Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 23:19, реферат
Цель работы: изучить механизмы современного денежного обращения, без эффективного функционирования которых невозможно представить современную экономику. Под механизмами денежного обращения мы понимаем совокупность инструментов и институтов денежной сферы экономики.
Введение 2
1. Денежное обращение: теоретический и исторический аспекты. 3
1.1 Теории денег н их влияние на развитие денежного обращении в ХХв. 3
1.2 Эволюция денежного обращения. 6
1.3. Проблемы денежного обращения в переходной экономике 13
2. Пути развития денежного обращения переходной экономики на примере России. 16
2.1. Этапы развития систем расчетов по пластиковым картам. 16
2.2. Развитие систем расчетов по пластиковым картам в переходной экономике. 19
2.3. Формирование сбережений в условиях переходной экономики. 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24
В этой перспективе деньги - это разновидность обязательств. Такой подход мы будем называть виртуальной концепцией денег. На наш взгляд, современное финансовое право опосредованно обслуживает именно данную концепцию просто потому, что собственной концепции денег оно не имеет. Однако для цивилиста совокупность невидимых цифр сама по себе не может считаться деньгами, в отличие, например, от (осязаемой) кредитной карточки, на которой эти цифры невидимо присутствуют. Выше мы отметили, что для цивилиста "собственник" и "собственник вещи" суть идентичные понятия. Здесь присутствует мысль о том, что собственник вещи по "природе вещей" является и владельцем этой самой вещи, поскольку осязать вещь может только ее непосредственный обладатель. Эта точка зрения выводит нас к т.н. владельческой концепции денег, которая, в свою очередь, может привести к очень интересным результатам.
Первое следствие владельческой теории денег заключается в том, что деньги обязательно должны "опираться" на материальный носитель, который можно удержать в человеческой ладони. Поскольку денежные операции, как правило, предполагают наличие полной дееспособности, то масштабом владельческой теории денег является ладонь взрослого человека.
Отсюда второе количественное и одновременно парадоксальное следствие владельческой теории: "избыток" купюр, все то, что взрослый человек неспособен (комфортно, без проблем) удерживать в своей ладони, не является деньгами в смысле владельческой теории.
Третье следствие владельческой теории: "ладонные деньги" объективно "призывают" их владельца потратить их, причем в краткосрочной перспективе.
Четвертое следствие: поскольку взрослый человек, как правило, имеет некую маржу ("избыток") сверх "ладонных денег" (в коммерческом банке или в банке на кухне), то необходимо различать его ежедневные денежные транзакции из ладони в ладонь и операции тезаврирования, когда деньги либо виртуализируются (в коммерческом банке), либо просто иммобилизуются (в кубышке на кухне).
В финансово-правовой перспективе это означает необходимость различать два статуса "денежных людей" и два соответствующих режима денежных операций. Любой человек, осуществляя денежную транзакцию из ладони в ладонь, выступает в качестве уступающего владельца. Его контрагент, соответственно, выступает в качестве приобретающего владельца. В этом случае "собственность следует за владением", т.е. второе определяет первое. Таким образом, выступая как владелец "ладонных денег", физическое лицо осуществляет текущие, ежедневные операции экономического и гражданского оборота (это имеет силу и для ситуации, когда текущие расчеты осуществляются посредством кредитной карточки).
Иной статус имеет физическое лицо как правообладатель того или иного количества денежных купюр, соответствующих цифровому показателю на его счете в коммерческом банке. Здесь о владении в собственном ("ладонном") смысле речь уже не идет. В этом случае физическое лицо, оставаясь собственником денег, не является их владельцем. Это верно и в отношении денег "в кубышке", поскольку смысл кубышки заключается как раз в том, что она спрятана, т.е. находится обычно в труднодоступном месте.
