Организация налично-денежного обращения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение наличного денежного оборота в Республике Беларусь.
Объектом курсовой работы является наличный денежный оборот Республики Беларусь.

Содержание

Введение ..........………………………………………………………………...…4
1 Наличный денежный оборот, как часть денежного обращения………...…..6
1.1 Понятие денежного обращения ……………..……..…………..…………...6
1.2 Эмиссия наличных денег…………………………......…………...…………7
1.3 Характеристика наличного денежного оборота…………………………..10
2 Организация и регулирование наличного денежного обращения ………...12
2.1 Организация наличного денежного оборота……………………………...12
2.2 Нормативно-правовая база, регулирующая наличный денежный оборот в Республике Беларусь……………………………………………………………17
2.3 Прогнозирование налично-денежного оборота…………………………...24
2.4 Принципы организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь………………………………………………………………………….29
3 Анализ наличного денежного оборота………………………………............31
3.1 Организация анализа налично-денежного оборота в Республике Беларусь…………………………………………………………………………31
Заключение …………..........................................................................................33
Список использованных источников ................................................................36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ДКБ.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

- банки: отчет  о  кассовых  оборотах  (ф.0520) (1 на схеме);

- территориальные,  ведомственные   органы регулирования торговли:     прогнозируемые    расчеты   розничного  товарооборота   (включая  общественное    питание) (2 на  схеме);

- территориальные   органы   Министерства статистики  и анализа Республики Беларусь: фактические   сведения  об общих (через все каналы реализации)  объемах  розничного товарооборота (включая общественное питание),  о розничном товарообороте (включая общественное питание), по   официально  учтенным  предприятиям,  а  также  о   расходовании торговыми  предприятиями  наличных  денег  из  выручки (3 на схеме);

- территориальные   органы   Главного государственного   казначейства  Министерства  финансов   Республики Беларусь: фактические   сведения    о подоходном налоге с физических лиц (4 на схеме);

- территориальные экономические  органы: сведения о прогнозируемых  фондах заработной платы (5 на  схеме);

- эксплуатационные  предприятия   Министерства  связи   и информатизации  Республики Беларусь: сведения о выплатах заработной платы своим работникам и объемах реализации услуг связи населению (6 на схеме).

На основании представленных сведений Главные  управления  Национального  банка  составляют   прогноз  наличного   денежного   оборота   по   областям    и г. Минску по источникам поступлений наличных денег в кассы банков  и направлениям их выдач на предстоящий квартал и представляют в Национальный  банк  не  позднее 20-го   числа   второго   месяца  текущего  квартала  с приложением пояснительной  записки  и  расчетов  прогноза  наличного   денежного оборота (7 на схеме).

Национальный  банк  прогнозирует  объем наличного  денежного оборота и размер эмиссии  наличных денег на  предстоящий  квартал  на основании  динамики  фактически  сложившихся  показателей  наличного денежного оборота  за  соответствующий  период  прошлого  года  и  в текущем году, прогноза социально-экономического развития республики, а  также  прогнозов  кассовых  оборотов,   полученных   от   главных управлений Национального банка. Национальный    банк    на    десятый   рабочий  день   месяца, предшествующего    прогнозируемому    кварталу,    доводит   главным управлениям Национального банка прогнозируемый эмиссионный результат по областям и г. Минску на квартал с разбивкой по месяцам (8 на схеме).

Главные  управления  Национального   банка   на   основании фактических  данных  отчета  о  кассовых  оборотах  банков  (ф.0520) производят по состоянию  на 15-е и 22-е число каждого месяца  в  день поступления   отчетности   оценку   ожидаемого  исполнения  прогноза кассовых оборотов по территории и в оперативном порядке  сообщают  в Национальный банк.

Банки для определения  потребности в наличных деньгах  составляют прогнозы ожидаемых поступлений  в их кассы наличных денег, а также возможных выдач наличных денег. Прогноз кассовых оборотов делается на основе сведений, получаемых от обслуживаемых предприятий, организаций, предпринимателей. Прогноз кассовых оборотов составляется по источникам поступлений и направлениям выдач наличных денег.

