Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:52, курсовая работа
Цель работы – определение современного состояния и перспектив развития организации кредитования физических лиц в России.
Задачи работы определены как:
• дать определение понятия потребительский кредит и раскрыть его классификацию
• определить банковские риски, возникающие при потребительском кредитовании;
• рассмотреть порядок выдачи и погашения потребительских кредитов;
• проанализировать современное состояние рынка потребительского кредитования в России
• исследовать поведение заемщиков на рынке потребительского кредитования Тамбовкой области
• выявить проблемы, возникающие при потребительском кредитовании и наметить пути их решения.
Доля заемщиков в возрасте 18–24 лет среди всех имеющих кредиты россиян увеличилась с 8% до 10%, выяснили аналитики Национального бюро кредитных историй (НБКИ). Больше всего кредитов молодежь берет на покупку потребительских товаров – 58% общей задолженности заемщиков до 24 лет. Популярность у заемщиков до 24 лет набирают кредитные карты – их доля составила по итогам 2013 года 19%. Однако рост спроса на кредитные карты тут же способствовал увеличению просроченной задолженности. Доля просроченных кредитов молодежи в сегменте кредитных карт увеличилась с 8,53% до 13,23%, то есть на 4,70%. Итак, расширение возрастного диапазона заемщиков привело к возникновению такой проблемы как рост просроченной задолженности.
Современная молодежь, несмотря на возможность пользоваться столь «продвинутыми» технологиями, имеет крайне скудные представления о принципах распоряжения своими финансами. Согласно данным портала Соцопрос.ру, только 44% учащихся вузов и начинающих специалистов заявили о том, что ведут строгий учет своих доходов и расходов. Чтобы не попасть с долговую яму, молодые люди должны уметь ограничивать себя в затратах, что, разумеется, с появлением виртуальных денег стало трудной задачей для взрослых. Лучшим способом для разумных расходов является получение предоплаченной банковской карты. Она позволяет клиенту тратить в месяц лишь определенную сумму денег. Так, молодой человек будет учиться рационально распределять свои затраты, не выходя за установленный лимит. [40]
Проблема роста просроченной задолженности актуальна и в банках, где расширения возрастного диапазона заемщиков не произошло. Увеличение объемов просроченной задолженности также обусловлено снижением банками требований к заемщикам в условиях ожесточающейся межбанковской конкуренции. Данная проблема тесно связана с проблемой высокой закредитованности населения.
Количество заемщиков, имеющих более пяти кредитов, составляет 450 тыс. человек (по данным на 1 июля 2013 года), сообщил генеральный директор НБКИ Александр Викулин в пресс-релизе Бюро, и их кредитная активность серьезно влияет на общие показатели по рынку.
Елена Докучаева, член совета директоров «Секвойя Кредит Консолидейшн» также говорит о закредитованности населения: «в среднем более 45% ежемесячного дохода россиянина тратится на погашение кредитных обязательств, а это уже совсем близко к критическому уровню в 50% (в 2012 году этот показатель составлял 40,8%)». Не погасив в срок, к примеру, два кредитных платежа, у заемщика уменьшается возможность погашения просрочки без дополнительных займов. А новый займ может только усугубить ситуацию и повысить риск нового выхода на просрочку. «Если темпы прироста кредитной нагрузки сохранятся, то уже в 2015 году мы можем оказаться в ситуации массовых дефолтов по розничным необеспеченным кредитам», - считает эксперт Елена Докучаева.
Универсальным показателем, который позволяет измерить уровень просроченной задолженности у населения, может считаться Индекс кредитного здоровья (Credit Health Index). НБКИ и Компания по созданию программного обеспечения для аналитики FICO рассчитали, что этот коэффициент достиг своего наименьшего значения, начиная с 2010 года, и составил всего 104 пункта (по данным на 1 июля 2013 года). Отметим, что Индекс кредитного здоровья рассчитывается исходя из доли просроченных долговых обязательств по отношению к общему объему задолженности. Просрочкой для расчета считается кредит, по которому не поступало платежей в течение 60 дней за последние полгода. Чем выше Индекс, тем меньше просроченных займов, и наоборот. Заметим, что в июле 2012 года Индекс кредитного здоровья был на уровне 113, а июле 2011года – 114, а июле 2010 года – 107. В текущей ситуации кредиторы должны более детально рассматривать возможность выдачи кредита уже действующим клиентам, не повышая кредитную нагрузку на них до критической отметки. Для этого необходимы инновационные механизмы риск-менеджмента, основанные на оценке кредитной истории каждого заемщика. [41]
Итак, основными причинами роста просроченной задолженности являются - привлечение на кредитование рискованных в кредитном смысле слоев населения, снижение качества кредитной дисциплины заемщиков, снижение банками требований к заемщикам, ставка банков на самые рискованные кредитные продукты (кредитные карты и кредиты без обеспечения) и др.
