Проблемы и пути совершенствования потребительского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсвой работы – изучить основные аспекты развития потребительского кредитования в современной России.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты кредитования;
Рассмотреть теоретические основы потребительского кредитования;
Проанализировать развитие потребительского кредитования в РФ в современных условиях.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты кредитования
1.1. Понятие «кредит» и «система кредитования»…………………………6
1.2. Принципы кредитования………………………………………………..16
1.3. Кредитные операции банка……………………………………………..19
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования потребительского кредитования
2.1. Современное состояние потребительского кредита…………………...31
2.2 Проблемы и перспективные направления в потребительском кредитовании в современных условиях в РФ…………………………………33

2.3. Основные теоретические положения применения потребительского кредитования в России и за рубежом…………………………………………..35
Глава 3. Анализ развития потребительского кредитования
3.1. Анализ сектора потребительского кредитования в РФ в 2010 году…..57
3.2. Анализ потребительского кредитования на примере ООО «Русфинанс банк»…………………………………………………………………………….59

3.3. Перспективы развития рынка потребительского кредитования в РФ...66
Заключение………………………………………………………………………69
Список литературы…………………………………………………………….72
Приложение 1…………………………………………………………………...76
Приложение 2…………………………………………………………………...78

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 183.40 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим более подробно применение в России практики автокредитования, т.к. в последние годы кредитование покупки автомобиля в России превратилось из эксклюзивной банковской практики в повседневную.

Машины для банка, по большому счету, ничем не отличаются от дачных домиков или мебели в городских квартирах: все это товары, на которые клиент готов взять под проценты деньги. Поэтому кредит на автомобиль можно взять и «неавтомобильный». Скажем, Сбербанк предоставляет валютные (долларовые) кредиты под 14% годовых или рублевые под 22%. Основные документы, которые необходимо предоставить,- это составленная бухгалтерией вашего предприятия справка о ваших доходах и уплаченных налогах плюс поручительства от двух до четырех (в зависимости от суммы кредита) человек. Официальные справки о доходах-налогах поручителей в этом случае также необходимы, причем все участники - заемщик и поручители - должны иметь высокую «белую» зарплату: ежемесячный платеж по кредиту вообще во всех банках не может превышать 35-50% от ежемесячного дохода клиента. Зато полученные столь тернистым путем деньги вы можете использовать по своему усмотрению: хоть купить автомобиль, хоть проиграть в казино. Банк это проверять не будет - лишь бы вы ему платили согласно графику. Естественно, кредиты с обтекаемой формулировкой «на неотложные нужды» выдает и множество коммерческих банков.

Целевой же автомобильный кредит как банковский продукт имеет свои особенности. Вот его минусы для клиента. Во-первых, при составлении договора с любой кредитной организацией минимум 30% стоимости авто вы должны выплатить сразу. Во-вторых, купленная вами машина до выплаты банку всей суммы оформляется ему в залог. Клиенту выдается только свидетельство о госрегистрации авто, а его ПТС (кто не знает - паспорт транспортного средства) «залегает» на кредитный срок в сейфе банка. Соответственно, продать или как-то по-другому переоформить транспортное средство без согласия банка в период выплаты кредита вы не можете, и все возможные попытки сделать это квалифицируются как мошенничество. В-третьих, условием получения автомобильного кредита является обязательная страховка авто по полной программе: угон-ущерб (КАСКО) плюс гражданская ответственность и жизнь водителя. В-четвертых и в-пятых, автомобильные кредиты, как правило, выдаются на срок не более трех лет и не могут быть погашены раньше определенного времени, скажем шести месяцев. Если у вас вдруг появились деньги и желание расплатиться досрочно, банк, скорее всего, возьмет с вас штраф за упущенную выгоду. Для сравнения: тот же кредит Сбербанка «на неотложные нужды» выдается на пять лет и может быть без штрафных санкций погашен хоть на следующий день после получения. Наконец, условия кредитования тем или иным банком могут различаться в зависимости от того, как владелец той или иной марки (точнее, его представительство в России) договорится с банком. Скажем, стандартный первоначальный взнос составляет 30% стоимости машины. Но с ноября Volvo Car Russia вместе с Межпромбанком начинают программу кредитования покупки машин марки Volvo с первоначальным взносом 20% от стоимости машины.

