Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:08, дипломная работа
Цель: выявить речевые стратегии диалогового типа в телепрограмме «Познер»; определить, какие стратегии преобладают в интервью при построении диалога.
Задачи: 1. Изучить и систематизировать имеющийся материал по теме в научной литературе;
2. Уточнить содержание понятия «речевая стратегия»;
3. Описать классификацию типов речевых стратегий С.И. Виноградова применительно к диалоговому взаимодействию, а также попытаться самостоятельно расширить круг стратегий на основе анализа текстов интервью В.Познера;
3. Описать концепцию телевизионной программы;
4. Выявить и проанализировать речевые стратегии в ходе диалога участников программы.
Введение…………………………………………………………………..… 3
Глава 1. Актуализация речевых стратегий в интервью как средства построения диалога………………………………………………………...7
1.1. Интервью-диалог и его специфика…………………………………..7
1.2. Приемы диалогизации речи…………………………………………16
1.3. Речевые стратегии. Типология речевых стратегий………………..21
Глава 2. Речевые стратегии в телепрограмме «Познер»…………….41
2.1. Концепция и описание телепрограммы «Познер»…………………..41
2.2. Методика исследования……………………………………………….43
2.3. Интервью с Ириной Антоновой, директором Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (эфир от 23 января 2011г.)..44
2.4. Интервью с Вячеславом Фетисовым, 14-кратным чемпионом Советского Союза, двукратным Олимпийским чемпионом, семикратным чемпионом мира, десятикратным чемпионом Европы (эфир от 30 января 2011 г.)……………………………………………………………………..51
2.5. Интервью с Александром Ткачевым, губернатором Краснодарского края (эфир от 6 февраля 2011г.)………………………………………………..57
2.6. Интервью с Вячеславом Зайцевым, художником, модельером (эфир от 13 февраля 2001г.)…………………………………………………………63
2.7. Интервью с Виктором Христенко, министром промышленности и торговли РФ (эфир от 20 февраля 2011 г.)……………………………….65
2.8. Интервью с Михаилом Горбачевым, видным советским и мировым политическим и общественным деятелем (эфир от 22 февраля 2011г.)..70
2.9. Интервью с Михаилом Пиотровским, директором государственного Эрмитажа (эфир от 13 марта 2011г.)………………………………………74
2.10. Интервью с Николаем Цискаридзе, Народный артист России, лауреатом Государственных премий РФ, лауреатом международных конкурсов артистов балета. (эфир от 3 апреля 2011г.)……………….…79
2.11. Интервью с Игорем Волком, летчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза (эфир от 10 апреля 2011г.)…………………………...83
2.12. Интервью с Геннадием Зюгановым, председателем Центрального Комитета Коммунистической Партии Российской Федерации (эфир от 17 апреля 2011г.)……………………………………………………………….85
Заключение…………………………...………………………………… …. 90
Список использованной литературы…………………………………… 94
ДИАЛОГОВЫЙ ТИП РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ
В ТЕЛЕПРОГРАММЕ «ПОЗНЕР»
(дипломная работа)
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Актуализация речевых
стратегий в интервью как средства построения
диалога………………………………………………………..
Глава 2. Речевые стратегии в телепрограмме «Познер»…………….41
2.1. Концепция и описание телепрограммы «Познер»…………………..41
2.2. Методика исследования………………………………………………
2.3. Интервью с Ириной Антоновой, директором Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (эфир от 23 января 2011г.)..44
2.4. Интервью с Вячеславом Фетисовым,
14-кратным чемпионом Советского Союза,
двукратным Олимпийским чемпионом, семикратным
чемпионом мира, десятикратным чемпионом
Европы (эфир от 30 января 2011 г.)…………………………………………………………………….
