Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:05, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение ипотечного кредитования, выявление наиболее значительных проблем в функционировании ипотечного кредитования в Российской Федерации и рассмотрение возможных путей их решения.
Введение
3
Глава I. Теоретические основы системы ипотечного жилищного кредитования в России
1.1 Понятие и особенности ипотечного кредита. Механизм ипотечного кредитования.
5
1.2 Структура ипотечного рынка. Характеристика основных схем ипотечного кредитования.
8
1.3 Характеристика жилищной проблемы в России и основные направления её решения
15
1.4 Современное состояние правовой и организационной базы для развития системы ипотечного жилищного кредитования в России
21
1.5 Риски и страховая защита в ипотечном жилищном кредитовании
23
1.6 Зарубежный опыт развитие системы ипотечного жилищного кредитования и его использование в России
27
Глава II. Анализ развития системы ипотечного жилищного кредитования
2.1 Анализ системы ипотечного жилищного кредитования в России
34
2.2 Становление ипотечных строительных отношений в регионах России
38
2.3 Развитие системы ипотечного жилищного кредитования и решение жилищной проблемы в Нижегородской области
41
2.4 Жилищное строительство и развитие ипотечного кредитования в Нижнем Новгороде
48
2.5 Анализ потребности в жилье и платежеспособного спроса населения
52
Глава 3. Перспективы развития системы ипотечного жилищного кредитования в России
3.1 Проблемы развития системы ипотечного жилищного кредитования в России
58
3.2 Моделирование спроса на ипотечные жилищного кредитования в Российской Федерации
62
3.3 Прогнозные оценки спроса и предложения на жильё и ипотечные кредиты. Прогнозные сценарии развития рынка жилья
68
3.4 Перспективы и возможные сценарии развития системы ипотечного жилищного кредитования в Нижегородской области
76
Заключение
82
Список использованных источников
85
Приложение
86
Не случайно одним из первых постановлений в 2000 г. Правительство РФ одобрило Концепцию развития ипотечного жилищного кредитования в РФ, подготовленную в развитие федеральной целевой программы «Свой дом». Данная Концепция определяет порядок организации системы ипотечного жилищного кредитования, механизм привлечения кредитных ресурсов в сферу долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, а также основные направления совершенствования законодательной и нормативной базы ипотеки.
Согласно Концепции, основная задача
государства в этой сфере –
создание законодательной базы и
нормативное регулирование
На сегодняшний день в России сформировался рынок ипотечных кредитов, участники которого предоставляют населению ипотечные кредиты на различных условиях.
Расширение круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, и высокие темпы роста объемов предоставленных кредитов отражают положительную динамику развития ипотечного кредитования в Российской Федерации, что наглядно отражено в таблице 215.
Таблица 3
Масштабы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации
№ п/п |
Наименование показателя |
2002 г. |
2003 г. |
2004г. |
1 |
Kоличество кредитных
организаций, предоставлявших |
112 |
149 |
218 |
2 |
Предоставлено ипотечных жилищных кредитов — всего, млн. руб. |
1720,2 |
3270,5 |
18461,0 |
3 |
Средний размер предоставленного кредита, тыс. руб. |
434,5 |
532,0 |
|
4 |
Средневзвешенная процентная ставка, % |
13,1 |
14,3 |
|
5 |
Средневзвешенный срок предоставления кредита, месяцы |
119,6 |
120,8 |
Если в 2001 г. услуги по ипотечному жилищному кредитованию предоставляли 8,5% действующих кредитных организаций, расположенных в 32 регионах Российской Федерации, то в 2002 г. — 11,2% кредитных организаций, расположенных в 39 регионах Российской Федерации. В 2001 г. ипотечные жилищные кредиты оказались востребованными заемщиками 70 регионов Российской Федерации, в 2002 г. — заемщиками 71 региона Российской Федерации. Объем предоставленных в 2002 г. ипотечных жилищных кредитов превысил соответствующий показатель 2001 г. в 1,9 раза при росте объемов потребительского кредитования в целом по Российской Федерации в 1,49 раза. При этом, по сообщению ряда кредитных организаций, в рассматриваемый период имели место случаи переуступки прав требования по данным кредитам агентствам по ипотечному жилищному кредитованию, то есть емкость рынка ипотечных жилищных кредитов в целом может быть несколько больше, чем это следует из данных обследования кредитных организаций.
