Организация налично-денежного обращения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение наличного денежного оборота в Республике Беларусь.
Объектом курсовой работы является наличный денежный оборот Республики Беларусь.

Содержание

Введение ..........………………………………………………………………...…4
1 Наличный денежный оборот, как часть денежного обращения………...…..6
1.1 Понятие денежного обращения ……………..……..…………..…………...6
1.2 Эмиссия наличных денег…………………………......…………...…………7
1.3 Характеристика наличного денежного оборота…………………………..10
2 Организация и регулирование наличного денежного обращения ………...12
2.1 Организация наличного денежного оборота……………………………...12
2.2 Нормативно-правовая база, регулирующая наличный денежный оборот в Республике Беларусь……………………………………………………………17
2.3 Прогнозирование налично-денежного оборота…………………………...24
2.4 Принципы организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь………………………………………………………………………….29
3 Анализ наличного денежного оборота………………………………............31
3.1 Организация анализа налично-денежного оборота в Республике Беларусь…………………………………………………………………………31
Заключение …………..........................................................................................33
Список использованных источников ................................................................36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ДКБ.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы самостоятельно определяют порядок и сроки сдачи выручки в приказе руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, решении индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса, оформленных в письменном виде.

Установленные руководителем юридического лица, подразделения или лицом, им уполномоченным, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, частным нотариусом порядок  и сроки сдачи выручки действительны в течение срока, указанного в приказе руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, в решении индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса.

Порядок и сроки сдачи  выручки могут быть пересмотрены по решению руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, индивидуального  предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса в случае изменения объемов кассовых оборотов и по другим причинам.

При установлении сроков сдачи выручки учитываются необходимость  ускорения оборачиваемости и  своевременного поступления наличных денег в банки, обеспечение сохранности, специфика работы юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса.

Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие  текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы сообщают обслуживающему банку (по решению руководителя банка или лица, им уполномоченного) установленные сроки сдачи выручки, размеры выручки, планируемой для сдачи в банк, а также сведения об изменении сроков сдачи выручки и ее размеров в сроки, определенные договором между юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, частным нотариусом и обслуживающим банком.

Решением руководителя юридического лица, подразделения или  лица, им уполномоченного, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, устанавливаются:

размер потребности  в разменных наличных деньгах (при  необходимости) на одно рабочее место  кассира, уполномоченное лицо;

время начала подготовки и формирования инкассаторской сумки с учетом выписки соответствующих сопроводительных документов и последующей передачи службе инкассации (в случае сдачи выручки работникам службы инкассации в соответствии с законодательством);

время сдачи выручки  кассирами главному (старшему по должности) кассиру;

время начала подготовки выручки для последующей сдачи  в обслуживающий банк, в организацию  Министерства связи и информатизации Республики Беларусь (при отсутствии должности главного (старшего) кассира).

Величина размера потребности в разменных наличных деньгах на одно рабочее место кассира, уполномоченное лицо устанавливается для обеспечения бесперебойного функционирования с учетом необходимости ускорения оборачиваемости и своевременного поступления наличных денег в банки, обеспечения сохранности, а также специфики работы (розничная торговля, общественное питание, услуги и т.п.) юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет.

Порядок и сроки сдачи  выручки, при необходимости размер потребности в разменных наличных деньгах для уполномоченных лиц устанавливаются самим юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, и доводятся каждому уполномоченному лицу приказом руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, решением индивидуального предпринимателя. Уполномоченные лица могут сдавать выручку в кассу юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, в обслуживающий банк, его подразделение, иной банк либо организацию Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Сроки сдачи выручки  для уполномоченных лиц устанавливаются  исходя из необходимости обеспечения  сохранности наличных денег, но не реже одного раза в 7 календарных дней.

Вся выручка уполномоченных лиц (за исключением размера потребности  в разменных наличных деньгах  в случае его установления) сдается  в порядке и сроки, установленные  юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет.

Согласно Инструкции №112 лимит остатка кассы не устанавливается.

Выдача наличных денег  под отчет производится из касс юридических  лиц, подразделений, а также индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, привлекающих для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения осуществления частной нотариальной деятельности физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в соответствии с законодательством.

Главой 2 Инструкции №107 регламентируется порядок приема и выдачи наличных денег, а также порядок оформления кассовых операций по приему и выдаче наличных денег.

Согласно п. 77 Инструкции №107, банки вправе выдавать наличные деньги (перечислять денежные средства на карт-счета и иные банковские счета физических лиц), в частности:

на оплату труда, выплату  стипендий, пенсий, пособий, алиментов;

на расчеты между  юридическими лицами, их обособленными  подразделениями, индивидуальными  предпринимателями в размере  не более 300 базовых величин (БВ) в течение одного дня каждому юридическому лицу, обособленному подразделению, индивидуальному предпринимателю, открывшим текущие (расчетные) счета;

для возмещения расходов физических лиц, проведенных на основании  договоров, заключенных с нанимателем, в интересах юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, с которыми указанные физические лица состоят в трудовых отношениях, в размере не более 300 БВ за каждый день расходования;

для возмещения вышеуказанных  расходов физических лиц за предыдущие дни в размере, превышающем 300 БВ в день, но не более предельно допустимого размера расчетов за каждый день расходования.

