Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:58, курсовая работа
Банк как коммерческая организация ставит своей задачей получение прибыли, которая обеспечивает устойчивость и надежность его функционирования и может быть использована для расширения его деятельности. Но ориентация на прибыльность операций всегда связана с различными видами рисков, которые при отсутствии системы их ограничения могут привести к убыткам. Поэтому любой банк при определении стратегии своей деятельности формирует такую систему мероприятий, которая с одной стороны, направлена на получение прибыли, а, с другой стороны, максимально учитывает возможности предотвращения потерь при осуществлении банковской деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКИХ РИСКОВ
1.1 Понятие и виды банковских рисков
1.2 Нормативно-правовое регулирование рисков в банковской деятельности
1.3 Проблемы оценки и минимизации банковских рисков
2. АНАЛИЗ УРОВНЯ БАНКОВСКИХ РИСКОВ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
2.1 Организационно-правовая и финансово-экономическая характеристика банка
2.2 Анализ кредитного и валютного рисков коммерческого банка
2.3 Управление банковскими рисками в банке
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ БАНКОВСКИХ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
3.1 Проблемы управления рисками в банковском секторе экономики
3.2 Перспективы использования зарубежного опыта снижения банковских рисков в России
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
– экономическими – это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике самого банка или в экономике страны. Наиболее распространенным видом экономического риска, в котором сконцентрированы частные риски, является риск несбалансированной ликвидности (невозможность своевременно выполнять платежные обязательства). Экономические риски также представлены изменением конъюнктуры рынка, уровня управления;
– политическими – это риски, обусловленные изменением политической обстановки, неблагоприятно влияющей на результаты деятельности предприятия (закрытие границ, запрет на вывоз товаров в другие страны, военные действия на территории страны и др.).
Эти основные виды рисков связаны между собой, и часто на практике достаточно трудно их разделить. В свою очередь и политические, и экономические риски могут быть:
1) внешними – к которым относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью банка или его контактной аудитории (под контактной аудиторией подразумеваются социальные группы, юридические и (или) физические лица, которые проявляют потенциальный и (или) реальный интерес к деятельности конкретного банка). На уровень внешних рисков влияет очень большое число факторов:
– политические;
– экономические;
– демографические;
– социальные;
– географические и пр.
2) внутренними – к которым относятся риски, обусловленные деятельностью самого банка, его клиентов (заемщиков) или его конкретных контрагентов. На их уровень оказывают влияние:
– деловая активность руководства самого банка;
– выбор оптимальной маркетинговой стратегии;
– выбор политики и тактики;
– другие факторы.
Правовая система характеризуется как нормами регулирования, направленными на достижение конкретных целей, так и заключает в себе общую философию и принципы, определяющие содержание и применение этих норм. Как правило, органы регулирования придерживаются в своей деятельности либо предписывающего, либо рыночно ориентированного принципа.
Предписывающий подход в банковской деятельности, как правило, накладывает ограничения на деятельность банков и часто выражается в попытках охватить регулированием все известные банковские риски. Опасность данного подхода в этом случае состоит в том, что нормы регулирования быстро устаревают и оказываются не способными воздействовать на банковские риски, источником которых являются финансовые инновации.
При рыночно ориентированном подходе органы регулирования исходят из того, что рынки по определению функционируют относительно эффективно и способны справляться с возникающими финансовыми, в том числе банковскими, рисками. При рыночно ориентированном подходе внимание органа регулирования направлено, прежде всего, на стимулирование совершенствования регулирования рисков. При рыночно ориентированном подходе в основном разрабатываются нормы-принципы регулирования рисков, что позволяет и банкам, и органам регулирования быстро адаптироваться к новым финансовым инновациям, рождающимся в результате изменения рыночных условий.
Регулирование банковских рисков направлено, прежде всего, на поддержание доверия общества к банковскому сектору экономики государства, а следовательно, и к самому государству, к его органам власти, осуществляющим публичные функции.
