Современное состояние рынка потребительского кредитования Тамбовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определение современного состояния и перспектив развития организации кредитования физических лиц в России.
Задачи работы определены как:
• дать определение понятия потребительский кредит и раскрыть его классификацию
• определить банковские риски, возникающие при потребительском кредитовании;
• рассмотреть порядок выдачи и погашения потребительских кредитов;
• проанализировать современное состояние рынка потребительского кредитования в России
• исследовать поведение заемщиков на рынке потребительского кредитования Тамбовкой области
• выявить проблемы, возникающие при потребительском кредитовании и наметить пути их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

кратк курсовая.docx

— 492.42 Кб (Скачать файл)

В качестве источника эмпирических данных используются результаты анкетирования жителей города Тамбова.  В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа – анкеты.

Исследование проводилось в декабре 2013 г. В исследовании приняли участие 50 человек, имеющих постоянный источник дохода. Каждый участник получал индивидуальный бланк с уже предложенными вариантами ответов. Время работы было не ограничено. Участникам давалась инструкция, и предлагалось ответить на вопросы. Исследование занимало в среднем 10-15 минут. К исследованию испытуемые приглашались с учетом положительного отношения, на основе добровольного участия. Исследователем гарантировалась конфиденциальность.

Целью исследования являлось изучение текущего кредитного поведения населения, выявление основных установок по отношению к долгу и оценка перспектив развития кредитной системы в России.

Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов:

1. Отметьте, пожалуйста, к  какой возрастной группе Вы  относитесь

2. Имеете ли Вы постоянный  источник дохода?

3. Какова сумма Вашего  ежемесячного дохода?

4. В ситуации, когда Вам  необходимы денежные средства  куда Вы обратитесь?

5. Для каких целей Ваша  семья делает сбережения (или  стала бы их делать, если бы  была такая возможность)?

6. Пользуетесь ли Вы  потребительскими кредитами?

7. Если Вы не пользуетесь  потребительскими кредитами, то  укажите, пожалуйста, причины

8. На какие цели вы  обычно берете кредит?

9. Какими критериями Вы  пользуетесь при выборе банка?

10. Услугами какого банка(-ов) Вы пользуетесь для оформления потребительского кредита?

11. Имеете ли Вы в  настоящий момент непогашенные  кредитные обязательства (потребительский  кредит)?

12. Как часто Вы берете  кредит?

13. На какой срок Вы  предпочитаете брать кредит?

14. Планируете ли Вы  в ближайшее время (1-2 года) взять  потребительский кредит?

15. Воспользовались бы  Вы возможностью взять кредит  под низкую процентную ставку?

16. Как вы считаете, какая  процентная ставка по потребительскому  кредитованию является приемлемой  для Вас?

17. Какое из двух выражений  отражает Ваше отношение к  кредиту?

 

Отношение к кредиту. Результаты исследования показали, что ценностно-нормативные установки по отношению к долгу зависят от возраста. Так, только 29% респондентов в возрасте старше 56 лет выразили свое положительное отношение к кредиту, в возрастной категории от 41 до 55 лет таких было уже 60%, от 26 до 40 лет – 69%, и в возрасте до 25 лет – 90%.

 

Рис. 2.4. – Отношение к кредиту различных возрастных групп

 

Таким образом, мы видим, что чем старше человек, тем негативнее его отношение к кредиту. Основными причинами такой зависимости является привычка «жить по средствам», то, что люди более старшего возраста не имеют достаточного финансового опыта в потребительском кредитовании, а те, кто его имеют, он как правило, является негативным вследствие неразвитости кредитной системы в то время, когда им были остро необходимы денежные средства.

Результаты анкетирования показали, что 68% опрошенных пользуются потребительскими кредитами, что в целом совпадает с общероссийской тенденцией. Среди них активнее всех потребительскими кредитами пользуются респонденты с доходом выше 25 000 руб. (75%) и с доходом от 4 000 до 10 000 руб.(63%) (рис. 2.5.). По данным анкетирования, основным мотивом, побудившим взять кредит респондентов с доходом выше 25 000 руб. является приобретение автомобиля (100% опрошенных), а с доходом 4 000 - 10 000 руб. – приобретение недвижимости (80% респондентов). Это связано с тем, что возраст 63% респондентов с доходом более 25 000 руб. от 41 до 55 лет, и они, как правило, уже имеют в собственности недвижимость, и поэтому они предпочитают приобрести новый автомобиль, а заемщикам с доходом от 4 000 до 10 000 руб. необходимо приобрести недвижимость.

