Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 23:10, курсовая работа
Цель курсвой работы – изучить основные аспекты развития потребительского кредитования в современной России.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты кредитования;
Рассмотреть теоретические основы потребительского кредитования;
Проанализировать развитие потребительского кредитования в РФ в современных условиях.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты кредитования
1.1. Понятие «кредит» и «система кредитования»…………………………6
1.2. Принципы кредитования………………………………………………..16
1.3. Кредитные операции банка……………………………………………..19
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования потребительского кредитования
2.1. Современное состояние потребительского кредита…………………...31
2.2 Проблемы и перспективные направления в потребительском кредитовании в современных условиях в РФ…………………………………33
2.3. Основные теоретические положения применения потребительского кредитования в России и за рубежом…………………………………………..35
Глава 3. Анализ развития потребительского кредитования
3.1. Анализ сектора потребительского кредитования в РФ в 2010 году…..57
3.2. Анализ потребительского кредитования на примере ООО «Русфинанс банк»…………………………………………………………………………….59
3.3. Перспективы развития рынка потребительского кредитования в РФ...66
Заключение………………………………………………………………………69
Список литературы…………………………………………………………….72
Приложение 1…………………………………………………………………...76
Приложение 2…………………………………………………………………...78
Цифры, прямо скажем, впечатляющие. Но это по российским меркам. Если же говорить о развитых экономических странах, то нам еще очень и очень далеко до их показателей. Например, в Соединенных Штатах Америки объемы потребительских кредитов ежемесячно возрастают более чем на 120 млрд. рублей (для простоты сравнения допустим вольный перевод их $4 млрд. в наши родные рубли). Поэтому, говорить о буме кредитования в России, пожалуй, еще рановато. А вот утверждать, что меняется отношение нашего человека к своим потребностям и возможностям, вполне допустимо. И главные составляющие этой перемены - постепенный, но все же рост экономики; небольшое увеличение материального достатка.
Большой объем кредитования населения нашей страны приходится на Сберегательный банк России, который объявил 2006 год годом кредитования физических лиц. Так, количество заемщиков-частных клиентов банка увеличилось за 2006 год с 2,5 млн. до 3,5 млн. человек. По состоянию на 1.10.2006 г. общий объем кредитов, выданных СБ РФ гражданам в рублях и иностранной валюте, составил 229,5 млрд. руб.
Быстрыми темпами идет этот процесс и на юге России. Юго-Западный банк Сбербанка России, обслуживающий территорию Ростовской области, Краснодарского края и Республики Адыгея, в 2006 году выдал частным клиентам кредитов на общую сумму 7,7 млрд. рублей.
В настоящее банки могут предложить населению более 20 видов различных кредитов, 5 из которых внедрены Сбербанком в уходящем году. Это новые кредитные продукты, относящиеся к категории потребительских - "Доверительный", "Единовременный", "Возобновляемый", "Пенсионный", а также уже получивший широкую известность кредит "Молодая семья", предназначенный для решения жилищной проблемы молодежи.
Кроме того, принимая во внимание конъюнктуру рынка и пожелания клиентов, произошло выделение из "Связанного кредитования" в отдельные, самостоятельные виды "Автокредита" и "Товарного кредита".
Надо четко представлять, что, получая в кредит денежные средства, человек должен будет вернуть их в строго определенное договором время. Наверное, любой из нас не будет одалживать деньги незнакомым людям или тем, кто, по имеющимся сведениям, не сможет расплатиться по долгу или имеет плохую репутацию. Так же и в банке. Предоставляя кредит, любое финансово-кредитное учреждение требует твердых гарантий его возврата. Прежде всего, стабильный источник дохода заемщика и обеспечение возврата кредита.
Банки принимают различные виды обеспечения возврата кредита. Среди них - поручительства граждан Российской Федерации, имеющих постоянный источник дохода; поручительства юридических лиц; залог ликвидного имущества граждан и другие.
Глава 2. Теоретические основы потребительского кредитования
2.1 Современное состояние потребительского кредита
Направление развития современного потребительского кредитования - максимальное удовлетворение запросов населения России.
В гонке на увеличение спроса на потребительские кредиты, банки придумывают все новые и новые ходы: «10-10-10», «кредит без первоначального взноса», «бесплатный кредит», «беспроцентный кредит». Понятно, что подобные акции не могут формироваться в ущерб прибыли банку. Но клиент, обращаясь за кредитом в банк, чаще всего не задумывается об этом. Полагая, что банки, в самом деле, выдают беспроцентные кредиты, заемщик успокаивает себя тем, что, вроде бы приобретает товар в рассрочку.
Банки же используют довольно примитивные приемы, восполняя недостающую прибыль. Как иллюстрация - распространенный способ включения процентов в живую стоимость товара. Указание двойной цены - за наличный расчет и в кредит, при разнице в 5-8% банк в полной мере получает тот самый процент, без которого, якобы, выдается кредит. Подобными приемами, банки наращивают доход, а магазины - объем продаж.
Дополнительными прибылями, которые получает банк в рамках реализации программ потребительского кредитования, являются комиссии с торговых организаций, в которых осуществляется выдача кредитов. Это так называемый дисконт с торговой организации.
Другим, немаловажным и перспективным направлением для банков является активное продвижение розничного кредитования не только в столичном регионе, но и по всей территории России. Естественно, что развитие банковского бизнеса в регионах отстает примерно на 2-3 года от столичного, но учитывая огромный спрос, данное направление представляется весьма выгодным и интересным.
На сегодняшний день потребительское кредитование охватило всю территории нашей страны. Что говорит о том, что розничный банковский сегмент развивается не локально, а охватывает масштабы всей страны.
Российскими исследователями замечено, что в среднем один банк за год предоставляет своим клиентам 11-13 млн. рублей на нужды кредитования.
По статистике, наиболее активно потребительскими кредитами пользуются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Это вполне естественно, так как они начинают зарабатывать, создают семьи и тут же приобретают все необходимое буквально «с нуля». Бытовая техника, мебель, стройматериалы для ремонта, - все это становится объектом приобретения в рассрочку.
Россияне в возрасте от 25 до 34 лет чаще, чем в среднем по выборке, покупают в кредит настольные компьютеры или ноутбуки. Также у средневозрастной прослойки населения в ходу телефоны и разнообразная оргтехника. А вот респонденты старшего поколения (от 45 до 59 лет) гораздо чаще, чем остальные, берут кредиты на покупку видеотехники. Однако абсолютным лидером потребительского кредитования в России, является покупка бытовой техники. В целом, по подсчетам социологов, почти половина респондентов (48 %), брали его для приобретения приборов домашнего обихода.
При этом 19% граждан покупали в кредит видеотехнику, 16% из общего числа заемщиков заявили, что пользовались кредитом для покупки мобильного телефона. Еще 13% респондентов сказали, что брали кредит на приобретение компьютера. Что же до остальных кредитных направлений, то среди них наиболее популярно приобретение мебели. Результаты исследования показали, что каждый десятый заемщик за последний год покупал в кредит мебель.
Информация о работе Проблемы и пути совершенствования потребительского кредитования