В рамках решения проблемы роста просроченной задолженности при потребительском кредитовании следует применить несколько мер.
Во-первых, данные о каждом заемщике целесообразно объединить в единую базу, и закрепить это на законодательном уровне. В базу следует внести сведения ГИБДД, долговые обязательства по налогам и коммунальным платежам, кредитные истории, информацию о банковских счетах, данные сотовых операторов и адресных бюро, данные о собственности и задолженностях в других регионах. Актуальность и прозрачность данных о заемщике позволит ФССП намного эффективнее исполнять решения судов и будет мотивировать заемщика возвращать долги в досудебном порядке.
Во-вторых, для улучшения процесса взыскания, необходимо повысить эффективность исполнительные производства, увеличив штат судебных приставов-исполнителей, расширив их полномочия и привязав их премирование к успешному взысканию в процентном соотношении. При этом часть функционала, по взысканию небольших сумм и выполнение незначимых действий передать в работу коммерческим структурам.
В-третьих, ускорение судебных процессов по кредитным и долговым обязательствам, изменение работы (возможно, в сторону упрощения) для работы с большим объемом исков по денежным требованиям. [30]
В-четвертых, активная реализация банковских программ по погашению просроченной задолженности. Например, Сбербанк России запустил программу, в рамках которой клиенты банка, у которых имеется просроченная задолженности, могут избежать выплаты неустоек. Для того, чтобы банк простил неустойки, нужно прийти в отделение, написать заявление и погасить имеющуюся задолженность до 31 декабря 2013 г. Если кредит находится на этапе досудебного взыскания или на стадии судебного рассмотрения и при этом отсутствует вступившее в законную силу решение суда о взыскании задолженности, Сбербанк отменит все виды неустоек в полном объёме. [43]
Распространенной проблемой при потребительском кредитовании является низкий уровень финансовой грамотности населения. По данным портала Соцопрос.ру, 60% опрошенных признались, что хотели бы иметь возможность получать консультации по экономическим вопросам, проводимые, например, в институтах или на организованных специализированными учреждениями семинарах. Разумеется, население с большим доверием относится к информации, предоставляемой ей СМИ или сетью Интернет. Однако работники портала Соцопрос.ру пришли к выводу, что каждый второй пользователь испытывает затруднение с поиском достоверных, правдивых и полезных знаний. К сожалению, отличить сегодня дельные советы от проплаченных рекламодателями бывает крайне сложно. [40]
Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне. Впервые эту проблему в России стали обсуждать в 2006 году на встрече в Санкт-Петербурге министров финансов, после чего меры по формированию финансовой грамотности в стране нашли отражение в целом ряде документов президента и правительства РФ. Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года оно рассматривается в качестве важного фактора развития финансового рынка в России.
Министерство финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Всемирного банка ведет разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Программа рассчитана на пять лет и на первом этапе будет реализовываться в нескольких российских регионах. Она будет включать в себя подготовку конкретных учебных программ и продуктов, совершенствование законодательства в сфере финансовых услуг и прав потребителей. Также данный проект должен по возможности объединить, обеспечить координацию уже реализуемых и готовящихся к запуску на разных уровнях программ и инициатив в сфере финансовой грамотности. Общий объем затрат составляет 110 млн долларов. Основная часть (80%) будет финансироваться из федерального бюджета, оставшаяся – за счет средств Всемирного банка.
На сегодняшний день по-прежнему большинство россиян получают теоретические знания в области финансов самостоятельно, посредством специализированных интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей, посещая курсы и тренинги, а опыт приобретают на собственных ошибках.
Для повышения финансовой грамотности населению необходимо использовать следующие интернет-ресурсы:
1. Информационный портал Банки.ру - крупнейший банковский сайт России. Повышению финансовой грамотности населения полностью посвящен раздел «Банковский словарь», в котором разъясняются финансовые и экономические понятия и термины, даются практические рекомендации потребителям финансовых услуг.
2. «Город финансов» – портал, созданный в рамках общефедеральной программы «Финансовая культура и безопасность граждан России».
3. «ФинграмТВ» - проект Ассоциации российских банков. Интернет-телеканал, ориентированный на повышение финансовой грамотности. На сайте можно посмотреть телевизионные лекции и получить консультации онлайн.
