Проблемы и перспективы кредитования в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 12:07, дипломная работа

Краткое описание

Наличие этих и ряда других проблем кредитной деятельности коммерческих банков требуют оптимального решения.
Целью данной дипломной работы является анализ действующей практики осуществления кредитных операций коммерческих банков и выработка на основе данного анализа конкретных предложений по совершенствованию кредитного процесса.

Содержание

Введение
І. Виды кредитов и их характеристика
1.1 Необходимость, сущность и значение кредита
1.2 Классификация банковских кредитов (ссуд)
1.3 Организация банковского кредитования
ІІ. Анализ действующей практики кредитования банками второго уровня ЗК на примере ОАО "Банк Центр Кредит"
2.1 Кредитная политика банка
2.2 Этапы кредитного процесса: содержание и значение
2.3 Осуществление мониторинга за текущими кредитами и работа с просроченной задолженностью
2.4 Кредитный рынок Республики Казахстан: анализ состояния и развития
III. Современные проблемы и перспективы кредитования в Казахстане
3.1 Структура кредитной системы Республики Казахстан
3.2. Основные направления кредитной системы РК
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы и перспективы кредитования в Казахстане.doc

— 344.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3.1

 

Объемы активов в:

Млрд.тенге Млн .тенге % к общему объему   Банки второго уровня 595 440 4 048,68 56,2   Пенсионные фонды 149 916,75 1 019,35 14,1   Страховые компании 8382 56,99 0,8   Кредитные товарищества 381,9 2,6 0,03   Ломбарды 881,6 5,99 0,08   Капитализация рынка акций (за исключением государственных финансов) 232 232,6 1 596,1 22,2   Другие организации 70 893,1 482,03 6,6   итого 973 857,5 7211,7 100

В настоящее  время порядка 60% активов коммерческих банков в Республике Казахстан составляют кредиты небанковским юридическим лицам, находясь по этому показателю на одном уровне с банковскими системами США и Японии. Однако по отношению объема кредитов в ВВП, Казахстан отстает от вышеуказанных стран в несколько раз. По нашему мнению, Казахстану, учитывая современные особенности финансовой системы (высокий удельный вес банковской системы с одной стороны, и маломощность самой банковской системы с другой стороны, отстающей по размеру собственного капитала (порядка 4% ВВП) минимум в полтора раза от необходимого уровня (6-7% ВВП)), для устойчивого экономического развития необходимо довести удельный вес кредитов в активах до порядка 80%. Сейчас, по нашим оценкам, банки второго уровня могут довести этот показатель до более чем 83%. Однако особенности ресурсной базы коммерческих банков, а также отсутствие качественных проектов не позволяют быстро и качественно решить этот вопрос. 

Характеризуя  современное состояние ресурсной  базы банков второго уровня Республики Казахстан, можно констатировать тот  факт, что банках скопились так называемые "короткие деньги" (до года), а реальному сектору экономики требуются кредиты на 2-3 и более лет. 

Таким образом, перспективы долгосрочного кредитования реального сектора экономики, по нашему мнению, напрямую зависят от наличия долгосрочных кредитных ресурсов коммерческих банков. Поэтому, несмотря на довольно стабильное увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных кредитов, можно сделать вывод, что ресурсная база банков второго уровня еще недостаточно адекватна запросам реального сектора экономики. В свою очередь, наличие "длинных денег" необязательно предполагает долгосрочное кредитование, а тем более реального сектора экономики. Таким образом, решение проблемы инвестирования ресурсов коммерческих банков в реальный сектор экономики республики Казахстан состоит, по нашему мнению, из двух этапов. Это, во-первых, решение проблемы сбалансированности ресурсной базы банков второго уровня соответственно потребностям реального производства и, во-вторых, собственно стимулирование долгосрочного кредитования экономики.24 

Говоря сегодня  по поводу кредитования в Казахстане, нельзя не отметить ряд проблем, с  которыми сталкиваются коммерческие банки  в своей деятельности. 

Одной из проблем  является проблема долгосрочного кредитования. В настоящее время кредитование приобрело в основном краткосрочный характер. Данные свидетельствуют, что удельный вес краткосрочных кредитов на сегодняшний день составляет более чем 50% всех кредитных вложений по республике. Это говорит о маломощности кредитных ресурсов банков. В коммерческих банках скопились так называемые "короткие деньги" (до года), в то время когда реальному сектору экономики требуются кредиты на 2-3 и более лет. 

Коммерческие  банки вынуждены обеспечивать себе прибыль, и размещают средства главным  образом в пределах коротких сроков. Причем небольшую долю краткосрочных кредитов занимают кредиты, направленные в торговый сектор - более чем треть от всех кредитных вложений, а в промышленный сектор - четверть. Данная ситуация объясняется тем, что оборачиваемость и прибыльность торговых операций значительно выше, чем в производственной сфере. Кроме того, процент, выплачиваемый за пользование кредитом, зачастую оказывается непосильной ношей для товаропроизводителей. Слишком большой банковский процент не поддается ни включению в себестоимость продукции, ни выплате из прибыли из- за незначительной рентабельности операций в производственной сфере. Поэтому выплачивать такой процент за кредиты могут в основном лишь торговые и посреднические фирмы. А с точки зрения стабилизации рынка, снижения инфляции и укрепления тенге наиболее предпочтительным и результативным было бы вложение кредитных средств именно в сферу производства. 

