Организация банковского надзора и регулирование деятельности БВУ в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время ситуацию в банковском секторе можно охарактеризовать как стабильную. Политика Нацбанка РК в области надзора за КБ ориентирована, прежде всего, на обеспечение финансовой устойчивости банковской системы республики, в связи с чем, будет продолжена реализация политики повышения требований к уровню капитализации банков второго уровня. Кроме того, в целях обеспечения адекватного надзора за деятельностью крупных банков, а также банков, входящих в состав финансово-промышленных групп, будет активизирована деятельность по внедрению надзора на консолидированной основе.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация банковского надзора и регулирование деятельности БВУ в Республике Казахстан.docx

— 87.96 Кб (Скачать файл)

Инспекции "на местах", безусловно, являются для органов  надзора самыми эффективными способами  получения картины реального  положения банка; однако это требует  временных затрат и человеческих ресурсов как со стороны инспектора, так и со стороны инспектируемого.

Основным препятствием, в  данном случае является то, что каждая проверка со стороны органов надзора  зависит от статистических данных и  финансовых отчетов, подготовленных самим  проверяемым банком. Поэтому чем  серьезнее проблемы банка, тем менее  он заинтересован в том, чтобы  проверяющие получали достоверную, точную и полную информацию о проблемах  банка. 

 

 

                                               Заключение 

 

 

 К настоящему времени сложилась  определенная система регулирования  коммерческих банков, которая постоянно  совершенствуется с учетом мировой  практики. Консолидированный надзор, который регламентируется Проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные  акты РК по вопросам банковской деятельности»  от 12.03.2001г. будет способствовать процессу интеграции казахстанской банковской системы в мировое финансовое сообщество, повышению степени доверия  иностранных инвесторов к отечественной  экономике. Для стран СНГ и  Республики Казахстан применение Базельских принципов предполагает реализацию комплекса организационных и  методических мероприятий, направленных на укрепление экономики, финансовых рынков и совершенствование национальных систем банковского надзора, а также  развитие контактов, включая информационный обмен с органами надзора стран, в которых банки РК осуществляют свою деятельность, и стран, инвесторы  которых вкладывают средства в капитал  казахстанских банков.

Со своей стороны НБРК активно занимается проведением  указанных мероприятий, имея в виду максимальное приближение норм регулирования  БВУ РК к международным стандартам.  

Введены новые, более жесткие  экономические нормативы для  банков, создаются системы раннего  регулирования (BOSS) и особого надзора  за деятельностью крупнейших банков, имеющих национальное значение, совершенствуется структура управления процессами регулирования  и, расширяется практика назначения временных администраций в проблемные банки, а также принимаются меры по усилению процедур внутреннего контроля в банках.

Одной из главных задач  является совершенствование нормативных  документов, а также их более глубокая разработка с целью избежания  практики частого внесения изменений  и дополнений, которая является практически  обыденным явлением, и является фактором, осложняющим и без того очень  интенсивную работу банков.

Методика расчета собственного капитала, а также коэффициентов  достаточности капитала, в настоящее  время, приближена к требованиям  Базельского комитета по банковскому  надзору. Данная методика расчета (капитал I,II уровня) позволяет сотрудникам  управлений  пруденциального надзора более реально подойти к оценке собственного капитала банка.

Обязательные резервные  требования  к банкам второго уровня используются во всех развитых странах. Они используются для снижения активности банков в целях смягчения "перегрева экономики", а также для оживления деловой активности. В нашей республике, в настоящий момент, наблюдается рост производства, приток инвестиций и оборотных средств.

Также хотелось бы остановиться на недостаточном обеспечении законодательной  базы деятельности небанковских финансовых организаций (кредитных товариществ, компаний по управлению пенсионными  активами и т. д.). Это направление  финансового рынка в настоящее  время развивается очень стремительно, их доля на рынке капитала быстро растет. Это обусловлено различными факторами, например многие кредитные товарищества - это реорганизованные банки, которые  предпочли ограничить спектр предоставляемых  услуг и выполняемых операций, а также использовать возможность  применения к ним более щадящих  обязательных нормативов.

