Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:52, курсовая работа
Цель работы – определение современного состояния и перспектив развития организации кредитования физических лиц в России.
Задачи работы определены как:
• дать определение понятия потребительский кредит и раскрыть его классификацию
• определить банковские риски, возникающие при потребительском кредитовании;
• рассмотреть порядок выдачи и погашения потребительских кредитов;
• проанализировать современное состояние рынка потребительского кредитования в России
• исследовать поведение заемщиков на рынке потребительского кредитования Тамбовкой области
• выявить проблемы, возникающие при потребительском кредитовании и наметить пути их решения.
Таблица 2.3.
Средневзвешенные ставки по кредитам, предоставленным физическим лицам [35]
Срок |
Январь 2013 г. |
Февраль 2013 г. |
Март 2013 г. |
Апрель 2013 г. |
Май 2013 г. |
Июнь 2013 г. |
Июль 2013 г. |
Август 2013 г. |
Сентябрь 2013 г. |
Октябрь 2013 г. |
до 1 года |
26,2 |
25,3 |
25,4 |
24,4 |
25,7 |
24,9 |
24,3 |
23,8 |
24,4 |
24,7 |
свыше 1 года |
21,7 |
21,2 |
21,1 |
21,1 |
21,1 |
20,5 |
20,1 |
19,5 |
19,4 |
19,1 |
Рис. 2.1. - Динамика изменений средневзвешенных процентных ставок по кредитам, предоставленным физическим лицам
Позитивно на динамике рынка отражаются как устойчивое снижение безработицы (за период с января по ноябрь 2013 года – 6% в январе против 5,6% в ноябре), так и повышение уровня доходов населения. Так денежные доходы (в среднем на душу населения) в ноябре 2013 г. по сравнению с ноябрем 2012 г. выросли на 6%. [38]
При высоком интересе к потребительскому кредитованию, в целом, мы видим, что происходит смещение приоритетов и банков, и заемщиков из POS-кредитования в сферу кредитов наличными и кредитных карт (См. рис. 2.2 ).
Рис. 2.2. - Изменение общего портфеля необеспеченных кредитов ФЛ.
Снижение интереса банкиров к рынку POS-кредитов вполне закономерно. Потенциал таких кредитов во многом ограничен перечнем товаров и услуг, которые могут быть реализованы через кредитные схемы. К тому же в POS-кредитовании крайне сложно задействовать различные онлайн-сервисы, которые в настоящее время активно развиваются. [30]
В отличие от POS-кредитов, кредитование наличными и по банковским картам фактически не имеет ограничений по целевому назначению кредита. В «карточном» бизнесе за последние 2 года произошли сильные изменения. Из эмитированных в 2013 году 3386,1 млн. карт, 55% операций по картам совершалось по оплате товаров и услуг и 45% - по снятию наличных денежных средств, а еще в 2012 году выпущено было 2572 млн. карт и 47% из них использовалось для оплаты товаров и услуг, 53% для снятия денежных средств.(См. таблица 2.4. и рис. 2.3.) Количество держателей пластиковых карт увеличилось в связи с введением большого числа зарплатных проектов, которые подразумевают безналичную выплату зарплат на карту. В то же время и возможности по оплате товаров и услуг банковскими картами не остались на прежнем уровне: с каждым днем увеличивается количество мест, где можно расплатиться банковской картой.
Таблица 2.4.
Данные о количестве выпущенных карт в 2012-13 гг.
Всего |
в том числе: | |||||
Операции по снятию наличных денежных средств |
Операции по оплате товаров и услуг | |||||
количество, |
объем, |
количество, |
объем, |
количество, |
объем, | |
млн. ед. |
млрд. руб. |
млн. ед. |
млрд. руб. |
млн. ед. |
млрд. руб. | |
2012 |
2572 |
9617,9 |
1363 |
8193,8 |
1209 |
1424,1 |
2013 |
3386,1 |
11876,2 |
1525,2 |
9853,3 |
1861 |
2022,8 |
Рис. 2.3. - Динамика использования банковских карт в 2012-13 гг.
Итак, можно выделить три причины роста числа держателей и активных пользователей банковскими картами. Первая – это развитие инфраструктуры, позволяющей использовать пластиковые карты не только для снятия наличных в банкоматах, но и для оплаты различных услуг и товаров, в том числе через терминалы и в сети Интернет. Чем больше становится таких возможностей, тем больший смысл получает пластиковая карта. Вторая причина – это вывод зарплат из «серой» и «черной» зон. А чем «белее» становятся зарплаты, тем больше смысла для предприятий проводить их через банки и, соответственно, пользоваться зарплатными карточными проектами, ведь это дешевле и удобнее, чем операции с наличными. Третьей причиной является общее развитие российской экономики и рост доходов населения. [29]
Неотъемлемой частью анализа современного состояния рынка кредитования физических лиц является размер просроченной задолженности.
По состоянию на 01.11.2011 г. размер просроченной задолженности по потребительским кредитам, составил 5,76 % от общей суммы кредитов, выданных физическим лицам, на 1.11.2012 – 5,21%, а на 1.11.2012 – 5,19%. [35]
Таблица 3.5.
На 1 ноября 2013 |
На 1 ноября 2012 |
На 1 ноября 2011 | |
Объем выданных физ. лицам кредитов, млн. руб |
8 398 221 |
6 231 895 |
5 149 656 |
Просроченная задолженность, млн. руб. |
435 492 |
324 847 |
296 456 |
Просроченная задолженность, в % |
5,19% |
5,21% |
5,76% |
Данные о просроченной задолженности по кредитам выданным физическим лицам в 2011-13 гг.