Следующей проблемой  является зависимость между валютной структурой выдаваемых кредитов коммерческими банками РК и ценами на нефть. При снижении цены на нефть происходит повышение удельного веса кредитов в иностранной валюте. Эта зависимость стала практически зеркальной после изменения в сентябре 2007 года правил кредитов. Суть изменения заключается в том, что теперь кредиты выдаваемые в тенге, но с привязкой к курсу доллара, учитываются как кредиты в иностранной валюте. Что объясняется высокой зависимостью развития нашей экономики от конъюнктуры на мировых рынка сырьевых товаров, высоким уровнем долларизации и концентрацией банковских кредитов в отдельных отраслях промышленности и к тому же в рамках ограниченного числа предприятий. 

Большой проблемой  сегодня является задержка возврата ссуд клиентами банка, а то и вовсе  не возврат. К сожалению, не возврат кредита сегодня стал частым явлением. 

Нельзя не указать  такой недостаток в отечественной  банковской практике как экономическое  несовершенство кредитных договоров. Кредитные договора не содержат действенных  мер по предотвращению просрочки  платежа по основному долгу и процента за кредит, а в правовом отношении кредитные договора зачастую не позволяют обеспечить возврат выданных ссуд. Даже при обращении в суд исполнить договор оказывается нелегко, поскольку либо невозможно разыскать заемщика, с которым заключен договор, либо отсутствуют реальные источники погашения основного долга и причитающихся процентов. Многие кредитные договора юридически плохо составлены, иногда их не подписывают не уполномоченные лица. На западе, например, кредитный договор является самым важным документом, регулирующим права и обязанности сторон. 

Следующая проблема - это несовершенство залогового механизма, используемого в республике, например, использование недвижимости в качестве залога. Согласно договорам залога, удовлетворение требований кредитора производится из стоимости заложенного имущества. В случае если сумма, полученная от реализации залога, недостаточна для покрытия задолженности перед банком, которая к этому времени включает в себя кроме основного долга и процентов, еще и пени и расходы по взысканию, то банк имеет право получить недостающую сумму из прочего имущества заемщика. Однако гражданско - процессуальным законодательством РК предусмотрена следующая очередность взыскания. В первую очередь к имуществу банкрота "приступает" арбитражный суд, тем самым, покрывая свои расходы на ведение процесса банкротства, во вторую следует "социальная сфера": выплачиваются алименты, пособия по инвалидности, остатки заработной платы работников так далее. После этого право на взыскание получает бюджет: уплачивается задолженность по общереспубликанским и местным налогам и налоговым платежам и только после этого очередь доходит до банков - кредиторов: сначала тем, кто давал ссуды под залог, а потом - остальным. Но зачастую бывает, что к этому времени у банкрота уже не остается ничего из имущества. Иначе говоря, банки остаются ни с чем. Все вышеуказанное противоречит одному из основных принципов залогового права — преимущественному удовлетворению залоговых требований перед требованиями других кредиторов.  

Следует также  указать на недостаток современных  инструментов управления рисками. 

Для дальнейшего  устойчивого развития банковской системы  Казахстана необходимо принятие конкретных мер по решению вышеперечисленных  проблем. 

Решение проблемы инвестирования ресурсов коммерческих банков в реальный сектор экономики Республики Казахстан состоит, по нашему мнению, из двух этапов. Это, во-первых, решение проблемы сбалансированности ресурсной базы банков второго уровня соответственно потребностям реального производства и, во вторых, собственно стимулирование долгосрочного кредитования экономики. 

Дальнейшее увеличение ресурсной базы коммерческих банков в настоящее время имеет два  основных источника: это депозиты юридических  и физических лиц, а также активы пенсионных фондов. Можно выделить следующие направления мероприятий по сбалансированности ресурсной базы коммерческих банков. Во-первых, необходим комплекс мер по дальнейшему увеличению объема и удельного веса срочных депозитов, а именно депозитов с более длительными сроками обращения. Во-вторых, необходим комплекс мер по борьбе с "долларизацией" депозитов. 

В связи с  этим мы считаем необходимым предложить следующий комплекс мер: 

• Установление более высокой суммы полной компенсации  по срочным вкладам в случае банкротства банка со стороны Фонда гарантирования вкладов физических лиц при вложении на депозит сроком свыше 1,5 лет сумму полной компенсации увеличить до 400 тысяч тенге, а при вложении на депозит сроком свыше 2 лет установить 100-процентное страхование срочных депозитов фондом; 

• При вложении на депозит (с определенными процентами вознаграждения) в национальной валюте на срок свыше 1,5 лет установить страховку  в случае резкого изменения валютного  курса на 75%, а при вложении на депозит сроком свыше 2 лет установить 100-процентное страхование со стороны Фонда; 

• Установить более  высокую ставку резервирования по счетам в иностранной валюте, чем по счетам в национальной валюте. 

