Потребительский кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и видов потребительского кредита, рассмотрение зарубежного опыта потребительского кредитования, а также его развития в Республике Беларусь. Для этого поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность потребительского кредита;
дать классификацию видов потребительского кредита;
исследовать зарубежный опыт потребительского кредитования;

Вложенные файлы: 1 файл

потребительский_кредит.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

- сумма займа, связанные с  ним издержки и эффективные процентные ставки;

- точный график и суммы погашения  основной суммы займа и процентов  по нему. В тексте договора  могут быть предусмотрены условия  и процедуры досрочного погашения  займа или прекращения действия  кредитного договора [9, с. 69].

Под эгидой Банка Франции создана Национальная картотека инцидентов, связанных с погашением кредитов физическими лицами (Le fichier national des incidence de paiement des credit aux particuliers - FICP), или картотека неплательщиков. Каждый случай неплатежа по кредиту рассматривается комиссией по задолженности, принимающей решение о включении соответствующего досье в картотеку, в которой содержится информация не только об инциденте, но и о мерах договорного или судебного характера, предназначенных для урегулирования задолженности. Сведения об инциденте хранятся в картотеке в течение восьми лет. Пользоваться данными картотеки могут только банки и другие кредитные организации и только для собственных нужд, т.е. не передавая эту информацию другим. Что касается граждан, внесенных в картотеку, то они могут получить устную информацию из своего досье только в отделении Банка Франции [8, с.28].

Рассматривая опыт потребительского кредитования в других зарубежных странах, отметим, что проблема неплатежей по кредитам также является главным поводом для беспокойства. Например, в азиатских странах для потребителя практически нет ограничений и препятствий к количеству открываемых кредитов, так как банки по существу предоставляют их "вслепую". И хотя большинство людей, открывающих кредитные линии, выполняют свои обязательства, определенная доля покупателей не может соразмерить запросы и свои финансовые возможности в набирающем обороты потребительском буме. Так, в Гонконге каждый такой кредитополучатель имел в среднем по 14 различных кредитных линий с общим размером кредита в $75000. Потери по непогашенным кредитам на азиатских рынках быстро поднялись до рамок стран Запада. Согласно статистическим данным, в США несостоятельным оказывается каждый восьмой из тысячи человек. Подобное состояние дел уже сегодня наблюдается в Гонконге, два года тому назад имевшему показатель 1:1000, и в Южной Корее, даже за более короткий период времени сумевшей превзойти американские показатели[6, с. 130].

Решая данную проблему можно  также обратиться к опыту США, где риск по операциям потребительского кредитования намного ниже.

Успех развития потребительского кредита в США, во многом связан с  функционированием на рынке специализированных информационных агентств: так называемых кредитных бюро (credit bureaus) и кредитно-сыскных бюро (credit reporting bureaus/investigating bureaus). Кредитные бюро, как правило, организуются ассоциациями торговых и финансовых предприятий, хотя не исключены случаи создания и независимых бюро. Эти агентства занимаются сбором финансовой информации не только о текущих, но и потенциальных клиентах банков. К таким данным относится не только информация о доходах клиента, но и предположительная оценка состояния счета клиента в банках, данные о предоставленных и погашенных кредитах. Кроме того, досье на клиента может также содержать и информацию, потенциально влияющую на его кредитоспособность: семейное положение, количество иждивенцев, судебные иски и, иногда, личные характеристики клиента: данные об успеваемости в учебных заведениях, где учился клиент, возможные осложнения в личных отношениях (например, потенциальный развод), моральный облик и т. д. Кредитные бюро собирают и предоставляют данные на абонентских условиях членам ассоциаций, однако могут продать разовую информацию и третьим лицам, но за существенно большую плату. Часто предприятия - члены ассоциации "скидывают" имеющиеся у них данные кредитному бюро, чтобы они впоследствии стали доступными остальным членам ассоциации. Таким образом, кредитные бюро выполняют еще и функцию общего банка данных по клиентам предприятий-участников ассоциации.

Кредитно-сыскные бюро, напротив, собирают информацию только по заказу о конкретном лице в более широком разрезе и делают меньший упор на финансовое положение, скорее концентрируясь на личностных характеристиках данного лица. Основными заказчиками кредитно-сыскных бюро являются работодатели и страховщики, однако компании, оперирующие на рынке потребительского кредита, также обращаются в кредитно-сыскные бюро. Таким образом, наличие разветвленной сети информационных агентств (кредитных и кредитно-сыскных бюро), на данные которой опираются большинство поставщиков потребительского кредита, позволяет существенно снизить издержки по оценке кредитоспособности отдельных потребителей, что существенно снижает финансовые риски, связанные с потребительским кредитом [6, с. 134].