Эффективное регулирование рисками, особенно в крупных банках и банках, действующих в условиях дерегулирования и конкурентных рынков, требует нормативной формализации данного процесса. В экономиках стран, особенно в тех, которые переживают переходный период, что характерно для России, нестабильность экономики и ограниченность рынка существенно увеличивают спектр и величину потенциальных банковских рисков. Такие условия еще более усложняют регулирование рисков и делают потребность в их эффективном регулировании еще более настоятельной. Ключевой компонент эффективного регулирования банковских рисков - нормативная правовая среда. Ее создание в рамках как проводимой правовой политики Центрального банка страны - на государственном уровне, так и правовой политики отдельно взятого банка - на микроуровне осуществляется через законодательство и нормативные документы Банка России.
В соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 г. N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения банком потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.). Положением Банка России от 16 декабря 2003 г. N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах"
Согласно Письма ЦБ РФ от 23 июня 2004 г. N 70-Т "О типичных банковских рисках" к типичным банковским рискам относятся: кредитный риск; страновой риск ,рыночный риск (включает в себя фондовый риск, валютный и процентный риски с учетом поправочных коэффициентов); фондовый риск; валютный риск (риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов по открытым банкам позициям в иностранных валютах и (или) драгоценных металлах); риск ликвидности; операционный риск; правовой риск (риск возникновения у банка убытков вследствие несоблюдения банком требований нормативных правовых актов и заключенных договоров); риск потери деловой репутации; стратегический риск (риск возникновения у банка убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития банка).
Письмо ЦБ РФ от 23 июня 2004 г. N
70-Т "О типичных банковских рисках".
Концентрация кредитного риска проявляется и в предоставлении крупных кредитов отдельному заемщику или группе связанных заемщиков, а также в результате принадлежности должников банка либо к отдельным отраслям экономики, либо к географическим регионам или при наличии ряда иных обязательств, которые делают их уязвимыми к одним и тем же экономическим факторам.
Кредитный риск возрастает при кредитовании связанных с банком лиц (связанном кредитовании), т.е. предоставлении кредитов отдельным физическим или юридическим лицам, обладающим реальными возможностями воздействовать на характер принимаемых банком решений о выдаче кредитов и об условиях кредитования.
Правовое регулирование кредитным риском характеризуется определенной спецификой, отличающей его от регулирования других рисков банковской деятельности. Наиболее важной его особенностью является ограничение самостоятельности банков в формировании параметров кредитного портфеля и соответственно ограничение возможностей выбора ими комбинаций оптимального соотношения доходности и риска кредитных вложений. Самостоятельность банков в этом вопросе ограничивается необходимостью выполнения установленных Банком России нормативов по кредитованию.
Банк России посредством правового регулирования деятельности банков так или иначе воздействует на все сопряженные с нею риски. Однако если другие риски (за исключением риска ликвидности) регулируются им при помощи косвенных методов, то кредитный риск в силу его значительного влияния на финансовую устойчивость банков регулируется Банком России, его Инструкцией от 16 января 2006 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков" <4> напрямую, в виде установления обязательных для банков нормативов и контроля за их исполнением:
- максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
- максимального размера крупных кредитных рисков;
- максимального размера
- совокупной величины риска по инсайдерам банка.
Для минимизации убытков вследствие кредитных рисков, возникающих в результате деятельности банков, последние обязаны формировать (регулировать) резервы на возможные потери по ссудам в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" <5> на основании следующих принципов:
- соответствие фактических
- комплексный и объективный анализ всей информации, относящейся к сфере классификации ссуд и формированию резервов;
- своевременность классификации (реклассификации) ссуды и (или) формирования (регулирования) резерва и достоверность отражения изменений размера резерва в учете и отчетности.
Резерв формируется банком при обесценении ссуды (ссуд), т.е. при потере ссудой стоимости вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде перед банком в соответствии с условиями договора либо существования реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения). Резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд, т.е. по группе ссуд со сходными характеристиками кредитного риска, соответствующих требованиям (пять классифицированных категорий), установленным настоящим Положением, и обособленных в целях формирования резерва в связи с кредитным риском, обусловленным деятельностью конкретного заемщика либо группы заемщиков в связи предоставлением им ссуд, которые включены в портфель однородных ссуд.
