Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:05, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение ипотечного кредитования, выявление наиболее значительных проблем в функционировании ипотечного кредитования в Российской Федерации и рассмотрение возможных путей их решения.
Введение
3
Глава I. Теоретические основы системы ипотечного жилищного кредитования в России
1.1 Понятие и особенности ипотечного кредита. Механизм ипотечного кредитования.
5
1.2 Структура ипотечного рынка. Характеристика основных схем ипотечного кредитования.
8
1.3 Характеристика жилищной проблемы в России и основные направления её решения
15
1.4 Современное состояние правовой и организационной базы для развития системы ипотечного жилищного кредитования в России
21
1.5 Риски и страховая защита в ипотечном жилищном кредитовании
23
1.6 Зарубежный опыт развитие системы ипотечного жилищного кредитования и его использование в России
27
Глава II. Анализ развития системы ипотечного жилищного кредитования
2.1 Анализ системы ипотечного жилищного кредитования в России
34
2.2 Становление ипотечных строительных отношений в регионах России
38
2.3 Развитие системы ипотечного жилищного кредитования и решение жилищной проблемы в Нижегородской области
41
2.4 Жилищное строительство и развитие ипотечного кредитования в Нижнем Новгороде
48
2.5 Анализ потребности в жилье и платежеспособного спроса населения
52
Глава 3. Перспективы развития системы ипотечного жилищного кредитования в России
3.1 Проблемы развития системы ипотечного жилищного кредитования в России
58
3.2 Моделирование спроса на ипотечные жилищного кредитования в Российской Федерации
62
3.3 Прогнозные оценки спроса и предложения на жильё и ипотечные кредиты. Прогнозные сценарии развития рынка жилья
68
3.4 Перспективы и возможные сценарии развития системы ипотечного жилищного кредитования в Нижегородской области
76
Заключение
82
Список использованных источников
85
Приложение
86
Требования к доходу заемщика -
наличие постоянных источников дохода.
Рассматриваются только документально
подтвержденные доходы заемщика.
Величина максимального кредита зависит
от дохода всех заемщиков, возраста заемщиков,
стоимости приобретаемого жилья. Страхование
- заемщик за свой счет должен застраховать:
свою жизнь и трудоспособность, приобретенное
жилое помещение.
Кроме того, заемщик должен оплатить работу за выполнение отчета об оценке приобретаемого жилья и нотариальное удостоверение и регистрацию сделки в ГУЮНО.
Помимо отработки процедуры выдачи кредита, отрабатывается технология взаимодействия всех субъектов, задействованных в ипотечном кредитовании. Предприятие работает только с аккредитованными банками, которые будут выдавать ипотечные кредиты. Сейчас идет процесс аккредитации банков по предлагаемым им условиям. Страховщики и оценщики проходят аккредитацию в Москве. НИКА стремится создать систему, которая позволит все денежные средства оставлять в области, задействовать местные, нижегородские компании.
Планируется обслуживать порядка
700 клиентов в год. Средняя сумма
одного кредита составит 200 тыс. рублей.
Федеральное Агентство
Из областного бюджета было выделено для оформления кредитов с помощью ипотеки 5 млн. рублей. Планируется поступление средств, которые пойдут на выдачу более льготных кредитов для категорий, которые пока не могут себе позволить приобрести жилье. Это госслужащие, молодые семьи.
НИКА планирует работать с крупными предприятиями области, создавать программы специально для них. Это ГАЗ, ЗМЗ, ВМЗ и т.д., а также предприятия Арзамаса, Кстова, Бора. Предприятие должно развиваться с учетом того, что бы там оставались работать молодые специалисты. Главное - создать в области свои стандарты ипотечного кредитования.
Минимальная зарплата должна быть 5 тыс. рублей. Но сумма кредита будет рассчитываться из условия, что клиент будет выплачивать 30% от своих доходов.
По прогнозам НИКА воспользоваться ипотекой смогут 30% жителей Нижегородской области. Тем более что процентная ставка будет изменяться в сторону уменьшения. К концу 2004 года она снизилась до 14 %. При учете стабильного развития экономики, как прогнозирует Федеральное Агентство по ипотечному кредитованию в 2005 году ставка снизится до 13%.