2.5. Интервью с Александром Ткачевым, губернатором Краснодарского края (эфир от 6 февраля 2011г.)………………………………………………..57
2.6. Интервью с Вячеславом Зайцевым,
художником, модельером (эфир от 13 февраля
2001г.)…………………………………………………………
2.7. Интервью с Виктором Христенко, министром промышленности и торговли РФ (эфир от 20 февраля 2011 г.)……………………………….65
2.8. Интервью с Михаилом Горбачевым, видным советским и мировым политическим и общественным деятелем (эфир от 22 февраля 2011г.)..70
2.9. Интервью с Михаилом Пиотровским, директором государственного Эрмитажа (эфир от 13 марта 2011г.)………………………………………74
2.10. Интервью с Николаем Цискаридзе, Народный артист России, лауреатом Государственных премий РФ, лауреатом международных конкурсов артистов балета. (эфир от 3 апреля 2011г.)……………….…79
2.11. Интервью с Игорем Волком, летчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза (эфир от 10 апреля 2011г.)…………………………...83
2.12. Интервью с Геннадием
Зюгановым, председателем Центрального
Комитета Коммунистической
Заключение…………………………...…………………
Список использованной литературы…………………………………… 94
Приложения……………………………………………………
Введение:
Актуальность исследования:
Одним из способов достижения истины является диалог. Традиция диалога ассоциируется с именем Сократа. "Познай самого себя" являет собой не пассивно-созерцательный, а деятельный подход к проблеме человека, который рассматривает диалог как отправную точку в понимании сущности человека. Суть сократовского диалога состоит в равноправной беседе двух лиц, для которых знания не даны в готовом виде, а представляют проблему, жизненно важную для собеседников, предполагают направленный поиск. Достижение истинного знания, осознание его значимости становится явственным лишь в ходе развития диалога. Процесс развертывания диалога осуществляется благодаря вопросу, который есть сердцевина диалога. Поиски и обнаружение истины достигаются "вопросно-ответным методом". Платон также считал, что вопрос является отправной точкой построения диалога. У Сократа и Платона "вопросы ставятся без конца, решительно в каждой строке, и всё изложение … наполнено такими ответами на вопрос, которые непрестанно зовут всё дальше и дальше" [Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969. Стр. 154.].
В отечественной философии и науке особая роль в подготовке и решении проблемы диалога принадлежит М.М.Бахтину, который выделял широкий спектр диалогичного общения: диалог в большом времени, диалог культур; диалог голосов и смысловых позиций в индивидуальном сознании, "микро-диалог". Большое внимание Бахтин уделял личностному диалогу, который возникает между людьми в процессе общения и имеет целью достижение истинного знания. С точки зрения философии к истине ведет лишь конструктивный диалог, который предполагает уникальность, равенство субъектов общения, ориентированность каждого на понимание другой точки зрения, активность и взаимную дополнительность позиций субъектов общения.
Следует обратить особое внимание
на специфику коммуникационного общения.
Коммуникация довольно часто преподносится как диалог. Однако они
различны по содержанию, форме и целям.
Коммуникация, как специфическое проявление
информационной связи, выражается в передаче
отправителем некоторой информации, которую
получатель должен принять и освоить.
Она представляет однонаправленный процесс,
количество информации способно уменьшаться
по мере её движения от отправителя к получателю.
[Журнал "Российское право в Интернете",
номер 2009 (02), Фокина Н.И., кандидат философских
наук, доцент кафедры философии МГЮА, Диалог
и поиски истины // http://www.rpi.msal.ru/prints/
Построение же диалога обусловлено целым рядом причин.
Большую роль играют типы речевых стратегий, которые выбирают коммуниканты. Одни из них ведут к диалогу, другие - нет. Среди работ, посвященных изучению типов речевых стратегий, значимыми являются труды С.И. Виноградова, О.С. Иссерс. Ими была произведена тонкая и многоплановая классификация типов речевых стратегий.
Новизна исследования:
Объект исследования: текстовые версии телевизионной программы «Познер».
Предмет исследования: речевые стратегии и коммуникативные сигналы на них указывающие.
Цель: выявить речевые стратегии диалогового типа в телепрограмме «Познер»; определить, какие стратегии преобладают в интервью при построении диалога.
