Проблемы и перспективы кредитования в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 12:07, дипломная работа

Краткое описание

Наличие этих и ряда других проблем кредитной деятельности коммерческих банков требуют оптимального решения.
Целью данной дипломной работы является анализ действующей практики осуществления кредитных операций коммерческих банков и выработка на основе данного анализа конкретных предложений по совершенствованию кредитного процесса.

Содержание

Введение
І. Виды кредитов и их характеристика
1.1 Необходимость, сущность и значение кредита
1.2 Классификация банковских кредитов (ссуд)
1.3 Организация банковского кредитования
ІІ. Анализ действующей практики кредитования банками второго уровня ЗК на примере ОАО "Банк Центр Кредит"
2.1 Кредитная политика банка
2.2 Этапы кредитного процесса: содержание и значение
2.3 Осуществление мониторинга за текущими кредитами и работа с просроченной задолженностью
2.4 Кредитный рынок Республики Казахстан: анализ состояния и развития
III. Современные проблемы и перспективы кредитования в Казахстане
3.1 Структура кредитной системы Республики Казахстан
3.2. Основные направления кредитной системы РК
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы и перспективы кредитования в Казахстане.doc

— 344.50 Кб (Скачать файл)

Выдача ссуды наличными  деньгами со ссудного счета запрещается. При необходимости получения заемщиком- юридическим лицом наличных денежных средств, нужная сумма перечисляется со ссудного счета на текущий счет, после чего с текущего счета выдается наличными деньгами. Заемщики -физические лица могут получить наличные денежные средства с лицевого счета без ограничения. 

В ходе мониторинга кредита  кредитный офицер контролирует сроки  погашения основного долга и  вознаграждения, их очередность в  соответствии с условиями договора и графика платежей. Одновременно менеджером счета производится контроль погашения кредита, в соответствии со срочным обязательством и графиком платежей, являющегося неотъемлемой частью договора займа. 

При выдаче кредита  кредитный офицер филиала оформляет лист "Сведения о кредите", где отражает все операции по данному кредиту (выдача, начисление вознаграждения, погашение основного долга и начисленного вознаграждения и так далее). 

При наступлении  срока погашения основного долга, начисленного вознаграждения, в случае, если заемщик самостоятельно не погасил задолженность, менеджер счета производит списание средств с текущего счета (валютного) счета на погашение задолженности по основному долгу (на основании срочного обязательства), начисленному вознаграждению (на основании ведомости начисленного вознаграждения), пени, штрафам, комиссиям с проведением проводок и подготавливает 2 экземпляра мемориального ордера. Первый экземпляр мемориального ордера отдается заемщику, а второй подшивается в документы дня.  

При отсутствии средств на счетах заемщика: 

1. Если срок  оплаты основного долга по  договору уже наступил и начисление  вознаграждения еще не прекращено, бухгалтерия бэк-офиса открывает  счет просроченной задолженности  на основании 

распоряжения  кредитного отдела и выносит суммы задолженности по основному догу на вновь открытый счет. 

2. Если срок  оплаты основного долга по  договору уже наступил и прекращено  начисление вознаграждения, бухгалтерия  бэк-офиса открывает счет блокированной  задолженности на основании распоряжения кредитного отдела и выносит суммы задолженности по основному долгу на вновь открытый счет 

3. Если сумма  основного долга числится на  счетах просроченных ссуд и  прекращается начисление вознаграждения, бухгалтерия бэк-офиса на основании распоряжения кредитного отдела открывает счет блокированной задолженности и выносит суммы задолженности по основному долгу на вновь открытый счет. 

4. Если срок  оплаты начисленного вознаграждения  по договору наступил, то бухгалтерия  бэк-офиса на основании распоряжения кредитного отдела открывает счет просроченного вознаграждения и выносит сумму задолженности по вознаграждению на вновь открытый счет  

5. Кредитный  офицер готовит платежные требования - поручения к счетам заемщика  или гаранта (при наличии гарантии), или вкладчика, предоставившего в залог свой депозит, и передает менеджеру счета и/или в другие банки с приложением копий договоров займа, в которых оговариваются права банка на взыскание в безакцептном порядке. При отсутствии средств на счете платежные требования - поручения помещаются в картотеку № 2 и по мере поступления средств производится платеж. 

При погашении  наличными денежными средствами:  

1. заемщик - юридическое  лицо заполняет приходный кассовый  ордер, 

с зачислением  денежных средств минуя текущий счет на ссудный  

счет, если по текущему счету имеется картотека № 2, то погашение 

задолженности по основному долгу или начисленному  

вознаграждению  наличными средствами запрещается  до полного 

погашения картотеки  № 2; 

2. заемщик - физическое лицо заполняет приходный кассовый ордер, с зачислением денежных средств, минуя текущий счет, на ссудный 

счет без ограничений.  

