Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и видов потребительского кредита, рассмотрение зарубежного опыта потребительского кредитования, а также его развития в Республике Беларусь. Для этого поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность потребительского кредита;
дать классификацию видов потребительского кредита;
исследовать зарубежный опыт потребительского кредитования;
3.2 Проблемы
и перспективы
К настоящему времени
конкуренция в сфере
Быстрое сокращение разрыва между привлеченными от физических лиц средствами и выданными кредитами свидетельствует о том, что уже в ближайшем будущем банк не сможет рассчитывать на сбережения населения в качестве источника финансирования. Ему придется менять стратегию формирования ресурсной базы. Таким образом, существенно актуализируется вопрос привлечения иностранных кредитных ресурсов и капиталов.
2. Оптимизация процесса
оформления кредита, то есть
сокращение сроков выдачи
3. Более активное использование
в процессе кредитования
В мировой практике кредитные отчеты используются банками в процессе кредитования в следующих целях:
- кредитная история
используется в процессе
- достоверность предоставленной
клиентом информации можно
- кредитный отчет на
стадии мониторинга
- текущая задолженность
клиента, полученная из
- кредитный отчет может
оказать помощь в
- положительная информация,
полученная из кредитного бюро
в момент привлечения или
4. Активизация работы по возврату проблемных долгов не только путем мобилизации собственных ресурсов, но и путем привлечения коллекторских, юридических компаний, частных юристов и т.д.
Говоря о совершенствовании процесса кредитования в конкретном банке, мы имеем в виду внутренние факторы, но не стоит забывать и о внешних.
В условиях перехода экономики Беларуси к рыночным отношениям развитие потребительского кредитования приобретает все большее значение. Коммерческий банк, выдавая потребительский кредит, способствует, в первую очередь, решению финансовых проблем населения, связанных с необходимостью приобретения жилья, транспортных средств, дорогостоящей бытовой техники, оплаты медицинских и образовательных услуг. К тому же он, стимулируя спрос населения на товары, содействует увеличению их производства и реализации, повышая тем самым экономический потенциал страны. Ориентация коммерческих банков на частных заемщиков способствует также повышению качества их кредитного портфеля за счет расширения круга клиентов банка и видов предоставляемых ссудных услуг и т.д.
Потребительское кредитование до последнего времени было явлением достаточно редким. Банки предпочитали работать с юридическими лицами, а население - копить деньги на покупку бытовой техники, компьютера или автомобиля. Однако в последние несколько лет одной из самых заметных новых тенденций на рынке банковских услуг является резкий рост интереса банков к частным заемщикам. В то же время широкому кредитованию физических лиц препятствует ряд причин. Основная из них – это сложная процедура оформления кредитного договора. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 мая 1996 года № 209 "О мерах по регулированию банковской деятельности в Республике Беларусь" поручительство и гарантия по кредитным договорам должны обеспечиваться залогом имущества гаранта или поручителя [7]. При кредитовании строительства (приобретения) жилья физические лица, как правило, не могут предоставить в обеспечение исполнения обязательств по кредиту иной залог, кроме строящегося жилья. Банк, принимая в обеспечение строящееся с участием кредитных средств жилье, в котором будет проживать семья кредитополучателя, в последующем может столкнуться с проблемами по его реализации в случае невозврата кредита. При использовании в качестве обеспечения поручительства требуется подкрепление его залогом, что создает проблему для поручителя (физического лица).
Кроме того, на оформление кредитного договора с юридическим лицом количество затрат в 10 раз меньше, чем с физическим. При этом доходность от кредитования юридических лиц выше за счет разницы в объемах предоставляемых кредитов.
Еще одна причина, препятствующая развитию кредитования, - отсутствие единого и доступного залогового реестра и информационной базы о выданных кредитах. Формирование единой базы позволило бы банкам отсекать недобросовестных заемщиков, стремящихся получить сразу несколько кредитов под одно и то же обеспечение.
До сих пор большинство
банков в качестве основного способа
борьбы с подобными проблемами используют
процедуру анализа
В Беларуси уже создан проект Закона «О бюро кредитных историй». Представляется, что создание кредитных бюро в Беларуси будет способствовать повышению эффективности банковской деятельности и уменьшению дебиторской задолженности. Задача проработать вопрос о целесообразности формирования в Республике Беларусь кредитного бюро с учетом опыта других стран была поставлена в Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы. В этом же документе закреплены основные функции будущего кредитного бюро: ведение кредитных досье на всех заемщиков, имевших проблемные кредиты в банках Беларуси, разработка и ведение кредитного рейтинга заемщиков, информирование банков (по их запросам) и других заинтересованных органов о кредитной истории и кредитном рейтинге кредитополучателей [5].