4. «Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам России».
5. «Финграмота.com» – официальный сайт Союза заемщиков и вкладчиков России.
6. «Азбука финансов» – проект по повышению финансовой грамотности, разработанный платежной системой Visa International при поддержке Министерства финансов РФ.
7. «Финансовая грамота» - совместный проект по повышению финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ) и Фонда Citi. [33]
Заключение
В России к потребительским кредитам относят любые виды кредитов, предоставляемых населению, в том числе кредиты на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные кредиты, кредиты на неотложные нужды и прочие. В отличие от российской трактовки потребительские кредиты в западной банковской практике определяют несколько иначе, а именно: потребительскими называют кредиты, предоставляемые частным заемщикам для приобретения потребительских товаров и оплаты соответствующих услуг.
Классификация
потребительских кредитов
Банковская деятельность при кредитовании физических лиц подвержена большому числу рисков. Банковские риски при потребительском кредитовании можно разделить на финансовые, функциональные и прочие виды рисков. Согласно другой классификации выделяют 4 вида банковских рисков – риски, связанные с заемщиком, риски кредитного продукта, риски связанные с организационной структурой банка, и внешние риски. Исследование рисков, связанных с заемщиком, позволило прийти к выводу, что имеется сильная зависимость платежеспособности частных лиц от внешних по отношению к ним факторов - состояния и стабильности функционирования макроэкономической среды. Это обусловлено тем, что выплаты по кредиту осуществляется преимущественно за счет заработной платы, процентов или ренты, получаемых заемщиком от внешних по отношению к нему источников. Итак, спектр банковских рисков весьма разнообразен. Каждый риск представляет определенную опасность для банка, а чрезмерная концентрация рисков негативно сказывается на деятельности банка в целом.
В процессе кредитования можно выделить 4 основных этапа: подготовительный этап, рассмотрения кредитной заявки, оформления кредитной документации, контроль за выполнением условий кредитного договора и погашением кредита (сопровождение кредита). Что касается погашения кредита, то как правило используют два основных способа: аннуитетный и дифференцированный. Наиболее распространенной является аннуитетная система погашения потребительских кредитов, поскольку она является удобной и для заемщика, так как для него составляется график платежей, где указано какую сумму нужно выплатить за каждый конкретный месяц.
Современное состояние потребительского рынка в РФ характеризуется продолжающимся ростом, который по свои объемам опережает даже рынок кредитов юридическим лицам. Росту рынка потребительского кредитования способствуют: снижение стоимости кредита; бурное развитие розничной торговли, развитие инфраструктуры, позволяющей использовать кредитные карты; рост доходов населения - вывод зарплат из «серой» и «черной» зон; общее развитие российской экономики.
Итак, результаты исследования показали, что ценностно-нормативные установки жителей города Тамбова по отношению к кредиту зависят от возраста: чем старше человек, тем негативнее его отношение к кредиту. Мы также увидели, что 68% респондентов города Тамбова пользуются потребительскими кредитами, что в целом совпадает с общероссийской тенденцией. Среди них активнее всех потребительскими кредитами пользуются респонденты с высоким доходом (100% респондентов - для покупки автомобиля) и с минимальным доходом (80% - для приобретения недвижимости). Несмотря на ряд преимуществ, которые открывает перед гражданами возможность получения денежных средств в кредит 32% респондентов не пользуются потребительскими кредитами, так как считают высокой процентную ставку по кредитам в регионе. Анкетирование показало, что большинство респондентов (58%), в ситуации, когда необходимы денежные средства обращаются в банк, а не к родственникам или знакомым и выявило тенденцию - с ростом дохода количество людей обратившихся в банк за денежными средствами увеличивается с 38% до 88%. Результаты анкетирования также выявили невысокую закредитованность населения (только 40% опрошенных имеют непогашенные кредиты, по сравнению с Челябинской областью, где, по данным НБКИ, таких 85%), следовательно, в Тамбовской области еще возможно увеличение объемов потребительского кредитования за счет традиционных заемщиков. Большинство граждан города Тамбова при выборе банка, в первую очередь обращают внимание, на размер процентных ставок, а во вторую – на репутацию, надежность банка. По данным исследования, уровень потребности населения города Тамбова в кредите в регионе достаточно высок, и граждан останавливают сейчас в основном только высокие проценты и опасения жестких санкций со стороны банка в случае задержки с выплатами.
Информация о работе Современное состояние рынка потребительского кредитования Тамбовской области