельности банков получили развитие такие направления  как привлечение внешних займов, создание консорциумов и выдача синдицированных (консорциальных) кредитов. Учитывая это, были утверждены Правила об особенностях создания консорциумов банков и выдачи синдицированных (консорциальных) кредитов, Инструкция об условиях привлечения  банками второго уровня внешних займов.

Кроме того, в связи с  внесением изменений и дополнений в закон, "О банках и банковской деятельности в РК" в части  установления ответственности банков и их должностных лиц за нарушения, которые связаны с банковской деятельностью. Также в части  наложения и взыскания Нацбанком  штрафов за выявленные нарушения, разработаны  и утверждены Правила наложения  и взыскания НБРК штрафов за нарушения, связанные с банковской деятельностью.

В связи с активизацией банков на рынке ценных бумаг принят нормативный правовой акт, регламентирующий порядок и условия выдачи банкам второго уровня согласия на осуществление  брокерской, дилерской, кастодиальной  деятельности на рынке ценных бумаг. Также, в свете проведения в республике реформы пенсионной системы были приняты соответствующие нормативные  правовые акты, регламентирующие некоторые  аспекты деятельности банков, оказывающих  услуги накопительным пенсионным фондам в качестве кастодианов.

Международное сотрудничество в области банковского надзора  является одним из наиболее эффективных  путей совершенствования процедур регулирования банковской деятельности, очень актуально на настоящем  этапе становления и развития банковского сектора в Республике Казахстан.

В связи с наступлением срока подведения итогов по достижению БВУ, отнесенными к первой группе, определенных результатов согласно Программе перехода банков второго  уровня к международным стандартам приняты изменения и дополнения в Положение о порядке перехода банков второго уровня к международным  стандартам. Следуя общей экономической  стратегии и в соответствии с "Программой дальнейшего реформирования банковской системы на 1996 -1998 годы", направленной на достижение финансовой стабилизации и коренных преобразований экономики Казахстана, усилия НБРК были направлены на безусловное выполнение стратегии развития Казахстана до 2030 года.

Основными целями Программы  является создание необходимых условий  для дальнейшего повышения внутренней и внешней устойчивости национальной валюты РК и укрепление системы банков второго уровня для расширения возможностей финансирования экономики страны. Одной  из главных задач, на которое Нацбанк  направит усилия для достижения указанной  цели - кардинальное улучшение системы  банковского надзора и принципов  регулирования банковской деятельности. Проводимая в настоящее время  реформа системы банковского  надзора должна быть в основном завершена  к 1998 - 2000 годам. Целью проводимой реформы  является приближение методов и  процедур банковского надзора к  международным стандартам. Требования, предъявляемые Нацбанком к казахстанским  банкам, будут приведены в соответствие с международными  стандартами банковского надзора. Применение международно-признанных стандартов даст реальную оценку уровня капитализации банков и подверженности банков рискам, что будет способствовать принятию более обоснованных решений как руководством и акционерами банков, так и НБРК в отношении конкретных банков второго уровня, включая принятие решений по применению корректирующих мер, способствующих сохранению на рынке только адекватно капитализированных банков.

Дальнейшее развитие банковского  надзора тесно связано со становлением и укреплением самой банковской системы Казахстана. Пока в системе  банковского надзора имеется  и недостатки, но за последнее время  достигнуты значительные успехи в организации  надзора, применении новых инструментов документарного надзора, совершенствовании законодательной базы. 

Дистанционный (документарный) надзор как основной метод контроля за работой банков - это метод  разумного надзора, который заключается  в периодическом представлении  банками (и другими финансовыми  учреждениями) своей отчетности в  органы надзора, что, как правило, делается на ежемесячной или ежеквартальной основе.

Несмотря на то, что отчетность  обычно предусматривает включение данных, необходимых для макроэкономического анализа, в системе разумного надзора отчетность используется для определения финансового состояния того или иного учреждения, используя при этом анализ финансовых показателей, при помощи коэффициентов: адекватность капитала, рентабельность, ликвидность и качество активов. Успех дистанционного надзора зависит от достоверности данных, представленных в соответствии с четкими инструкциями и нормативами учета и отчетности, причем особое внимание следует уделять обеспечению достоверности и полноты представляемой информации. Для эффективного дистанционного надзора требуется высокий уровень навыков проведения финансового анализа ключевых показателей, перечисленных выше. В оптимальном варианте, дистанционный надзор служит в качестве "системы раннего оповещения", которая предупреждает работников органов надзора о возникновении проблем  в финансовом состоянии отдельного банка. В свою очередь, дистанционный надзор сам по себе редко выявляет все риски, стоящие перед банками, и не может пролить свет на все субъективные ключевые аспекты. Особенно в области анализа качества руководства банком.