Итак, каждый взрослый человек может вступать в контакт с деньгами либо как владелец ладонных денег, либо как собственник (но не владелец) денег виртуальных или, в любом случае, находящихся не под рукой. Ясно, что для экономического и гражданского оборота большое значение имеют как раз деньги, которые всегда под рукой. В этой связи особое значение приобретает финансово-субъектная структура населения, т.е. соотношение владельцев ладонных денег (включая, с оговорками, владельцев кредитных карточек) и собственников виртуальных, или труднодоступных, денег (современное финансовое меньшинство). Можно утверждать, что по крайней мере на базовом уровне жизнеобеспечения мотором деловой активности являются как раз владельцы ладонных денег. Чем больше в структуре нации таких людей, всегда готовых их потратить, тем выше в стране деловая активность, тем надежнее система экономических, социальных и политических связей. Соответственно, эффективность финансовой системы в конечном итоге зависит от количества и качества указанного контингента субъектов права, живущих одним (финансовым) днем и имеющих прогнозируемую структуру ежедневных расходов.
В таком ракурсе финансовое право как наука предстает перед нами как прикладная теория прав человека. Финансовое право как отрасль правопорядка при таком подходе становится смешанной отраслью на стыке публичного и частного права. Задача этой отрасли в конечном итоге сводится к поддержанию и увеличению контингента владельцев ладонных денег, всегда готовых их потратить на предметы ширпотреба. Неслучайно здесь в качестве термина применяется метафора - "ладонные деньги". Этим подчеркивается то обстоятельство, что из ладони деньги быстро уходят.
Соответственно, люди, которые предпочитают держать деньги "в кулаке", являются "величиной", которой экономический и гражданский оборот по необходимости пренебрегает. Следовательно, и финансовое право должно всячески стеснять таких "денежных кулаков". За их счет следует создавать преференции и бенефиции для владельцев ладонных (а не "кулачных") денег, т.к. только последние являются их социальными "потребителями", а не эгоистичными накопителями.
В итоге мы вновь возвращаемся к вопросу о финансовых условиях человеческого достоинства. Такие условия можно считать реализованными, когда на всех уровнях финансово-денежных отношений в государстве господствующая ныне идеология "финансового кулака" уступит место идеологии "финансовой ладони". На наш взгляд, в объем понятия "человеческое достоинство" входит не только способность к разумной деятельности, но и способность "раскрывать ладонь". В способности же удерживать захваченное нет ничего человеческого, это качество мы разделяем со всеми животными.
Отличительная особенность Госбанка России – его тесная связь с аграрно-промышленной жизнью и действенная поддержка отраслей национальной промышленности и сельского хозяйства.
К 1917 г. в России сложилась двухуровневая кредитно-банковская система. Верхний этаж занимал Госбанк, нижний – земельные, ипотечные, коммерческие банки, страховые компании и другие специализированные кредитно-финансовые институты.
Госбанк России являлся «банком банков». В нем имели счета и хранили свои резервы коммерческие банки. Государственный банк Российской империи накануне Первой мировой войны занимал четвертое место в рейтинге центральных банков экономически развитых мировых держав и имел членство в международной системе золотого стандарта.
Российский бюджет был бездефицитным, и казначейство постоянно располагало крупными денежными запасами, хранившимися в Госбанке. Именно это позволяло Госбанку эффективно функционировать, не прибегая к эмиссии как к источнику увеличения пассивов.
В 1917 году в России было 47 коммерческих банков, имевших 744 филиала, расположенных в губернских и некоторых больших уездных городах, а также дочерние банки за рубежом. Ныне действующие российские банки в Лондоне, Париже, Цюрихе и других городах были учреждены российскими коммерческими банками еще в начале XIX в.
Вывод: накануне 1917 года в России сформировалась кредитная система, элементы которой были взаимосвязаны, и каждый из них нес определенную финансовую нагрузку, обеспечивая нормальное функционирование финансового хозяйства в целом.
После свершения Октябрьской революции советской властью начала проводиться основная линия, выработанная марксистской теорией для денежно-кредитной сферы. В соответствии с марксистко-ленинской теорией, государством ставилась задача - создать в стране единый национальный банк с его разветвленной сетью, который кроме банковских функций, должен был осуществлять функции контроля за движением материальных и финансовых ресурсов в стране, за эффективностью их использования.