При погашении  задолженности, списанной за баланс, кредитный отдел направляет распоряжение бухгалтерии бэк-офиса для осуществления проводок. Одновременно на сумму погашения основного долга и/или вознаграждения уменьшается остаток задолженности по соответствующим внебалансовым счетам 7130. 

После полного  погашения задолженности по основному  долгу, начисленному вознаграждению и  причитающимся штрафным санкциям, менеджер счета самостоятельно закрывает счета и списывает срочное обязательство с внебалансового счета 7339, а кредитный офицер передает в бухгалтерию бэк - офиса распоряжение для списания стоимости залогового обеспечения с внебалансового счета 7339. 

Ежемесячно (предпоследний  рабочий день месяца) менеджер счета  готовит ведомость начисленных  сумм вознаграждения в соответствии с условиями договора и "Правилами  применения банками метода начисления при определении результатов  финансово- хозяйственной деятельности", утвержденной Постановлением Правления Национального банка РК № 11 от 24 января 1996 года. Кредитный офицер производит контроль начисления вознаграждения, визирует его и с распоряжением передает в бухгалтерию бэк-офиса для осуществления проводок. 

В случае, если заемщик  погашает вознаграждение за текущий  месяц досрочно, то предварительно, менеджер счета производит начисление вознаграждения за текущий месяц. В  последующем, при начислении вознаграждения, начисленная и уплаченная ранее сумма вычитается. 

Если заемщик  вносит сумму предоплаты вознаграждения за будущие периоды, то бухгалтерия  бэк- офиса открывает новый счет 2751 предоплаченных доходов, связанных  с получением вознаграждения, зачислением  всей суммы предоплаты. В последующем, погашение начисленного вознаграждения за предоплаченные месяцы производится согласно. 

По истечении 30 дней со дня вынесения задолженности  по начисленному вознаграждению на счет просрочки менеджер счета прекращает начисление вознаграждения. 

По истечении 60 дней со дня вынесения задолженности по начисленному вознаграждению на счет просрочки менеджер счета передает распоряжение бухгалтерии бэк- офиса на открытие лицевого счета на внебалансовом счете 7130 и списание ее на этот счет. В последующем ежемесячно производится начисление. 

Сумма списанного на внебалансовый счет вознаграждения по валютным кредитам, переоценивается  по мере изменения официального курса  Национального банка РК, одновременно с переоценкой остатков валютных счетов. 

При наличии  средств на текущем (валютном) счете или при поступлении денежных средств в погашение вознаграждения за весь срок пользования кредитом, менеджер счета производит окончательное начисление причитающихся сумм вознаграждения в соответствии с условиями договора и передает ведомость с визой кредитного работника в бухгалтерию бэк - офиса для осуществления проводок. После этого менеджер счета списывает средства с текущего (валютного) счета в погашение задолженности по вознаграждению.  

Ежемесячно (в  предпоследний рабочий день месяца) кредитный отдел производит классификацию ссудного портфеля филиала, расчет необходимых сумм провизии в соответствии с Положением Национального банка РК "О классификации активов банка и условных обязательств и расчете провизии по ним банками второго уровня Республики Казахстан", утвержденным Постановлением Правления Национального банка РК от 23 мая 1997 года № 218, со всеми изменениями и дополнениями, и готовит распоряжение на создание (списание) провизии по кредитам и передает его бухгалтерию бэк -офиса для осуществления проводок. 

На 180 календарный  день со дня вынесения суммы основного  долга на счет просроченных кредитов, кредитный офицер передает в бухгалтерию  бэк-офиса распоряжение о списании просроченной или блокированной  задолженности по кредиту на внебалансовый счет 7130 за счет сформированных провизии (резервов).  

На этапе использования  кредита осуществляется контроль за кредитными операциями: соблюдение лимита кредитования (кредитной линии), целевым  использованием кредита, уплатой ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата ссуд. На данном этапе не прекращается работа по оперативному и традиционному анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы клиента, при необходимости проводятся встречи, переговоры с клиентом, уточняются условия кредитования. 

Таким образом, четкая организация кредитного процесса с соответствующим документооборотом  позволяет снизить риски банка, связанные с возможностью невозврата кредита.

 

2.3 Осуществление  мониторинга за текущими кредитами и работа с просроченной задолженностью

 

Мониторинг кредита - это повседневная работа по наблюдению за погашением кредитов с момента  их выдачи и до полно погашения  основного долга и вознаграждения путем проведения постоянного анализа  деятельности заемщика, контроля за соблюдением всех требований заключенных договоров (договора займа и договора залога) и принятия адекватных мер воздействия на заемщика, в случае ухудшения качества кредита. 

