Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и видов потребительского кредита, рассмотрение зарубежного опыта потребительского кредитования, а также его развития в Республике Беларусь. Для этого поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность потребительского кредита;
дать классификацию видов потребительского кредита;
исследовать зарубежный опыт потребительского кредитования;
- сумма займа, связанные с ним издержки и эффективные процентные ставки;
- точный график и суммы
Под эгидой Банка Франции создана Национальная картотека инцидентов, связанных с погашением кредитов физическими лицами (Le fichier national des incidence de paiement des credit aux particuliers - FICP), или картотека неплательщиков. Каждый случай неплатежа по кредиту рассматривается комиссией по задолженности, принимающей решение о включении соответствующего досье в картотеку, в которой содержится информация не только об инциденте, но и о мерах договорного или судебного характера, предназначенных для урегулирования задолженности. Сведения об инциденте хранятся в картотеке в течение восьми лет. Пользоваться данными картотеки могут только банки и другие кредитные организации и только для собственных нужд, т.е. не передавая эту информацию другим. Что касается граждан, внесенных в картотеку, то они могут получить устную информацию из своего досье только в отделении Банка Франции [8, с.28].
Рассматривая опыт потребительского кредитования в других зарубежных странах, отметим, что проблема неплатежей по кредитам также является главным поводом для беспокойства. Например, в азиатских странах для потребителя практически нет ограничений и препятствий к количеству открываемых кредитов, так как банки по существу предоставляют их "вслепую". И хотя большинство людей, открывающих кредитные линии, выполняют свои обязательства, определенная доля покупателей не может соразмерить запросы и свои финансовые возможности в набирающем обороты потребительском буме. Так, в Гонконге каждый такой кредитополучатель имел в среднем по 14 различных кредитных линий с общим размером кредита в $75000. Потери по непогашенным кредитам на азиатских рынках быстро поднялись до рамок стран Запада. Согласно статистическим данным, в США несостоятельным оказывается каждый восьмой из тысячи человек. Подобное состояние дел уже сегодня наблюдается в Гонконге, два года тому назад имевшему показатель 1:1000, и в Южной Корее, даже за более короткий период времени сумевшей превзойти американские показатели[6, с. 130].
Решая данную проблему можно также обратиться к опыту США, где риск по операциям потребительского кредитования намного ниже.
Успех развития потребительского кредита в США, во многом связан с функционированием на рынке специализированных информационных агентств: так называемых кредитных бюро (credit bureaus) и кредитно-сыскных бюро (credit reporting bureaus/investigating bureaus). Кредитные бюро, как правило, организуются ассоциациями торговых и финансовых предприятий, хотя не исключены случаи создания и независимых бюро. Эти агентства занимаются сбором финансовой информации не только о текущих, но и потенциальных клиентах банков. К таким данным относится не только информация о доходах клиента, но и предположительная оценка состояния счета клиента в банках, данные о предоставленных и погашенных кредитах. Кроме того, досье на клиента может также содержать и информацию, потенциально влияющую на его кредитоспособность: семейное положение, количество иждивенцев, судебные иски и, иногда, личные характеристики клиента: данные об успеваемости в учебных заведениях, где учился клиент, возможные осложнения в личных отношениях (например, потенциальный развод), моральный облик и т. д. Кредитные бюро собирают и предоставляют данные на абонентских условиях членам ассоциаций, однако могут продать разовую информацию и третьим лицам, но за существенно большую плату. Часто предприятия - члены ассоциации "скидывают" имеющиеся у них данные кредитному бюро, чтобы они впоследствии стали доступными остальным членам ассоциации. Таким образом, кредитные бюро выполняют еще и функцию общего банка данных по клиентам предприятий-участников ассоциации.
Кредитно-сыскные бюро, напротив, собирают информацию только по заказу о конкретном лице в более широком разрезе и делают меньший упор на финансовое положение, скорее концентрируясь на личностных характеристиках данного лица. Основными заказчиками кредитно-сыскных бюро являются работодатели и страховщики, однако компании, оперирующие на рынке потребительского кредита, также обращаются в кредитно-сыскные бюро. Таким образом, наличие разветвленной сети информационных агентств (кредитных и кредитно-сыскных бюро), на данные которой опираются большинство поставщиков потребительского кредита, позволяет существенно снизить издержки по оценке кредитоспособности отдельных потребителей, что существенно снижает финансовые риски, связанные с потребительским кредитом [6, с. 134].