Проведение инспекционных  проверок на местах является краеугольным камнем банковского надзора, которое  позволяет получить непосредственную картину, характеризующую состояние  банков. Следовательно, перед органами надзора стоит задача сформировать группу (или группы), состоящие из высококвалифицированных специалистов, которые хорошо знакомы с банковскими  операциями и банковскими рисками. Учитывая большую трудоемкость проведения инспекторских проверок на местах, органы надзора должны определить периодичность, с которой такие проверки проводятся (в идеальном варианте, каждый банк  проверяется ежегодно), а также  масштабы проводимых проверок: общая, ограниченная, специальная. Как правило, инспектирование банков на местах концентрируется вокруг проведения общей проверки рисков банка и выявлении общего финансового состояния банка, а также тех областей, в которых необходимо устранение недостатков. Определение общего финансового состояния часто осуществляется по группе ключевых компонентов, наиболее распространенной является система  CAMEL, которая оценивает: адекватность капитала, качество активов, управление (менеджмент), поступления и ликвидность.

Несмотря на то, что дистанционный  надзор и проведение проверок на местах считаются общепризнанными методам, существует общее мнение, что разумный банковский надзор должен осуществляться в сочетании обоих методов.

Дистанционный надзор имеет  преимущество в том, что сведения о состоянии банков постоянно  обновляются, особенно по вопросам ликвидности, прибыльности и адекватности капитала. Тем не менее, при этом не удается  уделить  достаточное внимание многим аспектам рисков,  часто вообще нельзя полностью быть уверенным в достоверности представленных данных без их непосредственной проверки на местах. Метод проведения проверок на местах имеет преимущество в том, что является более тщательной проверкой всех операций и рисков банка, а также дает более четкую картину управления банком.

В то же время, проверки на местах проводятся довольно редко - в некоторых  случаях раз в несколько лет - и поэтому сами по себе в отдельности  не являются основанием для ведения  непрерывного контроля за всеми аспектами  состояния банка. В результате этого, система банковского надзора, применяемая  в настоящее время в большинстве  стран, сочетает в себе оба метода. В конечном итоге, дистанционный надзор является методом наблюдения за результатом работы (или отсутствием их) по устранению проблем, выявленных в ходе проверок на местах. При этом необходимо отметить, что работники органов надзора должны обладать высокой квалификацией и навыками в деле проверки отчетности и осуществления проверок на местах.

Наиболее важной целью  проведения документарных проверок является выполнение роли "механизма  оповещения", позволяющего выявить  зарождающиеся проблемы до того, как  они приведут к явному кризису. Выявление  таких проблем достигается путем  анализа основных финансовых коэффициентов  банка и другой финансовой информации, получаемой из периодических финансовых отчетов банка, предоставляемых  органам надзора. А также другой имеющей отношение к данному  вопросу информации: такой как, информация о качестве управления, уровня и  эффективности работы различных  систем и мер контроля, качестве внешнего аудита и содержании отчета аудиторов.

Процесс лицензирования обычно заключается в следующем:

а) Минимальное требование к капиталу - данное ограничение  может быть установлено на высоком  уровне в целях ограничения доступа  в сферу банковской деятельности; либо ограничивается количество выдаваемых лицензий.

б) Качество руководящего состава - для этого создана Квалификационная комиссия НБРК, состоящая из представителей разных структурных подразделений  НБРК и проводящая согласование кандидатур после прохождения ими предварительного компьютерного тестирования.

в) Ограничение прав собственности - во многих странах, право владения банками полностью или в большей  мере предоставляется гражданам  данной страны. В некоторых странах  не более 5% оплаченного акционерного капитала банка может находиться в индивидуальной собственности, у  нас акционеры могут владеть  не более, чем 25% акций банка с  правом голоса. В случае, если группа акционеров капитала банка, заявит о  намерении принять на себя управление банком, разрешение на это должно быть получено у властей.

После завершения предварительных  работ по организации деятельности банка процесс регулирования  включает в себя мониторинг и управление деятельностью банка в соответствии с установленными правилами и  инструкциями. Это включает в себя следующее:

1. Раскрытие информации. Это необходимо для того, чтобы  Нацбанк мог осуществлять эффективный  банковский надзор, анализируя предоставленную  банками второго уровня информацию. Важным моментом в этой области  с целью преодоления проблемы  недостатка ясности является  разработка унифицированных стандартов  учета и требований по раскрытию  информации, а также внедрение  компьютерных систем представления,  сбора и анализа данных. Таким  образом, обеспечивается постоянное  обновление данных о деятельности  банков и возможность предупредить  общественность о тенденциях  в этой области.

Информация о работе Организация банковского надзора и регулирование деятельности БВУ в Республике Казахстан