Для стимулирования депозитов юридических лиц, кроме  мер со стороны коммерческих банков, считаем целесообразным принятие следующих мер со стороны государственных органов: 

• Снизить налоговые  ставки для юридических лиц по процентам срочных депозитов (они  должны быть ниже, чем по депозитам  до востребования) сейчас юридические лица уплачивают 15% с дохода по процентам от депозитов. Необходимо снизить налог по срочным депозитам со сроком более 1 года до 10% и до 5% свыше 1,5 лет; 

• Необходимо увеличить  срок депозитов накопительных пенсионных фондов. В настоящее время НПФ  разрешено вкладывать средства на депозиты в банки второго уровня сроком до 3 месяцев. По нашему мнению, необходимо им разрешить вкладывать на депозиты на более длительные сроки (1 год и более).  

Рассматривая  вопросы по стимулированию собственно долгосрочного кредитования, считаем целесообразным принятие следующего комплекса мер: 

• Введение дифференцированных ставок по налогу на прибыль финансовых учреждений от краткосрочного и долгосрочного  кредитования. Налоговые ставки на доход финансовых учреждений, полученный от долгосрочного кредитования, должен быть меньше, чем от среднесрочного и долгосрочного кредитования. В частности, предлагаем внести поправки в налоговый кодекс о снижении ставки налога с 30 % до 25% на доходы от кредитования сроком 2 года и более и до 20% со сроком 5 лет и более; 

• Развитие системы  гарантий со стороны государства (возможно, через Банк Развития Казахстана и (или) под залог природных ресурсов. Речь идет о готовых к разработке месторождениях под приобретенные  проекты в реальном секторе экономики ); 

• Изменения  правил истребования долга по банковским кредитам, а именно, необходимы изменения  правил работы с залогом, исключение заложенного имущества из конкурсной массы при банкротстве предприятия- заемщика. При обычном неисполнении обязательств, когда речь не идет о банкротстве, возможно не всегда требуется проведение открытых торгов, желание банка обратить предмет залога в свою собственность, не должно быть законодательно ограничено.  

Казахстан предпринял меры по развитию микрокредитования, в том числе многоуровневого, суть которого состоит в максимальном учете финансовыми организациями (банками, кредитными товариществами, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций) интересов, платежеспособности и уровня менеджмента заемщиков. К примеру, люди с малым достатком должны иметь возможность получить пусть даже небольшие деньги, на которые можно начать свое дело: купить оборудование, открыть мастерские. 

В Алматы функционирует  около трети субъектов малого бизнеса. Здесь действует несколько небанковских организаций, занимающихся микрокредитованием: ЗАО "Фонд развития малого предпринимательства", Общественный фонд "Неправительственная организация "Микрокредит", Общественный фонд "Казахстанский фонд содействия предпринимателям", Объединение юридических лиц "Ассоциация обществ "Баспана"", Общественный фонд Казахстанский фонд кредитования Общин". 

Объемы кредитов, предоставленных указанными организациями:, на развитие малого предпринимательства  на начало 2007 года, в сравнении с  предыдущим годом увеличился на 19%. Удельный вес кредитов физическим лицам возрос с 0,7% на начало 2007 года до 3,3% на начало 2007 года. На 1 апреля этот показатель составил 4,4%. 

Нынешние макроэкономические условия, состояние сектора финансовых услуг страны, неоднородность предпринимательского класса требует нового подхода к решению важных стратегических программ нашего государства в этом направлении. Главной причиной экономических неудач на постсоветском пространстве, согласно опубликованному Всемирным банком докладу, называется неразвитость малого бизнеса. Показатель развития малого предпринимательства в Казахстане существенно меньше показателей в развитых странах и на 15% ниже уровня РФ. Например, в Польше за последние 10 лет объем производства вырос в полтора раза за счет развития малого бизнеса, половина рабочей силы страны занята в малых предприятиях. Своевременно возвращается только 94% кредитов, предоставленных на развитие малого бизнеса. По некоторым небанковским организациям ссудная задолженность с просроченными сроками возврата составляет более половины от общей суммы. Кредиты большей частью выдаются без материального обеспечения.  

3.2 Основные направления  кредитной системы РК

 

В основных направлениях денежно- кредитной политики на 2007-2008 годы предусматривается продолжение работы по совершенствованию норм банковского законодательства, лицензирования и регулирования микрокредитных организаций. Подготовлен проект Закона Республики Казахстан о микрокредитных организациях, который определяет основные вопросы осуществления микрокредитования как вида предпринимательской деятельности, особенности правого положения, создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, коммерческих и некоммерческих микрокредитных организаций. 

Информация о работе Проблемы и перспективы кредитования в Казахстане