Сводный прогноз наличного  денежного оборота по республике в целом составляется Национальным банком Республики Беларусь. Для этого  используются данные прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данные кассовых оборотов банков. При этом Национальный банк привлекает дополнительные данные: прогнозные расчеты розничного товарооборота, включая общественное питание, объем платных услуг (наличными), данные органов связи, страхования, статистики, Министерства финансов, налоговых органов и др., имеющих отношение к формированию наличного денежного оборота в стране [6, с. 38].

Согласно «Инструкции  о прогнозировании наличного  денежного оборота и осуществлении  анализа состояния наличного  денежного обращения в Республике Беларусь» №265 от 30.06.2011 г. прогноз наличного денежного оборота представляет собой оценку перспектив развития наличного денежного оборота, при которой определяются источники поступлений и направления выдач наличных денег, размер выпуска наличных денег или изъятия наличных денег из оборота.

Главное управление эмиссионно-кассовых операций и главные управления Национального  банка по областям осуществляют прогнозирование  наличного денежного оборота  в целях определения потребности  экономики в наличных деньгах  по республике и регионам, изучения ожидаемых изменений наличного денежного оборота и принятия мер, направленных на улучшение состояния наличного денежного обращения.

Расчеты прогнозируемых показателей наличного денежного  оборота используются Главным управлением  эмиссионно-кассовых операций при составлении плана подкрепления структурных подразделений Национального банка наличными деньгами.

Прогнозируемые расчеты  эмиссионного результата учитываются  главными управлениями Национального  банка по областям при составлении  заявок на подкрепление наличными деньгами для обеспечения своевременного удовлетворения банками потребности физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах.

Прогнозирование наличного  денежного оборота основывается на:

1 показателях прогноза основных направлений социально-экономического развития,

2    данных анализа отчетов о кассовых оборотах банков и Национального банка, составленных по форме отчетности 0520 за предыдущие периоды

3 оценке ожидаемых кассовых оборотов за квартал, предшествующий прогнозируемому.

Прогнозирование наличного  денежного оборота отражает объемы поступлений и выдач наличных денег, эмиссионный результат на квартал с распределением по месяцам.

Главные управления Национального  банка по областям составляют квартальные прогнозы наличного денежного оборота по областям и городу Минску, на территории которых они расположены, Главное управление эмиссионно-кассовых операций - по республике.

Прогноз наличного денежного  оборота на квартал составляется главными управлениями Национального банка по областям по источникам поступлений наличных денег и направлениям их выдач и представляется в Главное управление эмиссионно-кассовых операций не позднее 20-го числа второго месяца текущего квартала вместе с пояснительной запиской и расчетом прогноза кассовых оборотов по поступлениям торговой выручки.

Для составления прогноза наличного денежного оборота, осуществляемого  во взаимодействии с территориальными подразделениями государственных  органов (организаций) в соответствии с законодательством, главные управления Национального банка по областям используют:

1.прогнозируемые расчеты  общего объема розничного товарооборота  с учетом показателей темпов  роста на основании сведений  управлений (отделов) торговли и  услуг местных исполнительных и распорядительных органов;

2.фактические сведения  территориальных органов государственной  статистики Республики Беларусь  об общих объемах розничного  товарооборота, фондах заработной  платы;

3. сведения комитетов  по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов о фактических и прогнозируемых фондах заработной платы, выплатах социального характера.

Главные управления Национального  банка по областям составляют расчет прогноза кассовых оборотов по поступлениям торговой выручки (Приложение Г) на основе прогноза розничного товарооборота торговли и прогноза розничного товарооборота общественного питания, а также прогнозируемого объема розничного товарооборота на рынках, в торговых центрах, рассчитываемого территориальными органами государственной статистики Республики Беларусь на основании данных выборочного государственного статистического наблюдения за объемами продажи товаров на рынках, в торговых центрах.

Для определения прогнозируемого  размера поступлений наличных денег из прогноза общего объема розничного товарооборота вычитается неинкассируемая торговая выручка, сумма которой рассчитывается исходя из ее динамики.