 

Рис. 2.5. – Объем респондентов, пользующихся услугами потребительского кредитования

Несмотря на ряд преимуществ, которые открывает перед гражданами возможность получения денежных средств в кредит 32% респондентов не пользуются потребительскими кредитами, из них 45% считают, что процентная ставка по кредитам является высокой  в регионе, у 41% нет необходимости в кредите и 14% опрошенных не устраивают условия предлагаемые на региональном рынке. (рис. 2.6.)

Рис. 2.6. - Причины отказа респондентов от потребительского кредитования

Анализируя полученные результаты, было выявлено, что большинство респондентов, а именно 58%, в ситуации, когда необходимы денежные средства обращаются в банк. Это является положительным моментом, поскольку еще в недавнем прошлом, была весьма распространена практика неинституциональных кредитов, которая в свою очередь препятствовала развитию системы потребительского кредитования в России. Заметна также интересная тенденция -  с ростом дохода количество людей обратившихся в банк за денежными средствами увеличивается с 38% до 88%.  (рис.2.7.)

Рис. 2.7. - Ответы на вопрос «В ситуации, когда Вам необходимы денежные средства куда Вы обратитесь?»

 

Естественно, что и структура мотивов, целей получения денег в долг у тех, кто прибегал к институциональным и неинституциональным кредитам, разная. Те, кто приобретает автомобиль (35%) или недвижимость (32%), предпочитают пользоваться услугами кредитных организаций. Те, кому деньги нужны для покупки вещей для дома (33%) или на ремонт квартиры (25%), чаще обращаются к родственникам или знакомым. Это говорит о том, что потребительское кредитование вышло уже на достаточно высокий уровень.

На момент опроса непогашенные кредитные обязательства имелись у 40% респондентов, причем из них 30% имеют 1 непогашенный кредит, а 10% - 2,3 непогашенных кредита. (Рис. 2.8.) Это свидетельствует о невысокой закредитованности населения, следовательно, в Тамбовской области еще возможно увеличение объемов потребительского кредитования за счет традиционных заемщиков.

Рис. 2.8. - Объем непогашенных обязательств респондента

 

Ответы респондентов на вопрос «Планируете ли вы в ближайшее время взять потребительский кредит?» распределились следующим образом:

 

Рис. 2.9. – Планы респондентов взять потребительский кредит в ближайшее время

Тем не менее на вопрос о том, воспользовались ли бы они возможностью взять кредит под низкую процентную ставку, положительно ответили 66% всех опрошенных. Причем 20 из 37 респондентов, которые ответили, что не планируют брать кредит, воспользовались бы возможностью взять кредит под низкую процентную ставку. А это означает, что уровень потребности населения в кредите в регионе достаточно высок, и граждан останавливают сейчас в основном только высокие проценты и опасения жестких санкций со стороны банка в случае задержки с выплатами.

Мотивация кредитного поведения. Характер спроса на те или иные кредитные услуги определяется в первую очередь наличием у населения потребностей в дополнительных денежных средствах и их структурой. Первый шаг в определении этой структуры состоит в анализе потребностей граждан безотносительно к их желанию или нежеланию брать кредит. Для этого рассмотрим ответы респондентов на вопрос: "Для каких целей Ваша семья делает сбережения (или стала бы их делать, если бы была такая возможность)?".

Результаты исследования показывают, что основным мотивом осуществления сбережений является приобретение недвижимости - 33%. Около 23% респондентов готовы откладывать деньги на приобретение автомобиля, 17% - на ремонт дома или квартиры, 12% респондентов хотели бы иметь средства на непредвиденный случай, "черный день", 7% - на покупку бытовой техники. Как мы видим, у респондентов города Тамбова преобладает, в основном, один тип мотивации - потребительский.

Вторым шагом анализа структуры кредитной мотивации является изучение потребностей людей в ситуации возможного кредитования. Выделяются пять основных цели получения кредита. Первая из них - приобретение автомобиля - ее назвали 31% ответивших на вопрос. Следом идут приобретение недвижимости (28%), вещей для дома (25%), ремонт квартиры, дома (9%), для особых событий (6%).

 

Рис. 2.10. – Структура потребностей респондентов в случае использования собственных и заемных денежных средств 

 

Полученные результаты несколько отличаются от тех, что были рассмотрены ранее, когда речь шла о мотивах сбережений. Так, большинство респондентов делают сбережения для приобретения недвижимости (33%), а кредит большая часть опрошенных предпочла бы взять для покупки автомобиля (31%). (Рис. 2.10.) Это связано, в первую очередь, с тем, что на данный вопрос отвечали не все респонденты, а лишь те, кто положительно или нейтрально отнесся к самой возможности получения кредита. Кроме того, кредитная деятельность имеет свою особую специфику, когда, в отличие от осуществления сбережений, можно стать обладателем крупной денежной суммы не постепенно, а получить ее быстро и целиком, следовательно, появляется возможность удовлетворить самые насущные потребности.

