Диалоговый тип речевых стратегий в телепрограмме «Познер»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявить речевые стратегии диалогового типа в телепрограмме «Познер»; определить, какие стратегии преобладают в интервью при построении диалога.
Задачи: 1. Изучить и систематизировать имеющийся материал по теме в научной литературе;
2. Уточнить содержание понятия «речевая стратегия»;
3. Описать классификацию типов речевых стратегий С.И. Виноградова применительно к диалоговому взаимодействию, а также попытаться самостоятельно расширить круг стратегий на основе анализа текстов интервью В.Познера;
3. Описать концепцию телевизионной программы;
4. Выявить и проанализировать речевые стратегии в ходе диалога участников программы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..… 3
Глава 1. Актуализация речевых стратегий в интервью как средства построения диалога………………………………………………………...7
1.1. Интервью-диалог и его специфика…………………………………..7
1.2. Приемы диалогизации речи…………………………………………16
1.3. Речевые стратегии. Типология речевых стратегий………………..21
Глава 2. Речевые стратегии в телепрограмме «Познер»…………….41
2.1. Концепция и описание телепрограммы «Познер»…………………..41
2.2. Методика исследования……………………………………………….43
2.3. Интервью с Ириной Антоновой, директором Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (эфир от 23 января 2011г.)..44
2.4. Интервью с Вячеславом Фетисовым, 14-кратным чемпионом Советского Союза, двукратным Олимпийским чемпионом, семикратным чемпионом мира, десятикратным чемпионом Европы (эфир от 30 января 2011 г.)……………………………………………………………………..51
2.5. Интервью с Александром Ткачевым, губернатором Краснодарского края (эфир от 6 февраля 2011г.)………………………………………………..57
2.6. Интервью с Вячеславом Зайцевым, художником, модельером (эфир от 13 февраля 2001г.)…………………………………………………………63
2.7. Интервью с Виктором Христенко, министром промышленности и торговли РФ (эфир от 20 февраля 2011 г.)……………………………….65
2.8. Интервью с Михаилом Горбачевым, видным советским и мировым политическим и общественным деятелем (эфир от 22 февраля 2011г.)..70
2.9. Интервью с Михаилом Пиотровским, директором государственного Эрмитажа (эфир от 13 марта 2011г.)………………………………………74
2.10. Интервью с Николаем Цискаридзе, Народный артист России, лауреатом Государственных премий РФ, лауреатом международных конкурсов артистов балета. (эфир от 3 апреля 2011г.)……………….…79
2.11. Интервью с Игорем Волком, летчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза (эфир от 10 апреля 2011г.)…………………………...83
2.12. Интервью с Геннадием Зюгановым, председателем Центрального Комитета Коммунистической Партии Российской Федерации (эфир от 17 апреля 2011г.)……………………………………………………………….85
Заключение…………………………...………………………………… …. 90
Список использованной литературы…………………………………… 94

Вложенные файлы: 1 файл

ДИАЛОГОВЫЙ ТИП РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

3. Проблемные интервью. Проблемное  интервью помогает разложить  проблему на составные части  или представить ее как дилемму.

В таком интервью должен быть наглядно представлен обмен коммуникативными стимулами, открытый и скрытый, как взаимное побуждение к размышлению.  Здесь журналист выступает как равноправный партнер, участвует в обсуждении проблемы, выступает в роли аналитика, изучающего и сопоставляющего мнения других.

Проблемное интервью может отражать диалог единомышленников, но чаще это – критическое интервью. Это не только обсуждение конфликтной ситуации, сама беседа может быть конфликтной, подразумевать напряженность во взаимоотношениях собеседников, полемизм и соперничество.

4. Интервью – «знакомства».

а) портрет «антигероя». Важны вопросы, «вскрывающие ситуацию», помогающие разоблачению собеседника, заостряющие внимание на противоречиях. В таких интервью предельная собранность журналиста, его находчивость, психологическая устойчивость, важные во время беседы, должны быть продемонстрированы читателю. Желательна «маска бесстрастности», объективности, общий корректный фон беседы и в то же время – серьезные и иногда очень болезненные для партнера «выпады». Журналист старается привести собеседника к «пороговому состоянию», в котором интервьюируемый наиболее полно раскроется.

б) «звездное» интервью. Это наиболее игровое из всех интервью. Его определяют обычно как «словесное фехтование» или «сценку». Желательна форма нестандартизированных, свободных вопросов. Читатель должен ощущать, как профессионально, умело журналист поддерживает игровое состояние собеседника – создает ему более или менее комфортную ситуацию общения, но не ставит в тупик по-настоящему, ограничиваясь ловкими выпадами и меткими «уколами» [Шостак М.И. Журналист и его произведение: Практическое пособие. – М.: ТОО «Гендальф», 1998. – 96 с.//, с. 56-60].

В данной работе основное внимание обращено на интервью-диалог. Этот вид интервью выделяется и другими авторами, поэтому остановимся на нем подробнее. В связи с этим мы рассмотрим еще и классификации видов интервью следующих авторов.