Мониторинг по текущим (выданным) кредитам необходим  для выявления на ранней стадии возможных проблем и затруднений с погашением кредитов, оперативного и своевременного их решения, а по ухудшающимся кредитам - для быстрого реагирования (пересмотра условия сделки, реализации залога, ликвидации активов и другие) и предотвращения или уменьшения возможных потерь, связанных с невозвратом долга. 

Мониторинг по выданным кредитам включает в себя ряд определенных действий: 

1. постоянное  наблюдение за деятельностью  заемщика в свете общей экономической  ситуации и возможного изменения  конъюнктуры рынка и национального законодательства; 

2. систематическое  посещение заемщика, беседа с  его руководителями и специалистами;  

3. анализ хозяйственной  и финансовой деятельности заемщика, проверка предмета залога (наличие,  качество, состояние и хранение залогового имущества) и целевого использования кредита; 

4. сбор наиболее  важной финансовой информации (оборот - выручка от реализации за  последние месяцы, обороты по  расчетному и валютному счетам  за последние месяцы, общая сумма  дебиторской и кредиторской задолженности на момент анализа и так далее); 

5. определение  возникших просчетов, ошибок и  проблем у заемщика; 

6. нахождение  путей выхода из этих проблем;  

В ходе мониторинга  пользуются следующими источниками: 

1. информацией,  имеющейся в кредитном досье; 

2. информацией,  имеющейся у самого заемщика; 

3. информацией,  имеющейся у партнеров заемщика (поставщики, покупатели, банки, финансовые  органы и другие) в рамках действующего  законодательства. 

Основными методами осуществления мониторинга являются: 

1. прямой - телефонная  беседа и непосредственный визит  к заемщику; 

2. опосредованный - получение информации о финансовом  и хозяйственном состоянии от  третьих лиц (партнеров по бизнесу,  конкурентов, сотрудников, знакомых  клиента, соответствующих служб Банка). 

По полноте  получаемой информации осуществление  мониторинга подразделяются на два  вида: 

1. поверхностный  - проводится по тем заемщикам,  у которых нет оснований считать  кредит ухудшающимся или проблемным;  

2. глубокий мониторинг - проводится в зависимости от суммы и срока кредита, либо при возникновении сложной ситуации в результате просчетов или осознанных нарушений, допущенных заемщиками, не дающих возможности вовремя погасить кредит. 

По частоте  проведения мониторинг может быть: 

1. ежемесячно  по всем заемщикам; 

2.неотложным (экстренным) - проводится при резком изменении  конъюнктуры на рынке заемщика, при принятии неожиданных административных  решений органами республиканского  и местного управления (решение  о девальвации тенге, пересмотр  налоговых и таможенных ставок, изменение в законодательстве и так далее), а также при наступлении форс - мажорных обстоятельств.  

В ходе осуществления  мониторинга действующих кредитов необходимо проводить жесткую политику, нацеленную на своевременный возврат  кредита и уплату вознаграждения по нему. Мониторинг должен охватывать все средства в рамках соблюдения нормативных актов и законодательства РК, которые могут быть использованы для обеспечения возврата кредита. 

Кредитный офицер несет полную ответственность за надлежащий мониторинг по действующим кредитам, своевременно выявление проблем и принятие необходимых мер по их решению в зависимости от степени риска и конкретной ситуации, которая может возникнуть у заемщика после выдачи кредита. 

Отправной точкой для осуществления мониторинга по текущим кредитам должен быть график платежей конкретного заемщика (копия которого передается для контроля за платежом менеджеру счета). На основании графика кредитный офицер и менеджер счета осуществляют наблюдение за погашением задолженности (основного долга, вознаграждения). 

Основные действия по осуществлению мониторинга: 

1. предупреждение  клиента: при наличии телефонной  связи с заемщиком за 2-3 дня  до наступления срока платежа.  При этом параллельно решается  задача лишить заемщика возможности сослаться на забывчивость. При отсутствии телефонной связи - письменно за 5-6 дней до наступления срока; 

2. отслеживание  и контроль платежа: до наступления  срока очередного платежа проверить  наличие денежных средств на  счетах заемщика; в случае их отсутствия выяснить причины и как они отразятся на осуществлении платежа; 

3. посещение  клиента: в зависимости от обстоятельств  или отношения заемщика к погашению  кредита необходимо нанести визит  к нему для проведения планового  мониторинга. При этом нельзя упускать любой возможности навестить клиента, если он находится рядом или легко доступен. Частота посещения заемщика зависит от степени риска, суммы и срока кредита. 

Информация о работе Проблемы и перспективы кредитования в Казахстане