Декрет «О национализации банков» объявлял банковское дело государственной монополией. Акционерные коммерческие банки прекращали свою деятельность. На базе Госбанка и этих банков был создан Народный банк РСФСР.
Декретом от 8.11.1917 г. советская власть объявила национализацию земли, в результате чего она перестала быть объектом купли-продажи. Ипотечные банки потеряли базу своего существования и деятельности. В декабре 1917 года были упразднены сначала основные ипотечные банки – Дворянский и Крестьянский, а затем акционерные земельные банки.
Кредитная кооперация советской властью не ликвидировалась, так как считалось, что это одна из форм собственности, которая может существовать в условиях социализма. Московский народный банк был ликвидирован, а его капитал был зачислен на счета кредитной кооперации, открытые в Народном банке.
Таким образом, в течение 1917 – 1918 гг. в стране была обобществлена кредитная система и создан единый Народный банк РСФСР.
После окончания гражданской войны политика военного коммунизма была заменена Новой экономической политикой. Основной задачей нэпа явилось быстрейшее восстановление народного хозяйства на базе широкого использования товарно-денежных отношений и прежде всего на базе развития торговли между городом и деревней.
Наряду с Госбанком были созданы банки, разделявшиеся по форме собственности на государственные, кооперативные и государственно-кооперативные (смешанные). Как правило, это были специализированные банки долгосрочного и краткосрочного кредитования, предоставлявшие ссуды различным отраслям экономики.
Государственные банки были специализированы по отраслевому принципу. Банк потребительской кооперации осуществлял кредитное и расчетное обслуживание организаций потребительской кооперации; торгово-промышленный банк – долгосрочное кредитование предприятий; центральный сельхозбанк – кредитование сельскохозяйственной кооперации и единоличного крестьянства; центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства – краткосрочное и долгосрочное кредитование местных государственных коммунальных предприятий жилищной кооперации, частных домовладельцев; территориальные банки – кредитование местной торговли и промышленности.
Существование мелкотоварного и частнокапиталистического кредита обусловило необходимость создания кооперативных банков, кредитной кооперации и общества взаимного кредита.
В 1922 году для обслуживания населения были созданы сберегательные кассы.
Однако во второй половине 20-х гг. в связи с отказом от нэпа и переходом к формированию командно-административной системы управления экономикой вновь была реанимирована идея «единого банка». Реорганизация кредитной системы в 1927-1929 гг. проводилась по следующим направлениям:
- жесткое закрепление клиентов за банками;
- лишение банков оперативной самостоятельности;
- разграничение краткосрочного и долгосрочного кредитования;
- снижение значения фондовых бирж и переход на бюджетное финансирование;
- введение квартальных планов краткосрочного кредитования.
Все это означало ликвидацию специфических кредитных функций банков и превращение банковского кредитования в разновидность государственного финансирования.
Предпосылки кредитной реформы:
1) проходившая
в стране индустриализация
2) стремление
партийно-государственного
Основные задачи реформы:
- сосредоточение
всего краткосрочного кредита
в Госбанке. Это означало ликвидацию
взаимного коммерческого
- развитие
безналичных форм расчетов
-
завершение реорганизации
ЦИК и СНК СССР 30 января 1930 г. приняли постановление «О кредитной реформе». С 1 апреля 1930 г. взаимное коммерческое кредитование хозяйственных органов и выдача векселей воспрещались. Денежные ресурсы хозяйственные органы могли получить только в учреждениях Госбанка, который стал единым центром краткосрочного кредитования.
Завершающим этапом кредитной реформы стала реорганизация специализированных банков. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. «Об организации специальных банков долгосрочных вложений» было санкционировано создание четырех специальных банков на базе прежних отраслевых: Банка финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства (Промбанка), Банка финансирования социалистического земледелия (Сельхозбанка), Банка финансирования капитального строительства кооперации (Всекобанка) и Банка финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанка). Для обслуживания внешнеэкономических связей был сохранен Внешторгбанк. Все специализированные банки были подчинены Наркомфину.
Информация о работе Пути развития денежного обращения переходной экономики на примере России