Одной из проблем банковской системы РК является неравномерность  территориального развития банковской системы, большая концентрация в городе Алматы и недостаточно развитая сеть на остальной территории страны. На периферии, особенно в отдельных районах, просто отсутствуют средства, чтобы создавать новые банки, капитал которых соответствовал бы законодательству. В условиях, когда количество банков сокращается, это создаёт трудности в обслуживании клиентуры, ведёт к сужению конкурентной борьбы. В отдельных регионах существуют одно- два банковских учреждения, являющихся своеобразными монополистами. Поэтому именно в этих районах очень важно развитие небанковских кредитных учреждений.

Одновременно банки на местах работают над совершенствованием соответствующего программного обеспечения (введение главной бухгалтерской  книги и вспомогательных журналов) для осуществления эффективной  оперативной работы.

Продолжается деятельность по изучению международного опыта, в  связи с этим в НБРК работают специалисты  проекта банковского надзора  финансируемого ЮСАИД, Добровольческого корпуса, которые предоставляют  консультативную и техническую  помощь. Консультативная помощь заключается  в разработке совместных проектов по совершенствованию банковской системы. Одним из результатов работы иностранных  консультантов являются принятые за основу рекомендации системы "CAMEL" (система оценки банков, с учетов коэффициентов адекватности капитала, ликвидности, доходности, менеджмента).

В последнее время Департаментом  банковского надзора Нацбанка РК были достигнуты значительные успехи в организации системы банковского  надзора, применении новых инструментов дистанционного надзора, совершенствовании  законодательной базы. 

В связи с прохождением практики в НБРК, хотелось бы добавить, что можно внести изменения и  дополнения в некоторые документы:

Ужесточить требования по участию нерезидентов РК в уставном капитале банков;

Усовершенствовать процедуры  лицензирования банковских операций. 

Таким образом, на основании  проведенного исследования можно сделать  вывод, что в Республике Казахстан  сложилась эффективная система  банковского надзора, оформлены  условия для осуществления действенного контроля над банковской деятельностью, создана организационная структура, закреплены функции и полномочия. В настоящее время происходит  дальнейшее реформирование нормативно-правовой базы регулирования банковской системы и совершенствования процедур и методов эффективного разумного банковского надзора.  

 

 

                       Список использованной литературы:

1.Указ Президента  Республики Казахстан, имеющий  силу закона, от 30 марта 1995 года N 2155 "О Национальном Банке Республики  Казахстан" (внесены изменения  и дополнения в соответствии  с Указами Президента РК, имеющими  силу Закона, от 20.07.95 N 2370; от 02.08.95 N 2396; от 5.12.95 г. N 2672; от 27.01.96 г. N 2830; Законами  РК от 03.07.96 N 18-1; от 07.12.96 N 50-1; от 11.07.97 г. N 154-1; N 200-1 от 08.12.97 г.; от 29.06.98 г. N 236-1; от 16.07.99 г. N 436-1);

2. Указ Президента Республики  Казахстан, имеющий силу закона, от 31 августа 1995 г. N 2444 "О банках  и банковской деятельности в  Республике Казахстан" (с изменениями  и дополнениями внесенными Законом  РК от 11.07.97г. N 154-1, Законом Республики  Казахстан от 7 декабря 1996 года N 50-1, указом Президента Республики  Казахстан, имеющим силу Закона, от 27 января 1996 г. N 2830, Законами Республики  Казахстан от 8.12.97г. N 200-1, от 27.09.96 г. N 37-1, N 83-1 от 6.03.97, от 29.06.98 г. N 236-1, от 10.07.98 г. N 282-1, от 16.07.99 N 436-1);

3. Постановление Правления  Национального Банка Республики  Казахстан от 29 февраля 1996 г. N 50 "О  Правилах выдачи, отзыва разрешения  на создание, реорганизацию банка,  лицензии на проведение банковских  операций и иной банковской  деятельности, их аннулирования  и приостановления, дачи, отзыва  согласия на открытие, слияние  филиалов и открытие представительств  банка" (с изменениями, внесенными  постановлениями Правления Нацбанка  РК от 19.09.96 г. N 215; от 5.12.97 г. N 413);