Таким образом, потребительский кредит как особая форма кредита заключается в предоставлении рассрочки платежа населению при покупке товаров длительного пользования.
Потребительский кредит предоставляется на принципах срочности, возвратности, платности и материальной обеспеченности.
В схеме потребительского кредитования могут участвовать не только банк и кредитополучатель, но и поручители, а также торговые организации.
В Республике Беларусь нормативно-правовая база, касающаяся регулирования потребительского кредитования представлена рядом нормативно-правовых актов, из которых особо выделить хотелось бы три из них: Банковский кодекс, Гражданский кодекс и Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата.
3 Проблемы и перспективы
развития потребительского
3.1 Развитие
розничного банковского
До недавнего времени в Беларуси фактически отсутствовал рынок кредитования физических лиц, и население не могло приобретать дорогостоящие товары длительного пользования в кредит, производители и продавцы регулярно сталкивались с проблемами ограниченности спроса, вызванной как раз отсутствием возможности эффективной продажи в рассрочку. Банки предпочитали работать с юридическими лицами, а гражданам, для того чтобы приобрести удобное и комфортабельное жилье, современную машину, качественную мебель или бытовую технику, приходилось годами, а то и десятилетиями откладывать заработанные деньги. Но в настоящее время ситуация изменилась. В настоящее время одной из самых заметных новых тенденций на рынке банковских услуг является резкий рост интереса банков к частным кредитополучателям.
Кредитование физических
лиц как одного из сегментов рынка
розничных банковских услуг является
приоритетным. Однако, очевидно в результате
влияния мирового экономического кризиса,
мы можем наблюдать снижение доли
кредитной задолженности
Нужно отметить, что темп прироста кредитов населению за 2008-2010 гг. оказался ниже аналогичного показателя по прочим кредитным вложениям – 100,2% против 126,9% (таблица 3.1)
Таблица 3.1 – Динамика кредитных вложений банков Республики Беларусь
Показатели |
01.01.2008г. |
01.01.2009г. |
01.01.2010г. |
Изменение (+,-) | ||||
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
темп прироста % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Населению |
7966,8 |
27,5 |
12588,4 |
28,1 |
15953,5 |
25,1 |
7986,7 |
100,2 |
Прочие |
21009,8 |
72,5 |
32177,5 |
71,9 |
47686,4 |
74,9 |
26676,6 |
126,9 |
Всего |
28976,6 |
100,0 |
44765,9 |
100,0 |
63639,9 |
100,0 |
34663,3 |
119,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1, с.92, 2, с.99, 3, с.116].
Белорусские банки предоставляют кредиты физическим лицам на потребительские цели и финансирование недвижимости. Отметим, что за прошедшие годы в Республике Беларусь отмечается устойчивая положительная тенденция к росту подобных кредитов.
В настоящее время основной удельный вес кредитов, выдаваемых населению, приходится на долгосрочные кредитные вложения, к которым относятся кредиты со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, свыше одного года (таблица 3.2).
Таблица 3.2 - Состав и структура кредитов, выданных населению банками Республики Беларусь по срочности
Показатели |
01.01.2008г. |
01.01.2009г. |
01.01.2010г. |
Изменение (+,-) | ||||
сумма, млрд руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд руб. |
темп прироста % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Краткосрочные |
138,8 |
1,7 |
304,9 |
1,9 |
380,7 |
2,4 |
241,9 |
274,3 |
Долгосрочные |
7827,9 |
98,3 |
12283,5 |
98,1 |
15572,8 |
97,6 |
7744,9 |
198,9 |
Всего |
7966,7 |
100 |
12588,4 |
100 |
15953,5 |
100,0 |
7986,8 |
200,3 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1, с.93, 2, с. 100, 3, с.115 ]
Данные таблицы 3.2 свидетельствуют о том, что за анализируемый период долгосрочные кредиты увеличились почти в 2 раза. Однако это не является показателем, характеризующим рост долгосрочных кредитных вложений (ведь до 2008 года долгосрочными кредитами считали только кредиты на финансирование недвижимости, а с 2008 года – все кредиты со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, свыше одного года) поэтому и произошел такой «бурный рост» долгосрочных кредитных вложений (Приложение А).