Так, исследователь А.И. Соков классифицирует интервью следующим образом:

1. Интервью-монолог, в котором журналист задает собеседнику один обобщающий вопрос и записывает ответ на него в виде целостного рассказа. Роль журналиста при этом сводится к определению темы и обобщающего вопроса, выбору героя и литературной обработке полученных сведений. Он может задавать и дополнительные вопросы, но только уточняющего и конкретизирующего характера. Причем для читателя эти вопросы остаются «невидимыми». Позиция журналиста в тексте практически не представлена. Она выражается только в выборе эксперта, к которому он обращается за сведениями, и в умении пересказать читателю то, что сказал собеседник, сохранив при этом характер речи героя и манеру изложения. С учетом невозможности для журналиста в полной мере раскрыть авторское «Я» советуют прибегать к интервью-монологам как можно реже, лишь в случаях, когда надо показать мнение или комментарий на актуальную тему конкретного лица.

2. Интервью-диалог представляет собой изложение вопросов и ответов на них героя публикации. Ход беседы активно направляется журналистом с помощью всевозможных вопросов. Начиная разговор с простых, так называемых «общих» вопросов, автор постепенно готовит почву для самых важных и актуальных. В соответствии с правилами ведения беседы уже в вопросах должен заключаться элемент знания обсуждаемой темы, необходимо сочетать единство позиций с дискуссионностью, с постановкой проблемы. Важно сразу сориентировать разговор на тему наиболее значимую для собеседника и читателей. В ходе разговора хорошо сочетать вопросы разного типа: открытые и закрытые (с вариантами ответов), основные (по теме разговора) и не основные, нейтральные и подсказывающие, личные и безличные. Подобное многообразие оживляет беседу, позволяет добиться более тесного контакта с героем. Вопрос должен быть понятен собеседнику в нем не должно содержаться два и более вопросов. Необходимо вопрос формулировать так, чтобы герой не смог дать на него однозначного ответа. К интервью-диалогу советуют прибегать в двух случаях: если требуется лишь проинформировать читателя о каком-либо событии, либо когда журналисту не удалось разговорить героя, добиться превращения диалога в беседу.

3. Интервью-беседа – пик жанра, вершина журналистского мастерства. Это вид интервью, в котором журналист не только задает вопросы собеседнику, но и излагает свою позицию, отношение к той или иной проблеме, в чем-то соглашаясь или не соглашаясь со своим героем. Здесь наиболее активно проявляется авторское «Я». У журналиста есть четкая позиция, собственное видение проблемы. Читателям предлагается открытая полемика двух знающих определенную тему людей, в основе которой – как сходство, так и различие взглядов собеседников. В этом виде интервью максимально используются правила ведения беседы, все жанрообразующие признаки. Однако иногда наблюдается преобладание авторской позиции над позицией источника информации. Конечно, журналистское «Я», как уже говорилось, необходимо, но главным лицом всегда должен оставаться герой публикации. К интервью-беседе следует прибегать в том случае, если автор максимально к нему подготовлен, если есть что сказать не только собеседнику, но и самому журналисту. Аудитория в данном случае получает возможность соотнести взгляды, позицию публициста со взглядами его героев [ Соков А. Интервью: такой легкий и трудный жанр // Сельский журналист, 2002. – №3. – С. 63 – 71.//.63-66].

Одна из традиционных классификаций дана в “Справочнике журналиста” Н.Г. Богданова и Б.А. Вяземского: интервью-диалог, интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета. Интервью-диалог, по мнению этих авторов, – это наиболее распространенный вид интервью, формально выраженный цепочкой вопросов и ответов, чередующихся между собой. Сходными чертами обладает жанр беседы. [Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971.//с. 39].

М.М. Лукина выделяет следующие виды интервью:

1. Информационное интервью —  наиболее ходовой вид, нацеленный  на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов  это интервью отличается весьма  динамичными темпами.

2. Оперативное интервью — разновидность  информационного, только в еще  более сжатом варианте.

3. Блиц-опрос, или опрос на улице. На английский манер его называют street talk, часто используют также  латинский вариант — vox pop. Характерная  особенность таких интервью —  постановка одинаковых, фиксированных  вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

4. Интервью-расследование проводится  с целью глубинного изучения  какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется  обстоятельно и не связано  жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Поэтому и говорят о комбинаторике методов. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном являются здесь вопросы.

5. Интервью-портрет, или персональное  интервью (еще на манер художников  говорят: «профиль»), напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными.

6. Беседа или диалог, когда журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества.. Результатом творческого партнерства является информационный продукт в близком к художественным жанре, который в зависимости от канала передачи может воплотиться в художественном очерке, эссе, документально-публицистическом фильме, диалоге в эфире и т.п. Первое условие такого интервью - большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста. Второе - правильный выбор собеседника, с помощью которого в силу его способностей, поступков или социального положения журналисту удастся выйти на глубокий уровень обобщений, увидеть в проблеме драму, а в персональной судьбе - общечеловеческое начало. [Лукина М. Технология интервью/ учебное пособие/ ред. Харланова Э.М. – 190 с// c.8-11]

Диалог – многогранный термин, используется как для обозначения коммуникативного типа речи, так и для обозначения одного из видов интервью (интервью-диалог).

