Потребительский кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и видов потребительского кредита, рассмотрение зарубежного опыта потребительского кредитования, а также его развития в Республике Беларусь. Для этого поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность потребительского кредита;
дать классификацию видов потребительского кредита;
исследовать зарубежный опыт потребительского кредитования;

Вложенные файлы: 1 файл

потребительский_кредит.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Однако, выделяя все  многообразие видов потребительского кредита, нужно сказать о том, что все эти виды носят социальный характер. Социальный характер данных кредитов обусловлен тем, что их функционирование имеет целью решение общественных задач - укрепление семьи, улучшение ее бытовых условий, закрепление кадров за предприятиями, оказание материальной помощи студентам. Кредиты, как правило, выдаются на льготных условиях: относительно низкая процентная ставка; обеспечение гарантии возврата за счет администрации предприятия, учебных заведений [4, с.213].

В составе кредитов на потребительские  цели наибольшее распространение получили кредиты на приобретение предметов домашнего имущества: покупку мебели, холодильников, телевизоров, газовых, электрических плит, швейных, стиральных машин, пылесосов и др. Получают развитие и кредиты на такие цели, как лечение, обучение в учебных заведениях, на курсах, наем репетиторов, для подготовки детей к новому учебному году, на торжественные мероприятия, ритуальные услуги и др.

В составе кредитов на финансирование недвижимости объектами являются: строительство, покупка и реконструкция индивидуальных жилых домов и квартир, ремонт дома, квартиры, приобретение и строительство садовых домиков, их капитальный ремонт, строительство и покупка гаражей, строительство надворных построек, приобретение скота, средств малой механизации, транспортных средств.

Сроки кредитов колеблются в зависимости  от их видов и объектов. Размер кредита на потребительские цели, как правило, увязывается с размерами минимальных заработных плат, а на финансирование недвижимости — со сметной стоимостью строительства, ремонта, реконструкции объекта недвижимости.

 

 

1.3 Потребительский  кредит в экономике

 

Потребительский кредит – это удобная форма обслуживания населения. В странах с рыночной экономикой он играет большую роль и подвергается активному регулированию со стороны государства. Регулирование может затрагивать уровень процентных ставок, сроков соблюдения принципов социальной справедливости, доступности кредита для населения. В разных странах действуют разные законы в области кредитования индивидуальных заемщиков, однако их объединяет общая установка: ради повышения уровня жизни потребителей кредит должен быть доступен в необходимом объеме. При выдаче потребительского кредита физическим лицам, соблюдаются общие принципы кредитования: возвратность, срочность, платность, дифференцированный подход к заемщикам.

В качестве источника  погашения кредитов кредитополучателем могут выступать: заработная плата и другие доходы; залог имущества, включая приобретенное за счет кредита; страховые полисы; заклад сберегательного вклада; гарантия, поручительства третьих лиц; совместное обязательство супругов и др.

Кредиты физическим лицам в Республики Беларусь предоставляются банками на потребительские цели и финансирование недвижимости. Процедуры предоставления кредитов физическим лицам каждым коммерческим банком разрабатываются самостоятельно и различаются между собой порядком установления предельных сроков, сумм и размеров кредита. Условия выдачи кредитов утверждаются Правлением коммерческого банка и подвержены частым изменениям, особенно в части процентных ставок, размер которых зачастую увязывается со ставкой рефинансирования.

Потребительский кредит очень хорошо стимулирует эффективность  труда. Получая заработную плату, недостаточную  для покупки за наличный расчёт ряда товаров, в частности предметов  длительного пользования, люди имеют  возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии, деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый, взявший в кредит, старается продержаться на своём рабочем месте, как можно дольше, т.е. на более долгий промежуток времени. Только так он может быть уверенным в своих силах выплатить кредит и зарекомендовать себя перед кредиторами, как честное и добросовестное лицо, для дальнейших связей[15, с.89].

Однако потребительский  кредит может оказаться “долговой  ямой” так как, лишаясь заработка  в результате безработицы или по ещё какой-либо причине, может возникнуть такая ситуация, что люди не смогут погашать свою задолженность. Важно так же заметить, что потребительский кредит уменьшает текучесть кадров посредством того, что вынуждает людей, как можно крепче держаться за своё рабочее место.