Общая сумма торговой выручки включает поступления наличными  деньгами и в безналичном порядке в банки (коды 2002, 2019 отчета формы 0520), через организации, подчиненные Министерству связи и информатизации Республики Беларусь (код 2075 отчета формы 0520), а также в безналичном порядке от физических лиц в уплату за товары на основании данных государственной статистической отчетности 12-торг (продажа) «Отчет о продаже и запасах товаров», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. №131.

Расчет прогноза кассовых оборотов по поступлениям торговой выручки осуществляется главными управлениями Национального банка по областям на основе прогнозируемого общего объема розничного товарооборота, его динамики за периоды, предшествующие прогнозируемому кварталу, с учетом индекса потребительских цен, а также исходя из прогнозов социально-экономического развития областей, города Минска.

Прогноз кассовых оборотов по выдачам наличных денег на оплату труда определяется главными управлениями Национального банка по областям на основании:

1.данных о прогнозируемых фондах заработной платы, получаемых от комитетов по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов;

2. динамики фактических  выдач наличных денег на заработную  плату и выплаты социального  характера за периоды, предшествующие прогнозируемому кварталу.

Главное управление эмиссионно-кассовых операций прогнозирует объем наличного  денежного оборота и эмиссионный  результат по республике на предстоящий  квартал на основе:

оценки перспектив социально-экономического развития страны,

динамики фактически сложившихся показателей наличного  денежного оборота за предыдущие периоды,

полученных от главных  управлений Национального банка  по областям прогнозируемых объемов  кассовых оборотов и эмиссионного результата.

Для обоснования прогнозов  кассовых оборотов и эмиссионного результата Национальный банк взаимодействует  с государственными органами (организациями) в соответствии с законодательством.

При распределении квартальных  прогнозов по месяцам учитываются:

возможные изменения  общего объема розничного товарооборота  по месяцам за счет изменения ценового фактора, активизации поступлений  в предпраздничные и праздничные  дни;

вероятные изменения  размера минимальной заработной платы, бюджета прожиточного минимума, пенсий, пособий, стипендий за счет принимаемых мер по социальной защите населения;

сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) и других платежей;

изменения размера закупок  сельскохозяйственной продукции в  зависимости от сезонности;

количество дней и иные особенности каждого месяца;

время массовых отпусков и др.

Главное управление эмиссионно-кассовых операций на 10-й рабочий день месяца, предшествующего прогнозируемому  кварталу, доводит главным управлениям  Национального банка по областям прогнозируемый эмиссионный результат по областям и городу Минску на квартал с разбивкой по месяцам.

Таким образом, прогнозирование  денежного обращения является неотъемлемой частью общей системы народнохозяйственного  прогнозирования, в процессе которого должно быть обеспечено наилучшее удовлетворение требований законов денежного обращения как необходимого условия поддержания покупательной способности денег и их нормальной циркуляции в народном хозяйстве с минимальными издержками обращения.

 

2.4 Принципы организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь

 

 

Современная система  наличного денежного обращения  строится с использованием определенных принципов ее организации.

Рассмотрим основные принципы организации наличного  денежного обращения в Республике Беларусь:

1. Централизованное управление: исключительное право эмиссии и изъятия из обращения наличных денег принадлежит Национальному банку Республики Беларусь.

2. Устойчивость и эластичность налично-денежного оборота: денежная система должна быть организована так, чтобы, с одной стороны - не допускать инфляции, с другой - расширять денежный оборот, если возрастает товарооборот, обеспечивая при этом экономику достаточным количеством денежных знаков.

3. Обеспеченность выпускаемых в оборот денежных знаков. Они должны быть обеспечены золотовалютными резервами Национального банка Республики Беларусь, товарными ресурсами и другими активами.

4. Самостоятельность Национального банка Республики Беларусь в осуществлении эмиссионных функций. Национальный банк разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, организует обращение наличных денег и денежное обращение с целью обеспечить защиту и устойчивость национальной валюты, в т.ч. покупательной способности, надежное и эффективное функционирование системы расчетов с использованием наличных денег и в целом платежной системы.

Информация о работе Организация налично-денежного обращения в Республике Беларусь