Современное состояние рынка потребительского кредитования Тамбовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определение современного состояния и перспектив развития организации кредитования физических лиц в России.
Задачи работы определены как:
• дать определение понятия потребительский кредит и раскрыть его классификацию
• определить банковские риски, возникающие при потребительском кредитовании;
• рассмотреть порядок выдачи и погашения потребительских кредитов;
• проанализировать современное состояние рынка потребительского кредитования в России
• исследовать поведение заемщиков на рынке потребительского кредитования Тамбовкой области
• выявить проблемы, возникающие при потребительском кредитовании и наметить пути их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

кратк курсовая.docx

— 492.42 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.3.

Средневзвешенные ставки по кредитам, предоставленным физическим лицам [35]

Срок

Январь 2013 г.

Февраль 2013 г.

Март 2013 г.

Апрель 2013 г.

Май 2013 г.

Июнь 2013 г.

Июль 2013 г.

Август 2013 г.

Сентябрь 2013 г.

Октябрь 2013 г.

до 1 года

26,2

25,3

25,4

24,4

25,7

24,9

24,3

23,8

24,4

24,7

свыше 1 года

21,7

21,2

21,1

21,1

21,1

20,5

20,1

19,5

19,4

19,1


 

Рис. 2.1. - Динамика изменений средневзвешенных процентных ставок по кредитам, предоставленным физическим лицам

Позитивно на динамике рынка отражаются как устойчивое снижение безработицы (за период с января по ноябрь 2013 года – 6%  в январе против 5,6%  в ноябре), так и повышение уровня доходов населения. Так денежные доходы (в среднем на душу населения) в ноябре 2013 г. по сравнению с ноябрем 2012 г. выросли на 6%.  [38]

При высоком интересе к потребительскому кредитованию, в целом, мы видим, что происходит смещение приоритетов и банков, и заемщиков из POS-кредитования в сферу кредитов наличными и кредитных карт (См. рис. 2.2 ).

     

Рис. 2.2. - Изменение общего портфеля необеспеченных кредитов ФЛ.

Снижение интереса банкиров к рынку POS-кредитов вполне закономерно. Потенциал таких кредитов во многом ограничен перечнем товаров и услуг, которые могут быть реализованы через кредитные схемы. К тому же в POS-кредитовании крайне сложно задействовать различные онлайн-сервисы, которые в настоящее время активно развиваются. [30]

В отличие от POS-кредитов, кредитование наличными и по банковским картам фактически не имеет ограничений по целевому назначению кредита. В «карточном» бизнесе за последние 2 года произошли сильные изменения. Из эмитированных в 2013 году 3386,1 млн. карт, 55% операций по картам совершалось по оплате товаров и услуг и 45% - по снятию наличных денежных средств, а еще в 2012 году выпущено было 2572 млн. карт и 47% из них использовалось для оплаты товаров и услуг, 53% для снятия денежных средств.(См. таблица 2.4. и рис. 2.3.) Количество держателей пластиковых карт увеличилось в связи с введением большого числа зарплатных проектов, которые подразумевают безналичную выплату зарплат на карту. В то же время и возможности по оплате товаров и услуг банковскими картами не остались на прежнем уровне: с каждым днем увеличивается количество мест, где можно расплатиться банковской картой.

Таблица 2.4.

Данные о количестве выпущенных карт в 2012-13 гг.

 

Всего

в том числе:

Операции по снятию наличных денежных средств

Операции по оплате товаров и услуг

количество,

объем,

количество,

объем,

количество,

объем,

млн. ед.

млрд. руб.

млн. ед.

млрд. руб.

млн. ед.

млрд. руб.

2012

2572

9617,9

1363

8193,8

1209

1424,1

2013

3386,1

11876,2

1525,2

9853,3

1861

2022,8


 

                   

Рис. 2.3. - Динамика использования банковских карт в 2012-13 гг.