На ситуацию со строительством объектов недвижимости в Нижнем Новгороде оказывают свое влияние целый ряд политических и экономических факторов, как общероссийских, так и региональных.
По данным отчёта Правительства Нижегородской области, за 2003 год в городе построено 152 жилых дома на 2 938 квартиры общей площадью 220,7 тыс. кв.м., что на 6,8% больше, чем за 2002 год. Индивидуальными застройщиками введено жилья в объеме 32,5 тыс. кв.м., построено 117 домов на 141 квартиру. Наиболее крупными застройщиками жилья выступили в Нижегородском районе - Агентство недвижимости "Выбор", ЗАО "Жилстройресурс", в Советском районе - ООО "Нижегородский дом и К", в Сормовском районе - ООО "СП "Красное Сормово", в Московском районе - ООО "Авиастройинвест", в Автозаводском районе - ООО "Строительный комбинат".
Рис. 15 Объёмы строительства Нижнем Новгороде в 2000-2004 гг.20
С политической точки зрения обстановка для развития рынка недвижимости в настоящее время складывается благоприятно. Федеральные власти последовательно проводят реформы, нацеленные на укрепление рыночных отношений в сфере недвижимости. В последнее время принят важный пакет федеральных законов, определяющих основы цивилизованных имущественных отношений - новый Земельный Кодекс, Закон о разграничении государственной собственности на землю, новый Закон о приватизации государственной и муниципальной собственности. В соответствии с обновленным федеральным законодательством активно идет развитие региональной нормативной базы в сфере недвижимости и имущественных отношений.
Смена политического
руководства города в октябре 2002
года, приход в состав городской
администрации опытных
Экономические факторы также благоприятны. Курс валюты контролируется государством, а уровень инфляции не имеет значительных отклонений от прогнозируемого. Все это является залогом дальнейшей экономической устойчивости, делает привлекательными инвестиции в долгосрочные проекты. По данным департамента экономики городской администрации последние 3 года объемы строительства жилья в Нижнем Новгороде стабильны. Ежегодно сдается в эксплуатацию 240-250 тыс. кв. метров. При этом жилье строится в подавляющем большинстве за счет частных средств. В 2002 году доля бюджетного финансирования составляет всего 4 %.
Сейчас на нижегородском рынке присутствует большое количество застройщиков: в октябре 2002 года 165 организаций работало на 200 площадках. Плотная конкуренция застройщиков приводит к тому, что в последнее время неуклонно меняется характер инвестирования строительства. Если раньше в большинстве своем возводились точечные объекты на привлеченные средства мелких инвесторов - участников долевого строительства, то сейчас наблюдается переход к комплексной застройке целыми кварталами. Это требует больших объемов инвестирования уже на стадии проектирования и подготовки строительной площадки. К строительству стали привлекаться средства крупных местных инвесторов (Сбербанк, Волготрансгаз, РосАвто), а близость Нижнего Новгорода к Москве и большая теснота на столичном рынке нового строительства предопределяют приход в город московских финансовых групп.
Рис. 16 Прирост цен на первичное жильё (на 25 марта 2005 года)21
Рис. 17. Рост цен на первичном рынке жилья в Нижнем Новгороде (в долл. США за кв. м.)22:
Рис. 18. Мониторинг рынка готового жилья Нижнего Новгорода: декабрь 2004 года23
В декабре 2004 года темпы роста цен на готовое жилье остались прежними. По сравнению с ноябрем цены в среднем по городу выросли на 1,3%, а общий рост за 2004 год составил 34,6%.
Средняя цена предложений к продаже
по городу была равна 642 USD/кв.м. Территориальная
структура цен не изменилась. Существенно
превышают средний уровень цены
Нижегородского и Советского районов.
Цены в Заречье гораздо ниже и продолжают
находиться почти на одном уровне (на Автозаводе
и в Сормово чуть ниже).
На одного жителя Нижнего Новгорода приходится
в среднем по 19,0 кв.м общей жилой площади.
Для сравнения в Москве сейчас - 23 кв.м,
а по Европе в среднем - 35 кв.м жилья на
человека. Среди административных районов
города выделяется Нижегородский район,
где на одного жителя приходится на 3-4
кв.м больше.