Теперь о плюсах. Положив в свой сейф ПТС вашего авто, банк застраховался от недобросовестного кредитного поведения клиента: если перестанете платить, он может отнять машину. Поэтому автомобильные кредиты банки выдают технологически проще и, как правило, на более крупные суммы, чем нецелевые кредиты. Это преимущество является для многих потребителей решающим, перевешивая упомянутые сложности.

Серьезный передел - или формирование, назвать можно по-разному - российского рынка автокредитования произошел именно в 2002 году. Это было вызвано тем, что в апреле 2002 года ЦБ отозвал лицензию у Инвестиционной банковской корпорации (ИБК). ИБК выдавала автомобильные кредиты с начала 2000 года, возродив тем самым рынок, практически умерший после кризиса 98-го года. Именно эта финансовая организация задавала тон на рынке: приблизиться к ее показателям конкуренты не могли. Есть даже мнение, что прочие банки предоставляли автокредиты исключительно для того, чтобы представить клиентуре максимально широкий спектр услуг - так сказать, «до кучи». Однако гибель лидера привела не к краху рынка, а, напротив, его бурному развитию. В сферу автокредитования устремились «дремавшие» доселе банки, и сегодня до десятка активных игроков предлагают во многом сходные условия.

Оценки рынка специалистами несколько разнятся. По одним данным, на середину 2006 года годовой объем московского рынка составляет $150-170 млн, что при среднем размере кредита в $18 тыс. составляет чуть меньше 10 тыс. кредитов в год. По этим расчетам, рынок автокредитования по сравнению с серединой 2004 года вырос в пять раз. Есть и более впечатляющие «свежие» оценки - $250 млн в год, однако, по мнению большинства опрошенных специалистов, эти цифры завышены. Так или иначе, нынешняя ситуация позволяет говорить если не о буме, то о бурном развитии автомобильного кредитования (подобная тенденция, впрочем, наблюдается и в прочих сферах кредитования).

Показательно и другое: если год назад о кредитах можно было говорить применительно к конкретной марке автомобиля и автосалону - кто дает кредиты? кто нет? на какие машины?- то сейчас практически нет сколько-нибудь известных салонов, где кредитование не практикуется вообще. Да и марки машин, покупаемых в кредит, могут быть какие угодно. Позвонив, например, в ООО «Кунцево Автохаус Трэйдинг», чтобы выяснить рекламируемые официальными дилерами особые условия приобретения в кредит автомобиля Ford Focus, я параллельно узнала, что в этой же фирме в кредит можно купить еще десяток марок ведущих мировых автопроизводителей. Пожалуй, интереснее вопрос, на какие машины потребители берут кредиты? В фирме «Ауди Центр Москва», например, мне сообщили, что в кредит почти исключительно покупают модели А 6 и А 4. Представительские А 8 покупают без кредитов, равно как стильные А 2 и спортивные Audi TT. Этот пример можно экстраполировать и на модельные ряды других марок автомобилей: кредитами в первую очередь пользуются те, кому нужна «машина для жизни». Те же, кто приобретает «роскошь на колесах» или «дорогую игрушку», в кредитах, как правило, не нуждаются.

Рассмотрим типичную кредитную схему, по аналогии с которой можно рассчитать схему покупки автомобиля различной марки и стоимости.

Итак, в том же «Ауди Центр Москва» можно прибегнуть к услугам любого из семи банков. При стоимости модели А 6 определенной комплектации $36 тыс. необходимый первоначальный взнос (треть цены) составит $10,8 тыс. Таким образом, в кредит берется $25,2 тыс. Максимальный срок кредитования - три года. При самой распространенной процентной ставке 14% годовых ежемесячный платеж составит $861. За три года клиент отдаст банку $31 тыс., удорожание автомобиля составит $5,8 тыс., или 16%. Таким образом, каждый год рассрочки будет удорожать машину примерно на 5%, а не на годовую ставку по кредиту - 14%. Почему? Дело в том, что в кредитных схемах годовые проценты рассчитываются не с первоначальной, а с остаточной суммы займа.