Критерии выбора финансовой организации. Большинство граждан, планируя взять кредит, обращают внимание, прежде всего, на размер процентных ставок — его значимость подчеркивают 43% респондентов. Однако немаловажную роль при выборе финансовой организации играет и другой фактор, не связанный непосредственно с условиями получения кредита – репутация, надежность банка, 38% опрошенных отдали свое предпочтение этому параметру. (Рис. 2.11.)

Рис. 2.11. - Критерии выбора банка

 

Итак, результаты исследования показали, что ценностно-нормативные установки жителей города Тамбова по отношению к кредиту зависят от возраста: чем старше человек, тем негативнее его отношение к кредиту. Мы также увидели, что 68% респондентов города Тамбова пользуются потребительскими кредитами, что в целом совпадает с общероссийской тенденцией. Среди них активнее всех потребительскими кредитами пользуются респонденты с высоким доходом (100% респондентов - для покупки автомобиля) и с минимальным доходом (80% - для приобретения недвижимости). Несмотря на ряд преимуществ, которые открывает перед гражданами возможность получения денежных средств в кредит 32% респондентов не пользуются потребительскими кредитами, так как считают высокой процентную ставку по кредитам в регионе. Анкетирование показало, что большинство респондентов (58%), в ситуации, когда необходимы денежные средства обращаются в банк, а не к родственникам или знакомым и выявило тенденцию - с ростом дохода количество людей обратившихся в банк за денежными средствами увеличивается с 38% до 88%. Результаты анкетирования также выявили невысокую закредитованность населения (только 40% опрошенных имеют непогашенные кредиты, по сравнению с Челябинской областью, где, по данным НБКИ, таких 85%), следовательно, в Тамбовской области еще возможно увеличение объемов потребительского кредитования за счет традиционных заемщиков. Большинство граждан города Тамбова при выборе банка, в первую очередь обращают внимание, на размер процентных ставок, а во вторую – на репутацию, надежность банка. По данным исследования, уровень потребности населения в кредите в регионе достаточно высок, и граждан останавливают сейчас в основном только высокие проценты и опасения жестких санкций со стороны банка в случае задержки с выплатами.

Таким образом результаты исследования показывают, что значительная часть граждан  города Тамбова испытывает потребность в получении "дешевого" потребительского кредита и расширении спектра кредитных услуг.

 

2.3. Решение проблем, возникающих  при потребительском кредитовании

 

История потребительского кредитования в России началась в конце 90-х годов 20 века, когда коммерческие банки России начали предоставлять ссуды потребительского характера. На полученные банковские средства заемщик имел возможность приобрести технику. Первопроходцем в истории потребительского кредитования современной России стал Банк «Русский Стандарт», вслед за ним практика предоставления денежных займов физическим лицам для реализации нужд потребительского характера стала осваиваться и другими банками страны.

На сегодняшний день обзор банков, готовых предоставить кредит на потребительские нужды, просто впечатляет. Распространение практики потребительского кредитования позволяет все большему числу российских граждан прибегать к услугам потребительского кредитования, причем не единожды, всякий раз стараясь выполнять обязательства и зарабатывать положительную кредитную историю. [36]

Формирование потребительского кредитования в современной России неизменно связано с проблемами, решать и преодолевать которые необходимо для успешного развития этого важного направления работы банков с физическими лицами.

Одной из главных проблем потребительского кредитования в Российской Федерации является недостаточность законодательного регулирования. Круг нерешенных правовых проблем, связанных с потребительским кредитованием, достаточно широк. Такие важнейшие социально значимые законопроекты о взаимодействии финансовых организаций и населения, как закон о регулировании коллекторской деятельности, о потребительском кредитовании, о банкротстве физических лиц, о ростовщическом проценте, которые бы навели порядок на рынке кредитов и защитили семьи от финансовых трагедий в случае тупиковых жизненных ситуаций, так и не приняты. [42]

Еще одной проблемой является постепенное снижение темпов роста потребительского кредитования. Об этом можно судить по агрессивной навязчивой рекламе банковских услуг по потребительскому кредитованию. Реклама в центральной и местной прессе, буклетики в почтовых ящиках, звонки и смс-сообщения на мобильные телефоны – все это говорит о том, что спрос на потребительские кредиты среди россиян постепенно начинает падать. Одной из главных причин можно назвать насыщение или даже пересыщение рынка. Практически 100% платежеспособного населения – традиционных заемщиков в возрасте от 25 до 40 лет охвачено потребительским кредитованием, у него нет больше желания или возможностей для заключения новых договоров. Теперь рост объемов потребительского кредитования может достигаться только за счет расширения возрастного диапазона заемщиков, что банки и стали делать.

Информация о работе Современное состояние рынка потребительского кредитования Тамбовской области