Итак, можно выделить три причины роста числа держателей  и активных пользователей банковскими картами. Первая – это развитие инфраструктуры, позволяющей использовать пластиковые карты не только для снятия наличных в банкоматах, но и для оплаты различных услуг и товаров, в том числе через терминалы и в сети Интернет. Чем больше становится таких возможностей, тем больший смысл получает пластиковая карта. Вторая причина – это вывод зарплат из «серой» и «черной» зон. А чем «белее» становятся зарплаты, тем больше смысла для предприятий проводить их через банки и, соответственно, пользоваться зарплатными карточными проектами,  ведь это дешевле и удобнее, чем операции с наличными. Третьей причиной является общее развитие российской экономики и рост доходов населения. [29]

Неотъемлемой частью анализа современного состояния рынка кредитования физических лиц является размер просроченной задолженности.

По состоянию на 01.11.2011 г. размер просроченной задолженности по потребительским кредитам, составил 5,76 % от общей суммы кредитов, выданных физическим лицам, на 1.11.2012 – 5,21%, а на 1.11.2012 – 5,19%. [35]

 

Таблица 3.5.

 

На 1 ноября 2013

На 1 ноября 2012

На 1 ноября 2011

Объем выданных физ. лицам кредитов, млн. руб

8 398 221

6 231 895

5 149 656

Просроченная задолженность, млн. руб.

435 492

324 847

296 456

Просроченная задолженность, в %

5,19%

5,21%

5,76%





Данные о просроченной задолженности по кредитам выданным физическим лицам в 2011-13 гг.

 

 

 

 

 

 

Таким образом, согласно статистическим данным, мы видим, что роста просроченной задолженности по кредитованию физических лиц не происходит. Что в свою очередь противоречит законам рынка, поскольку в настоящее время рост объемов выданных кредитов возможен в случае расширения возрастного диапазона заемщиков, снижения требований к заемщикам, увеличения долгового бремени действующих заемщиков и т.д. , а это влечет за собой увеличение рисков и как следстие рост просроченной задолженности.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что данные о просроченной задолженности по кредитам физических лиц предоставляемые банками являются некорректными. То есть банки в своей финансовой отчетности находят способы скрыть просроченную задолженность. 

С точки зрения ЦБ, пока у российских банков нет поводов для беспокойства. По его данным, в целом по отрасли просроченная задолженность на 1 ноября 2013 года составляла всего 5,19% от общей суммы выданных кредитов. В ЦБ прогнозируют, что до конца 2013 года она может составить до 6% опять же в среднем по отрасли. Однако есть факт, который разрушает эту благостную картину. 

Международные рейтинговые агентства настроены не столь оптимистично по отношению к российскому банковскому сектору. Fitch Ratings считает, что обесценившиеся кредиты физическим лицам у российских банков достигнут 25% по базовому сценарию, что приведет к окончательным потерям по кредитам в 12,5%. Согласно пессимистичному сценарию доля обесценившихся кредитов может достичь 40%, что приведет к потерям по кредитам в 24%.

С одной стороны, репутация международных рейтинговых агентств в ходе нынешнего мирового экономического кризиса оказалась сильно подпорчена — всплыло слишком много фактов необоснованного завышения рейтингов ценным бумагам, компаниям и даже государствам. Но, с другой стороны, у рейтинговых агентств нет заинтересованности в приукрашивании или преднамеренном очернении российской банковской системы. [37]

Важным моментом является то, что ЦБ и международные рейтинговые агентства используют для анализа абсолютно разные отчетности. ЦБ — отчетность, созданную по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), а рейтинговые агентства — отчетность, созданную по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).  По РСБУ, если заемщик не заплатил вовремя очередной платеж по кредиту, то просроченным считается только этот платеж. Сам кредит при этом считается непросроченным. По МСФО просроченным в этом случае считается весь кредит, что более логично с экономической точки зрения. Ведь если заемщик сегодня перестал платить по кредиту потому, что внезапно и навсегда исчез спрос на его продукцию (вспомним, как в свое время исчез спрос на телеги), то он не сможет заплатить очередной платеж и через месяц, а потом не сможет вернуть и сам кредит. [28]

Объем просроченной задолженности по кредитам физических лиц зачастую неверно отражается за счет различных способов учета данной задолженности в финансовой отчетности. То есть одни банки относят к просроченной задолженности – кредиты, выплаты по которым задержаны более чем на 1 день, вторые – свыше 30 дней, а третьи – свыше 90 дней. При таких различиях в отчетности просто невозможно правильно подсчитать реальный объем просроченной задолженности. Кроме того, некоторые банки учитывают в своей финансовой отчетности просроченные кредиты в качестве реструктурированных кредитов, а поскольку реструктурированные включают в себя помимо просроченных, пролонгированные кредиты, по которым просрочки нет, но есть ухудшение финансового положения заемщика, и др., то выделить из них сумму просроченной задолженности зачастую не представляется возможным.