Таким образом, потребительский  кредит как особая форма кредита заключается в предоставлении рассрочки платежа населению при покупке товаров длительного пользования.

Потребительский кредит предоставляется на принципах  срочности, возвратности, платности  и материальной обеспеченности.

В схеме потребительского кредитования могут участвовать не только банк и кредитополучатель, но и поручители, а также торговые организации.

В Республике Беларусь нормативно-правовая база, касающаяся регулирования потребительского кредитования представлена рядом нормативно-правовых актов, из которых особо выделить хотелось бы три из них: Банковский кодекс, Гражданский кодекс и Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата.

 

3 Проблемы и перспективы  развития потребительского кредитования в Республике Беларусь

 

 

3.1 Развитие  розничного банковского кредитования  в Республике Беларусь

 

До недавнего времени  в Беларуси фактически отсутствовал рынок кредитования физических лиц, и население не могло приобретать  дорогостоящие товары длительного пользования в кредит, производители и продавцы регулярно сталкивались с проблемами ограниченности спроса, вызванной как раз отсутствием возможности эффективной продажи в рассрочку. Банки предпочитали работать с юридическими лицами, а гражданам, для того чтобы приобрести удобное и комфортабельное жилье, современную машину, качественную мебель или бытовую технику, приходилось годами, а то и десятилетиями откладывать заработанные деньги. Но в настоящее время ситуация изменилась. В настоящее время одной из самых заметных новых тенденций на рынке банковских услуг является резкий рост интереса банков к частным кредитополучателям.

Кредитование физических лиц как одного из сегментов рынка  розничных банковских услуг является приоритетным. Однако, очевидно в результате влияния мирового экономического кризиса, мы можем наблюдать снижение доли кредитной задолженности населения  в кредитных портфелях банков. Значение этого показателя уменьшилось c 27,5% на начало 2008 года до 25,1 % на 01.01.2008г.

          Нужно отметить, что темп прироста  кредитов населению за 2008-2010 гг. оказался  ниже аналогичного показателя  по прочим кредитным вложениям – 100,2% против 126,9% (таблица 3.1)

 

Таблица 3.1 – Динамика кредитных вложений банков Республики Беларусь

Показатели

01.01.2008г.

01.01.2009г.

01.01.2010г.

Изменение (+,-)

сумма, млрд. руб.

уд. вес, %

сумма, млрд. руб.

уд. вес, %

сумма, млрд. руб.

уд. вес, %

сумма, млрд. руб.

темп прироста %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Населению

7966,8

27,5

12588,4

28,1

15953,5

25,1

7986,7

100,2

Прочие 

21009,8

72,5

32177,5

71,9

47686,4

74,9

26676,6

126,9

Всего

28976,6

100,0

44765,9

100,0

63639,9

100,0

34663,3

119,6


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1, с.92, 2, с.99, 3, с.116].

Белорусские банки предоставляют  кредиты физическим лицам на потребительские  цели и финансирование недвижимости. Отметим, что за прошедшие годы в  Республике Беларусь отмечается устойчивая положительная тенденция к росту подобных кредитов.

В настоящее время  основной удельный вес кредитов, выдаваемых населению, приходится на долгосрочные кредитные вложения, к которым  относятся кредиты со сроком полного  погашения, первоначально установленным кредитным договором, свыше одного года (таблица 3.2).

 

Таблица 3.2 - Состав и структура  кредитов, выданных населению банками  Республики Беларусь по срочности

Показатели

01.01.2008г.

01.01.2009г.

01.01.2010г.

Изменение (+,-)

сумма, млрд руб.

уд. вес, %

сумма, млрд руб.

уд. вес, %

сумма, млрд руб.

уд. вес, %

сумма, млрд руб.

темп прироста %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Краткосрочные

138,8

1,7

304,9

1,9

380,7

2,4

241,9

274,3

Долгосрочные 

7827,9

98,3

12283,5

98,1

15572,8

97,6

7744,9

198,9

Всего

7966,7

100

12588,4

100

15953,5

100,0

7986,8

200,3


Примечание – Источник: собственная  разработка на основе [1, с.93, 2, с. 100, 3, с.115 ]

 

Данные таблицы 3.2 свидетельствуют  о том, что за анализируемый период долгосрочные кредиты увеличились  почти в 2 раза. Однако это не является показателем, характеризующим рост долгосрочных кредитных вложений (ведь до 2008 года долгосрочными кредитами считали только кредиты на финансирование недвижимости, а с 2008 года – все кредиты со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, свыше одного года) поэтому и произошел такой «бурный рост» долгосрочных кредитных вложений (Приложение А).

