Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа
В настоящее время ситуацию в банковском секторе можно охарактеризовать как стабильную. Политика Нацбанка РК в области надзора за КБ ориентирована, прежде всего, на обеспечение финансовой устойчивости банковской системы республики, в связи с чем, будет продолжена реализация политики повышения требований к уровню капитализации банков второго уровня. Кроме того, в целях обеспечения адекватного надзора за деятельностью крупных банков, а также банков, входящих в состав финансово-промышленных групп, будет активизирована деятельность по внедрению надзора на консолидированной основе.
Организация банковского
надзора и регулирование
2.1 Перспективы развития банковского надзора в Республике Казахстан
В настоящее время ситуацию в банковском секторе можно охарактеризовать как стабильную. Политика Нацбанка РК в области надзора за КБ ориентирована, прежде всего, на обеспечение финансовой устойчивости банковской системы республики, в связи с чем, будет продолжена реализация политики повышения требований к уровню капитализации банков второго уровня.
Кроме того, в целях обеспечения адекватного надзора за деятельностью крупных банков, а также банков, входящих в состав финансово-промышленных групп, будет активизирована деятельность по внедрению надзора на консолидированной основе.
Одним из основных направлений деятельности НБРК является проведение мероприятий, направленных на повышение доверия населения к банковской системе и привлечению временно свободных средств населения в банки второго уровня, к которым, прежде всего, относится развитие системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц.
Развитие фондового рынка,
а также соответствующий рост
операций банков с ценными бумагами
диктуют необходимость
В части совершенствования нормативной правовой базы банковского надзора особое внимание будет уделено совершенствованию внутри банковских процедур управления рисками, а также процедур надзора за организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций.
Основным и важным моментом,
обуславливающим формирование эффективной
системы банковского надзора, является
нормативная правовая база, регулирующая
деятельность банков. В связи этим,
а также принимая во внимание внесение
изменений в действующие и
принятие новых законодательных
актов в 1999 году значительное внимание
уделялось созданию и совершенствованию
нормативных правовых актов, регулирующих
деятельность банков и организаций,
осуществляющих отдельные виды банковских
операций. При этом следует отметить,
что в целях наибольшего
В свете проводимой политики
укрепления и оздоровления банковской
системы НБРК большое внимание уделяет
созданию системы внутреннего контроля
в банках. В связи с этим, разработаны
Правила организации
На фоне развития банковской
системы, задач ее оздоровления и
укрепления, происходит закономерный
процесс расширения рынка банковских
услуг. В направлениях деятельности
банков получили развитие такие направления
как привлечение внешних
Кроме того, в связи с
внесением изменений и
В связи с активизацией
банков на рынке ценных бумаг принят
нормативный правовой акт, регламентирующий
порядок и условия выдачи банкам
второго уровня согласия на осуществление
брокерской, дилерской, кастодиальной
деятельности на рынке ценных бумаг.
Также, в свете проведения в республике
реформы пенсионной системы были
приняты соответствующие
Международное сотрудничество
в области банковского надзора
является одним из наиболее эффективных
путей совершенствования
В связи с наступлением срока подведения итогов по достижению БВУ, отнесенными к первой группе, определенных результатов согласно Программе перехода банков второго уровня к международным стандартам приняты изменения и дополнения в Положение о порядке перехода банков второго уровня к международным стандартам. Следуя общей экономической стратегии и в соответствии с "Программой дальнейшего реформирования банковской системы на 1996 -1998 годы", направленной на достижение финансовой стабилизации и коренных преобразований экономики Казахстана, усилия НБРК были направлены на безусловное выполнение стратегии развития Казахстана до 2030 года.
Основными целями Программы
является создание необходимых условий
для дальнейшего повышения
Дальнейшее развитие банковского надзора тесно связано со становлением и укреплением самой банковской системы Казахстана. Пока в системе банковского надзора имеется и недостатки, но за последнее время достигнуты значительные успехи в организации надзора, применении новых инструментов документарного надзора, совершенствовании законодательной базы.
Дистанционный (документарный) надзор как основной метод контроля за работой банков - это метод разумного надзора, который заключается в периодическом представлении банками (и другими финансовыми учреждениями) своей отчетности в органы надзора, что, как правило, делается на ежемесячной или ежеквартальной основе.
Несмотря на то, что отчетность обычно предусматривает включение данных, необходимых для макроэкономического анализа, в системе разумного надзора отчетность используется для определения финансового состояния того или иного учреждения, используя при этом анализ финансовых показателей, при помощи коэффициентов: адекватность капитала, рентабельность, ликвидность и качество активов. Успех дистанционного надзора зависит от достоверности данных, представленных в соответствии с четкими инструкциями и нормативами учета и отчетности, причем особое внимание следует уделять обеспечению достоверности и полноты представляемой информации. Для эффективного дистанционного надзора требуется высокий уровень навыков проведения финансового анализа ключевых показателей, перечисленных выше. В оптимальном варианте, дистанционный надзор служит в качестве "системы раннего оповещения", которая предупреждает работников органов надзора о возникновении проблем в финансовом состоянии отдельного банка. В свою очередь, дистанционный надзор сам по себе редко выявляет все риски, стоящие перед банками, и не может пролить свет на все субъективные ключевые аспекты. Особенно в области анализа качества руководства банком.
Проведение инспекционных
проверок на местах является краеугольным
камнем банковского надзора, которое
позволяет получить непосредственную
картину, характеризующую состояние
банков. Следовательно, перед органами
надзора стоит задача сформировать
группу (или группы), состоящие из
высококвалифицированных
Несмотря на то, что дистанционный
надзор и проведение проверок на местах
считаются общепризнанными
Дистанционный надзор имеет преимущество в том, что сведения о состоянии банков постоянно обновляются, особенно по вопросам ликвидности, прибыльности и адекватности капитала. Тем не менее, при этом не удается уделить достаточное внимание многим аспектам рисков, часто вообще нельзя полностью быть уверенным в достоверности представленных данных без их непосредственной проверки на местах. Метод проведения проверок на местах имеет преимущество в том, что является более тщательной проверкой всех операций и рисков банка, а также дает более четкую картину управления банком.
В то же время, проверки на местах
проводятся довольно редко - в некоторых
случаях раз в несколько лет
- и поэтому сами по себе в отдельности
не являются основанием для ведения
непрерывного контроля за всеми аспектами
состояния банка. В результате этого,
система банковского надзора, применяемая
в настоящее время в
Наиболее важной целью
проведения документарных проверок
является выполнение роли "механизма
оповещения", позволяющего выявить
зарождающиеся проблемы до того, как
они приведут к явному кризису. Выявление
таких проблем достигается
Процесс лицензирования обычно заключается в следующем:
а) Минимальное требование к капиталу - данное ограничение может быть установлено на высоком уровне в целях ограничения доступа в сферу банковской деятельности; либо ограничивается количество выдаваемых лицензий.
б) Качество руководящего состава
- для этого создана
в) Ограничение прав собственности
- во многих странах, право владения
банками полностью или в
После завершения предварительных
работ по организации деятельности
банка процесс регулирования
включает в себя мониторинг и управление
деятельностью банка в
1. Раскрытие информации.
Это необходимо для того, чтобы
Нацбанк мог осуществлять