Заметим, что приобретать А 6 по такой схеме может человек, заявивший свой месячный доход в $1,7-1.8 тыс. (в этом случае ежемесячный платеж по кредиту - меньше половины заработка). На практике, понятно, мало кому из людей с такой зарплатой подобная машина «по зубам».

Впрочем, автокредитование вступило в стадию бурного развития не из-за совершенства финансовой схемы, а из-за реального упрощения механизма получения кредита.

Лариса Занина, руководитель направления «лизинг и кредитование» «Ауди Центр Москва»: «Мы стремимся, чтобы кредитные документы клиент оформлял прямо у нас в автосалоне. Известно, что, если покупателя отпускать - он не возвращается. Поэтому в банк нашему клиенту нужно ехать только один раз, чтобы подписать договор».

По словам г-жи Заниной, практически все банки сегодня не требуют в качестве обязательного условия предоставление официальной справки о доходах - достаточно рукописного заявления клиента. Также и с поручительством: оно или вообще не требуется, или зачастую за мужа, скажем, может поручиться жена. Даже если ее личные доходы незначительны.

Для рынка автокредитов вообще характерен такой расклад: чем дороже кредит - тем легче его получить. Чем меньше процентная ставка - тем больший пакет документов должен предоставить заемщик.

Екатерина Кваснюк, менеджер по потребительскому кредитованию и лизингу компании «АвтоГанза» (официальный дилер Volkswagen): «Ставка кредита может зависеть от пакета предоставленных заемщиком документов. Скажем, ММБ даст вам кредит под 12% годовых при наличии официальной справки о доходах, а без нее - под 14%. А если вы готовы взять кредит под 17%, то Русь-банк выдаст вам от $5 тыс. до $50 тыс., удовлетворившись одними только ксерокопиями паспорта и водительского удостоверения».

Нужно отметить, что тенденция к упрощению схем выдачи кредитов всеми игроками рынка абсолютно явная - видимо, сегодня это главный способ борьбы за клиента. С другой стороны, нужно учитывать существующие здесь тонкости. Обходиться без справки о «белых» доходах - это требование рынка, а вот директивы ЦБ выдвигают к коммерческим банкам прямо противоположные требования. Поэтому вряд ли станет универсальным правило, что банк поверит рукописному заявлению любого клиента. Общую платежеспособность клиента кредитные эксперты банка рассматривают индивидуально, и «тем индивидуальнее», чем выше сумма предполагаемого кредита. Если кредитовать вас по каким-то причинам не захотят - официальное объяснение этому («отсутствует информация о доходах заемщика») всегда найдется.

Автокредитные предложения разных финансовых структур действительно все меньше отличаются друг от друга. Среди оригинальных предложений стоит отметить уже упоминавшийся план приобретения в кредит автомобиля Ford Focus. Первоначальный взнос клиенту предлагается сделать не 30, а 50%. Для автомобиля стоимостью около $12 тыс. это составляет $6 тыс. Ставка кредита предлагается всего 10% годовых. В течение двух с половиной лет клиенту предлагается выплатить по $240 ежемесячно. Эта сумма включает в себя страховку на первый год, причем КАСКО рассчитывается также по весьма низкой ставке - 6,9% от стоимости машины плюс $130 ГО, а страхование жизни водителя не требуется. Если недавно начавшая работать схема не даст сбоев и не выявит неприятных для потребителя подводных камней, дилеры Ford вполне имеют шанс привлечь не только любителей новых иномарок, но и представителей той значительной части россиян, чьи амбиции сегодня не идут дальше приобретения продукции отечественного автопрома,- нетрудно заметить, что сумма первоначального взноса за Focus эквивалентна цене новой вазовской «десятки».

