Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа
В настоящее время ситуацию в банковском секторе можно охарактеризовать как стабильную. Политика Нацбанка РК в области надзора за КБ ориентирована, прежде всего, на обеспечение финансовой устойчивости банковской системы республики, в связи с чем, будет продолжена реализация политики повышения требований к уровню капитализации банков второго уровня. Кроме того, в целях обеспечения адекватного надзора за деятельностью крупных банков, а также банков, входящих в состав финансово-промышленных групп, будет активизирована деятельность по внедрению надзора на консолидированной основе.
Инспекции "на местах", безусловно, являются для органов надзора самыми эффективными способами получения картины реального положения банка; однако это требует временных затрат и человеческих ресурсов как со стороны инспектора, так и со стороны инспектируемого.
Основным препятствием, в данном случае является то, что каждая проверка со стороны органов надзора зависит от статистических данных и финансовых отчетов, подготовленных самим проверяемым банком. Поэтому чем серьезнее проблемы банка, тем менее он заинтересован в том, чтобы проверяющие получали достоверную, точную и полную информацию о проблемах банка.
К настоящему времени сложилась
определенная система регулирования
коммерческих банков, которая постоянно
совершенствуется с учетом мировой
практики. Консолидированный надзор,
который регламентируется Проектом
закона «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные
акты РК по вопросам банковской деятельности»
от 12.03.2001г. будет способствовать процессу
интеграции казахстанской банковской
системы в мировое финансовое
сообщество, повышению степени доверия
иностранных инвесторов к отечественной
экономике. Для стран СНГ и
Республики Казахстан применение Базельских
принципов предполагает реализацию
комплекса организационных и
методических мероприятий, направленных
на укрепление экономики, финансовых рынков
и совершенствование
Со своей стороны НБРК активно занимается проведением указанных мероприятий, имея в виду максимальное приближение норм регулирования БВУ РК к международным стандартам.
Введены новые, более жесткие
экономические нормативы для
банков, создаются системы раннего
регулирования (BOSS) и особого надзора
за деятельностью крупнейших банков,
имеющих национальное значение, совершенствуется
структура управления процессами регулирования
и, расширяется практика назначения
временных администраций в
Одной из главных задач является совершенствование нормативных документов, а также их более глубокая разработка с целью избежания практики частого внесения изменений и дополнений, которая является практически обыденным явлением, и является фактором, осложняющим и без того очень интенсивную работу банков.
Методика расчета собственного капитала, а также коэффициентов достаточности капитала, в настоящее время, приближена к требованиям Базельского комитета по банковскому надзору. Данная методика расчета (капитал I,II уровня) позволяет сотрудникам управлений пруденциального надзора более реально подойти к оценке собственного капитала банка.
Обязательные резервные требования к банкам второго уровня используются во всех развитых странах. Они используются для снижения активности банков в целях смягчения "перегрева экономики", а также для оживления деловой активности. В нашей республике, в настоящий момент, наблюдается рост производства, приток инвестиций и оборотных средств.
Также хотелось бы остановиться
на недостаточном обеспечении
Одной из проблем банковской системы РК является неравномерность территориального развития банковской системы, большая концентрация в городе Алматы и недостаточно развитая сеть на остальной территории страны. На периферии, особенно в отдельных районах, просто отсутствуют средства, чтобы создавать новые банки, капитал которых соответствовал бы законодательству. В условиях, когда количество банков сокращается, это создаёт трудности в обслуживании клиентуры, ведёт к сужению конкурентной борьбы. В отдельных регионах существуют одно- два банковских учреждения, являющихся своеобразными монополистами. Поэтому именно в этих районах очень важно развитие небанковских кредитных учреждений.
Одновременно банки на
местах работают над совершенствованием
соответствующего программного обеспечения
(введение главной бухгалтерской
книги и вспомогательных
Продолжается деятельность по изучению международного опыта, в связи с этим в НБРК работают специалисты проекта банковского надзора финансируемого ЮСАИД, Добровольческого корпуса, которые предоставляют консультативную и техническую помощь. Консультативная помощь заключается в разработке совместных проектов по совершенствованию банковской системы. Одним из результатов работы иностранных консультантов являются принятые за основу рекомендации системы "CAMEL" (система оценки банков, с учетов коэффициентов адекватности капитала, ликвидности, доходности, менеджмента).
В последнее время Департаментом
банковского надзора Нацбанка РК
были достигнуты значительные успехи
в организации системы
В связи с прохождением практики в НБРК, хотелось бы добавить, что можно внести изменения и дополнения в некоторые документы:
Ужесточить требования по участию нерезидентов РК в уставном капитале банков;
Усовершенствовать процедуры лицензирования банковских операций.
Таким образом, на основании
проведенного исследования можно сделать
вывод, что в Республике Казахстан
сложилась эффективная система
банковского надзора, оформлены
условия для осуществления
Список использованной литературы:
1.Указ Президента
Республики Казахстан, имеющий
силу закона, от 30 марта 1995 года N
2155 "О Национальном Банке
2. Указ Президента Республики
Казахстан, имеющий силу
3. Постановление Правления
Национального Банка
4. Правила, утвержденные
постановлением Правления
5. Постановление Нацбанка
РК от 11 сентября 1997 г. N 325 О Положении
"О порядке назначения и
полномочиях временной
6. Постановление Национального
банка РК от 23 мая 1997 года N 219 "О
Правилах о пруденциальных
7. Положение Нацбанка Республики Казахстан от 23 мая 1997 года N 222 "О минимальных резервных требованиях
8. Положение Национального
Банка Республики Казахстан от
24 апреля 1997 года N 119 "О порядке
применения к банкам второго
уровня ограниченных мер
9. Постановление Правления
Национального Банка
10. Постановление Правления
Нацбанка РК от 12 декабря 1996 г.
N 292 О Положении "О порядке
перехода банков второго
11. Постановление Правления
Национального Банка
12. Постановление Правления
Национального Банка
13. Положение Правления
Национального банка
14. Руководство по банковскому
надзору для специалистов
15. Положение "О Департаменте банковского надзора";
16. Положение "О небанковских финансовых учреждениях" от 23.05.1997г. № 221;
17. Положение "О кредитных товариществах" от 12.04.1997г. № 106;
18. Положение "О порядке
согласования кандидатур, подлежащих
назначению на руководящие
19. Барлтроп К., Макнотон
Д. Интерпретация финансовой
20. Де Жуан А. Неэффективный
банковский надзор и ухудшение
качества управления как
21. Ибрагимова Л.Ф. К вопросу о государственном регулировании деятельности кредитных организаций на финансовых рынках; Деньги и кредит, № 12, 1997г.;
22. Шенг Э. Банковский
надзор: принципы и практика; Институт
экономического развития
23.Банковский надзор и аудит./Под ред. проф. И.Д.Мамоновой; М,1995г.;
24. Банковский портфель-3; М,1995г.