Основной удельный вес
задолженности населения
Таблица 3.3 - Структура кредитов выданных населению банками Республики Беларусь по видам валют, млрд. руб.
Показатели |
01.01.2008г. |
01.01.2009г. |
01.01.2010г. |
Изменение (+,-) | ||||
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
темп прироста % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Национальная |
6220,0 |
78,1 |
9332,3 |
74,1 |
12932,3 |
81,1 |
6712,3 |
107,9 |
Иностранная |
1746,7 |
21,9 |
356,1 |
25,9 |
3021,2 |
18,9 |
1274,5 |
73 |
Всего |
7966,7 |
100 |
12588,4 |
100 |
15953,5 |
100,0 |
7986,8 |
100,3 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2, с. 98, 3, с.115].
В абсолютном выражении сумма задолженности по кредитам в национальной валюте за анализируемый период увеличилась на 6712,3 млрд. руб. или на 107,9%.
Кредиты в иностранной валюте увеличились с 1746,7 млрд. руб. до 3021,2 млрд. руб., т.е. на 1274,5 млрд. руб. или на 73%, а удельный вес данной статьи снизился с 21,9% до 18,9% (Приложение Б).
По информации банков наибольшим спросом у населения пользуются кредиты на приобретение автомобилей, бытовой техники, отдых и туризм, медицинские услуги, оплату образования, а также кредиты молодым семьям, молодым специалистам и другие. Дальнейшее развитие получили традиционные виды кредитов, ориентированные на менее защищенные категории граждан, в том числе сельских жителей и многодетных семей. Проводя процентную политику в области кредитования, для граждан, проживающих в сельской местности, банки применяют практику установления процентов по пониженной шкале.
Банками внедряются новые виды кредитования на приобретение мобильных телефонов, бытовой и компьютерной техники. При этом внедряются скоринг–процессы, что позволяет осуществлять экспресс–кредитование покупателей. Расширяется перечень банков, предоставляющих населению кредиты на обучение и лечение.
Расширяется перечень предлагаемых
видов потребительских кредитов
для населения за счет внедрения
банками отдельных целевых
Кроме того, в 2008 году банками республики была предоставлена возможность получения физическими лицами кредита на покупку квартир на аукционе (ОАО "Белагропромбанк", ОАО "БПС–Банк", ЗАО "Белросбанк" и другие).
В течение отчетного года ОАО АСБ "Беларусбанк" продолжил кредитование граждан на льготных условиях для реализации одной из важнейших социально–значимых программ – жилищного строительства.
Развивая рынок розничных банковских услуг, банки республики ориентируются на различные категории граждан. ОАО "АСБ Беларусбанк" в целях реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2006 – 2010 годы, а также, учитывая, что доходы сельских жителей значительно ниже заработной платы работников других отраслей экономики, гражданам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, выдача кредитов на общих основаниях, как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте осуществляется под более низкую процентную ставку по сравнению с аналогичными видами кредитов для других категорий граждан. Особое внимание уделяется организации предоставления банком полного комплекса кредитных услуг в агрогородках, где кредиты выдаются гражданам, главным образом, по месту жительства без посещения филиалов банка[20].
Активно развивается кредитование физических лиц в виде предоставления овердрафта с использованием карт–счетов (ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "БПС-Банк", "Приорбанк" ОАО, ОАО "Паритетбанк", ЗАО Банк ВТБ, ОАО "Белгазпромбанк" и другие). Банками внедряются новые виды кредитования на приобретение мобильных телефонов, бытовой и компьютерной техники. При этом используются скоринг–процессы, что позволяет осуществлять экспресс–кредитование покупателей. Также банками продолжается работа по внедрению программного обеспечения по централизации базы данных клиентов – физических лиц, что позволяет расширять каналы сбыта банковских услуг и продуктов [20,21].