Амбициозные проекты озвучивает и команда менеджеров, которая после падения ИБК перешла в Европейский трастовый банк. На днях автодилерам была представлена комплексная программа обслуживания, отличительная черта которой - отсутствие верхней планки выдаваемого кредита. Кроме того, «Евротраст» объявляет о готовности гибко подходить к оценке платежеспособности клиента и кредитовать приобретение подержанных автомобилей. Последние два момента, однако, эксклюзивными не являются. Однако, по мнению банкиров, на первое место сегодня выходит не оригинальность, а качество предоставляемых банковских услуг.

Борис Новиков, вице-президент Европейского трастового банка: «Разница в процентной ставке в один-два-три процента для клиента на самом деле является не очень существенной - в подавляющем большинстве случаев это что-то около $10 в месяц. Куда важнее, насколько быстро банк работает с документами, насколько технологичен процесс выдачи кредитов. Кроме того, потребителю имеет смысл уточнять в деталях все условия. Некоторые банки, например, берут определенную сумму только за рассмотрение вашей заявки и не возвращают эти деньги, даже если заявка отклонена. Или берут дополнительный, не заявленный ранее процент за открытие и ведение счета. Мы во главу угла ставим технологичность и четкость выполнения объявленных условий и в скором времени рассчитываем завоевать минимум 30% рынка автокредитования».

Очевидно, озвученное правило можно считать главным при выборе среди схожих кредитных предложений: в автосалоне или банке следует детально оговаривать сроки исполнения обязательств, а также размеры всех, в том числе «неявных», выплат. Маркетинговые исследования как программ разных банков, так и предложений по конкретным маркам автомобилей потребитель может провести при помощи специализированного интернет-сайта carloan.ru.

Нужно также иметь в виду, что излишне высокие процентные ставки - неоправданный подарок банкирам. Конкуренция наверняка заставит их все больше снижать валютную ставку, которая уже сегодня то тут, то там опускается ниже привычных 14%. Тем более что жители цивилизованных стран, как правило, «живут взаймы» под 5-7% годовых.

 

Глава 3. Анализ развития потребительского кредитования

 

3.1 Анализ сектора потребительского кредитования в РФ в 2010 году

 

Объем кредитов, предоставленных российским банковским сектором физическим лицам в рублях и иностранной валюте, по последним  данным ЦБ РФ, составил на 1 декабря 2008 г. 281,9 млрд. руб. ($9,5 млрд.), что более  чем в 2 раза больше (на 107,1%) в долларовом выражении по сравнению с аналогичным  периодом 2008 г. Напомним, что за 11 месяцев 2009 г. объем предоставленных потребительских кредитов вырос в долларовом выражении на 112% по отношению к началу года. Данные темпы роста кредитования частного сектора являются рекордными за последние годы. Напомним, что на конец 2005 г. объем частного кредитования составил 142,2 млрд. руб. ($4,5 млрд.), рост составил 42,4%.

В отношении  к суммарным активам банковского  сектора и общему объему выданных кредитов темпы роста потребительского кредитования в 2006 г. несколько меньше, но, тем не менее, довольно существенны. Так, доля кредитов физическим лицам  в суммарных активах банков России выросла до 5,2% на 1 декабря 2009 г., а  доля во всем объеме кредитования банковским сектором практически до 10%.

Доля кредитов,предоставленных физическим лицам в рублях, практически не изменилась и составила на конец 2010 г. 82% (81,5% – на конец 2009 г.).

Региональная  структура потребительского кредитования, как и кредитование реального  сектора, характеризуется крайней  неравномерностью. Так, более 80% выданных кредитов приходятся на Центральный округ. Причем из них 97% приходится на Москву. Наименьшим объемом кредитных ресурсов обладают жители Дальневосточного округа (1,4%) и Южного округа (1,4%).

По данным ЦБ в 2010 году объём выданных кредитов физ. лицам достиг 3,6 трлн. руб., показав рост всего на 50,37%. Основным локомотивом рынка остаётся автокредитование. Пластиковые карты напротив, показали скромную динамику роста, не оправдав ожиданий экспертов.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования потребительского кредитования