Рассматривая другие
пути совершенствования
В Беларуси синхронно с Российской Федерацией и Украиной были приняты меры по предотвращению недобросовестной ценовой конкуренции банков в сфере потребительского кредитования. В частности, Национальный банк Республики Беларусь ввел в банковскую статистику понятие полной процентной ставки, отражающей помимо выплачиваемых клиентом процентов и комиссионные сборы. Кроме того, был регламентирован состав комиссионных сборов по кредитам. Белорусские банки также были обязаны составлять для клиентов помесячный график платежей, дающих представление о номинальных затратах заемщиков на обслуживание кредитов. Следствием принятых мер стало снижение в 2007 г. уровня полных процентных ставок по потребительским кредитам в национальной валюте. Дальнейший прогресс в данном направлении в первую очередь зависит от динамики инфляции и состояния банковской ликвидности.
Необходимо выделить, что в целях активизации работы по расширению спектра банковских услуг банки уделяют внимание рекламному сопровождению процесса оказания розничных банковских услуг. Наряду с традиционными способами информирования клиентов о банковских услугах (телевидение, радио, газеты, рекламные буклеты и наружная реклама) применялись мультимедийные средства (Интернет, видеоэкраны, информационные агентства и др.). Большинством банков созданы и функционируют в актуальном режиме с постоянным информационным наполнением веб-сайты в сети Интернет.
Помимо этого, на качественно
новом уровне развивается справочно-
Также интересным направлением развития альтернатив банковскому потребительскому кредиту является частный лизинговый кредит. Так, например, авторитетные производители Западной Европы практикуют частный лизинг (private leasing) автотранспортных средств, а также сельскохозяйственных машин для подсобного (фермерского) хозяйства, при котором лизингополучателем является физическое лицо. Оперативный лизинг в данном случае напоминает договор бытового проката. Однако определенный интерес могут представлять подобные операции с переходом права собственности в конце срока договора. Для лизингодателя такая форма является гораздо более удобной по сравнению с куплей-продажей в рассрочку по причине сохранения права собственности на имущество, и в случае систематических неплатежей лизингополучателя — возможности изъять собственное имущество. Лизингополучателю же выгодно осуществить выбор имущества, а затем приобрести его в собственность (при определенных гарантиях в случае банкротства лизингодателя) путем периодических выплат частей его полной стоимости.
Однако, положение о лизинге на территории Республики Беларусь (абз. 2 п.1.2.) ставит под сомнение вероятность существования в нашей стране договоров подобного рода, исключая из перечня объектов лизинга имущество, используемое для личных (семейных) или бытовых нужд [11].
Между тем в Прибалтийских государствах в 2004-2005 годах количество новых автотранспортных средств, приобретенных частными лицами в основном посредством лизинга, возросло в 2 раза и составило 41 тысячу автомобилей.
Следовательно путем внесения изменений в Постановление Совета Министров от 31 декабря 1997 г. № 1769 “О лизинге на территории Республики Беларусь”, можно гораздо более широко использовать возможности потребительского кредита, что позволит: физическим лицам – улучшить свое благосостояние без крупных единовременных затрат; предприятиям-производителям увеличить объемы реализации дорогостоящей продукции; банкам-кредитодателям – извлечь дополнительную прибыль.
Среди проблем отечественного рынка потребительского кредита нужно отметить следующие:
- скоро возникнет ситуация
когда весь прирост сбережений
будет направляться на
- непрозрачное ценообразование, что говорит о необходимости вмешательства государства в лице Национального банка в процесс ценообразования на рынке банковских кредитов.
В настоящее время назрела необходимость создания законодательства, которое будет направлено на защиту кредитополучателей-физических лиц.
Представляется, что включение рассмотренных в норм в отечественное законодательство положительно отразится на прозрачности всего рынка потребительского кредитования. Ведь правовая проблема в ближайшее время может стать злободневной и без ее решения вряд ли можно вести речь, как о цивилизованном банковском праве, так и о повышении конкурентоспособности белорусской банковской системы.
В заключении хотелось бы отметить, что, несомненно, основополагающим фактором успешного развития потребительского кредитования является хорошая технологическая оснащенность банков. Для систем автоматизации предъявляется ряд требований, среди которых такие как:
Заключение
Проведенное в работе исследование позволило сделать следующие выводы.
1. В экономической
литературе существует