Таким образом, обобщив  все вышесказанное, потребительский  кредит можно определить как, во-первых, форму кредита, которая отражает экономические отношения между кредитором и кредитополучателем по поводу кредитования конечного потребления и является средством удовлетворения потребительских нужд населения, а, во-вторых, как продажу торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера. Несмотря на существование большого количества видов потребительского кредита, классификация которых осуществляется по различным признакам, все они носят социальный характер. Роль потребительского кредита  весьма значительна и многогранна. Потребительское кредитование позволяет добиться значительных положительных результатов в повышении уровня жизни населения, стимулируя расширение рынка сбыта товаров, увеличение скорости обращения денег; оно позволяет повысить жизненный уровень населения, так как помогает приобретать товары и услуги еще до того, как покупатель в состоянии его оплатить.

 

2 Зарубежный опыт потребительского  кредитования (на примере Франции)

 

 

После того как в течение 15 лет объем потребительских кредитов возрастал в среднем на 6,6% в год, в 2008г. наблюдалось замедление этих темпов: объем кредитов увеличился всего на 1,4%, составив 178,6 млрд. евро. Это замедление объяснялось общим ухудшением конъюнктуры, как в национальной, так и в мировой экономике, а также увеличением инфляции, что отрицательно влияет на склонность домашних хозяйств использовать потребительские кредиты на приобретение различных товаров и услуг. Обычно французы предпочитают получать персональные кредиты, сумма которых в 2008г. увеличилась на 3,3%, достигнув почти 90 млрд. евро, а их доля в общей сумме потребительских кредитов составила 49%.

Хотя формы потребительских  кредитов и займов различны, они  имеют ряд общих характеристик: их сумма не должна превышать 25 тыс. евро; они должны предоставляться на срок не менее трех месяцев; их могут предоставлять только банки, кредитные учреждения и крупные торговые сети (Carrefour, Auchan).

Эта практика несколько  отличается от белорусской, ведь многие отечественные банки предоставляют  потребительские кредиты на сумму не превышающую 10 тыс. долларов США (к таким банкам относятся                              УП «Иностранный банк «Москва-Минск» [17], ОАО «Белорусский народный банк» [18], ЗАО «БТА -Банк» [19]), другие белорусские банки предоставляют потребительские кредиты, ограничивающиеся только кредитоспособностью кредитополучателя и его поручителей (к таким банкам относятся АСБ «Беларусбанк» [20], ОАО «БПС-Банк» [21], ОАО «Белинвестбанк» [22]).

Главными формами кредитов во Франции  являются:

- персональные займы (le pret personnel), которые предоставляются лицам, получающим доходы или имеющим значительные сбережения. Банки конкурируют между собой, предлагая кредиты под более низкие проценты, чем у других банков. Получив персональный кредит, заемщик может расходовать его по своему усмотрению.

В практике Республики Беларусь также  есть кредиты, которые кредитополучатель  может использовать по своему усмотрению, причем они могут выдаваться наличными (примером может послужить ПростоКредит от Приорбанка), однако процентные ставки и другие сборы по подобным кредитам достаточно высоки.

- целевой кредит (le credit affecte) в отличие от персонального предоставляется на определенные цели: на приобретение нового автомобиля, на оплату досуга (путешествий) и т.д. При этом цель и условия использования кредита четко зафиксированы в соответствующем контракте. Если контракт не соблюдается, кредит автоматически аннулируется. В последнее время доля банков в предоставлении целевых кредитов уменьшается, они все чаще предоставляются фирмами, торгующими автомобилями или организующими досуг и путешествия.

В Беларуси кредитование транспорта является одним из лидеров рынка  розничного кредитования, причем кредит можно получить не только на покупку  нового, но и подержанного (обычно до 5-ти лет) автомобиля. Основным условием по данному виду кредита в Беларуси также является неотступное следование контракту.

- возобновляемый (револьверный) кредит  (le credit renouvelable) - эта форма кредитования появилась во Франции с начала 1990-х годов и продолжает развиваться, несмотря на то, что процентные ставки по нему достигают 15-20%. При этом средняя процентная ставка у банков составляет 12%, а у специализированных кредитных учреждений - 16%. Использование револьверного кредита, который возобновляется после каждого погашения и может использоваться по усмотрению заемщика, может оказывать отрицательное воздействие на финансовое положение последнего: в досье всех должников, внесенных в национальную картотеку неплательщиков, есть данные о получении ими револьверных кредитов.