В то же время по официальной информации
городской администрации в
Особо остро стоит проблема ветхого жилья. Свыше 65% износа имеют 6 450 домов площадью более 1 млн. кв.м. Две трети ветхих домов составляют индивидуальные жилые строения, находящиеся в личной собственности граждан.
В настоящее время в Нижнем Новгороде строительство жилья ведется на 140 площадках (без учета индивидуального жилищного строительства). На них в общей сложности возводится около 550 тыс. кв.м.
Сформировавшийся в условиях постоянного
снижения объемов жилищного
Особая градостроительная
По данным социологических опросов,
приведенным департаментом
Говоря о существовании
2.5 Анализ потребности в жилье и платежеспособного спроса населения
Общая потребность населения России в жилье составляет 1 569,8 млн кв. м, или 17 767,5 млрд руб. (в ценах 2003 г.). Удовлетворение этой потребности требует увеличения жилищного фонда на 46,1%. Платежеспособный спрос на жилье, в том числе с использованием жилищных кредитов, составляет 25% от общей потребности (378,6 млн кв. м, или 4 285,9 млрд руб. в ценах 2003 г.).
Среди домохозяйств, имеющих потребность в улучшении жилищных условий, на момент опроса 5,3% располагали средствами, достаточными для приобретения желаемого жилья по текущим ценам, еще 15% могли бы приобрести жилье, получив кредит в размере недостающих средств. Таким образом, 20,3% домохозяйств, нуждающихся в улучшении жилищных условий, потенциально могут приобрести жилье за счет собственных или заемных средств (их доля от всех домохозяйств составляет 12,4%). Для удовлетворения спроса домохозяйства смогут привлечь примерно 3,2 трлн руб. в качестве сбережений и средств от продажи имеющегося жилья.
Общий спрос населения
на жилищные кредиты по условиям 2003
г. оценивается примерно в 1,1 трлн руб.
(в ценах 2003 г.) (см. рис. 3). Данная оценка
спроса не учитывает возможных
Рис. 19. Потребность и спрос населения на жилье24
Имеющаяся структура предложения жилья не соответствует структуре спроса населения.
Спрос населения сконцентрирован в секторе приобретения готового жилья на первичном или вторичном рынках (около 75% всех домохозяйств, желающих решать жилищную проблему путем приобретения или строительства жилья) (см. рис. 4). Данные опроса населения показали, что из домохозяйств, планирующих приобретать готовое жилье, 20,6% хотят приобрести жилье на первичном рынке, 30,3% — на вторичном рынке, а 49,1% готовы рассмотреть приобретение жилья как на первичном, так и на вторичном рынках.
Однако в структуре предложения жилья на первичном рынке доля готового жилья, по данным проведенных опросов, составляет лишь 10%, так как строительные организации ориентируются на продажу жилья на стадии строительства, перенося риски на население.
Рис. 20. Структура спроса населения на жилье и предложения жилья25
Опросы населения выявили, что около 6% домохозяйств, которые хотели бы приобрести или построить жилье, предпочли бы осуществлять индивидуальное строительство жилья, тогда как приобрести готовое индивидуальное жилье хотели бы 15%. В то же время, по данным Госкомстата России, к индивидуальному относится около 42% строящегося жилья. Это говорит о том, что в условиях ограниченного предложения на рынке готового жилья домохозяйства вынуждены решать жилищную проблему, строя собственными силами индивидуальное жилье.
Анализ возможностей и предпочтений домохозяйств при решении жилищных проблем
Уже сегодня более трети
По данным опросов населения, 34,7% домохозяйств готовы улучшать жилищные условия самостоятельно (приобрести и построить жилье – 28,5%, получить жилье по наследству, арендовать, обменять жилье и др. – 6,2%), 26,3% нуждаются в какой-либо помощи государства. При условии предоставления частичной помощи со стороны государства в 1,7 раза увеличивается доля домохозяйств, ориентированных на улучшение жилищных условий самостоятельно, с использованием рыночных механизмов (см. рис. 15). 9% всех домохозяйств будут нуждаться в предоставлении социального жилья и не смогут самостоятельно решить жилищную проблему на рынке даже при частичной поддержке государства.
Рис. 21. Жилищные потребности населения26
Информация о работе Перспективы развития системы ипотечного жилищного кредитования в России