Диалог как коммуникативный тип речи сформировался еще в античности, он является наряду с монологом базисным понятием и основой построения русской речи. Проблема разграничения диалога и монолога стала одной из основных в лингвистике XX века. Разрешением этого вопроса занимались Л.П. Якубинский, Л.В. Щерба, Т.Г. Винокур, из современных исследователей – Е.В. Красильникова, Е.Н. Ширяев и другие.

Как заметил Л.В. Щерба, диалог – это принадлежность разговорной речи (в отличие от монолога, лежащего в основе литературного языка), он состоит из цепи реплик. Сцепление реплик, в котором вторая реплика по своему строению опирается на первую, грамматически зависит от нее, называется диалогическим единством и является основной единицей диалога. Однако наличие цепи реплик не может быть воспринято как безусловный маркер диалога, между монологом и диалогом не существует строгой границы, о чем говорит, например, частое включение в диалог обширных монологических высказываний субъектов общения: “Реплики превращаются в логически развернутые рассуждения, полемически заостряются, разрастаются в адресованные собеседнику монологи, а весь диалог становится системой диалогически соотнесенных и сопоставленных монологов”. [Щерба Л.В. О монологической и диалогической речи//Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 115-116.]

Коммуникация довольно часто преподносится как диалог. Однако они различны по содержанию, форме и целям. Коммуникация, как специфическое проявление информационной связи, выражается в передаче отправителем некоторой информации, которую получатель должен принять и освоить. Она представляет однонаправленный процесс, количество информации способно уменьшаться по мере её движения от отправителя к получателю. Коммуникация есть субъектно-объектная связь, направленная от отправителя к любому адресату, который остается пассивным потребителем информации. [Журнал "Российское право в Интернете", номер 2009 (02), Фокина Н.И., кандидат философских наук, доцент кафедры философии МГЮА, Диалог и поиски истины // http://www.rpi.msal.ru/prints/200902fokina.html].

Диалог имеет вопросно-ответную структуру, так как живое разговорное слово непосредственно установлено на будущее слово-ответ, оно провоцирует ответ, предвосхищает его и строится в направлении к нему. Для того, чтобы понять вопрос и построить адекватный ответ, необходимо опираться на реальную ситуацию, учесть особенности культурно-исторической практики соответствующего исторического периода, определенный уровень знаний и многие другие обстоятельства. [там же]

Подмена диалога коммуникацией встречается довольно часто. Это происходит тогда, когда по форме сохраняются субъектно-субъектные контакты, а по содержанию информация идет в одном направлении. По замечанию Л.М. Баткина: "Нет ничего более монологичного, чем платоновский диалог, в нем нет синтеза, точку зрения автора выражает один Сократ, и она не меняется в процессе спора, а его партнеры… только слушатели, ученики, мальчики для битья" [Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1987. С. 163, 175.].

Итак, как следует из вышесказанного, интервью-диалог не является однонаправленным процессом общения. Во-первых, интервьюируемый всегда связан с журналистом, который направляет беседу, а следовательно, и реагирует на его слова. Во-вторых, интервьюируемый и, естественно, журналист, всегда должны представлять себе возможную реакцию читателей/зрителей/слушателей, внимание которых может направляться репликами журналиста, повторяющими мысль собеседника.

Другими словами, интервью-диалог предполагает уникальность, равенство субъектов общения, ориентированность каждого на понимание другой точки зрения, активность и взаимную дополнительность позиций субъектов общения.

 

    1. Приемы диалогизации речи

Одной из ведущих тенденций современных СМИ является ориентация журналиста на равенство с читателем и установка на диалогичность. Эта тенденция проявляется не только в количественном увеличении материалов в жанрах интервью, бесед, круглых столов, но и в диалогизации, под которой понимается намеренное использование средств и приемов, направленных на достижение диалогичности. Для этого автор должен на передний план коммуникации выдвинуть фигуру адресата, то есть учитывать его возрастные и половые особенности, его социальные, экономические и политические пристрастия и как бы «говорить языком потенциального получателя информации». [Т. И. Стексова, Тенденция к диалогизации монологического текста на страницах современной прессы Новосибирский государственный педагогический университет]

Для того чтобы диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить активный отклик на речь говорящего, надо знать принципы речевого поведения или приемы диалогизации.

Т.Е. Тимошенко в своей книге «Работаем над текстом» выделяет следующие приемы диалогизации:

- риторический вопрос,

- риторическое восклицание,

- вводные слова и вводные  конструкции,

- введение мнения оппонента  и возражение ему,

- обращения,

Информация о работе Диалоговый тип речевых стратегий в телепрограмме «Познер»