В общем объеме выданных кредитов основной удельный вес занимают кредиты, предоставленные в иностранной валюте (в 2001 г. - 63,3%, в 2002 г. – 68,2%). В 2002 г. 42,9% общего объема ипотечных жилищных кредитов было предоставлено кредитными организациями, входящими в список 30 крупнейших кредитных организаций страны. В 2003 г. их доля в общем объеме предоставленных кредитов уменьшилась до 27,7%.
Наиболее активно
Условия кредитования для заемщиков различных регионов Российской Федерации существенно различались. Процентные ставки составляли от 5% в Хабаровском крае до 26—28% в Костромской, Тульской и Кемеровской областях. Объемы предоставленных отдельным заемщикам ипотечных жилищных кредитов колебались от 15—30 тыс. руб. в Волгоградской и Белгородской областях до 20—30 млн. руб. в Москве и Санкт-Петербурге. Сроки кредитования варьировались от 3 лет в Самарской, Тверской областях, Алтайском крае и г. Москве до 25 лет в Самарской области.
Рис. 14 Аналитические данные о выданных ипотечных кредитах территориальными банками в 2001-2003 годах в разрезе федеральных округов16
2003 год – «год ипотеки»
2003 г. по праву можно
назвать "годом ипотеки". Тон
событиям задало выступление
Президента РФ В.В. Путина на
апрельском заседании
Нынешний объем ипотечного рынка в России, включая ведомственные программы, оценивается примерно в 300 - 400 млн. долларов. А его потенциал - в 30 млрд. долларов, то есть в сто раз больше текущих показателей. Председатель комиссии по ипотечному кредитованию Госдумы Иван Грачев считает, что в стране к настоящему моменту выдано около 100 тыс. ипотечных кредитов.
Практика последних
лет показывает, что ипотечное
кредитование является реальным инструментом
при покупке жилья не только в
Москве, Подмосковье и Санкт-
Накапливается реальный опыт рублевого кредитования, за которым, по мнению экспертов, будущее ипотеки в России. Так формируется ценная методологическая и информационная база, инфраструктура массовой ипотеки. Готовятся кадры специалистов в этой сфере.
На протяжении нескольких последних лет ипотека является предметом бурных дискуссий. Это положительное явление обусловлено тем, что использовавшиеся ранее механизмы проведения жилищной политики в стране в новой экономической ситуации оказались неэффективными. И связано это не столько с ухудшением состояния государственного бюджета, сколько с изменением роли и места всех без исключения институтов по отношению к решению жилищной проблемы. Большое значение для создания ипотечного механизма в России имеет образование в сентябре 1997г. на государственной основе Агентства по ипотечному кредитованию как специализированного института вторичного ипотечного рынка на федеральном уровне. Концепция Агентства была разработана при активном участии специалистов из «Фанни Мэй», Института экономики города США (Urban Institute) и Международного агентства развития США (USAID).
Основная задача Агентства - способствовать развитию жилищного ипотечного кредитования посредством рефинансирования (покупки) ипотечных кредитов, выдаваемых коммерческими банками - первоначальными кредиторами. То есть именно на Агентство возлагается функция привлечения долгосрочных финансовых ресурсов для кредитования населения.
Рассматривая опыт внедрения ипотеки в России, нельзя замыкаться на федеральном уровне. Особого внимания заслуживают схемы ипотеки, применяемые в регионах России. Характерной чертой развития региональной ипотеки является ее социальная направленность—региональные власти берут на себя значительную часть бремени решения вопроса о выделении кредита, зачастую ссуды по ипотеке носят бессрочный характер. Следует учитывать, что существует большая категория граждан, которые не имеют возможности прибегнуть к коммерческой ипотеке, для них предусмотрена государственная поддержка в виде бесплатного выделения жилья17.
В настоящее время около 10 регионов России в той или иной форме развивают на своей территории программы ипотечного кредитования.