Задачи: 1. Изучить и систематизировать имеющийся материал по теме в научной литературе;
2. Уточнить содержание понятия «речевая стратегия»;
3. Описать классификацию типов речевых стратегий С.И. Виноградова применительно к диалоговому взаимодействию, а также попытаться самостоятельно расширить круг стратегий на основе анализа текстов интервью В.Познера;
3. Описать концепцию
4. Выявить и проанализировать
речевые стратегии в ходе
Эмпирическая база исследования: текстовые версии телепрограммы «Познер» за первый квартал 2011 года, а именно:
Программа выходит один раз в неделю. Транслируется на Россию.
Гипотеза: ведущими типами речевых стратегий в телепрограмме «Познер» являются диалоговые кооперативные стратегии, которые и служат залогом успеха интервью.
Методы: описательный метод, включающий в себя сопоставление, обобщение и интерпретацию полученных фактов, приемы риторического анализа, а также анализ изобразительно-выразительных средств языка.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1. Актуализация речевых стратегий в интервью как средства построения диалога.
Из всех информационных жанров интервью при всей кажущейся простоте является одним из самых трудоемких. Это обусловлено, прежде всего, тем, что видов интервью достаточно много, и у каждого из них свои цели и задачи, а отсюда и ходы построения разговора с интервьюируемым.
В журналистике понятие интервью используется в двух значениях: интервью как традиционный метод сбора информации и интервью как один из жанров журналистики.
Интервью – самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. К общепринятым в этой профессиональной деятельности относят не менее важные – наблюдение и работу с документами. При этом, как показала практика, интервью в качестве контакта с «живым» источником чаще других методов дает материал для публикаций.
Также разговор с компетентным собеседником может не только представлять интерес с точки зрения метода получения сведений, но и быть самоценным как текст, жанр.
Интервью в контексте журналистской профессии имеет свою специфику и свои определения. Приведем некоторые из них.
«Интервью – беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес» [Толковый словарь русского языка/ Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. изд-во иностр. и нац. Словарей, 1938. – 451 с.// с.356].
«Интервью – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам» [Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 1630 с.//с. 598].
«Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом» [Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с., с. 249].
В этих определениях акценты расставлены на разных сторонах журналистского интервью – интервью-методе (способе сбора информации), интервью-жанре (форме предъявления информации). Тем не менее они содержат важнейший компонент, который отличает природу журналистской деятельности от других форм коммуникации. «Общественный интерес», «актуальный вопрос», «предназначен для печати» - вот ключевые слова этих определений, указывающие на это отличие. Получается, что «интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта – актуального, общественно значимого, предназначенного для публикации» [Лукина М. Технология интервью: Учебное пособие для вузов / Мария Лукина. – 2-е изд., доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 192 с.,// с. 8].
В зависимости от особенностей композиции, формы выражения интервью, выделяются несколько основных его видов. Классификации интервью по его форме – самые многочисленные в научной литературе, однако исследователи выделяют разное количество и качество интервью. В основу классификации видов интервью могут быть положены предмет отображения, цель, характер беседы, особенности партнера, характер вопросов, их выбор и постановка и др.
Так, А.А.Тертычный предлагает следующую классификацию: информационное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа [Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика»/ Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – 272 с.//, с. 80 - 115].
Ученый М.И. Шостак предлагает следующую классификацию:
1.Информативные интервью. Это небольшие
по объему тексты, основная цель
которых дать в форме интервью
самую общую, первую информацию
о каком-либо факте или
2. Экспертные интервью. Они проводятся для выяснения мнений собеседника о другом человеке или явлении. Во всех интервью с «источником мнений» усилия журналиста связаны с достижением наибольшей информативности беседы; он демонстрирует и собеседнику, и читателю свою любознательность и повышенное внимание.
Такие интервью ценны точностью высказываний, формулировок. Разумеется, в первую очередь журналист обращается к мнению человека, обладающего общезначимым общественным статусом, знаменитым политическим, профессиональным рангом. Зачастую в этом виде интервью журналист занимает позицию «стенографа», почтительно ловящего на карандаш драгоценные слова собеседника. Хотя экспертные интервью и отличаются минимальным количеством реплик журналиста, стоит подчеркнуть важность проявленной инициативы, корректной поддержки, любознательности журналиста и его постоянного напряженного внимания к словам собеседника.
Информация о работе Диалоговый тип речевых стратегий в телепрограмме «Познер»