Организация банковского надзора и регулирование деятельности БВУ в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время ситуацию в банковском секторе можно охарактеризовать как стабильную. Политика Нацбанка РК в области надзора за КБ ориентирована, прежде всего, на обеспечение финансовой устойчивости банковской системы республики, в связи с чем, будет продолжена реализация политики повышения требований к уровню капитализации банков второго уровня. Кроме того, в целях обеспечения адекватного надзора за деятельностью крупных банков, а также банков, входящих в состав финансово-промышленных групп, будет активизирована деятельность по внедрению надзора на консолидированной основе.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация банковского надзора и регулирование деятельности БВУ в Республике Казахстан.docx

— 87.96 Кб (Скачать файл)

В Департамент банковского  надзора банки второго уровня предоставляют следующие основные формы отчетности:

-ежедневный баланс по  форме 700 Н;

-еженедельный отчет  о выполнении лимитов открытой валютной позиции, сведения о проводимых банком форвардных, своп, и спот сделках;

-еженедельный отчет о  выполнении текущей ликвидности  (таблица сравнения сроков активов  и обязательств);

-ежемесячный отчет о  выполнении пруденциальных нормативов;

-ежемесячный отчет о  выполнении резервных требований;

-ежемесячный отчет о  классификации активов, условных  и возможных обязательств и  формированию провизий по ним  банками второго уровня;

-ежемесячный отчет о  размещении части средств банков  второго уровня во внутренние  активы;

-ежеквартальную регуляторную  финансовую отчетность.  

 Крайне важно, чтобы  представленные отчетные данные  были проверены на местах, в  банке, либо квалифицированными  инспекторами, либо компетентными  внешними аудиторами.

2.Ограничение деловой  активности. Это означает ограничение не только доступа в банковскую сферу, но и видов деловой активности, в которых банки имеют право принимать участие. В целях недопущения столкновения интересов, например, согласно нашего банковского законодательства банкам запрещено участвовать в деятельности, не характерной для них, такой, как торговля, промышленность, сельское хозяйство, а также выступать в роли прямых конкурентов в отношении своих клиентов, где их финансовые возможности дадут им определенные преимущества.  Банкам разрешено только инвестировать средства в данные отрасли в целях содействия возвращению выданных кредитов.

3. Контроль над образованием  филиалов и  отделений банков. Ограничение доступа к депозитам. Национальный Банк РК дает разрешение на открытие нового филиала только в том случае, если он уверен, что банк располагает достаточной базой капитала и квалифицированным руководством, способным обеспечить функционирование дополнительных филиалов.

4 Лимитирование рисков. Этот  контроль означает ограничение  степени риска, которые банк  может взять на себя. 

Кредитный риск - в этом случае ограничивается максимальный размер кредита  на 1-го заемщика. Согласно нашему законодательству максимальный размер риска на одного заемщика составляет 10-25% от капитала банка.  

Валютный риск-ограничение  объемов наличности в иностранной  валюте у банков второго уровня для  снижения спекуляций и рисков, связанных  с колебаниями курсов валют. 

Процентный риск - контролируется путем востребования данных об изменениях процентных ставок, опубликования данных о несоответствии в сроках платежей.

5.Требования к ликвидности.  Для удовлетворения потребностей  клиентов в наличности, банк должен  поддерживать минимальный уровень  ликвидных активов.

6.Требования к достаточности  капитала. Капитал служит обеспечением  финансовых обязательств акционеров, и для защиты вкладчиков от  неожиданных потерь, понесенных  банком. Базельский Комитет принял  статьи активов, взвешенных с  учетом риска и банк должен  иметь минимальную 8%-ную стандартную  базу капитала.

7. Объединение информации  и координации. В связи со  стремлением банков к сохранению  коммерческой тайны и нежеланием  обмениваться или раскрывать  информацию своим конкурентам,  значительное преимущество имеет  формирование супервизорами централизованного  информационного кредитного бюро (кредитный регистр), в функции  которого входит оценка достаточности  резервов, выявление проблемных  направлений в экономике, совершенствование  информационной базы банка по  оценке кредитов.