Основной удельный вес  задолженности населения приходится на  долгосрочные кредиты в национальной валюте (таблица 3.3 (Приложение ), причем их доля постоянно повышается (с 78,1% по состоянию на начало 2008г. до 81,1% на 01.01.2010г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.3 - Структура  кредитов выданных населению банками  Республики Беларусь по видам валют, млрд. руб.

Показатели

01.01.2008г.

01.01.2009г.

01.01.2010г.

Изменение (+,-)

сумма, млрд. руб.

уд. вес, %

сумма, млрд. руб.

уд. вес, %

сумма, млрд. руб.

уд. вес, %

сумма, млрд. руб.

темп прироста %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Национальная

6220,0

78,1

9332,3

74,1

12932,3

81,1

6712,3

107,9

Иностранная

1746,7

21,9

356,1

25,9

3021,2

18,9

1274,5

73

Всего

7966,7

100

12588,4

100

15953,5

100,0

7986,8

100,3


Примечание – Источник: собственная  разработка на основе [2, с. 98, 3, с.115].

 

В абсолютном выражении  сумма задолженности по кредитам в национальной валюте за анализируемый период увеличилась на 6712,3 млрд. руб. или на 107,9%.

Кредиты в иностранной  валюте увеличились с 1746,7 млрд. руб. до 3021,2 млрд. руб., т.е. на 1274,5 млрд. руб. или на 73%, а удельный вес данной статьи снизился с 21,9% до 18,9% (Приложение Б).

По информации банков наибольшим спросом у населения  пользуются кредиты на приобретение автомобилей, бытовой техники, отдых  и туризм, медицинские услуги, оплату образования, а также кредиты  молодым семьям, молодым специалистам и другие. Дальнейшее развитие получили традиционные виды кредитов, ориентированные на менее защищенные категории граждан, в том числе сельских жителей и многодетных семей. Проводя процентную политику в области кредитования, для граждан, проживающих в сельской местности, банки применяют практику установления процентов по пониженной шкале.

Банками внедряются новые  виды кредитования на приобретение мобильных  телефонов, бытовой и компьютерной техники. При этом внедряются скоринг–процессы, что позволяет осуществлять экспресс–кредитование покупателей. Расширяется перечень банков, предоставляющих населению кредиты на обучение и лечение.

Расширяется перечень предлагаемых видов потребительских кредитов для населения за счет внедрения  банками отдельных целевых программ, в том числе поддерживающих отечественных товаропроизводителей. Так, ОАО "БПС-Банк" в 2008 году осуществлял совместные программы по организации кредитования населения с крупнейшими отечественными производителями потребительских товаров, такими как ОАО "Гомельдрев", ЗАО "Атлант", РУПП "Витязь", ОАО "Мотовело", ЗАО "Пинскдрев". Кроме того, с дилерскими центрами автопроизводителей (СП ЗАО "Миллениум Групп", СП "Юнион–Моторс", ОАО "Минск–Лада", СООО "Эмир Моторс", ООО "Ланкор"), ИП "Цептер Интернационал" ООО [21].

Кроме того, в 2008 году банками  республики была предоставлена возможность  получения физическими лицами кредита  на покупку квартир на аукционе (ОАО "Белагропромбанк", ОАО "БПС–Банк", ЗАО "Белросбанк" и другие).

В течение отчетного  года ОАО АСБ "Беларусбанк" продолжил кредитование граждан на льготных условиях для реализации одной из важнейших социально–значимых программ – жилищного строительства.

Развивая рынок розничных  банковских услуг, банки республики ориентируются на различные категории  граждан. ОАО "АСБ Беларусбанк" в целях реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2006 – 2010 годы, а также, учитывая, что доходы сельских жителей значительно ниже заработной платы работников других отраслей экономики, гражданам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, выдача кредитов на общих основаниях, как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте осуществляется под более низкую процентную ставку по сравнению с аналогичными видами кредитов для других категорий граждан. Особое внимание уделяется организации предоставления банком полного комплекса кредитных услуг в агрогородках, где кредиты выдаются гражданам, главным образом, по месту жительства без посещения филиалов банка[20].

Активно развивается  кредитование физических лиц в виде предоставления овердрафта с использованием карт–счетов (ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "БПС-Банк", "Приорбанк" ОАО, ОАО "Паритетбанк", ЗАО Банк ВТБ, ОАО "Белгазпромбанк" и другие). Банками внедряются новые виды кредитования на приобретение мобильных телефонов, бытовой и компьютерной техники. При этом используются скоринг–процессы, что позволяет осуществлять экспресс–кредитование покупателей. Также банками продолжается работа по внедрению программного обеспечения по централизации базы данных клиентов – физических лиц, что позволяет расширять каналы сбыта банковских услуг и продуктов [20,21].

Информация о работе Потребительский кредит