Нужно отметить, что в Беларуси в чистом виде предоставление револьверных кредитов не практикуется.

- кредиты по карточкам, с помощью которых ведутся расчеты во многих крупных магазинах и гипермаркетах, являются разновидностью возобновляемых кредитов. Во Франции обращаются мультисервисные (multiservices) карты типа Visa, являющиеся одновременно международными банковскими картами, картами для расчетов в торговой сети и кредитными картами. Понятно, что кредиты по таким картам предоставляются под более высокие проценты. Годовая оплата банковской карты у ведущих французских банков колеблется от 15 евро до 40 евро. Некоторые банки за первый год использования карты не взимают никакой платы, а у ряда кредитных учреждений (например, Cetelem) карты бесплатны.

В Беларуси в последние годы кредитование по карточкам также получило достаточно высокую популярность. В некоторых  банках подобное кредитование занимает свыше 60% в розничном кредитном  портфеле. К таким банкам относится  «Приорбанк» ОАО. Так, в банке кредитная линия при использовании кредитной карточки открывается на три года, и её максимальный размер может достигать: 10 среднемесячных зарплат кредитополучателя при выпуске карточки в белорусских рублях или 8 среднемесячных зарплат кредитополучателя при выпуске карточки в долларах США.

Получив кредитную карточку в банке  кредитополучатель сразу может  снять наличные: как всю сумму, так и ее часть. Также можно  воспользоваться банкоматной сетью  «Приорбанк» ОАО для снятия наличных или рассчитаться карточкой в предприятиях торговли и сервиса, где установлены платежные терминалы, принимающие к оплате карточки VISA. Кроме того, кредитной карточкой VISA Electron можно рассчитаться за товары и услуги в любой стране мира, где принимают карточки VISA, или снять наличные в банкоматах.

В качестве обеспечения возвратности принимаются только поручительства физических лиц, причём супруг или супруга, при наличии таковых, также может  выступать поручителем, (от одного до двух в зависимости от суммы кредита). Проценты начисляются только за использованную сумму кредитного лимита, ежемесячно необходимо погашать минимум 5% от суммы долга и проценты за пользование им.

Кредитный лимит в течение срока  действия карточки является возобновляемым. Это значит, что ту сумму, которую кредитополучатель вносит каждый месяц для погашения основного долга, он снова может использовать. В течение следующих 2 лет кредитополучатель производит только погашение кредита.

- бесплатный (беспроцентный) кредит, рекламу о котором запрещено помещать за пределами банка. Такой кредит предлагается покупателям нового или значительно обновленного жилья. При его предоставлении в расчет принимается уровень налогооблагаемого дохода заемщика в год, предшествующий заключению соответствующего контракта.

В практике нашего государства бесплатных кредитов нет, но весьма популярным является льготное кредитование недвижимости для нуждающихся в улучшении жилищных условий.

До 2008 года быстро рос объем долгосрочных займов на приобретение жилья: в 2000-2007 гг. доля полученных населением займов на срок свыше 20 лет в общем объеме займов, предоставленных по фиксированным процентам, возросла с 6 до 35%. Получателями таких займов являлись в основном молодые люди, стремящиеся с самого начала своей карьеры приобретать собственное жилье, а не арендовать его. 2005г. является рекордным по числу сделок по приобретению квартир на вторичном рынке: по оценкам, их число составляет 730 тыс. Это во многом объяснялось доступностью кредитов на эти цели, номинальные процентные ставки по которым, как правило, не превышали 5%.

Однако 2008 год оказался рекордсменом по темпам падения популярность жилищных кредитов, на что оказали влияние  относительное снижение уровня доходности граждан, увеличение инфляции, ипотечный  кризис в США и Англии.

Законодательство Франции предусматривает  строгие правила составления  кредитного договора: отсутствие в  нем хотя бы одного предусмотренного законом пункта делает этот договор  недействительным, а банк лишается права на получение процентов. Договор  о предоставлении потребительского кредита должен содержать следующие сведения:

- координаты банка, кредитополучателя  и его поручителей;

- условия и способы предоставления  кредита - продолжительность, дата  погашения и т.д.

Информация о работе Потребительский кредит