Задолженность по предоставленным (размещенным)
денежным средствам, безнадежная и (или)
признанная нереальной для взыскания,
в установленном Банком России порядке
списывается с баланса банка-кредитора
за счет созданного резерва на возможные
потери по ссудам, а при его недостатке
относится на убытки отчетного года.
Качество кредитных портфелей коммерческих
банков проверяется при анализе каждой
выданной ссуды исходя из нормативных
требований, регламентированных Положением
Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П, Банком
России (его территориальными учреждениями)
для внесения (в случае необходимости)
изменений в группы кредитного риска и
суммы фактически созданного резерва
на покрытие возможных потерь.
Все коммерческие банки сталкиваются с процентными рисками. Банковское дело по своей природе предполагает игру на процентных ставках. Это неизбежно ведет к тому, что банки ежедневно сталкиваются с процентным риском. Основным источником доходов почти всех банков является процентный доход, представляющий собой разницу между суммой процентов, полученных банком от предоставления ссуд, вложений в ценные бумаги, с остатков на ностро-счетах, и суммой процентов, уплаченных банком по привлеченным ресурсам. Процентный риск по своей природе является спекулятивным финансовым риском, так как изменения процентных ставок могут привести как к прибыли, так и к убытку. Процентный риск - риск возникновения финансовых потерь (убытков) вследствие неблагоприятного изменения процентных ставок по активам, пассивам и внебалансовым инструментам кредитной организации. Высокий уровень процентного риска может представлять серьезную угрозу для прибыльности и капитальной базы банка.
Банки могли бы избежать процентного риска, если бы они привлекали и размещали ресурсы на одинаковые сроки. Однако несовпадение в сроках неизбежно присутствует в деятельности любого банка, поскольку одной из функций коммерческих банков в системе рыночного хозяйства является трансформация краткосрочных ресурсов в долгосрочные вложения в экономику. Банки не могут уклониться от процентного риска, поскольку он связан не столько с проведением конкретных банковских операций, сколько со всей совокупностью действий банка по привлечению и размещению денежных средств на возвратной основе. Поэтому избежать процентного риска путем правового (нормативного) регулирования, как это делается в отношении кредитного риска, на практике затруднительно. Для нейтрализации риска процентных ставок применяются иные методы, к которым прежде всего относятся хеджирование, основанное на использовании производных финансовых инструментов (деривативов).
Регулирование процентным риском - сложный и трудоемкий процесс, но поддающийся формализации, в том числе и правовой, и требующий постоянных усилий со стороны структурных подразделений и руководителей банка.
Базельский комитет по вопросам банковского надзора так формулирует основную цель регулирования процентного риска: поддерживать размер процентного риска в пределах параметров, установленных самим банком, в течение периода возможных изменений процентных ставок.
Письмо ЦБ РФ от 2 октября 2007 г. N 15-1-3-6/3995 "О международных подходах (стандартах) организации управления процентным риском" //
В соответствии с базельскими нормами-принципами Банк России, признавая важность регулирования процентного риска как составной части рыночного риска, разработал Положение от 14 ноября 2007 г. N 313-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска" , регулирующее величину потенциальных потерь от соответствующего вида рыночного риска, представляющую собой скорректированную величину фондового, процентного или валютного рисков, рассчитанных в соответствии с данным Положением. Индикатором "зоны существенного риска" является значительная совокупная величина потенциальных потерь от рыночных рисков банка либо слабая диверсификация рыночных рисков (высокая чувствительность к одному виду риска). Величина потенциальных потерь от реализации рыночного риска определяется как сумма потенциальных потерь от реализации валютного, фондового и процентного рисков. Величина потенциальных потерь от реализации процентного риска рассчитывается исходя из предположения об обесценении вложений в котируемые корпоративные долговые обязательства торгового портфеля банка. Величина потенциальных потерь от реализации валютного риска рассчитывается исходя из предположения о девальвации национальной валюты в случае кризисной ситуации и соответственно о потерях кредитных организаций, имеющих короткие открытые валютные позиции (когда валютные пассивы кредитной организации превышают ее валютные активы).
Информация о работе Управление банковскими рисками: проблемы и перспективы