На банки возложена  обязанность по осуществлению контроля за поступлением и выдачей наличных денег юридическим лицам, подразделениям, индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам. Для выполнения этой задачи банк самостоятельно определяет перечень сведений (документов), представляемых клиентами.

Обслуживающие банки  при приеме и выдаче наличных денег  юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления расчетов между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями должны осуществлять контроль за соблюдением установленных законодательством порядка и размера указанных расчетов. В случае если у банка возникают подозрения в том, что финансовые операции совершаются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, он обязан заполнить специальные формуляры.

Данная норма является логическим продолжением требований ст. 6 Закона РБ от 19.07.2000 №426-З «О мерах  по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности».

Так, финансовые операции подлежат особому контролю независимо от того, были они совершены или нет (например, если у лица, осуществляющего финансовую операцию, возникли подозрения, что она совершается в целях легализации доходов, полученных преступным путем, либо финансирования террористической деятельности, в т.ч. не соответствует целям деятельности участника финансовой операции - некоммерческой организации, установленным учредительными документами; совершается неоднократно в целях уклонения от регистрации в специальном формуляре).

Признаки подозрительных финансовых операций и критерии их выявления содержит Инструкция об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 №34. К таким признакам, в частности, относят:

представление клиентом вызывающей подозрение информации, которую  невозможно проверить или проверка которой является слишком дорогостоящей; невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам;

немотивированный отказ  или неоправданные задержки в  представлении клиентом сведений о  финансовой операции, запрашиваемых банком, либо чрезмерная озабоченность клиента вопросами конфиденциальности;

необоснованное дробление  сумм аналогичных финансовых операций (одного вида), осуществляемых клиентом в течение анализируемого периода;

проведение финансовой операции на основании документов, вызывающих сомнение в их подлинности (достоверности);

осуществление организацией или индивидуальным предпринимателем финансовых операций по получению из касс банка наличных денежных средств  и (или) перечислению денежных средств  на карт-счета и счета физических лиц (в качестве возмещения проведенных ими расходов) в сумме, превышающей установленный законодательством предельно допустимый размер расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями;

систематическое осуществление  организацией или индивидуальным предпринимателем финансовых операций по получению из касс банка наличных денежных средств  и перечислению денежных средств  на карт-счета и счета физических лиц (в качестве возмещения проведенных ими расходов) или внесению наличных денежных средств в кассы банка с последующим зачислением на счета получателей в суммах, близких по значению или равных предельно допустимому размеру расчетов (кроме операций по внесению в кассу банка выручки от организаций, индивидуальных предпринимателей для ее зачисления на свои текущие (расчетные) банковские счета);

существенное (более чем  в 3 раза) увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента, если обычными для его основной деятельности являются расчеты в безналичной форме;

систематическое осуществление  индивидуальным предпринимателем финансовых операций по снятию поступающей выручки  в наличной форме, ее перечислению на карт-счет или использованию для  покупки наличной иностранной валюты, если суммы финансовых операций не соответствуют характеру деятельности клиента;

внесение наличных денежных средств в размере, равном или  превышающем 1 000 базовых величин, на счет организации в качестве займов, кредитов, вкладов в уставный фонд с их последующим возвратом в течение небольшого периода после получения;

осуществление нескольких финансовых операций, каждая из которых  в отдельности не является подозрительной, но по совокупности признаков они  вызывают подозрения в том, что их осуществляют в целях уклонения от уплаты налогов, сборов (пошлин), занижения тарифных платежей за счет недостоверного декларирования ввозимых товаров, легализации доходов, полученных преступным путем, либо финансирования террористической деятельности.

Вышеуказанным нормативным  правовым актом также установлено  в п. 10, что Правила внутреннего  контроля банка (локальный нормативный  правовой акт банка, регламентирующий организацию системы внутреннего  контроля в банке и его структурных  подразделениях в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности) должны разрабатываться с учетом характера и основных направлений деятельности банка, клиентов и рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, и включать в т.ч. критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций с учетом специфики деятельности банка. Банки в правилах внутреннего контроля вправе конкретизировать и дополнять критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, указанные выше.

Инструкция №112 дает обслуживающим  банкам право запрашивать у юридических  лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, открывших текущие (расчетные) банковские счета, частных нотариусов сведения об установленных сроках сдачи выручки, размерах выручки, планируемой для сдачи в банк. Клиенты обязаны представлять указанные сведения в банки в порядке и в сроки, определенные договором, заключенным с банком.

 

 

          2.3 Прогнозирование налично-денежного оборота

 

 

Налично-денежный оборот является объектом прогнозирования.  Этот процесс схематически можно изобразить следующим образом:

Рисунок 2.3 – Прогнозирование денежного оборота Республики Беларусь

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных рисунка 2.1

 

 

Для  составления  прогноза  наличного  денежного  обращения  предприятия и организации представляют Главным  управлениям  Национального  банка следующую информацию:

Информация о работе Организация налично-денежного обращения в Республике Беларусь