Таким образом, согласно статистическим данным, мы видим, что роста просроченной задолженности по кредитованию физических лиц не происходит. Что в свою очередь противоречит законам рынка, поскольку в настоящее время рост объемов выданных кредитов возможен в случае расширения возрастного диапазона заемщиков, снижения требований к заемщикам, увеличения долгового бремени действующих заемщиков и т.д. , а это влечет за собой увеличение рисков и как следстие рост просроченной задолженности.
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что данные о просроченной задолженности по кредитам физических лиц предоставляемые банками являются некорректными. То есть банки в своей финансовой отчетности находят способы скрыть просроченную задолженность.
С точки зрения ЦБ, пока у российских банков
нет поводов для беспокойства. По его данным,
Международные рейтинговые
агентства настроены не столь
С одной стороны, репутация
международных рейтинговых агентств в ходе нынешнего
мирового экономического кризиса оказалась
сильно подпорчена — всплыло слишком много
фактов необоснованного завышения рейтингов
ценным бумагам, компаниям и даже государствам.
Но, с другой стороны, у
Важным моментом является то,
что ЦБ и международные рейтинговые агентства
используют для анализа абсолютно разные
отчетности. ЦБ — отчетность, созданную
по российским стандартам бухгалтерского
учета (РСБУ), а рейтинговые
Объем просроченной задолженности по кредитам физических лиц зачастую неверно отражается за счет различных способов учета данной задолженности в финансовой отчетности. То есть одни банки относят к просроченной задолженности – кредиты, выплаты по которым задержаны более чем на 1 день, вторые – свыше 30 дней, а третьи – свыше 90 дней. При таких различиях в отчетности просто невозможно правильно подсчитать реальный объем просроченной задолженности. Кроме того, некоторые банки учитывают в своей финансовой отчетности просроченные кредиты в качестве реструктурированных кредитов, а поскольку реструктурированные включают в себя помимо просроченных, пролонгированные кредиты, по которым просрочки нет, но есть ухудшение финансового положения заемщика, и др., то выделить из них сумму просроченной задолженности зачастую не представляется возможным.
Итак, как мы видим, существует три метода снижения на бумаге цифр по просроченной задолженности. Основной и самый популярный метод – реструктуризация кредитов. Второй способ – не считать просроченными кредитами те из них, что просрочены меньше чем на 30 или 90 дней. Третий способ – отражать в отчетности по МСФО просрочку, подсчитанную по российским правилам.
Таким образом, современное состояние потребительского рынка в РФ характеризуется продолжающимся ростом, который по свои объемам опережает даже рынок кредитов юридическим лицам. Росту рынка потребительского кредитования способствуют:
2.2. Исследование поведения заемщиков на рынке потребительского кредитования Тамбовкой области
Финансовое поведение граждан в Советском Союзе на протяжении многих десятилетий было достаточно очевидным и легко предсказуемым. Имевшая место в стране ситуация товарного дефицита не позволяла населению в полной мере реализовывать свои потребности в товарах и услугах, поэтому значительная часть сбережений была вынужденной. Выбор инструментов для их осуществления был крайне ограничен - наличные рубли и Сбербанк. Кредитная система также была недостаточно развита: предприятия через профсоюзные кассы взаимопомощи предлагали своим сотрудникам беспроцентные ссуды, материальную помощь. Следствием всего этого являлся недостаток финансового опыта у основной массы граждан.
Ситуация резко изменилась в 1990-х годах с началом в России экономических реформ. У россиян появилась возможность свободно покупать и продавать иностранную валюту, ценные бумаги, вкладывать деньги в коммерческие банки. Актуальными стали проблемы эффективности и безопасности вложений. Одновременно увеличилась потребность в кредитах. Все большее число банков и других финансовых организаций разрабатывает специальные программы, предлагая физическим лицам кредиты на неотложные нужды, образование, приобретение недвижимости, товаров длительного пользования и т.д.
Рост предложения кредитных услуг российскому населению обусловлен не только институциональными изменениями в экономике и кредитно-финансовой сфере, но и, что гораздо более важно, постепенным изменением у людей ценностно-нормативных установок по отношению к долгу и кредиту. Происходит обращение к западным моделям финансового поведения, где благодаря стабильной денежной системе и стабильным законам граждане могут достаточно легко брать кредиты, а при совершении покупок рассчитываться по кредитной карте. [25]
В настоящее время кредитное поведение населения является предметом изучения различных общественных наук, в первую очередь экономической теории, экономической психологии и экономической социологии, каждая из которых применяет свои теоретические подходы и методы исследования. Несмотря на то, что с начала 1990-х годов в России проведено достаточно много социологических исследований, финансового поведения населения, основной акцент в них делался на изучении в первую очередь сберегательного и инвестиционного потенциала граждан. Целью большинства работ было определение предпочитаемых форм хранения денежных средств и мотивов вложения денег в те или иные активы. В то же время долговое и кредитное поведение долгое время оставались в тени, и многие вопросы в этой области остаются до сих пор недостаточно проясненными. Весьма интересен анализ опыта кредитной деятельности граждан, определение склонности населения к заимствованию, выявление основных мотивов получения кредита, а также оценка потребностей в кредитах и структуры спроса на кредитные услуги (размер, процентные ставки, срок возврата).
Информация о работе Современное состояние рынка потребительского кредитования Тамбовской области