4. Правила, утвержденные  постановлением Правления Национального  Банка РК от 29 февраля 1996 г. N 48 "О консервации банков в  Республике Казахстан" (с изменениями,  внесенными в соответствии с  постановлениями Правления Нацбанка  РК от 5 декабря 1997 г. N 413, от 31 декабря  1998 года N 340);

5. Постановление Нацбанка  РК от 11 сентября 1997 г. N 325 О Положении  "О порядке назначения и  полномочиях временной администрации  (временного администратора) в банке" (с изменениями, внесенными постановлением  Правления Нацбанка РК от 31.12.98 г. N 330);

6. Постановление Национального  банка РК от 23 мая 1997 года N 219 "О  Правилах о пруденциальных нормативах" (внесены изменения и дополнения  в соответствии с постановлениями  Правления Нацбанка РК от 27.10.97 г. N 380; от 28.08.98 г. N 157);

7. Положение Нацбанка  Республики Казахстан от 23 мая  1997 года N 222 "О минимальных резервных  требованиях

8. Положение Национального  Банка Республики Казахстан от 24 апреля 1997 года N 119 "О порядке  применения к банкам второго  уровня ограниченных мер воздействия";

9. Постановление Правления  Национального Банка Республики  Казахстан от 31 декабря 1996 года N 336 "О Положении "О порядке  принудительного выкупа и продажи  акций банка, имеющего отрицательный  размер капитала" (с изменениями,  внесенными в соответствии с  постановлением Нацбанка РК от 31.12.97 г. N 485);

10. Постановление Правления  Нацбанка РК от 12 декабря 1996 г. N 292 О Положении "О порядке  перехода банков второго уровня  к международным стандартам" (с  внесенными изменениями и дополнениями  постановлениями Правления Национального  банка РК от 31.03.1997г. N 89; от 30.04.1997г. N 135; от 15.10.1997г. N 375; от 4.12.1997г. N 411; от 30.12.1997 г. N 470; от 31.12.1998 г. N 339);

11. Постановление Правления  Национального Банка Республики  Казахстан от 25 июля 1997 года N 289 О  Положении "Об основных требованиях  к проведению инспектирования  (проверки) банков второго уровня  и оформлению его результатов";

12. Постановление Правления  Национального Банка Республики  Казахстан от 3 июля 1999 года N 156 "Об  утверждении Инструкции о порядке  представления банками второго  уровня в Национальный Банк Республики Казахстан формы ежедневного баланса и дополнительных данных для расчета пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов";

13. Положение Правления  Национального банка Республики  Казахстан от 30 декабря 1997 г. N 479 "О  классификации банковских, небанковских  активов, требований Национального  банка Республики Казахстан и  создании провизий по ним";

14. Руководство по банковскому  надзору для специалистов Департамента  банковского надзора;

15. Положение "О Департаменте  банковского надзора";

16. Положение "О небанковских  финансовых учреждениях" от 23.05.1997г.  № 221;

17. Положение "О кредитных  товариществах" от 12.04.1997г. №  106;

18. Положение "О порядке  согласования кандидатур, подлежащих  назначению на руководящие должности  банков второго уровня, и полномочиях  Квалификационной комиссии НБРК" от 27.09.1996г. № 229;

19. Барлтроп К., Макнотон  Д. Интерпретация финансовой отчетности; Всемирный Банк, Вашингтон, 1994г.;

20. Де Жуан А. Неэффективный  банковский надзор и ухудшение  качества управления как главные  элементы банковских кризисов; Институт  экономического развития Всемирного  Банка, Вашингтон, 1992г.;

21.  Ибрагимова Л.Ф. К вопросу о государственном регулировании деятельности кредитных организаций на финансовых рынках; Деньги и кредит, № 12, 1997г.;

22. Шенг Э. Банковский  надзор: принципы и практика; Институт  экономического развития Всемирного  Банка, Вашингтон, 1990г.;

23.Банковский надзор и  аудит./Под ред. проф. И.Д.Мамоновой;  М,1995г.;

24.  Банковский портфель-3; М,1995г.


Информация о работе Организация банковского надзора и регулирование деятельности БВУ в Республике Казахстан