8. "Увещевание". Центральные  крупнейшие банки имеют тенденцию  руководить банковской системой  посредством проведения регулярных  бесед и обмена мнениями с  представителями ассоциаций банкиров  и лидерами рынка.

9. Превентивные меры. Принцип  "увещевания" не действует в  отношении "банков- мошенников" и нечестного менеджмента. В  распоряжении супервизора банка  должны находиться, во-первых, действенная  "система раннего оповещения" для выявления подобной манеры  поведения, и, во-вторых, определенные, установленные законом полномочия, позволяющие привлечь к ответственности  персонал банка, уличенный в  мошенничестве. В процессе регулирования часто наблюдается недостаточность внимания строгому выполнению правил и инструкций, установленных законодательством.

10.Совершенствование политической  и законодательной базы. Основной  функцией регулирующих органов  банка является регулярный обзор  деятельности банков, основных тенденций  развития рыночных отношений,  претензий общественности, а также  совершенствование существующих  инструктивных материалов и законодательства. Чаще всего устаревшая политика  и нормативные документы были  основной причиной неэффективной  работы банковской системы и  тормозили совершенствование финансовых  органов. 

Участие каждого аналитика  обзора в управлении портфелем банка  является важной составной частью надзорного процесса Национального Банка. За определенным аналитиком закрепляется каждый банк, таким образом, аналитик становится куратором данного банка и  отвечает за надзор над этим банком. В среднем за каждым куратором  закреплены 3-4 банка.                  

 Аналитик обзора обязан:

* Быть всегда в курсе  того, какие виды риска имеются  у контролируемых им банков.

* Выявлять и оперативно  реагировать на мигрирующий риск.

* Следить за тем, чтобы  график надзорного цикла составлялся  и выполнялся согласно требованиям  Национального Банка РК. Для проведения  внеплановых инспекционных мероприятий  нужно получить одобрение директора  департамента банковского надзора.

*Нести ответственность  за своевременное проведение  всех инспекций, включая специализированные  проверки.

* Постоянно обновлять  данные BOSS и других компьютеризированных  систем с тем, чтобы они отражали  текущую структуру риска и  состояния дел в банке.

* Поддерживать постоянную  и эффективную связь с руководством  банков.

* Оперативно информировать  директора Департамента банковского  надзора о состоянии дел в  подопечных банках.

* Выносить на рассмотрение  НБРК свой план мероприятий  по решению проблем, исходя  из их характера, состояния  дел в банке, способности и  желания руководства банка и  совета директоров исправить  недостатки.

* Следить за тем, чтобы  выполнялись меры воздействия  в отношении закрепленного за  ним банка, оценивая их эффективность.   

 Кураторы банков проводят  анализ ежедневных балансов банков. Еженедельно проверяются отчеты  о выполнении лимитов открытой  валютной позиции.

Одним из наиболее важных инструментов дистанционного регулирования является установление пруденциальных нормативов и других, обязательных к соблюдению банками норм и лимитов, включая  нормы резервных требований, провизии против сомнительных и безнадежных  активов.

Размер минимальных резервных  требований определяется как фиксированный  процент от всех депозитных обязательств банка перед юридическими и физическими  лицами, кроме банков. Установлены два способа выполнения банками минимальных резервных требований:

1) Размещение средств  в резервных активах в течение  месяца так, чтобы среднемесячная  сумма резервных активов была  не менее среднемесячной величины  минимальных резервных требований, которая рассчитывается как процент  от среднемесячной суммы депозитных  обязательств, взятых за каждый  рабочий день месяца.

2) Депонирование средств  в НБРК на соответствующем  счете так, чтобы сумма остатков  была равна минимальным резервным  требованиям, рассчитанным как  процент от депозитных обязательств  по состоянию на первый рабочий  день месяца.

Провизии против сомнительных и безнадёжных активов формируются  по итогам классификации активов  и условных обязательств, которая  основывается на качестве актива - возможности  его возврата или текущей (рыночной) стоимости актива, а в случае условного  обязательства-возможности исполнения своих обязательств лицом, которому будет или может быть предъявлено  требование.