Итак, как мы видим, существует три метода снижения на бумаге цифр по просроченной задолженности. Основной и самый популярный метод – реструктуризация кредитов. Второй способ – не считать просроченными кредитами те из них, что просрочены меньше чем на 30 или 90 дней. Третий способ – отражать в отчетности по МСФО просрочку, подсчитанную по российским правилам.

Таким образом, современное состояние потребительского рынка в РФ характеризуется продолжающимся ростом, который по свои объемам опережает даже рынок кредитов юридическим лицам. Росту рынка потребительского кредитования способствуют:

  • снижение стоимости кредита;
  • бурное развитие розничной торговли, развитие инфраструктуры, позволяющей использовать кредитные карты;
  • вывод зарплат из «серой» и «черной» зон - в последнее время все большее количество предприятий начинает пользоваться зарплатными карточными проектами и это соответсвенно увеличевает количество пользователей кредитными картами и кредитами на льготных условиях;
  • общее развитие российской экономики и рост доходов населения.

 

2.2. Исследование поведения заемщиков на рынке потребительского кредитования Тамбовкой области

 

Финансовое поведение граждан в Советском Союзе на протяжении многих десятилетий было достаточно очевидным и легко предсказуемым. Имевшая место в стране ситуация товарного дефицита не позволяла населению в полной мере реализовывать свои потребности в товарах и услугах, поэтому значительная часть сбережений была вынужденной. Выбор инструментов для их осуществления был крайне ограничен - наличные рубли и Сбербанк. Кредитная система также была недостаточно развита: предприятия через профсоюзные кассы взаимопомощи предлагали своим сотрудникам беспроцентные ссуды, материальную помощь. Следствием всего этого являлся недостаток финансового опыта у основной массы граждан.

Ситуация резко изменилась в 1990-х годах с началом в России экономических реформ. У россиян появилась возможность свободно покупать и продавать иностранную валюту, ценные бумаги, вкладывать деньги в коммерческие банки. Актуальными стали проблемы эффективности и безопасности вложений. Одновременно увеличилась потребность в кредитах. Все большее число банков и других финансовых организаций разрабатывает специальные программы, предлагая физическим лицам кредиты на неотложные нужды, образование, приобретение недвижимости, товаров длительного пользования и т.д.

Рост предложения кредитных услуг российскому населению обусловлен не только институциональными изменениями в экономике и кредитно-финансовой сфере, но и, что гораздо более важно, постепенным изменением у людей ценностно-нормативных установок по отношению к долгу и кредиту. Происходит обращение к западным моделям финансового поведения, где благодаря стабильной денежной системе и стабильным законам граждане могут достаточно легко брать кредиты, а при совершении покупок рассчитываться по кредитной карте. [25]

В настоящее время кредитное поведение населения является предметом изучения различных общественных наук, в первую очередь экономической теории, экономической психологии и экономической социологии, каждая из которых применяет свои теоретические подходы и методы исследования. Несмотря на то, что с начала 1990-х годов в России проведено достаточно много социологических исследований, финансового поведения населения, основной акцент в них делался на изучении в первую очередь сберегательного и инвестиционного потенциала граждан. Целью большинства работ было определение предпочитаемых форм хранения денежных средств и мотивов вложения денег в те или иные активы. В то же время долговое и кредитное поведение долгое время оставались в тени, и многие вопросы в этой области остаются до сих пор недостаточно проясненными. Весьма интересен анализ опыта кредитной деятельности граждан, определение склонности населения к заимствованию, выявление основных мотивов получения кредита, а также оценка потребностей в кредитах и структуры спроса на кредитные услуги (размер, процентные ставки, срок возврата).

Информация о работе Современное состояние рынка потребительского кредитования Тамбовской области