Основные характеристики региональных программ ипотечного жилищного кредитования
В настоящее время в ряде городов и регионов России (Оренбург, Москва, Удмуртская Республика, Самарская область, Саратовская область, Нижегородская область, Саров, Республика Башкортостан, Рязань и др.) предприняты попытки реализовать свои жилищные программы. В этих целях в рамках региональных и местных бюджетов выделяются средства на кредитование граждан для приобретения или строительства жилья. Заинтересованность региональных и местных администраций объясняется рядом причин: желанием повысить платежеспособный спрос населения за счет использования бюджетных средств; стремлением оживить строительный сектор экономики путем стимулирования притока в него как средств населения, так и бюджетных и внебюджетных средств; поиском дополнительных форм финансирования жилья для граждан в условиях недостаточного развития банковского ипотечного кредитования.
Существуют различные способы использования бюджетных средств, выделенных для финансовой поддержки жилищных программ. Одной из наиболее распространенных форм до недавнего времени было субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам, выдаваемым уполномоченными в рамках программы банками. В этом случае средства программы используются для компенсации банкам разницы между рыночной стоимостью кредитных ресурсов и льготной процентной ставкой для заемщиков. На данной основе реализовывались жилищные программы в Удмуртии, Нижнем Новгороде и некоторых других городах и регионах.
В некоторых городах и регионах (Оренбургская область, Удмуртская Республика и др.) получили развитие схемы кредитования населения по кредитной ставке, намного ниже рыночной, через создаваемые внебюджетные фонды.
Предоставление льготных процентных ставок по кредитам создает трудности для привлечения в систему ипотечного жилищного кредитования внебюджетных средств инвесторов. В связи с этим подобные схемы ограничены по масштабам кредитования и ложатся тяжелой нагрузкой на региональные бюджеты, которые в большинстве своем на сегодняшний день являются дефицитными.
В ряде регионов России (Белгородская область. Республика Башкортостан и др.), в основном в сельской местности, получили распространение схемы кредитования, в которых не используется кредитно-финансовый механизм. В Республике Башкортостан заемщики получают кредит (заем) в виде строительных материалов, а в Белгородской области рассматривается результативность подсобного хозяйства заемщика. При этом платежеспособность заемщика в общепринятом смысле слова не оценивается, поскольку возврат кредита (займа) осуществляется не в денежной, а в натуральной форме - в виде сельскохозяйственной продукции, которая впоследствии продается по ценам, устанавливаемым организаторами такого рода кредитования.
Замена денежных инструментов
натуральными может привести к несоизмеримости
затрат и результатов. Кроме того,
достаточно сложно гарантировать возврат
кредитов при отсутствии реального
денежного эквивалента натураль
Анализ региональных подходов к решению жилищной проблемы позволяет сделать вывод о том, что при всех внешних различиях их объединяет попытка использовать в той или иной форме средства местных бюджетов для поддержания своих жилищных программ. Все программы незначительны по масштабам реализации, так как ограничены возможностями бюджетов. Бюджетные средства рассматриваются как "дешевые", система строится с использованием различных бартерных схем, включая натуроплату по кредитам.
Недостатком этих программ является то, что в нестабильных условиях средств, предусмотренных бюджетом на жилищную программу, может не хватить на весь срок выдачи кредитов. Трудно оценить сумму средств, которая потребуется для реализации программы компенсации процентной ставки, так как она во многом зависит от изменения стоимости кредитных ресурсов на финансовом рынке и нагрузка на бюджет может оказаться слишком большой. В результате реализация многих программ такого рода, например, в Удмуртии, Нижнем Новгороде, была приостановлена.
Большинство региональных
программ прямо или косвенно нацелено
на поддержку строительного
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что для России необходим путь с комбинацией различных методов и финансовых инструментов, различных схем накопления, дающий возможность субсидирования кредитов. Участие администрации делает эти схемы более дешевыми и доступными для населения и, самое главное, надежными.
Значимость регионального опыта обусловлена тем, что, во-первых, ипотека тесно связана с функционированием рынка жилья, который в виду специфики товара, как правило имеет региональные особенности; во-вторых, внешние факторы, оказывающие воздействие на инвестиционный процесс в жилищном строительстве, также в значительной мере носят региональный характер; в-третьих, будет ограничен отток капитала из региона, что способствует повышению его инвестиционной привлекательности.
Информация о работе Перспективы развития системы ипотечного жилищного кредитования в России