Активы и условные обязательства  подразделяются на стандартные и  классифицированные.

* Актив считается стандартным,  если его текущая (рыночная) стоимость  не ниже стоимости его приобретения  банком или имеются основания  полагать, что требование по активу  будет исполнено или исполняется  в соответствии с условиями  договора.

* Классифицированный актив  представляет собой актив, текущая  (рыночная) стоимость которого ниже  стоимости его приобретения банком  или имеются основания полагать, что требование по активу не  будет исполнено или не исполняется  в соответствии с условиями  договора.  

 Классифицированные активы  и условные обязательства делятся  на сомнительные (подразделяются  на субстандартные, неудовлетворительные  и сомнительные с повышенным  риском) и безнадежные.  

 Провизии представляют  собой сумму средств, необходимых  для покрытия убытков от не  возврата активов или уменьшения  их стоимости. Провизии подразделяются  на общие и специальные.

* Специальные провизии - это провизии, формируемые для  покрытия убытков по конкретным  классифицированным активам, в  отношении которых преобладает  вероятность их потери (не возврата) или текущая стоимость которых  более чем в два раза меньше  стоимости их приобретения.

* Общие провизии - это  провизии на возможные потери  по всей совокупности активов  банка, кроме тех, по которым  необходимо создавать специальные  провизии.

Классификация активов и  соответствующий пересмотр необходимого размера провизии производится банком ежемесячно по состоянию не более  чем за 7 рабочих дней до последнего рабочего дня месяца. Изменения в  размере провизии отражаются в балансе  банка на последний рабочий день каждого месяца.

Размер провизии колеблется от 5 % до 100 % от суммы активов, в зависимости  от их качества (см. таблицу №1-в Приложении)

Отдельно хотелось бы остановиться на анализе выполнения пруденциальных нормативов. 

В состав пруденциальных нормативов, установленных НБРК для их обязательного  соблюдения банками, входят:

Минимальный размер уставного  фонда (капитала) банков.

С 05.12.1997 года он был установлен для вновь открываемых банков - 300 млн. тенге, для действующих банков - 100 млн. тенге.

Постановлением Правления  Нацбанка РК № 138 от 07.04.2000г. установлен минимальный размер уставного (собственного) капитала для: - вновь создаваемых  банков - в сумме 1,5 млрд.тенге; для  действующих банков - в сумме 500,0 млн.тенге. (в настоящее время  данный документ находится на регистрации  в  Министерстве юстиции РК).

Коэффициент достаточности  собственных средств. Существуют два коэффициента К1 и К2.Отношение СК банка первого уровнях сумме всех его активов должно быть не менее  0,06.                                  

       ,   где    

 КI - собственный капитал  первого уровня;    

 ИК - инвестиции банка  в акции и субординированный  долг других юридических лиц;     

 А - сумма всех активов  в соответствии с консолидированным  балансом                                

      ,      где    

 К - собственный капитал;    

 Ар - сумма активов  и вне балансовых требований, взвешенных по степени риска;   

 Пс - специальные провизии (по сомнительным с повышенным  риском и убыточным кредитам) плюс сумма сформированных общих  резервов, привлекающая 1,25% суммы Ар. (В 1999 году по сравнению с  1998 годом продолжалось снижение  количества банков, нарушающих коэффициенты  достаточности собственных средств  К1 (с 6 до 5) и К2 (с 7 до 5)                

 Максимальный размер риска на одного заемщика                                                 

     ,         где   

 Р - размер риска,   

 К - собственный капитал  банка. К3 не должен превышать  размера собственного капитала:

* Для заемщиков, являющихся  лицами, связанными с банком особыми  отношениями - 0.10;

* Для прочих заемщиков  - 0,25 (в том числе не более  0,10 по бланковым кредитам).

Количество банков, нарушающих, данный норматив сократилось по сравнению  с 1998 годом с 11 до 6, а для лиц, связанных  с банком особыми отношениями  с 8 до 6            

Информация о работе Организация банковского надзора и регулирование деятельности БВУ в Республике Казахстан